Программа объединения " Интеллектуальные игры"
рабочая программа (5 класс) по теме

Болдырева Ольга Анатольевна

текст программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intellektualnye_igry_1_god_2007_2.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЕЙ №30 «ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ №30»

Утверждаю                                                                        Принято

Приказ № ______ от ____________                        Решение Педсовета  

директор ФМЛ №30                                                ГОУ  ФМЛ  №30

__________________  Иовлева Э.В.                         протокол № ______ от ____________

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Интеллектуальные игры»

                                                                                   

                                                                                      Возраст детей   5 – 7 класс

                                                                                      Срок реализации 1 год

                                                       

                                                          Авторы-составители

                                                                                       педагоги дополнительного образования

                                                                    Болдырева Ольга Анатольевна

                                                                       Евстафьев Валентин Андреевич

                                                          Орлова Карина Юрьевна

         

                                       

Санкт-Петербург

2008

                               

Пояснительная записка

   

 Данная программа дополнительного образования разработана в рамках  социально-педагогического направления для учащихся 5-7 классов.  Она подразумевает обучение навыкам ведения интеллектуальных игр, которые являются средством развития интеллекта, формирования наблюдательности, умения логически мыслить, развития воображения и пространственного представления, познания окружающего мира. Программа способствует формированию общей культуры человека, способствует эстетическому воспитанию, расширению кругозора.

Актуальность и целесообразность программы обусловлены тем, что, какую бы специальность не выбрал ученик после школы, ему всегда будут нужны знания, хорошая память, настойчивость, сообразительность, аккуратность, фантазия, наблюдательность, внимательность, пространственное воображение, терпение, умение логически мыслить, анализировать, сопоставлять и обобщать факты. И конечно, в специализированном учебном заведении, каковым является физико-математический лицей, очень важно дать ученикам возможность развить в себе перечисленные выше качества. Решать эту задачу помогают интеллектуальные игры. Они не только вносят особый, игровой, момент в любой вид деятельности, но и служат развитию творческих способностей человека. В игре развивается умение последовательно мыслить, фантазировать, принимать решение и настойчиво проводить его в жизнь, терпеливо ждать, ориентироваться в быстро меняющейся обстановке. Интеллектуальные игры развивают у учащихся комбинаторику мышления, способствуют усвоению абстрактных понятий, стимулируют детскую фантазию и воображение, помогают осваивать количественные параметры окружающего мира.

В школе игра, соединяя в себе серьезное интеллектуальное занятие и забаву, развлечение, открывает путь к качественно новому уровню обучения.

Отличительной особенностью данной программы является тот факт, что в рамках кружка предпринимается попытка обратиться к интеллекту человека в своеобразной обстановке. Интеллектуальные игры связаны с определенным размышлением, с поиском и выбором оптимальных вариантов тактики и стратегии, обдумыванием хода игры. Как нигде, здесь требуется умение логически и в то же время нестандартно мыслить. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности младших подростков, создаются условия для успешности каждого ребёнка.

  Цели: создание условий для развития у учащихся:

  1. знаний,
  2. пространственного воображения,
  3. хорошей памяти,
  4. аккуратности,
  5. настойчивости,
  6. наблюдательности,
  7. фантазии,
  8. терпения,
  9. сообразительности,
  10. внимательности,
  11. умения логически мыслить, анализировать, сопоставлять и обобщать факты,
  12. А также развить у школьников навыки публичного выступления, обучить искусству цивилизованного спора и работе с информацией в условиях информационного общества, воспитать активную гражданскую позицию, обучить основным правилам логики, риторики, умению логично и доказательно отстаивать свою точку зрения, культуре речи.

            Задачи:

Образовательные:

  • знакомство учащихся с различными играми и их историей;
  • участие в играх;
  • приобретение навыка публичных выступлений; 
  • знакомство учащихся с правилами ведения дискуссии, развитие навыков ведения дискуссии.

Развивающие:

  • развитие творческих способностей;
  • интеллектуальное развитие;
  • повышение познавательного интереса;
  • развитие природных способностей учащихся: внимания, терпения, сосредоточенности, фантазии, наблюдательности, сосредоточенности.

Воспитательные:

  • воспитание коммуникативной культуры учащихся;
  • воспитание навыка коллективной деятельности;
  • воспитание в учащихся самостоятельности;
  • воспитание в учащихся ответственности и дисциплины;
  • установление более тесных деловых контактов между учителем и обучающимся и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов каждого ребенка.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

• доброжелательный психологический климат на занятиях;

• личностно-деятельный подход к организации учебно-

воспитательного процесса;

• подбор методов занятий соответственно целям и содержанию

занятий и эффективности их применения;

• оптимальное сочетание форм деятельности;

• доступность.

Методы, формы и содержание занятий направлены на погружение уча-щихся в мир интеллектуальных игр и формирование осознания связи игр с окружающим миром. Круг интеллектуальных игр чрезвычайно широк. Он включает командные и индивидуальные игры; комбинационные настольные игры и игры лингвистические; математические игры, игры-головоломки, компьютерные игры и т. д.  Занятия делятся на теоретические (в форме бесед, лекций) и практические (отработка на практике теоретических знаний, проходящая в коллективной, групповой и индивидуальной форме в виде игр и соревнований). Теоретические занятия помогают лучше разобраться в особенностях ведения игр, а практические занятия, игры и турниры позволяют на практике реализовать поставленные задачи.

Для более качественной реализации программы и обеспечения диффе-ренцированного подхода к процессу обучения во время проведения трениро-вочных игр предполагается деление всех учащихся на 3 группы.

     Программа дополнительного образования предназначена для детей 10 -13 лет (5 – 7 класс).  Количество учащихся в группе: 15 – 60 человек. В основе занятий лежит принцип добровольности. Прием осуществляется в заявительном порядке.

     Программа рассчитана на 1 год. Теоретические занятия проводятся согласно планированию данной программы. Практические занятия проводятся по планированию данной программы, но с согласованностью с планом внеклассной работы лицея и графиком районных и городских мероприятий (общее количество часов –102 из расчета 3 часа в неделю). В программе используются различные формы организации занятий, такие как лекция и семинар, групповая, индивидуальная деятельность учащихся.

Структуру программы составляют два основных раздела:

                                         

1. Командные игры (После знакомства с правилами игры, в любой командной игре встает вопрос об организации работы команды. Требуется разработать тактику и стратегию ведения игры, распределить обязанности в команде. В ряде игр учащимся в дальнейшем приходится объяснять сопернику свои действия и оценивать действия противника. Поэтому очень важно сформировать навыки ведения дискуссии, умения правильно задавать вопросы и отвечать на вопросы противника.)

                

2. Индивидуальные игры (Существует широкий класс индивидуальных игр. Прежде всего, учащимся требуется разобраться в этом разнообразии. Индивидуальные игры условно можно разделить на два класса – игры, в которых учащемуся приходится соревноваться с другими игроками, и игры, в которых учащийся должен решить какую-либо логическую задачу, ни с кем не соревнуясь. К каждому классу игры существует свой подход, формирующий соответствующие  навыки для успешного освоения этих игр.)

  Предполагаемым результатом осуществления программы дополнительного образования является знакомство с разнообразными играми логически-математического характера, участие в соревнованиях, овладение учащимися основными навыками работы в команде, развитие творческих способностей, а также воспитание у учащихся  дисциплины, ответственности, коммуникативности, уважения к мнению педагога и товарищей.

Формой контроля выполнения образовательных задач служат участие в играх, соревнованиях, олимпиадах и диагностика результатов этого участия.

Формой контроля выполнения развивающих и воспитательных задач является дневник наблюдений педагога, в котором фиксируются достижения учащихся в данной области на протяжении периода обучения.

Подведением итогов реализации дополнительной образовательной про-граммы является школьный игровой турнир.

К концу обучения учащие должны:     

знать:

- правила логических игр;                                                                                                    - основные приемы оппонирования;

- основные приемы ведения дискуссии в играх;

- основные особенности ведения индивидуальной и командной игры;                                                                                                                                                                                                                                - основные приемы сбора и разгадывания головоломок;                                        

уметь:

- разработать тактику ведения индивидуальной и командной игры;                     - распределять роли в команде при ведении командной игры;

 - вести дискуссию в ходе игры, грамотно формулировать вопросы и ответы;       - разработать стратегию ведению игры;                                                                     - организовать свой досуг при помощи интеллектуальных игр.  


Учебно - тематический план работы кружка

№ темы

Наименование разделов и тем

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Командные игры

1.1

Цели и задачи обучения.

2

-

2

1.2

Тактика соревновательных игр. Психологическая подготовка.

2

-

2

1.3

Работа в команде.

   2

-

    2

1.4

Правила математических командных игр ФМЛ № 30.

2

6

8

1.5

Тактика и стратегия подготовки к математическому бою.

1

3

4

1.6

Приемы ведения дискуссии. Оппонирование.

2

10

12

1.7

Ведение математического боя.

1

3

4

1.8

Подведение итогов турнира математических боев.

-

2

2

1.9

Практикум по командным играм.

-

34

34

2.

Индивидуальные игры

2.1

Головоломки.

2

10

12

2.2

Индивидуальные игры-соревнования.

2

8

10

2.3

Игры для нескольких участников.

3

12

15

2.4

Роль игры в жизни, подведение итогов.

1

-

    1

Всего за год

20

88

108

    При отборе содержания и структурирования программы использованы обще дидактические принципы, особенно принципы доступности, развивающей направленности, учёта индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.  

Содержание программы

                                   

  1. Командные игры.

Теория: Цели и задачи обучения в кружке. Требования к учащимся. Основы работы в команде: распределение обязанностей, психологические особенности. Правила командных игр. Математические бои и командные игры ФМЛ № 30: подготовка к игре, ведение игры, оппонирование.

Подготовка к командной игре: внимательная работа с правилами игры, выявление ключевых моментов игры; разработка тактики и стра-тегии ведения игры; распределение обязанностей в команде; взаимодейст-вие между членами команды.

Ведение игры: реализация стратегии игры; внесение корректив по ходу игры; учет, осознание и исправление ошибок каждого участника; разбор игры.

Оппонирование: основные приемы ведения дискуссии; формирование вопросов противнику; психологические особенности публичных высту-плений.

Практика: Отработка навыков ведения командных игр. Практикум.

Подготовка к командной игре: отработка навыков чтения правил иг-ры, выявление скрытых возможностей; отработка тактики и стратегии ве-дения игры; распределение обязанностей в команде, роль капитана при подготовке команды; организация взаимодействия между членами ко-манды.

Ведение игры: реализация стратегии игры; внесение корректив по ходу игры; работа капитана по ходу игры; разбор основных ошибок и положительных моментов игры своей команды и команды противника.

Оппонирование: отработка основных приемов ведения дискуссии; отработка навыков диалога с противником.

     

  1. Индивидуальные игры.

Теория: Игры-головоломки, игры-соревнования, игры для нескольких участников (правила игр, тактика и стратегия игр). Тактика ведения личной олимпиады. Роль игры в жизни (организация своего досуга в поездках и т. п.). Подведение итогов занятий.

Игры-головоломки: основные виды (полностью разбираемые, частично разбираемые, собираемые, переместительные, ребусы); приемы достижения успеха. Топологические особенности частично разбираемых головоломок. Приемы разгадывания ребусов числового характера.

Игры-соревнования: приемы оптимизации временных, ходовых и т. п. затрат в ходе игры; математические основы создания оптимальной стратегии игры.

Игры для нескольких участников: знакомство с широким спектром игр, правилами; разбор общих стратегий и отличительных особенностей. Обсуждение возможностей расширения известных игр (попытки создания собственных игр на основе имеющихся путем внесения изменений в правила – например, создание игры «Суго» на основе игры «Го»).

 

Практика:  Практикум по играм (различные вариации игры «Крестики – нолики»; различные вариации игры «Пирамида»; «Мельница»; различные вариации игры «Кто быстрее!»; «Домино»; «Нарды»;  «Лудо»; «Реверси»; «Румми» и др.). Участие в олимпиадах.

                 

Методическое обеспечение

Тема программы (раздел)

Формы органи-зации занятия

Методы и приемы

Дидактический материал, техническое оснащение (использованные материалы)

Формы подведения итогов

1

Командные игры

1.1

Цели и задачи обучения.

Беседа.

Методы: словесный, частично-поисковый.

Приемы: беседа.

Дидактические материалы: ручка, бумага.

Оборудование: -

Самоанализ.

1.2

Тактика соревно-вательных игр. Психологическая подготовка.

Беседа.

Методы: словесный.

Приемы: лекция, беседа.

Дидактические материалы: ручка, бумага.

Оборудование: -

Самоанализ.

1.3

Работа в команде.

Беседа.

Методы: объяснитель-но-иллюстративный, словесный.

Приемы: беседа, показ педагогом.

Дидактические материалы: ручка, бумага, доска учебная.

Оборудование: -

Самоанализ.

1.4

Правила математических командных игр ФМЛ № 30.

Семинар, игра.

Методы: объяснитель-но-иллюстративный, практический

Приемы: показ педаго-гом, тренинг, выполнение практических заданий

Дидактические материалы: ручка, бумага, доска учебная.

Оборудование: -

Участие в играх.

1.5

Тактика и страте-гия подготовки к математическому бою.

Семинар, игра.

Методы: объяснитель-но-иллюстративный, практический.

Приемы: беседа, тренинг.

Дидактические материалы: ручка, бумага, доска учебная.

Оборудование: -

Участие в играх.

1.6

Приемы ведения дискуссии. Оппонирование.

Семинар, игра.

Методы: объяснитель-но-иллюстративный, практический.

Приемы: беседа, тренинг.

Дидактические материалы: ручка, бумага, доска учебная.

Оборудование: -

Участие в играх.

1.7

Ведение матема-тического боя.

Семинар, игра.

Методы: объяснитель-но-иллюстративный, практический.

Приемы: беседа, тренинг.

Дидактические материалы: ручка, бумага, доска учебная.

Оборудование: -

Участие в играх.

1.8

Подведение итогов турнира математических боев.

Игра.

Методы: практический.

Приемы: игра-соревнование.

Дидактические материалы: ручка, бумага, доска учебная.

Оборудование: -

Итоговая игра.

1.9

Практикум по командным играм.

Соревно-вания.

Методы: практический.

Приемы: игра-соревнование.

Дидактические материалы: ручка, бумага, доска учебная.

Оборудование: -

Участие в чемпионате школы

2.

             Индивидуальные игры

2.1

Головоломки.

Семинар, игра.

Методы: объяснитель-но-иллюстративный, практический.

Приемы: беседа, тренинг.

Дидактические материалы: ручка, бумага, доска учебная.

Оборудование: игры-головоломки-

Контрольное занятие.

2.2

Индивидуальные игры-соревнования.

Семинар, игра.

Методы: объяснитель-но-иллюстративный, практический.

Приемы: беседа, тренинг.

Дидактические материалы: ручка, бумага, доска учебная.

Оборудование: компьютер.

Участие в олимпиаде.

2.3

Игры для нескольких участников.

Семинар, игра.

Методы: объяснитель-но-иллюстративный, практический.

Приемы: беседа, тренинг.

Дидактические материалы: ручка, бумага, доска учебная.

Оборудование: наборы игр.

Контрольное занятие.

2.4

Роль игры в жиз-ни, подведение итогов.

Беседа.

Методы: словесный, частично-поисковый.

Приемы: беседа.

Дидактические материалы: ручка, бумага.

Оборудование: -

Самоанализ.

Перечень необходимого оборудования:

  1. Доска учебная
  2. Компьютер
  3. Проектор
  4. Наборы игр, игры-головоломки


Список литературы для педагогов:

  1. Белов В. Н. Калейдоскоп игр. Лениздат. 1990 г, 192 с.
  2. Болховитинов В. Н., Колтовой Б. И., Лаговский Н. К. Твое свободное время. М.: Детская литература, 1970 г,464 с
  3. Газета «Математика». 2000-2009 г.
  4. Гарднер М. Есть идея! М.: Мир, 1982 г, 305 с
  5. Гарднер М. Математические головоломки и развлечения.  М.: Мир, 1999 г, 448 с
  6. Гарднер М. Математические досуги. М.: Оникс, 1995 г, 496 с
  7. Дьюдени Г. Э. 520 головоломок. М.: Мир, 2000 г, 334 с
  8. Живая математика 4,0 , ИНТ, 2003
  9. Игнатьев В. И. В царстве смекалки. М.: Наука, 1978 г, 192 с
  10. Квант. Журнал (все выпуски).
  11. Конфорович А.Г. Математическая мозаика. – Киев: Вища  школа, 1982.
  12. Кэрролл Л. История с узелками. М.: Фолио, 2001 г, 432 с
  13. Ленинградские математические кружки. С.А. Генкин, И.В. Итенберг, Д.В. Фомин. – Киров,1994.
  14. Лукачи А. Игры детей мира. М.: Молодая гвардия, 1977 г, 160 с
  15. Лысенко Ф.Ф. «Готовься к математическим соревнованиям» г. Ростов-на-Дону 2001 г.
  16. Мадер В. В. Математический детектив. М.: Просвещение, 1992 г, 96 с
  17. Математические Базы Интернета
  18. Мостеллер Ф. «50 занимательных вероятностных задач с решениями» М. «Наука» 1975 г.
  19. Мостеллер Ф. Пятьдесят занимательных вероятностных задач с решениями. – М.: Наука, 1985.
  20. Нестеренко Ю. В., Олехник С. Н., Потапов М. К. Задачи на смекалку. М.: Дрофа, 2005 г, 235 с
  21. Нестеренко Ю. В., Олехник С. Н., Потапов М. К. Старинные занимательные задачи. М.: Дрофа, 2006 г, 176 с
  22. Перельман И. «Живая математика». М. Изд. «Наука», 1974г.
  23. Пичурин Л.А. За страницами учебника алгебры. - М.: Просвещение,1990
  24. Спивак А.В. " Тысяча и одна задача по математике " . М.: Просвещение, 2002 (второе издание — 2005 год)
  25. Сто задач. Г. Штейнгауз. – М.: Наука, 1986.
  26. Школьные олимпиады по математике. А.В. Шевкин. – М.: Русское слово, 2002.
  27. Электронный образовательный ресурс:

     

Список литературы для учащихся:

  1. Белов В. Н. Калейдоскоп игр. Лениздат. 1990 г, 192 с.
  2. Гарднер М. Есть идея! М.: Мир, 1982 г, 305 с
  3. Гарднер М. Математические головоломки и развлечения.  М.: Мир, 1999 г, 448 с
  4. Гарднер М. Математические досуги. М.: Оникс, 1995 г, 496 с
  5. Игнатьев В. И. В царстве смекалки. М.: Наука, 1978 г, 192 с
  6. Кэрролл Л. История с узелками. М.: Фолио, 2001 г, 432 с
  7. Мадер В. В. Математический детектив. М.: Просвещение, 1992 г, 96 с
  8. Нестеренко Ю. В., Олехник С. Н., Потапов М. К. Задачи на смекалку. М.: Дрофа, 2005 г, 235 с
  9. Перельман Я. И. Занимательная алгебра. Занимательная геометрия.- М.: ЛСТ, 2002
  10. Смыкалова Е.В.  Математика: Дополнительные главы. 5 класс
  11. Смыкалова Е.В.  Математика: Дополнительные главы. 6 класс
  12. Энциклопедия  для детей. Математика.- М.: «Аванта+». 1998.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа школьного объединения " Спортивные игры"

+Программадеятельности объединения «Спортивные игры»(волейбол, баскетбол)основана на базе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11-х классов,часть 3. Внеклассная работа, ...

Дополнительная образовательная программа объединения «Спортивные игры» (специализация – баскетбол, волейбол) физкультурно-спортивной направленности.

Программа для обучающихся 5- 11 классов разработана как приложение к основному курсу, преподаваемому в общеобразовательной школе, но представляет собой более углублённый и расширенный его вариант. Про...

Рабочая программа объединения "Подвижные игры"

Программа по дополнительному образованию...

рабочая программа творческого объединения "Гитара, играй!"

Рабочая программа творческого объединения "Гитара, играй!" МОКУ "Чильчинская СОШ", 2017-2018 учебный годРуководитель - Мукабенова Татьяна Михайловна...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА творческого объединения «Спортивные игры»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА                      творческого объединения«Спортивные игры»,...

Программа клуба интеллектуальной игры "Что? Где? Когда?"

Цель программы: развитие познавательной активности подростков, формирование у них творческой активности, инициативности и позитивного отношения к жизни....

Программа обще интеллектуального направления для старших классов "Интеллектуальные игры"

Интеллектуальная игра - индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные игры об...