Внеклассное мероприятие "Пою мое Отечество"
материал (7 класс) по теме

Суханова Людмила Дмитриевна

Есть в Мордовии свои композиторы и музыканты, певцы и артисты, художники и скульпторы, поэты и прозаики, которые известны далеко за ее пределами. Всех их объединяет любовь к родному краю. Наследие мордовского народа необъятно, как необъятна наша Родина. Возможно, что-то мы узнали о нашем крае сегодня, многое нам предстоит узнать. Неизменной остается только преданность своей Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyu_moe_otechestvo.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пою моё Отечество

   Оборудование: портреты А. Полежаева, патриарха Никона, декабристов Веденяпиных, герб семьи Веденяпиных, альбом «Великие сыны России» ,цветы, выставка книг мордовских авторов, выставка рисунков «Мой край».

Т.С.О.: магнитофон, телевизор, аудио и    видеокассеты с записями мордовских песен, видом церквей, театра, памятников Мордовии, видеомагнитофон.

Ход мероприятия:

  Стих в исполнении учителя :

Мой край родной — мордовская земля!

Тебе слагаю песни я свои.

Люблю твои раздольные поля,

Суры и Мокши чистые струи,

Люблю твоих нарядов простоту,

Твои обряды, звучный твой язык.

Твоих сказаний смелую мечту,

Которой с детства я внимать привык.

     Это стихотворение мордовский поэт посвятил родному краю. С раннего детства нам знакомы слова: Родина, Отечество, Отчизна.

Отечеством мы зовём свою Землю потому, что в ней испокон веку жили отцы и деды наши.

Родиной мы зовём землю свою потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком, и всё в ней для нас родное.

А матерью зовём потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила нас своими водами, выучила нас своему языку. Она, как мать, защищает и бережет нас от всяких врагов.

Много есть на свете хороших государств и земель, но одна у человека мать, одна у него и родина. Звучит песня «Край ты мой любимый».

   

  1 вед. Имя нашей Родины-Мордовия.

Территория ее невелика-26 тыс.кв км.

Население около миллиона человек.

На просторах России могут разместится 450 таких республик.

Еще несколько десятилетий назад мало кто знал, что есть такой уголок -Мордовия.

Но уже сейчас она славится своими героями, историческими событиями, культурным наследием. Огромный путь прошел мордовский народ со времен древности и до наших дней.

 

  Звучит стих И.Пиняева “Мой край”

 

  1 чтец. Был срок-

Мой край звался лаптёжным.

И верно: он России всей

Снабжал в ту пору люд острожный

Обувкой лыковой своей.

И был он славен только этим,

Знай лыко-больше ничего.

Была в немыслимом запрете

Народа мудрость моего.

Не смей дерзать, смотреть лучисто

И по мордовски песни петь

Со свистом по спине ребристой

Свинцовая хлестала плеть.

Курные домики пылали

Миг-от деревни ни кола.

На всю окраину рыдали

Колокола, колокола.

Здесь люди, боль сполна изведав,

Терзали сохами поля.

От нота прадедов и дедов

И ныне солона земля.

  2 чтец.

Теперь никто уже лаптёжным

Мой край мордовский не зовёт.

Шумят хлеба в полях колхозных,

То здесь, то там встаёт завод.

Гляди: зарницы наших окон

В ночи до неба достают

И джунглям Индии далекой

Свет наши лампочки дают.

Язык эрзянский и мокшанский,

Он гож для песен и пера,

Свои студенты есть в Саранске

И есть свои профессора.

Каких героев выдвигает

Нуждой несломленный народ.

Страна приемники включает,

Когда Мордовия поет.

Растет Мордовская столица,

Здесь улиц всех не перечесть!

Как нам тобою не гордиться,

Мой край. Хвала тебе и честь!

  2 вед.1) Есть у народа такие поговорки: «Каждый город имеет свой норов» и «Каждый град своим товаром богат». Они о том, что в каждом уголке России есть что-то свое, примечательное и неповторимое. Вот так и Мордовия имеет свое прошлое и настоящее, свой нрав и характер.

2) Невозможно любить настоящее своего края, не узнав его прошлого. А прошлое интересно и разнообразно.

Истоки мордовской культуры, конечно же, в духовном наследиии.

Издавна мордовский народ поклонялся языческим богам. Но самым главным из них был Чампас. Языческие - боги или идолы создавались из глины, дерева, металла. Эти кумиры внушали мордве трепет и ужас. Лишь спустя века постепенно в жизнь народа вошла христианская вера.

Но много еще было среди мордвы приверженцев старых обрядов. И все они подвергались инквизиции. Митрополитом Никоном была проведена реформа по сближению новой церкви со старыми обрядами. Благодаря этому имя Никона навсегда осталось в истории России.

В царствование Алексея Михайловича митрополит Никон занял патриарший престол. А было это в Москве.

Но мало кто знает, что великий патриарх Никон — уроженец Мордовии.

Не сразу Никон добился власти и престола, огромный путь прошел он, начиная от нищеты и невзгод.

 

   3 вед. Сын простого крестьянина, Никита, сначала познакомившись с сельским попом, затем встретив странствующего монаха, решает стать церковным служителем и уходит из дома. Много невзгод пришлось пережить мальчику, но усердием и трудом он добивался своей цели. Спустя несколько лет он в Москве.

Будучи еще отроком, Никита хотел узнать свою судьбу. И предсказал ее мордовский колдун.

  Встреча Никиты с колдуном (инсценирование)

Никита входит к колдуну:

Колдун: - добро пожаловать

- войди.

- Какого ты рода?

Никита: Простого рода, незнатного. Мать моя умерла, от отца — ушел. Мачеха лютовала, папаша молчал. Тетенька Аксинья умерла — совсем плохо стало. Жил у попа в доме, потом встретил монаха, ушел с ним. Теперь живу в монастыре преподобного Макария. Судьбу свою хочу узнать.

Колдун: Старый Верьнишки говорит тебе: «Старый Вернишки, кого боятся люди и любят боги». Нишкенде тевтяр, богиня судьбы, любит

тебя... Слушай, слушай: ясна судьба твоя для вещаво Вернишки!

Ты будешь великим государем над царством Российским...

  З вед. Слова колдуна оказались пророческими. Никон, пользуясь

безграничной свободой, мечтал уже не о равенстве власти светской

и церковной, а о главенстве Церкви перед государством.

- Священичество выше царства! — утверждал он. В борьбе с Алексеем Михайловичем Никон потерпел поражение, лишился патриаршего сана и был сослан на север.

Такова судьба нашего земляка Никона в прошлом великого человека.

Прошли десятилетия, церкви и храмы стали разрушать, священнослужители изгонялись. Долгое время человек оставался без духовного пристанища.

      Звучит начало песни О.Газманова «Возврати себе храм». Показываются кадры о разрушенных церквях.

1 вед. Но спустя время люди вернулись к религии, ведь именно религия сопровождает человека всю жизнь.

   В храме человека крестят, сюда он постоянно несет свои радости и боли, к богу обращены его молитвы за своих близких, богу он приносит покаяние в грехах. Нет такого места в Мордовки, где не было бы храма, ведь через богослужение люди получают силы для праведной жизни. А церкви в Мордовии — замечательные! Они как музыка, застывшая в камне.

 

   Звучит Молебен.

   Просмотр кадров о церквях Мордовии.

 

  Возможно, слова о застывшей в камне музыке, возникли именно тогда, когда человек глядел на прекрасный, величественный храм.

Уж очень отличается вид храма от обычных зданий.

Строгая прелесть и грация линий.

Светлая, радостная раскраска строений. А высоко сверкают золотом, отражая небесный свод, нарядные купола. Далеко, далеко разносится звон колоколов. (звучание колокола).

 

  Стих «Колокола». Дмитркй Кедрин. 

Видно, вправду вскоре сбудется

то, чего душа ждала:

Мне весь день сегодня чудится,

Что звонят колокола.

Только двери в храме заперты,

Кто б там стал трезвонить зря?

Не видать дьячка на паперти

И на вышке звонаря.

Знать, служение воскресное

Не у нас в земном краю.

То звонят чины небесные

По душе моей в раю.

 

   1 вед. Много известных и талантливых людей вырастила Мордовия. Это, конечно, скульптор Степан Эрзя, художник Федот Васильевич Сычков, певица Мария Антонова, ученый педагог Макар Евсевьевич Евсевьев, стратонавт Васенко. Но наш рассказ сегодня и о тех, чьи имена услышишь не часто.

   3 чтец. Забота о судьбах России и ее народов была в сердцах декабристов. Имена многих широко известны. А между тем среди них участниками декабристского движения были и наши земляки — братья Аполлон и Алексей Веденяпины. (снимки)

Аполлон и Алексей Веденяпины происходили из мелкопоместных дворян села Веденяпино бывшего Темниковского уезда. Их предки издавна жили в этой округе, несли ратную службу, защищая юго-восточные подступы к Москве от разбойных набегов ногайцев, крымских татар и даже турок. За эту службу им в самом начале 17 в. и было дано потомственное дворянство. Герб семьи Веденяпиных отражал заслуги перед Россией. (Герб Веденяпиных).

Детство братьев прошло в большой и небогатой семье. Свобода их не стеснялась: у них не было ни гувернеров иностранцев, ни крепостных дядек. И братья могли спокойно играть с детьми слуг и крепостных.

Впечатления детских лет у Аполлона и Алексея были связаны прежде всего с тяжелым беспросветным бытом крестьянского села. Будущие декабристы не раз были свидетелями сцен дикого крепостнического произвола.

   4 чтец. Но были впечатления и другого рода. Село Веденяпино окружали сказочные лесные просторы, которые таили в себе много загадочного и чудесного. Старожилы рассказывали, что совсем рядом с их селом в 16 веке проходил на Казань Иван Грозный со своими войсками.

А в 70-х г. 17 века всей Темниковской округе прокатилась волна народных бунтов. Русские и мордва шли в отряды Степана Разина.

Через 100 лет из этих же мест помещики скрывались от Емельяна Пугачева. 

Уже с детских лет братья задумывались о судьбе России. Рассчитывать на богатое наследство Аполлон и Алексей не могли, и в 1813г. они были отправлены учиться в Тамбов, сначала в Дворянское училище, а затем в кадетский корпус. Веденяпины, как и их предки, стали военными. Конечно, сия не могли остаться в стороне. Как и передовые дворяне, они стали участниками декабристского движения. Вслед за этим многие месяцы одиночного заключения в сырых и мрачных казематах Петропавловской крепости, десятилетия тяжелой ссылки и солдатчины. Они были дворянского титула. Болезни и преждевременная смерть — такова цена, которую заплатили братья Веденяпины за высокие идеалы своей юности.

   2 вед.  Есть в Саранске улица Полежаева. Но не все знают, что улица названа именем поэта Александра Ивановича Полежаева, который родился в Рузаевке в начале 19 века. Он писал революционные стихи, и за это царь приказал отдать его в солдаты. А в это время служба длилась 25 лет. Полежаев убегает, но его находят и возвращают в полк. И так несколько раз. А пока 1834 год.

 

  Инсценирование. Звучит «Лунная соната» Л. Бетховена (напротив друг друга — Катя Бибикова и А. Полежаев).

   Катя: Летний день. Стоит тишина. Только птицы пересвистываются. Их голоса доносятся сюда, на веранду, увитую зеленью. Лучи солнца падают прямо на лицо совсем юной девушки. Это Катенька Бибикова. Ей лет 14-15. Она очень мила, обаятельна. Живые черные глаза то и дело взглядывают на молодого человека. Катенька держит в руках кисть и дописывает портрет.

   Полежаев: Это портрет Александра Полежаева. И мы как

6удто слышим его мысли.

Так это вы! Я перед вами.

Вы мой рисуете портрет —

 И я мирюсь с жестокими врагами,

Мирюсь с самим собой! Я вижу новый свет.

   Катя: Уже несколько дней мы вместе: я, Александр и мой отец — Иван Петрович Бибиков. Мы собираемся у нас в доме, читаем стихи, играем на фортепьяно. И нам так хорошо вместе.

   Полежаев: Но неожиданный отпуск кончается. Завтра я должен вернуться в полк на службу. Последний день... Я смотрю на Катеньку, но мысли мои нерадостные.

Меня волнует один вопрос: почему ваш отец, бывший царский жандарм, пригласил меня к вам? Меня, поэта, который в своих стихах отвергает царскую власть? 7

  Катя (взяв П. за руки): Я знаю, что из-за доноса неизвестного жандарма вы теперь на всю жизнь обречены быть бесправным солдатом. Как то это печально. Просите, просите у царя прощения. Его величество смилостивится!

   Полежаев: Нет, не хочу терпеть я униженья.

Искры вольнолюбья в моей душе

Горят теперь пожаром.

Да, я теперь мечтаю о свободе

Не для себя — ее мне не увидеть для всей России, всех ее сынов.

2 вед. Печальная музыка, печальные глаза поэта. Он прощается с Катенькой.

Полежаев умер от тяжелой болезни, когда ему было всего 33 года. Судьба его похожа на судьбу многих людей, которые желали народу счастья.

   3 вед. Многих талантливых людей принимали сцена и сцена Мордовского драматического театра.

(показ съемки театра)

Это певцы Мария Антонова, Раиса Беспалова, Владимир Кушкин, артисты Любовь Денисова, Анна Андреевна Бабахан.

Музыкант Леонид Иванович Воинов, народные ансамбли «Умарина» и «Келу». Их творчество глубоко патриотично, оно посвящено Родине.

Но если одни доносят любовь к Отечеству через музыку, живопись, скульптуру, то другие воспевают родной край стихами, очерками, рассказами. В произведениях писателей Мордовии мы находим ответы на волнующие нас вопросы, видим красоту окружающей нас природы: густые леса, золотистые нивы, спокойные реки и говорливые ручейки. Имена мордовских авторов известны за пределами республики, а произведения переведены на многие языки.

   5 чтец. О Леонтии Петровиче Кирюкове — композиторе.

В некотором царстве, в некотором государстве, на берегу маленькой речушки в маленьком мордовском селе жил мальчик, который очень любил слушать бабушкины сказки и мамины песни. Нравились они ему своей напевностью. И захотел он научиться их записывать. Отправился он учиться в Тридесятое царство — в Москву. Научили его там нотам. Стали его звать величать музыкантом! Вот и песни все он уже записал, а новых-то не прибавилось. Вспоминались часто музыканту мордовские песни, вот и решил он поклониться Москве и отправиться восвояси, в Мордовию. Верно ведь говорит: в гостях хорошо, а дома лучше. Вернулся музыкант на Родину и вдруг заметил, что у него тоже песни слагаются, да все разные: и колыбельные, и шуточные, и праздничные, и героические. И стали они называться песнями и операми. А звали этого композитора, первого в Мордовии, А.П.Кирюков.

   

   Чтец. Об Илларионе Максимовиче Яушеве — певце.

Мордовским Шаляпиным называли Иллариона Максимовича Яушева. И не случайно, у него были великий талант, могучий голос и огромный рост. Выходил он на сцену — и гром аплодисментов обрушивался на него. Начинал петь и зал, затаив дыхание, вслушивался в каждый звук. У него была щедрая душа и щедрая рука. Он отдавал людям все: прекрасные песни, высокую любовь к музыке, необыкновенное упорство и трудолюбие. Эту силу дала ему родная мордовская земля. Родился Илларион Максимович Яушев в селе Лобаски, что рядом с Ичалками. Пел так, что казалось, голос его вот вот разрушит стены тесной избы. Выучившись в Московской консерватории, проработав на сцене большого театра, Яушев возвращается на Родину, чтобы подарить мордовскому народу свое искусство.

   

   4вед. Но не сразу искусство достигло таких высот. А начиналось мордовское устное творчество с песен, сказок, т.е. с того, что называется фольклором.

В мордовском фольклоре видное место занимает эпос. В нем мы видим и героических персонажей, и сказочных богатырей, и чудовищ. Эпос рассказывает о жизни мордвы, о его труде и быте. Мордовский народ — один из древнейших и самых крупных финно-угорских народов нашей страны. Он известен своим трудолюбием, гостеприимством, и, наверное, поэтому в национальной лексике мордовских языков нет слова «война». Ведь за оружие мордва бралась только тогда, когда ее к этому вынуждали. Стремление жить в мире выразилось в героических сказаниях о богатыре Сияжаре. Эпос «Сияжар» создан поэтом Василием Радаевым на основе древних мордовских песен, сказаний, легенд.

   Чтец. Сияжар — имя богатыря, который был вынужден прервать свой мирный труд. Он вместе с русскими воеводами идет защищать свой край от ногайцев. Обращаясь к русским богатырям, Сияжар от имени мордовского народа говорит:

Мы всегда бок о бок с вами

Через реки бурные мы с вами.

Сквозь огонь бушующий мы с вами.

Как один, плечо к плечу - мы с вами.

Главное в «Сияжаре» — идея защиты родной земли, братства русского и мордовского народов. 

   2 вед. Как нигде, в Мордовии сохранено и продолжается сказительское искусство.

Сказители исполняют старинные песня, сказки, предания. Это не профессиональные артисты, а жители городов и деревень.

В 20-е годы появился гражданский сказ с именем Феклы Игнатьевны Беззубовой.

Не умея читать и писать, она составила свои песни. В ЗО-е годы стала известна сказительница Екатерина Денисова, которая хорошо исполняла лирические песни, сказки.

И вот одна из них:

   

«Умный дурак»

Сказ-ца: Было у старика три сына, два умных, а младший — вовсе дурак. И пришлось им однажды заночевать в лесу. Решили братья разжечь костер. Чиркали — чиркали, а огня не добыли. Говорит старший брат:

С.Б.: Ну, где теперь добудем огня?

Сказ-ца: Старший брат полез на дерево, увидал костер, возле него сидел старик и кашу варил. Слез с дерева старший брат и пошел туда.

С.Б.: Бог в помощь, дедушка!

Дед.: Спасибо, сынок.

С.Б.: Дай мне огоньку, старый дед.

Дед : Попляши, дам.

С.Б.: Дедушка, да я никогда не плясал!

Дед : Ну коль нет, то и огня нет.

Сказ-ца: Старший брат вернулся не солоно хлебавши. Средний брат

его спрашивает:

Ср. Б: Почему не принес огня?

С.Б.: Старик говорит: «Спляшешь, дам огня ». А я плясать не умею.

Ср. Б: Пойду-ка я к нему, я плясать умею.

Сказ-ца: Пошел к старику средний брат.

Ср.Б.: Бог в помощь дедушка! Огня дай!

Дед: Попляши, дам.

Звучит плясовая музыка.

Сказ-ца: Парень как начал плясать да и опрокинул кашу. Старик его дубиной по спине. Вернулся средний брат без огня. Дурак и говорит:

Дурак: Пойду-ка я.

С.Б.: Куда тебе, все равно ни с чем вернешься.

Сказ-ца: Но дурак не послушался и ушел. Пошел к старику, тот спрашивает: 

Дед: Что тебе, парень?

Дурак: дай огоньку, дедушка.

 Дед: Расскажи сказку.

Дурак: Ладно, только, дедушка, такой уговор: как перебьешь меня - ударю тебя по спине палкой.

Дед: Ладно.

Дурак: Тогда слушай мою сказку:

- Когда еще мой отец не родился, не было и на свете и моей матери, я со своим дедушкой ходил в лес!

Дед: Что ты врешь!

Сказ-ца: Дурак взял палку, стукнул старика. Потом продолжил:

Дурак: Идем по лесу, смотрим — растет ду6. Я стал лазить по стволу. Лез, лез, до неба долез. Ходил, ходил по небу, надоело мне.

Дед: Не может этого быть?!

Сказ-ца: Хвать опять дурак старика палкой по спине. И снова рассказывает.

Дурак: Решил спуститься. Но пока я ходил по небу, мышь сьела желудь, и дуб свалился. Что делать? Смотрю, на земле один старик просо веет. Я слез к нему, купил у него просяную мякину, свил из нее веревку и стал по ней спускаться. Спускался я, спускался, оборвалась веревка, и я упал в болото. Мимо медведь шел. Я хвать его за длинный хвост. Медведь рванулся и из-под хвоста вылетела записка. А в ней имя твое написано.

Дед: Опять врешь! Эх, где, говоришь, мое имя? Как оно попало под хвост медведю? Надоел ты мне! Бери огонь да уходи отсюда!

Сказ-ца: Взял дурак огонь и пошел к братьям. Вот тебе и дурак!

   

   Мордовский танец.

   

   4 вед. Есть в Мордовии свои композиторы и музыканты, певцы и артисты, художники и скульпторы, поэты и прозаики, которые известны далеко за ее пределами. Всех их объединяет любовь к родному краю. Наследие мордовского народа необъятно, как необъятна наша Родина. Возможно, что-то мы узнали о нашем крае сегодня, многое нам предстоит узнать. Неизменной остается только преданность своей Родине.

Мирный ветер летит над родною страной,    

Где на нивах пшеница густа, где сады шелестят

Молодою листвой, где растут и растут города.

Не видать во веки черных бедствий

дорогим, родным моим краям.

И со всей Отчизной нашей вместе

Расцветай, Мордовия моя!

       

              Звучит песня «Край ты мой любимый».

      Все ведущие одеты в мордовские национальные костюмы.

МБОУ «Ардатовская СОШ»

Литературно-музыкальная композиция

«Пою мое Отечество…»

Учитель:Суханова Л.Д.

2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «Защитникам Отечества в войне 1812 года посвящается…»

внеклассное мероприятие предназначено для проведения мероприятия к 200-летию Отечественной войны 2012 года...

Внеклассное мероприятие "Знай Отечество"

Нельзя понять современную жизнь, нельзя создать будущее, не зная прошлого, не зная истории. Вот почему наша игра-викторина называется “Знай свое Отечество”....

Сценарий внеклассного мероприятия «Служить Отечеству – не громкие слова»

Сценарий был разработан ко Дню воина-интернационалиста. Предназначен для мальчишек-подростков с целью воспитания будущего воина...

Внеклассное мероприятие «Защитникам Отечества в войне 1812 года посвящается…»

Сценарий исторического  вечера, посвященного войне 1812 года.......

Внеклассное мероприятие "Славься, Отечество наше!"

Цели: развивать духовно- нравственные качества, воспитывать любовь к своей Родине, уважительное отношение к государственным символам Российской Федерации, развивать познавательный интерес....

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Героям Отечества забвения нет»

Во все времена у всех народов всегда ценились храбрость и стойкость ратных людей. Не является исключением и наше Отечество. Так случилось, что на протяжении всей своей истории Россия была вынуждена по...