Основы самоподготовки.
методическая разработка на тему

Чучадеева Светлана Павловна

В работе "Основы самоподготовки" описана структура и методика проведения самоподготовки учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основы самоподготовки.

                 Самоподготовка несет в себе активное воспитательное начало:

  • мотивы учения детей, их волю, терпение, аккуратность,
  • умение самостоятельно заниматься умственным трудом,
  • контролировать себя.  

Структура самоподготовки и ее методика

  1. Организационный момент: проветривание помещения, подготовка детьми рабочего места к занятию (нужных книг, тетрадей, письменных принадлежностей, расположение их в определенной последовательности на рабочем столе), выдача словарей, пособий, которые потребуются для работы.
  2. Постановка цели и мотивация деятельности воспитанников. Воспитатель четко объявляет содержание задания, объясняет более рациональную последовательность его выполнения.

Эффективная организация умственной деятельности предполагает: постановку цели, активацию мотивов, продумывание способов работы (учебные действия), точное выполнение отдельных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.), сопоставление цели работы и ее результатов, осмысление итогов.

В этот начальный момент самоподготовки очень важно не только поставить перед детьми познавательную цель, но и вызвать достаточно устойчивые мотивы их самостоятельной деятельности. Здесь особенно заметно концентрируется воспитательная сущность самоподготовки. Под влиянием педагога дети должны испытать сильный интерес к предстоящей работе, должны искренне захотеть выполнить поставленные задачи, пережить волнующее нетерпение в ожидании интересной работы, понять значение каждого своего самостоятельного усилия для воспитания характера, воли. Способность к самореализации поведения, деятельности у детей значительно слабее, но тем и важнее опираться на эту основу сознательного поведения.

Регулирующую роль в самостоятельной деятельности воспитанников сыграет и введение часов. Воспитатель объявляет, сколько минут отводится на выполнение задания.

  1. Самостоятельная работа – основной структурный элемент самоподготовки. Различными примерами воспитатель должен поддерживать готовность детей к собственным усилиям, создать, пусть и не очень длительную, обстановку сосредоточенности, углубления в свою работу.

Результативность самостоятельной учебной работы во время самоподготовки прямо зависит от содержания, объема задания, данного учителя и от методики подачи его на уроке.

Вот почему сотрудничество с учителем, взаимосвязь учителя и воспитателя – одно из важнейших условий успешной организации самоподготовки. Значительный воспитательный результат дает организация самопроверки. Полезно учить детей некоторым способам самопроверки:

- обратное вычисление (математика),

- выполнив упражнение – повтори еще раз правило и сравни свои записи с образцом в учебнике (русского языка);

- перескажи прочитанное по плану, не заглядывая в учебник, по опорным словам, используя таблицу, попробуй оценить свои знания.

В ситуации самостоятельной работы лучше избегать прямых, категоричных требований, резкого принуждения.

Вести себя спокойно, не мешать товарищам, соблюдать тишину и порядок – это должно осознаваться детьми не как воля воспитателя, а как обязательное условие их успешной работы. Вот почему правильно организованный момент мотивации деятельности одновременно обеспечивает для детей и аргументацию дисциплины на самоподготовке: «развивать свой ум можно только в тишине», когда ты не отвлекаешься, «никогда не закалится твоя воля, если не хочешь сам подумать над задачей, а подглядываешь в тетрадь к соседу», «если ты уважаешь своего учителя, ты не позволишь себе сдать тетрадь с неряшливо написанным упражнением».

Создать и удержать эмоциональный настрой детей в ходе самоподготовки поможет и музыка, которая углубляет переживания школьников и помогает работе мысли. Негромкая светлая мелодия может стать хорошим стимулятором при решении задач или выполнении упражнения по русскому языку.

Важны в процессе самоподготовки элементы игры, ожидание сюрприза. Детям, которые раньше выполнили задание, можно положит на стол яркий конверт с хитроумной загадкой, шарадой, ребусом. Познавательная деятельность детей должна обогащаться и деловыми отношениями, общением детей – это очень важно для поддержания мотивов учения социального плана, для того, чтобы контроль, стимулирование деятельности шли от своих же товарищей-консультантов.

  1. Воспитатель завершает самоподготовку общим выводом о результатах выполнения поставленных познавательных и воспитательских задач.

 

        Задача самоподготовки – обеспечить прочность знаний, выработать у учащихся  самостоятельность, развить навыки учебного труда, сформировать устойчивый интерес и потребность в знаниях за время, установленное Уставом школы, выполнить свое домашнее задание.

        Самоподготовка должна проходить в условиях, отвечающих гигиеническим и педагогическим требованиям.

        В кабинетах, где проводится самоподготовка, наглядное оформление должно сосредоточить внимание на содержание работ, помогать запоминанию изучаемого материала.

        Объем домашнего задания должен быть строго нормирован, не допускать перегрузки учащихся.

        Сформировать навыки учебного труда – это значит:

  1. Создать рабочую обстановку (приготовить все наглядно – учебные пособия для подготовки, обеспечить порядок и тишину в классе).
  2. В младших классах целесообразно регламентировать последовательность выполнения домашнего задания, в старших классах право выбора остается за учащимися.
  3.   Педагогу ведущему самоподготовку (по согласованию с учителем) отводить строго определенное время на выполнение устных и письменных заданий. Это дисциплинирует учащихся, активизирует их мыслительную деятельность, приучает экономно расходовать время.
  4. Учить и научить учащихся работать самостоятельно. Дети должны четко знать, какое задание и как следует выполнять по каждому предмету (учащиеся пользуются памятками).

На самоподготовке педагог не подменяет учителя и не проводит повторного объяснения. Все это не исключает при необходимости оказать помощь ученику, заботясь о его самостоятельности. Необходимо избавляться от вопросов, вызванных неумением учащихся самостоятельно думать  и трудиться и наоборот – поощрять вопросы, способствующие развитию интеллекта учащихся.

В процессе проведения самоподготовки педагог обеспечивает контроль за выполнением домашнего задания, формирует у учащихся навыки самоконтроля. Для этого педагог советует учащимся проверять степень усвоения учебного материала путем составления плана прочитанного и пересказа главных мыслей, приучает школьников систематически отвечать на контрольные вопросы к тексту.

Педагогу необходимо проверять у учащихся степень владения приемами самоконтроля, предлагая дидактические материалы, в которых надо найти ошибки, недочеты, выявить типичные недостатки в осуществлении самоконтроля и давать индивидуальные задания по их устранению.

Педагог в процессе самоподготовки не в состоянии проверить все работы учащихся. Наилучшей формой массового контроля является контакт учащихся.

Формы взаимоконтроля

  1. Можно всю группу поделить на подгруппы из 3-5 человек. Каждый выбирает себе один или два предмета, по которым он контролирует остальных ребят, и может быть ответственным за качество их знаний по этим предметам.
  2. «Цепочка» - это когда первого учащегося, окончившего задание, проверяет воспитатель, а потом ученик проверяет следующих и т.д.
  3. Учащиеся проверяют друг друга. Все эти формы взаимоконтроля воспитывают внимание, наблюдательность, способствуют лучшему усвоению материала.
  4. Отдельные педагоги образуют с хорошо успевающими учениками группу доверия, у этих учащихся домашнее задание на самоконтроле. Эта группа не обязательно стабильная, есть возможность каждому ученику войти в нее, если на протяжении некоторого времени они не получают замечания от педагога.
  5. Целесообразно давать возможность учащимся во время самоподготовки устраивать произвольные перерывы после завершения определенной работы.
  6. Рекомендуется после 20  минут самостоятельной работы с детьми провести зарядку, которая займет минимальное время и не нарушит ход мыслей учащихся.
  7. Учащиеся, ранее других окончившие выполнение того или иного задания, самостоятельно переходят к выполнению следующего задания.
  8. Ученикам, у которых   задание проверено,  следует   дать   возможность заняться любимым делом.

Организация самостоятельной деятельности учащихся на самоподготовке. 

Организация выполнения домашнего задания – важный элемент педагогического процесса. Чтобы домашнее задание не было оторванным от усвоения новых знаний на уроке, между усвоением знаний и домашним заданием должна быть взаимосвязь.

      Обратите внимание на следующие моменты:

  • планомерная подготовка учащихся к выполнению домашних заданий в процессе урока;
  • правильная постановка домашнего задания;
  • правильная организация самоподготовки учащихся предусматривает плановость, последовательность выполнения различных видов самостоятельной работы;
  • разработка системы выполнения домашнего задания на уроке;
  • творческий подход к использованию режимных моментов (самоподготовку проводят в два приема – после урока, после прогулки).

 

             

Создание необходимых условий для занятий по самоподготовке.

  • Строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований.
  • Знание уровня общеобразовательной подготовки, индивидуальных обязанностей учащихся.
  • Оказание своевременной помощи в организации самоподготовки, обучение рациональным приемам учебного труда.
  • Взаимосвязь учителя и ученика, обеспечение обратной связи. Дающей информацию о результатах учебной деятельности ученика на всех этапах.
  • Формирование у учащихся навыков самостоятельного учебного труда.
  • Формирование навыков рационального использования времени, отведенного для работы.
  • Оказание своевременной индивидуальной помощи.
  • Применение разнообразных видов и форм занятий по самоподготовке.
  • Использование средств поощрения детей.
  • Предоставление во время самоподготовки кратких перерывов в работе отдельным учащимся или всей группе.

Точное начало самоподготовки – непременное условие качественного выполнения домашнего задания.

Структура самоподготовки.

  1. Вводная часть.
  2. Самостоятельная работа учащихся.
  3. Подведение итогов.

Для обучающихся 1-4 классов на самоподготовку отводится 60 минут. После 40-минутных занятий следует 10-минутная пауза. Для 5-7 классов отводится 1 час 15 минут, через каждые 40 минут работы – 10-минутная пауза. Для 8-12 классов отводится 1 час 30 минут-2 часа, через 40 минут перерыв 10 минут.

Во время вводной части учащиеся составляют план работы, уясняют содержание заданий, выделяют главное. Самостоятельная работа состоит из общей и индивидуальной частей. В конце самоподготовки педагог подводит краткие итоги, отмечаются положительные стороны и недостатки. Широко используется самоконтроль и взаимоконтроль с 3-4 класса.

Домашнее задание можно условно разделит на три уровня:

  • по составлению копий учебной информации;
  • по составлению частичного оригинала учебной информации;
  • по составлению новой учебной информации;

Выполнение устных заданий, особенно заучивание стихов наизусть, выразительность чтения, требуют особых условий. Дети обычно учат устные задания вполголоса. Учащиеся постепенно к этому рабочему шуму, и он не мешает им сосредоточиться. Но определенный порядок должен быть. Нельзя отвлекать внимание учащихся, громко читать и разговаривать. Если учителю нужно подойти к карте или рассмотреть пособие, он это делает тихо, не спрашивая разрешения у педагога. Если нужно что-то узнать у педагога, обратиться за помощью, ученик поднимает руку, а педагог подходит и тихо отвечает на вопрос или помогает выполнить задание.

Виды самоконтроля.

  • При фронтальной проверке проводится коллективный разбор выполненного задания, определяются допущенные ошибки и пути устранения (в начальной школе).
  • При индивидуальном самоконтроле каждый учащийся проверяет ход и результаты выполняемой работы самостоятельно.
  • Взаимные проверки учащимися работ друг друга. Благодаря взаимоконтролю развивается внимание и навыки самоконтроля.

Требования к организации самоподготовки с учащимися

  1. Организационно-дисциплинарные требования:
  1. Точное соблюдение начала и конца самоподготовки.
  2. Сознательное подчинение указаниям педагога.
  3. Наличие всех необходимых для занятий принадлежностей и учебников, подставок.
  4. Обеспечение порядка на рабочем месте.
  5. Экономное и полное расходование времени, отведенное на самоподготовку.
  6. Соблюдение правил запрета и правил разрешения.

  1. Гигиенические требования:
  1. Равномерная и достаточная освещенность всего помещения.
  2. Закрепление места учащегося в соответствии с его листком здоровья.
  3. Чистота оконных стекол.
  4. Недопустимость затемнения окон шторами, цветами и близко стоящими деревьями.
  5. Использование в весеннее время подсвечивающихся штор на окнах для защиты от прямых солнечных лучей.
  6. Регулярное проветривание классных комнат.
  7. Использование школьной мебели в соответствии  с ростом ученика.
  8. Влажная уборка помещения.
  9. Поддержка нормального температурного режима.
  10. Поддержка чистоты и порядка в классе
  11. Соблюдение школьниками личной гигиены.
  12. Сохранение у детей правильной позы во время работы.
  13. Проведение физкультминуток.
  14. Особое отношение к ослабленным болезнью детям.
  15. Устранение шумовых раздражителей.
  16. Предоставление детям при длительной самоподготовке перерывов на неограниченный отдых.
  17. Контроль за состоянием средств  коррекции зрения.

  1. Дидактические требования
  1. Занятия проводятся регулярно, в одно и то же время, имеют определенную продолжительность.
  2. Задания ученики выполняют самостоятельно.
  3. Проверка производится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем).
  4. Планируется индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми.
  5. Объем и характер заданий регулируется с помощью обоюдных контактов воспитателей и учителей.

  1. Воспитательные требования
  1. Отказ от применения каких-либо мер наказания.
  2. Всемерное использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания.
  3. Содействие прилежному отношению к самостоятельной работе.
  4. Недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с учащимися, замечаний, отвлекающих учеников от работы.
  5. Поощрение настойчивости, упорства учеников при работе над домашним заданием.
  6. Терпимое отношение к промахам учащихся во время работы.
  7. Осуждение бездеятельности и упрямства детей.
  8. Привлечение детей к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.

Ученик должен усвоить, что нельзя на самоподготовке:

  1. Опаздывать на самоподготовку.
  2. Тратить неэкономно время на подготовку к самостоятельной работе.
  3. Нарушать тишину.
  4. Отвлекать товарищей от работы.
  5. Обращаться с какими-либо просьбами без надобности.
  6. Заниматься посторонними делами.
  7. Использовать методы работы, вызывающие шум.
  8. Вставать для приветствия, если кто-то войдет в класс.
  9. Беседовать с воспитателем в полный голос.
  10. Громко давать консультацию.
  11. Применять нечестные методы работы – списывать.
  12. Недобросовестно выполнять задание.
  13. Считать работу законченной без проверки, взаимопроверки и по возможности проверки воспитателя.

Ученику разрешается:

  1. По своему усмотрению планировать и осуществлять работу.
  2. Пользоваться разнообразными пособиями.
  3. С позволения педагога до начала самоподготовки сменить рабочее место.
  4. Выйти на время из класса.
  5. Самостоятельно выбрать методы выполнения задания.
  6. При необходимости обращаться шепотом за консультацией.
  7. Оказывать помощь товарищам.
  8. Делать паузы для кратковременного отдыха.
  9. Обращать к воспитателю, подняв руку.
  10. Проверять работу товарищей, когда свое задание выполнено.
  11. Отсутствовать на самоподготовке только с позволения воспитателя.
  12. Конспектировать источники, писать домашние сочинения.
  13. После выполнения всех уроков готовить выступления для кружка, мероприятия, разучивать стихи для конкурса.



Предварительный просмотр:

Карта анализа самоподготовки

Дата________________      Класс____________________

Воспитатель ____________________________________

Цель посещения____________________________________________

Время самоподготовки: по расписанию в 15.00 -15.40, 16.00-16.40, 17.00-17.40,  не по расписанию __________

Организация самоподготовки:

Отметка о выполнении

Точное соблюдение начала и конца самоподготовки, имеют определенную продолжительность.

Санитарно-гигиенические условия:

-Наличие всех необходимых для занятий принадлежностей и учебников, подставок под учебники, дневников

-обеспечение порядка на рабочем месте.

-Равномерная и достаточная освещенность всего помещения.

-Закрепление места учащегося в соответствии с его листком здоровья.

-затемнения окон шторами, цветами, чистота стекол  

-Использование в весеннее время подсвечивающихся штор на окнах для защиты от прямых солнечных лучей.

-Регулярное проветривание классных комнат.

-Использование школьной мебели в соответствии  с ростом ученика.

-Поддержка нормального температурного режима.

-Поддержка чистоты и порядка в классе

-Соблюдение школьниками личной гигиены.

-Сохранение у детей правильной позы во время работы.

-Проведение физкультминуток.

-Наличие шумовых раздражителей.

-Предоставление во время самоподготовки кратких перерывов в работе отдельным учащимся или всей группе.

Организационный момент Вводная часть - 5-12 минут (составление плана работы, уясняют содержание заданий, выделяют главное)

Объем домашнего задания

Постановка цели, указания к работе

Задания ученики выполняют самостоятельно.

Оказание своевременной помощи в организации самоподготовки, обучение рациональным приемам учебного труда

Взаимосвязь учителя и ученика, обеспечение обратной связи

Формирование у учащихся навыков самостоятельного учебного труда.

Формирование навыков рационального использования времени, отведенного для работы.

Оказание своевременной индивидуальной помощи.

Применение разнообразных видов и форм занятий по самоподготовке

Контроль за выполнением домашнего задания самоконтроль  (фронтальная проверка, индивидуальный самоконтроль)  

Взаимоконтроль  

Проверка воспитателем

Выполнение устных заданий

Соблюдение правил запрета и правил разрешения.

Использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания.

Поощрение настойчивости, упорства учеников при работе над домашним заданием.

Терпимое отношение к промахам учащихся во время работы.

Привлечение детей к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.

Общий вывод  о результатах выполнения поставленных познавательных и воспитательских задач.

Экономное и полное расходование времени, отведенное на самоподготовку

Выводы:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методы и приемы активизации познавательной деятельности детей во время самоподготовки, в условиях социально--реабилитационного центра"

Актуальность этой темы в том, как достичь оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его здоровья.Рассмотрим все методы и приемы при помощи которых достигаются положительные результат...

Коррекционная школа VIII вида. Самоподготовка 7 класс.

Самоподготовка – это не урок, хотя и проходит не в домашних условиях, а в классе. Целями и задачами самоподготовки являются: - образовательные (закрепление знаний, формирование умений и навыков, выраб...

Коррекционная школа VIII вида. Самоподготовка 8 класс.

Самоподготовка – это не урок, хотя и проходит не в домашних условиях, а в классе. Целями и задачами самоподготовки являются: - образовательные (закрепление знаний, формирование умений и навыков, выраб...

Самоподготовка

 Цель:  Формирование общеучебных умений и навыков как основы для успешного выполнения домашнего задания.Задичи: 1. Соблюдать последовательность выполнения домашней работы в определенных временных рамк...

«Методика проведения самоподготовки. Формы и методы проведения самоподготовки.»

Основными причинами неуспеваемости, больших пробелов в знаниях учащихся, поступающих в учреждение являются в основном социально-бытовые причины: неблагополучные условия жизни. Недостойное поведение ро...

Открытая самоподготовка на тему: «Труд – основа нашей жизни»

Самоподготовка на тему: «Труд – основа нашей жизни»Цель:закрепить навыки самообразовательной работы положительного отношения к учебному труду.Задачи:-  формировать информационну...