"900 дней мужества"(посв. снятию блокады Ленинграда)
классный час (7 класс) на тему

Пухова Светлана Владимировна

Мероприятие посвещено снятию блокады Ленинграда. Актёрами выступают учащиеся 7 класса. Постановка способствует воспитанию патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 900_dney_muzhestva_1.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пухова Светлана Владимировна

Учитель истории и обществознания

МБОУ «Гимназия №2» г.Саров

Класс:8

900 дней мужества. Сценарий школьного спектакля, посвящённого  годовщине  снятия  блокады  Ленинграда.

В основе  сценария -  стихи  Юрия  Воронова, О.Берггольц.

Цель: повышение уровня информированности детей и молодежи о событиях Великой Отечественной войны, в частности о блокаде Ленинграда.

Задачи урока:

  • Образовательные:

- ознакомление учащихся с  явлениями, которые пережили жители блокадного Ленинграда

- помощь учащимся в правильном понимании и осмыслении  событий Великой Отечественной войны

- показ антигуманных сторон войны.

  • Развивающие:

- формирование навыков работы с различными источниками информации,
- формирование навыков публичных выступлений,

- совершенствование коммуникативных умений обучающихся.

  • Воспитательные:

-воспитание патриотизма, чувства гордости за свой народ,;

- воспитание у учащихся чувства сопереживания, соучастия в судьбах людей, живущих рядом.

Тип: литературно-музыкальная композиция

Материалы и оборудование: проектор, компьютер, презентация

В мероприятии используются фрагменты фильмов:

«Синемафония»(  Давитая С. Ж., Шостакович Д. Д., Параджанов Г. Г., 2006 г.)

 «Блокада Ленинграда», серия «Великая война» 2010-2012 г.

«Ленинградская симфония», Режиссер: Захар Аграненко, 1957 г.

Необходимые звуки:

•        вьюга

•        метроном

•        падающая бомба

Подготовка к мероприятию: за 2 недели учащимся 8-х классов раздаются роли(9 учеников) , выбираются ведущие(1), оформляется актовый зал.

Актёры, одеты в костюмы соответствующие времени.

На сцене буржуйка около неё лежат кирпичи, стопка газет, алюминиевые кружки.

На заднем плане-скамейка, накрытая тёмной тканью.

Сценарий школьного спектакля, посвящённого  годовщине  снятия  блокады  Ленинграда.
В основе  сценария -  стихи  Юрия  Воронова, О.Берггольц.

    Здравствуйте дорогие ребята. Уважаемые гости. Вся страна обращается к дням 1944 года.

Мы рады, что собрались сегодня , чтобы вместе вспомнить эти великие и трагические дни.                                    

     Нашу литературно-музыкальную композицию мы назвали «900 дней мужества»
     У каждого города есть своё лицо, своя судьба, своя история. Не раз за свою историю город менял имя: Санкт-Петербург, Петербург, Петроград, Ленинград и снова Санкт-Петербург. Но сегодня мы будем говорить о Ленинграде.

      История знает немало примеров героической обороны крепостей и городов. Но легенды  седой старины и трагические страницы не столь далекого прошлого бледнеют перед той несравненной эпопеей человеческого мужества, стойкости и самоотверженного патриотизма, какой была 900-дневная оборона осаждённого Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

      Ленинград. Невская твердыня. По-разному и о разном рассказывают его монументы и памятники, названия улиц, площадей, набережных. Многие из них подобны шрамам, оставшимся от суровых испытаний и кровопролитных сражений. Ленинградцы были настоящими бойцами, хоть и не все они встречались с гитлеровцами лицом к лицу. Их противником была смерть, а её союзники-голод, жажда, холод, тьма…..блокада.  Годы  идут, но прошлого не уносят . Обратимся к нему  и вместе с ленинградцами  проживём, хотя бы мысленно, те бесконечно долгие 900 дней, каждый из которых отмечен подвигом и самопожертвованием во имя Победы.

 Видео О. Берггольц Фрагмент поэмы «Февральский дневник» .

Ведущий:
- Годовщине  снятия  блокады  Ленинграда посвящается.
Звучит  метроном. Видео  блокадного Ленинграда

Ведущий:
- Время- лекарь и  эту  роль  повторяет оно  со  всеми.
  Но  бывает  людская  боль, над  которой  не  властно  время.

Мизансцена:   воссоздан  интерьер блокадной  комнаты: буржуйка, алюминиевая  посуда  на  столе.  Несколько  девочек  в  одежде (ватниках , шалях, ботинках, тёплых кофтах, рейтузах и т.п.), обнявшись попарно, спят.

Трагическая музыка

Ведущий:
- В комнате -  двенадцать  человек,
  Спим, к печурке  сдвинулись  поближе.
  Если  рядом -  стужа, холод, снег,
  Поселившись вместе, легче  выжить.
  И  с утра, когда  метель опять
  Штору  через  щель  в  окне  колышет,
  Я, проснувшись, перед  тем, как  встать,
  Вслушиваюсь – все ли  дышат ?
Мизансцена : пробуждение. И далее играют в  соответствии с  текстом.

Звук  вьюги.
Голоса  за  кадром:
Актёр 5: 31 декабря  1941 года.

Актёр 3 :  Дома -  без  света  и тепла, и без конца  пожары  рядом,
                              Враг  зажигалками  дотла  спалил  бадаевские  скалады.
Актёр 6:      И мы бадаевской  землёй теперь  сластим  пустую  воду,
                              Земля  с золой, земля  с  золой – наследье  прожитого года.

Актёр 8: Блокадным  бедам  нет  границ,
                       Мы  глохнем  под  снарядным  гулом.

Звук подающих бомб.

Ведущий:
-  Граждане! Воздушная  тревога !

Актёр 7: От наших  довоенных  лиц  остались  лишь  глаза и скулы.
Актёр 8: И  мы  обходим  зеркала, чтобы  себя  не  испугаться…
 
Ведущий:

Не  новогодние  дела  у  осаждённых  ленинградцев.
( На  сцене в  соответствии  с закадровым  текстом  встают, перемещаются по сцене, растапливают буржуйку, кипятят  чайник, завтракают, пугаются  бомбёжки и т.д.).

Актёр 9:  Здесь даже  спички  лишней  нет. И мы, коптилки зажигая,
                            Как люди первобытных  лет огонь из камня  высекаем.
Актёр 4 :    И  тихой  тенью  смерть  сейчас ползёт за каждым  человеком.
Все  вместе : И всё же в городе  у нас  не  будет  каменного века !

Видео «Хлеб»(Отрывок из фильма «Блокада Ленинграда», где содержится информация о нормах продуктов. ).

Актёр 5: Сотый  день…

Актёр 7:  Вместо  супа – бурда из столярного клея,
Актёр 6 :Вместо чая – заварка  сосновой хвои.

Актёр 3: Это б  всё  ничего, только руки немеют,
Актёр 1: Только  ноги  становятся вдруг  не  твои,
Актёр 4: Только  сердце  внезапно  сожмётся, как  ёжик,
Актёр 9:   И  глухие удары  пойдут  невпопад… ( На сцене оказывают  помощь  упавшей  ослабевшей девушке. Все, кроме  одной, встают.)

Актёр 5: Сердце! Надо стучать, даже если не  можешь,
Актёр 3 , Актёр  9.(хором):   Не  смолкай! Ведь на наших  сердцах - Ленинград !
                                                          Бейся, сердце, стучи, несмотря  на  усталость,
                                                          Слышишь, город  клянётся, что  враг  не пройдёт!
Видео «Армия» (К/ф «Ленинградская симфония»)

Песня исполняется капельно : «Вставай страна огромная…»
Актёр 5: Сотый день  догорал…
          Как потом  оказалось,
          Впереди  оставалось  ещё  восемьсот.
Звучит  метроном.

Актёр 5: Концерт начался!
           И  под  гул  канонады-
           Она, как  обычно, гремела  окрест-
           Невидимый  диктор  сказал  Ленинграду:

Вместе : « Вниманье! Играет  блокадный  оркестр !»

Отрывок из к/ф «Ленинградская симфония», сюжет о концерте в блокадном Ленинграде во время воздушной бомбардировки

Актёр 6:  И музыка  встала  над  мраком  развалин,
                  Крушила  безмолвие тёмных  квартир,
                   И  слушал  её ошарашенный  мир… ( Все встают).
Все  вместе: Вы так бы смогли, если б вы  умирали ?

Актёр 5: Апрель  1942 года.

Актёр 9 :Капель  всё  громче  и напевней, опять весна  вступает в силу,
Актёр 3 : Мы  по  зарубкам  на  деревьях  находим  зимние  могилы.

Актёр 8 : Как после дрейфа  ледоколы дома  промёрзшие  отходят:

Актёр 6 :   Вставляют  стёкла  в  окнах  школы, вода  гремит  в  водопроводе.

Актёр 4  : Нам выдали  талоны  в баню – она  открылась  на  Бассейной,
Актёр 5 :  И  зайчик  солнечный  по  зданьям  всё  чаще  вестником  весенним.
Актёр 1 : И  чтоб  скорей  с зимой  покончить, мы  все  в  работе  небывалой:

Актёр 9.:    На  улицах  с  утра  до  ночи  сдираем  снежные  завалы.

Актёр 7 : Вновь  репродуктор  оживает: там  песни  старые  включили,

Актёр 2:        Мы их  ещё не  подпеваем,

Вместе: но не  забыли, не  забыли…
Исполняют  песню: «Вечер на рейде»
 (авт.В. П. Соловьев-Седой)

Лапкина Л.: 27 января 1944 года.
Видео «Салют»

Все  вместе:
Актёр 5 : За  залпом залп  гремит салют,
Актёр 4 : Ракеты  в  воздухе  горячем
                Цветами  пёстрыми  цветут,
Актёр 9:А  ленинградцы  тихо  плачут.
Актёр 1:Ни  успокаивать пока,
               Ни утешать людей не надо:
Актёр 7 :Их  радость  слишком  велика -
                Гремит  салют  над  Ленинградом !.
 

Актёр 3 :Их  радость  велика,
                Но  боль  заговорила  и прорвалась:
 Актёр 6 :  На праздничный  салют с тобой
                   Пол-Ленинграда  не  поднялось.
Актёр 8 :Рыдают  люди  и поют
                  И лиц  заплаканных  не  прячут.
Актёр 2: Сегодня в городе – салют!
Актёр 5 :Сегодня  ленинградцы  плачут.

Вальс исполняют пара в костюме военных лет.
Читают  девочки  на  сцене:
Актёр 4 : Чтоб  наполниться городом этим,
      Не надо
      Продолжительных  встреч  или  гидов  в пути.
      Ленинград   начинается с  первого  взгляда,
      Как  любовь, от которой  уже  не уйти.
Актёр 8: Но  когда  он  слепит вас  своими  дворцами,
      Берегами  Невы, прямотою  дорог,
      Не забудьте  людей,
      Вставших  вровень с  творцами,
Все  вместе : Не  забудьте о  тех,
              Кто всё это  сберёг !

Ведущий :Прошу  почтить  память погибших  в блокаде ленинградцев и  всех  защитников города, не  вернувшихся  с   фронта. Объявляется  минута  молчания.
Звучит метроном.
Голос  за  кадром : 

Опять война,

Опят блокада…

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:

«Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне».

Я не напрасно беспокоюсь, чтоб не забылась та война:

Ведь эта память –наша совесть.

Она, как сила нам нужна…

Звучит « Гимн Великому  городу» Глиэра.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Мужества, посвященный снятию блокады Ленинграда

Урок Мужества, посвященный снятию блокады Ленинграда...

900 дней (к 70-летию снятия блокады Ленинграда)

Разработка внеклассного мероприятия для старших школьников. Содержит материал о трагических днях блокады Ленинграда, о подвигах ленинградских  школьников....

«Ленинград. Дни тяжелых испытаний» Урок мужества к 70 лет. снятия блокады Ленинграда.

« Ленинград,  дни тяжелых испытаний»Урок мужества к 70 лет. снятия блокады Ленинграда....

900 дней мужества (к 70-летию снятия блокады Ленинграда)

Буклет к 70-летию снятия блокады Ленинграда...

Сценарий общешкольного мероприятия, посвященный снятию блокады Ленинграда «900 дней блокады».

Цели:-воспитать духовную культуру учащихся;- воспитать гражданственность, уважение к истории своей страны;         -воспитать чувство патриотизма;-привить ...

Литературно-музыкальная композиция "Нам не забыть тех страшных дней". По мотивам стихотворения Сергея Чекмарёва "Блокадный хлеб". Дню снятия Блокады Ленинграда посвящается.

Мои ученики - это творческие, отзывчивые ребята. С ними претворять смелые идеи легко, потому что они ребятя серьёзные, ответственные, им можно доверять серьёзные проекты. Одним из таких проектов стала...