Югорский квест
план-конспект занятия по теме

Новоселова Валентина Петровна

Игра-путешествие по станциям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_yugorskiy_kvest_s_rekomendatsiyami_dlya_uchitelya.doc966.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Белоярского района

«Средняя общеобразовательная школа п.Лыхма»

(СОШ п.Лыхма)

«Югорский квест»

Игра-путешествие для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений

        Выполнила:

Новоселова Валентина Петровна, библиотекарь

[Игра-путешествие по родному краю проводилась  в рамках празднования дня рождения  округа  (ХМАО-Югра). Дети путешествовали  по станциям: историческая, культурная, спортивная, художественная, экологическая  и т.д.  В процессе игры мы охватили все направления жизни и деятельности населения округа.]

Как говорил академик Д. Лихачев: 

«Чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость».

Детей надо воспитывать на том, что рядом, что доступно – не на подвиге вообще,

а на делах своих земляков.

 Игра-путешествие «Югорский квест»

Цель

  • Организация творческой деятельности учащихся направленной на изучение истории своей страны и региона

Задачи

  • Воспитание патриотизма, гражданственности, чувства национальной гордости;
  • Развитие самостоятельной исследовательской и творческой деятельности учащихся;
  • Поддержка и развитие читательской среды ребенка и др.

Оборудование

  Компьютер, проектор, экран, карта округа, видео-сюжеты, фотографии, иллюстрации, звукозаписи,  предметы декоративно-прикладного творчества, книги: сказки, стихи, произведения северных авторов;

Методические рекомендации

Для каждой станции подготовлен краткий  информационный материал, даны рекомендации для организаторов игры: учителей, библиотекарей;  подготовлены вопросы, ответы, указана литература. Игра не требует большой подготовки от учащихся и организаторов игры.  Время пребывания на станциях 5-7 минут. Вся игра занимает 1 час 15 минут.  Количество станций  можно  уменьшить, изменить. Будет прекрасно, если вы включите такие станции, как: «Музыкальная», где можно угадывать мелодии, исполнять песни, на станции «Спортивной» устроите спортивные состязания, а на станции «Танцевальная » исполните  народные танцы, поводите хороводы. Вместо баллов можно вручать фигурки «солнышко» - оценка «5»,  «луна» - оценка «4».

Ход мероприятия

  1. Организационная линейка

1. Вступительная речь организатора игры

2. Выдача маршрутных листов командам – участникам

3. Знакомство с условиями  и маршрутами игры

4. Представление волонтеров  младшим школьникам для сопровождения  по станциям.

  1. Основная часть игры

1.Путешествие команд по станциям (кабинетам)

2.Беседы, просмотры, обсуждения  на станциях по темам, разделам, заданиям, подготовленным  учителем.

2. Выставление баллов  в маршрутные листы ответственными лицами на станциях.

  1. Заключение

1. Сбор командных маршрутных листов

2.Подведение итогов игры и оглашение их по радиоузлу.

                   3.Награждение

Сценарий игры-путешествия

Вступительное слово библиотекаря

 - Добрый день, дорогие ребята, уважаемые взрослые!

Сегодня мы отправляемся в заочное путешествие по стране Югории. Наша игра посвящена дню рождения округа. 10 декабря ей исполнилось 84 года со дня основания.

Югра (Югорская земля) – так в летописях называли место, где проживали угорские народы – ханты, манси. Дети снегов из страны северного ветра, так называли в сказках их. Счастливые и богатые талантом люди.

Это малая наша  родина. Сегодня у вас будет возможность прикоснуться к ней, к её истории, традициям, культуре.

Наша игра называется «Югорский квест» Если заглянем в словарь, то узнаем, что  слово «квест» обозначает -  «приключение», «поиск».  «Приключенческая игра (адвенчура, бродилка, квест) — один из основных жанров игр, требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет может быть предопределённым или же давать множество исходов...»

На станциях во время путешествия вы столкнетесь с различными интеллектуальными препятствиями: головоломками, кроссвордами, загадками… Вы не только будете отвечать на вопросы, но и многое узнаете в пути,  шаг за шагом следуя заданному маршруту.

У вас в руках будут маршрутные листы – это путь следования каждого класса. Вас  сопровождают старшеклассники (волонтёры), они будут вам помогать в пути преодолевать трудности.

В путешествие мы отправимся со сказочным персонажем  буровичком  Югоркой. Образ придумала писательница Ольга Валерьевна Лебедева, написавшая о нем сказку. В книжке историю про Югорку рассказывает девочка, папа которой работает на буровой.)

 -  Кто такой Югорка?- спросите вы. ( Веселый человечек с зелеными глазами и буром вместо носа, нечеловек и не предмет).

-  Почему у него необычное имя и кто ему дал это имя? (Живет в Югре, имя дал Старик-Север-повелитель югорских земель).

-  Почему он такой необычный, что с его носом?  (На носу бур-инструмент, которым буровики-нефтяники бурят землю, символ буровиков).

-  А почему у  Буровичка волосы зеленые? (Потому что он живет  в Югре, где много лесов, тайги, города утопают  в зелени, ещё говорят  «Зеленая тайга»);

- С какого города герои сказки? (С Нефтеюганска).

 Более подробно узнать о приключениях Югорки и его друзей вы сможете, прочитав сказку.

А игра нам поможет проверить ваши знания по истории края. Победит та команда, кто наберёт большее количество баллов. На каждой станции пять вопросов, один развернутый ответ равен 1 баллу, значит. На каждой станции максимальный балл – пять,  команда победительница должна набрать максимальное количество, т.е.40 баллов. Поведение в пути и на станциях тоже учитывается и может испортить набранные баллы. Вы должны себя вести хорошо, показать свои знания, любознательность, смекалку, воспитанность, иначе Югорка  огорчится и разочаруется в  вас.

Итак, получите командиры классов маршрутные листы и внимательно изучите вместе с волонтерами маршрут следования.

Желаю всем удачи и успешного путешествия по Югорской земле! В добрый путь!


Информационная справка, методические рекомендации  для организаторов игры-путешествия.

Вопросы – задания для учащихся.

Станция 1. «Историческая» (историко-патриотическое воспитание)

Вопросы

Ответы

баллы

Справка

Методические рекомендации

Литература

Какие фантастические легенды ходили о богатствах края?

что белки  и  олени  падают на землю, как дождь из туч.

- Мы сегодня с вами путешествуем по Югре, югорской земле.

- Моя станция называется «Историческая» Я её красиво назвала «На задворках России». Сегодня мы будем говорить об истории Югры, о её прошлом.

- Но прежде, хочется сказать несколько слов о сегодняшних днях. 10 декабря, т.е. два дня назад, Югре исполнилось 84 года, большая серьезная дата. Много достигнуто, много сделано руками югорчан, построены красивые города: Ханты-Мансийск, Нижневартовск, Нефтеюганск, Сургут, Лангепас, Югорск, Советский, Белоярский, Пытьях и т.д.  Построены и действуют высшие и средние учебные заведения в разных городах Югры, таким образом, сегодня  вы можете получить любое образование, какое пожелаете в пределах округа.

Столица округа - Ханты-Мансийск становится центром, где проводятся всероссийские, международные фестивали, конференции, спортивные состязания, конкурсы. Люди, создающие бизнес, творческие проекты, артисты, строители едут  к нам в Югру, чтобы заключить соглашение о сотрудничестве, работать вместе, слаженно и на будущее Югры.

- Наш край очень богат природными ресурсами, животным и растительным миром, реками и озерами. Сегодня в   Югре проживают люди разных национальностей: русские, беларуссы, украинцы, казахи, татары, башкиры, коренные народы севера: ханты, манси, зыряне, ненцы.

- Мы живём с вами  в районе больших рек Обь, Иртыш, которые относятся к Обскому северу. Обской север в X –XI веке был ещё не изучен  и мало знаком новгородцам.  О богатствах края ходили фантастические легенды. Путешественники рассказывали, что белки  и  олени  падают на землю, как дождь из туч.

Первые сведения  о хантах и манси  в русских источниках относятся к    XI веку. Тогда  наш край называли новгородцы такими красивыми словами, сравнениями,  как «самородный зверинец», «кладовая мягкой рухляди»

И всё это, конечно, привлекало ватаги торговых людей и новгородской рати в Сибирь. Ежегодно устраивали торговые ярмарки, где торговали: пушниной, мамонтовой костью,  рыбьим клеем, птичьим пером, березовой чагой, меховой одеждой и т.д. Вместе с торговлей продолжались набеги князей, воевод на Югорскую землю с недоброй целью. Югра  временами платила дань новгородцам.

Позже освоение Севера Сибири совершалось простыми людьми, среди которых были и крестьяне. Такие люди умело располагали к себе  местные народности, завязывали с ним и экономические и культурные связи.

Самобытную культуру северных народностей в XVIII- начало XX  века  изучали многие ученые.

По переписи  1916 года в Берёзовском и Сургутском уездах проживало 40751 человек, в том числе 20011остяков, кроме того 1550 вогулов и 1907 остяков жили на территории Тобольского уезда. Наибольшее количество вогулов,4724, было в Туринском уезде, часть из них жила по реке Конде (верхнее течение).

По тем же данным в Берёзовском и Сургутском уездах было 23 церкви и всего 17 школ, в основном сельских одноклассных училищ. Расходы на просвещение оставляли 50 копеек в год на душу населения. Дети коренных национальностей среди учащихся были единицы, а среди закончивших обучение – почти не встречалось.

10 декабря 1930 года по постановлению Президиума ВЦИК в составе Уральской области был образован Остяко-Вогульский (Ханты-Мансийский) национальный округ.

Большую работу среди кочевого населения проводили Сургутский и Юганский «Дома туземцев» В 1930 году создаются первые культурные базы (Казымский) и красные чумы, широко развернувшие свою работу уже в 30 годы.

Основная цель-установление советской власти на севере Сибири.

Станцию можно назвать «На задворках России». Детям дать основные понятия и факты из истории этого периода. Вопросы (ответы) можно дополнить, изменить. Кратко познакомить с автором очерка, а также показать фотографии, видео-сюжеты, карту округа (новую и старую карту) и т.д.

Дополнительная информация по разделу.

См. в Приложении 1.

Патрикеев Новомир Борисович. Югра: вехи жизни: Краеведческий очерк-Ханты-Мансийск,199, 121с. (Библиотека журнала «Югры») Издательство «Н.И.К.»

К какому веку относятся первые сведения  о хантах и манси в русских источниках?

XI веку

Как называли наш край  новгородцы, какими красивыми словами, сравнениями? Почему?

 «самородный зверинец», «кладовая мягкой рухляди»

Стр.5

Как назывались народы ханты и манси раньше, в  XI веке?

ханты-остяки

манси-вогулы

(самоеды)

Назовите год и месяц основания округа и как назывался округ тогда?

10 декабря 1930г.

Остяко-Вогульский национальный округ.

Стр.27

Итого

Станция 2. «Литературная» (пропаганда книги и чтения)

Вопросы

Ответы

баллы

справка

Методические рекомендации

Литература

Перечислите поэтов, писателей, сказочников Югры?

Мария Вагатова (Волдина)

Тимофей Молданов

Роман Ругин

Анна Митрофановна Конькова

Юван Шесталов

У коренных народов севера письменности не было до 30х годов XX столетия. Но это не значит, что у них не было поэзии и устного народного творчества. Они были и передавались из поколения в поколение. Главные хранители народной мудрости-певцы и сказители. Это были широко известные люди, знающие наизусть множество  легенд, преданий, сказок и загадок своего народа и владеющие секретами исполнительного мастерства. Их ценили и почитали. Любители сказок приезжали к ним из далёких деревень, больших и малых, специально, чтобы  послушать их. Долгими зимними вечерами, порой до самого рассвета, шел своеобразный спектакль. Уснуть было невозможно: так захватывали слушателя сюжеты, увлекала сочная, образная речь сказителя.

Тематика сказок самая разнообразная, но в каждой из них отражена жизнь народа, вырабатываемая веками мудрость народа, воплощены его мечты и чаяния.

Устраивали вечера сказок только зимой, приблизительно с середины ноября и до середины марта. В это время стоят сильные морозы, женщины, дети и старики находятся дома. Надо же было как-то скоротать время в долгие зимние вечера!

Песни и загадки можно было слушать в течение всего времени года, ведь малые по объёму жанры не отнимают у тружеников много времени. Напротив, они поднимают настроение, отвлекают людей от мыслей о тяжести повседневного  труда. Мораль в сказках не навязывается слушателю, он сам должен сделать соответствующие выводы, но сказитель интонацией или находящийся рядом взрослый какой-либо репликой может помочь ребёнку оценить поведение того или иного персонажа.

Сказка «Медведь и бурундук»  Ромбандеевой Е.И. учит развивать наблюдательность  В споре с медведем бурундук победил, так как он шустрый, быстрый, много видел и знает. Сказитель подчеркивает, что ум и рассудительность не зависят от величины того или иного существа.

В сказке «Мышонок-путешественник»  мышонок - большой мастер. Лодочку он сделал лёгкую, как листочек крапивы, весло смастерил  тонкое, как язычок собачки.

Мышонок ловко управляет лодкой. А когда вежливые дети приглашают его съесть рыбу, умненький мышонок отказывается: рыба костлявая, а горлышко у меня  маленькое, нежное..(Тем самым  он и детей призывает остерегаться, у них ведь тоже маленькое, нежное горлышко). Но и рассудительный мышонок не удерживается от соблазна при виде вкусной пищи. Съел слишком много, пожадничал – был наказан: живот у него лопнул. А когда он кричит: «Принесите мне шило, принесите кедровый корень! Я зашью животик», всем смешно, потому что мышонок, видимо, представляет себя большим зверем с толстой кожей.

Так ненавязчиво сказка учит не переедать: это вредно для здоровья и опасно для жизни.

Одним словом, также как и у других народов, воспитание детей у народов севера идет через сказки, легенды, предания, через устное народное и литературное творчество.

Станцию можно назвать «Литературная гостиная». Детей познакомить с известными писателями и поэтами Югры Вопросы (ответы) можно дополнить, изменить. Кратко познакомить с автором литературного очерка, а также показать фотографии, видео-сюжеты,  прочитать сказку, стихи, показать мультфильмы, например: «Щащи па хилы» и т.д.

Включить звукозапись с биографией  того или иного автора или произведения.

Оформить выставку книг.

Прочитать  сказки  из раздела »Дети –помощники

родителей»: »  из

Книги-хрестоматии   «Мы- дети природы»:

 хантыйскую сказку «Мальчик –корешок» стр.106, «Перед закатом солнца» стр.109. мансийскую сказку «Кукушка»  

 «стр.111.   или «хантыйскую сказку в сокращении «Путпелык»  стр.112

«Заповеди дедушки» стр.84,

 и т.д.

 Современная литература Югры: хрестоматия для учащихся 9-11 классов. Для внеклассного чтения /Сост.А.Н. Семенов.-Екатеринбург: ООО «Баско», 2008.-456с.

Кто изображен на картинке?

Кто написал сказку Тимопей?

Павел Черкашин

Тимопей: коми- сказка. Литературно-художественное произведение для младших школьников /Автор. лит. обработка Черкашина П.Р.-г.Ханты-Мансийск: ОАО Издательский дом «Новости Югры»,2012 .-32с.,ил.

Назовите автора сказок  «Медведь и бурундук, «Мышонок-путешественник», «Коварный лис»?

Е И Ромбандеева

1.Мансийские сказки/Сост.Е.И Ромбандеева.Худож.А.В. А.В.Борисенко.-СПб.: «Алфавит»,1996.-47с.:ил.

Назовите автора сказок «Хочу. Не хочу», «Старший брат», «Как окунь полосатым стал», «Каждый другом силён» и т. д. ?

А.М.Конькова

Сказки бабушки Аннэ: Сказки, легенды/Сост. А.М. Конькова.-ГИСТЕЛ ДРУК,А-1031 Вена, Мюнцгассе6,Австрия,1993.-117с

Итого:

Станция 3. « Имена» (правовое воспитание)

Вопросы

Ответы

баллы

справка

Методические рекомендации

Литература

Зачем родители дают имена своим детям?

Чтобы можно было их выделить в классе   и обществе, чтобы обращаться к ним по имени.

Многие имена встречаются в разных языках и не имеют четко выраженной национальной окрашенности,  другие встречаются только в данном языке, и по ним мы можем четко определить, к какой стране принадлежит человек, или к какому народу. Имена собственные – великие путешественники. Это часто связано с массовыми миграциями или  со смежным проживанием разных народов. Значительное влияние на проникновение имен оказывает распространение религиозных учений. Ислам разнес имя Магомед от Испании до Индонезии, христианство шагнуло в  Новый свет вслед за испанскими и португальскими  вариантами имен, поэтому имя Мария существует у многих народов.

Личные имена – это имена, которые присваиваются  при рождении людям и под которыми они известны в обществе. Крестное имя давалось и дается при   крещении. Оно обычно выбирается священником по церковному календарю.

На Руси существовал обычай давать имена детям в честь деда или бабки.

Сегодня родители выбирают имя для своего ребёнка наиболее модное, распространённое или по имени звезды-шоу-бизнеса или героя, прославившего себя каким – то ярким примером.

А какие же имена были  у коренных народов Югры? Давайте познакомимся с некоторыми  из  них.

 Сегодня детям родители ханты  дают в основном  русские имена. Это во многом связано с принятием коренными народами Севера христианства в XI веке.

Станцию можно назвать «Имена». Детей познакомить с  историей имен. Познакомить  с хантыйскими именами мужскими и женскими. Вопросы (ответы) можно дополнить, изменить.

Саплина Е.В., Саплин А.И. Введение в историю,3 кл.: Кн.для учителя.- М.: Дрофа,1996.-128с.

Стр.24-25

Личное имя человека, чем отличается от крёстного имени?

Личное имя даётся при рождении, а крёстное при крещении

В честь кого давали имена на Руси?

Деда или бабы

Назовите  мужские хантыйские имена?

Айбах

Ёрунго

Пааби

Параи

Лхатико

Талым

Назовите  женские  хантыйские имена?

Айя

Айюви

Айкап

Ауви

Анкла

Итеки

Немли

Нэмьми

Айёт

Итого

Станция 4. «Орнаменты» (краеведческое воспитание)

Вопросы

Ответы

баллы

справка

Методические рекомендации

Литература

О чем нам говорит национальный орнамент?

Орнамент как важная часть народной культуры является средством выражения художественных вкусов, национальных особенностей народа, его мировоззрения. Украшают  резьбой бытовые предметы: вёсла, сиденья в лодках, ступки для табака, доски для раскроя шкур и выбивалки снега на одеждах, оленьи упряжки, пряжки на поясах.  Известна резьба по коре черёмухи, дереву, кости (рогу).  Из меха (камусов) и ровдуги (замши)  изготовляют полосы орнаментированные техникой мозаикой. Мозаика из сукна встречается на нарядных поясах оленей, на сумочках и игольницах и т.д.

Станцию можно назвать «Орнаменты». Детей познакомить с  историей  возникновения орнамента, с мастерами народного творчества.

В указанном альбоме представлены орнаменты восточных хантов, выполненные разнообразной техникой на бытовых и культовых предметах. Материалы характеризируют современную культуру народа и вместе с тем отражают традиции, восходящие к глубокой древности.

 Вопросы (ответы) можно дополнить, изменить. Можно подготовить выставку из предметов декоративно-прикладного творчества или презентацию.

1.Альбом хантыйских орнаментов/Сост. и  автор вводной статьи Н.В. Лукина, Издательство Томского университета, Томск, 1979.

 

стр.57

стр. 58-59

Какие орнаменты вы знаете? Угадайте, что изображено на картинке?

1. Щучьи зубы

2.Заячье ухо

3.Собачья лапа

4.Маленького оленя рога

Итого

Станция 5. «Художественная» (эстетическое воспитание)

Вопросы

Ответы

баллы

справка

Методические рекомендации

Литература

Перечислите   известных художников России и мира?

Брюллов.К.П., («Последний день Помпея», 1833г.)

Айвазовский И.К., («Девятый вал»,1850г.)

Перов В.Г. («Гитарист-бобыль»,1865г.)

Шишкин И.И. («Корабельная роща»,1898г.)

Репин И.Е. («Бурлаки на волге»,1873г.)

Суриков В.И. («  « )

Серов В.А. («Дети»,1899г.)

Пластов А.А. («Летом»,1954г.)

Художники Югры. Про этих людей говорят – «Добрые язычники», их вера заключается в обожествлении сил природы, преклонении перед величиной и могуществом нечеловеческих творений. Стихия воздуха, ветра, огня и воды – для них живое, более разумное и неподдающееся усмирению существо. Природа – их материнское лоно и поэтому отношение к ней бережное, уважительное.

Как живётся наивным художникам-самоучкам в нашу технологическую эпоху? Не утратили ли эти очарованные души своей уникальности способности смотреть на мир чистым взглядом, возвращать зрителей в детство, открывая нечто утраченное, вырывая из реальности, ориентируя на иную шкалу ценностей в отношении к природе, жизни, людям, событиям.

 Творчество самодеятельных художников из северных глубинок мало изучено. Пик популярности общественного внимания к самородкам из малочисленных народностей Крайнего Севера, Западной Сибири, Чукотки Якутии пришёлся на Советское время, первый всплеск всеобщего интереса и всяческой поддержки – 30-е годы  XX века.

В 1926 году организовывались рисовальные и скульптурные мастерские при северном факультете Ленинградского института, (институт народов Севера ) живых восточных языков (ИНС)  Именно здесь создавались условия для сохранения и развития того, что было заложено самой природой в представителях сибирских народностей: своеобразный способ мышления, который присущ народному искусству и лежит в основе всякой художественной деятельности.

Поговорим о художниках….(несколько слов о художниках, о их творчестве)

Константин Панков (уроженец Саранпауля, манси), Будучи студентом  института народов севера  на международной выставке в 1937 году в Париже получил «Гран-при» (золотая медаль).

 Геннадий Райшев - хантыйский художник, человек нелёгкой творческой судьбы.  Словом и кистью выражает свое кредо  художник».

Вячеслав Белых- г.Белоярский

Митрофан Тебетев - член Союза художников России, Почетный гражданин города Ханты-Мансийск, ханты.

Артём Гришкин (1931-1995гг.) -уроженец деревни Тугияны Белоярского района, он большую часть жизни провел в Ванзевате. Местность эта заселена народностью ханты  с  давних пор. Традиционными промыслами здесь считаются рыболовство, охота, оленеводство. Большинство произведений выполнено в технике масляной живописи, роль холста исполняла клеенчатая поверхность. Иногда основой живописи А.Гришкина становилось деревянное полотнище. (Работы: «Лебеди» ,«Лебединое озеро», «На белку», «Трагедия на охоте», Охота на медведя» и т.д.

Анатолий Гришкин (1962-2000гг.) уроженец деревни Тугияны Белоярского района. Анатолий с детства увлекался рисованием, но занятие это было скрыто от чужих глаз, в том числе от близких родственников долгое время. Регулярные занятия в мастерских способствовали совершенствованию навыков работы над постановками, портретами. А.Гришкин также мастер по дереву, кости, меху. (Работы: « Набросок. Листок из тетради», «Таинство»,»Привал», «Охотник»,»Пейзаж», «Утро туманное» и тд.

Юрий Гришкин – брат Анатолия Гришкина, родился в 1956г. в многодетной семье рыбака и охотника. Из детей был старшим. Отличительной особенностью работ Юрия является изображение небесного пространства..Небо его основной мотив. Иногда оно окрашивается в нежные-золотистые оттенки лучей солнца или становится розовато пепельным, изумрудно-лиловым, нежно-голубым, с мягкими переходами в сиреневые тона. С любовью пишет свои работы.. И каждый раз небо, облака раскрываются автором по разному. (перечислить и представить детям  работы художника.)

Вывод: Скромные обитатели северных краёв нашей Родины по своему вносят свою лепту в историю художественной культуры страны.

Станцию можно назвать «Мир искусства». Детям дать основные понятия и факты из истории этого раздела. Показать портреты художников, их работы/альбомы Вопросы (ответы) можно дополнить, изменить.

Подготовить выставку книг.

1. Русский музей/Сост.и авт.текста А.И.Кий. Лениздат,1987г.

2. «Мир запечатлённый»/альбом. Автор В.Белых. 2009г.-150с.

3.Геннадий Райшев. Хантыйские легенды.Сверловск.Средне-Уральское книжное издательство,1991г.

4. Лохтоткурт /М.Тебетев. ОАО»Тюменский дом печати».г.Тюмень,2005г.

Перечислите художников Югры.

Константин Панков

 Геннадий Райшев, Вячеслав Белых

Митрофан Тебетеев

Артём Гришкин

Анатолий Гришкин

Юрий Гришкин

Какие известные картины-работы художников Югры вы знаете?

Перечислите  художников Белоярского района?

Владислав Белых,

Гришкин Артем

Гришкин Юрий

Гришкин Анатолий

Какие работы относятся к художественному искусству?

Итого

Станция 6. «Культурная» (нравственное воспитание)

Вопросы

Ответы

баллы

справка

Методические рекомендации

Литература

Как вы думаете, население севера в 30-40 годы было грамотным?

Нет;

 не было своего алфавита;

 не умели говорить по- русски;

Главной социально-культурной задачей в 20-е годы являлось повышение общеобразовательного уровня людей.  И прежде всего - ликвидация неграмотности.  Тюменская губерния по уровню  грамотности занимала 48 место из 51 губернии РСФСР, коренное население Обского Севера было поголовно неграмотно.

При Наркомпросе была образована Всероссийская Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности, в Тюмени - Губчека по ликбезу. Губернский отдел народного образования направил на Север первую экспедицию для оказания помощи по налаживанию всеобуча и ликбеза.

В тяжёлых условиях начался поход за ликвидацию неграмотности на Обском Севере.  Почти не было учителей, отсутствовали письменные принадлежности и учебники, керосин и свечи. Люди сами оборудовали помещения, готовили самодельные чернила, светильники из рыбьего жира, добывали для тетрадей купеческие ведомости, чтобы писать на обратной стороне листа, а иногда приходилось выводить первые буквы острой палочкой на коре берёзы.

1921-22гг. стали восстанавливать и создавать новые очаги культуры – клубы и народные дома, где проводили беседы, читки газет, устраивались спектакли, танцы. Большим двигателем культпросвета стали избы-читальни. Первые клубы и народные дома появились в северной части Тобольского уезда в селах Самарово, Цингалы, Реполово, Нахрачи. В 1923 году в Сургутском и Берёзовском уездах открылись первые на Севере избы – читальни.

 В 1929 году на Обском Севере работали четыре мансийских и две хантыйских избы-читальни.. Например, в Полноватской избе-читальне с октября 1928 года по апрель 1929 года было проведено 30 бесед, 28 докладов, 11 громких читок, четыре торжественных заседания, семь спектаклей. Среди других форм работы в то время – массовые инсценировки, вечера вопросов и ответов, лекции, конкурсы самодеятельных артистов.

В 1930 году на Север из Тобольска отправились культбригады для работы среди рыбаков севера, направлено две кинопередвижки, два радиоприёмника,  литература и пособия и др. оборудование.

В Саранпаульском совхозе была организована культпалатка, оснащенная библиотечкой, фотоаппаратом, патефоном, бильярдом. Культработники проводили беседы, громкие читки, выпускали бригадные стенгазеты. В школе ликбеза занималось 14 человек, в кружке радистов-12,на курсах техминимуму-24 оленевода.

Особое значение придавалось культурно-воспитательной работе среди женщин, были созданы делегатские собрания, отделы по работе с женщинами. В июле 1929 года в Берёзове состоялась первая межрайонная конференция женщин Обского Севера.

Станцию можно назвать «Избы-читальни». Детям дать основные понятия и факты из истории этого периода. Вопросы (ответы) можно дополнить, изменить. Кратко познакомить с автором очерка, а также показать фотографии, видео-сюжеты,  мультфильмы карту округа (новую и старую карту) и т.д.

Патрикеев Новомир Борисович. Югра: вехи жизни: Краеведческий очерк-Ханты-Мансийск,199, 121с. (Библиотека журнала «Югры») Издательство

Почему было трудно бороться с неграмотностью?

Чего не было?

Почти не было учителей, отсутствовали письменные принадлежности и учебники, керосин и свечи

Для чего собирались в народных домах, избах читальнях?

общаться учиться

смотреть концерты

читать

.

Сколько изб-читален было на Обском Севере в 1929 году?

четыре мансийских и две хантыйских избы-читальни..

Зажечь керосиновую лампу и организовать громкое чтение или тихую беседу о тяжёлой доле народа того времени.

Сколько и каких мероприятий было проведено в Полноватской избе-читальне с октября 1928 года по апрель 1929 года?

30 бесед, 28 докладов, 11 громких читок, четыре торжественных заседания, семь спектаклей.

Итого

Станция 7. «Экологическая» (экологическое воспитание)

Вопросы

Ответы

баллы

справка

Методические рекомендации

Литература

Люди каких национальностей живут на югорской земле?

Коми

Ненцы

Манси

Ханты

Татары

Зыряне

Русские

Белорусы

украинцы

Рассказать о взаимодействии людей друг с другом, с природой. О том, что любое место проживания полно образов, звуков, форм и цветов. Пространство, окружающее нас - общее для всех живых организмов. О своем окружении можно заботиться по - разному и разными способами. Забота – основной способ сохранения окружающей среды.

И сегодня на уроке мы  поиграем, и я узнаю, как хорошо вы знаете край, где живете.

Станцию можно назвать «Окно в природу». Детям дать основные понятия раздела. Можно показать фотографии о природе края, рисунки школьников, подготовить экологические кроссворды, головоломки, загадки и т .д.

 Вопросы (ответы) можно дополнить, изменить

Задания/Рабочая тетрадь по краеведению. Мы дети природы. 1, класс

(2.3.4 кл.)

г.Ханты-Мансийск, 2000

Ответы стр.41.

Каких рыб поймал Рыбак?

Судак

Муксун

Плотва

Налим

Кто как поёт?

Сорока – стрекочет

Гагара - плачет и стонет

Гусь  –гогочет

Журавль - курлычет

Филин ухает

Воробей чирикает

Какая ягода три раза меняет цвет за свою короткую жизнь?

морошка

Какую ягоду называют царицей ягод?

княженика

Итого

Станция 8. « Спортивная» (пропаганда здорового образа жизни)

Вопросы

Ответы

баллы

справка

Методические рекомендации

Литература

Какие виды спорта вы знаете?

(футбол, волейбол, баскетбол, лыжные гонки, плавание, теннис.  хоккей, бег,  прыжки,  кросс, лёгкая атлетика, …)

Из хроники спортивных событий:  в январе 1933 года состоялись первые лыжные соревнования в Остяко-Вогульске, (ныне Ханты-Мансийск),   в 1935 году - первый шахматный турнир.

В этом же году (1935г.) каюр Брайко прошел на собачьей упряжке от Остяко-Вогульска до Салехарда.

В августе 1935 года из Центрального совета Осоавиахима пришло сообщение об отгрузке самолёта «Остяко-Вогульский комсомолец», приобретённого за 25 тысяч рублей, которые собрала молодёжь Югры. Самолет предназначался для работы и перевозки пассажиров и почты.

В предвоенные 40-е годы активизировалась военно-спортивная работа. Жители округа особенно молодёжь, учились стрелять, оказывать первую медицинскую помощь, метать гранаты, хорошо бегать и ходить на лыжах.

В начале 1937 года состоялись лыжные переходы Остяко-Вогульск-Омск,

Остяко-Вогульск-Тобольск-Остяко-Вогульск.

В окружной центр приходили лыжники из Берёзова, Сургута, Нахрачей. В 1939 году в спортивных обществах округа состояло 4600 человек.

С 1931 года празднуется «День оленевода», в рамках которого проходят состязания среди коренных народов  по северному многоборью, куда входят разные виды спорта: (гонки на оленьих упряжках,  метание топора, метание тынзяна  на хорей, прыжки через нарты, , стрельба из  лука, охотничьего оружия,  и т.д.)

10 декабря в Ханты-Мансийске на "Аллее спортивной славы Югры" состоится торжественная церемония открытия новых имен. Пока список звезд не разглашается, известно лишь, что некоторые обладатели именных надписей приглашены на церемонию и им будут вручены свидетельства лауреатов. Мероприятие проходит в рамках празднования 74-й годовщины ХМАО.

Напомним, что мемориал "Аллея спортивной славы Югры" открыт в марте прошлого года. Честь быть увековеченным выпадает спортсменам, тренерам, государственным и общественным деятелям, внесших значительный вклад в развитие спорта и массового физкультурно-спортивного движения в Югре.

Пока на специальных гранитных постаментах записаны имена 14 спортсменов. В их числе пятикратный чемпион мира по биатлону, олимпийский чемпион Юрий Кошкаров, трехкратный чемпион мира, олимпийский чемпион Евгений Редькин, бронзовый призер олимпиады в Солт-Лэйк-Сити Виктор Майгуров, бронзовый призер чемпионата мира по биатлону Сергей Крянин, рекордсмен мира по национальным видам спорта Александр Тасьманов, прославленная пловчиха Оксана Веревка и другие.

Параолимпийцы

В Чебоксарах с 14-го по 18-е июня в 2013 году проходил чемпионат России по легкой атлетике среди спортсменов с нарушенной опорно-двигательной системой.

В соревнованиях по толканию ядра мастер спорта Евгений Малых с результатом 11,53 м смог покорить рекорд страны. Спортсменка из Сургута Анна Пимуткина также смогла установить новый рекорд России в этом виде легкой атлетики. Ее результат 3,86 м. Вообще толкание ядра — одно из успешных направлений для югорских параолимпийцев. Чемпионами России в своих весовых категориях стали представители Лангепаса Наиль Ахметзянов и Артем Хлескин и Александр Пятков из города Сургут.

Среди призеров турнира по толканию ядра стоит выделить Артема Дорошенко из Нижневартовска. Он смог толкнуть ядро на 9,49 м. Артем уже в четвертый раз берет участие в чемпионате России. Если в прошлом году он остановился в шаге от медалей, заняв 4-е место, то в этом году вошел в число победителей первенства. Также с медалями закончили выступление Ольга Сергиенко, Александр Панин, Дмитрий Душкин и Юрий Васильев.

Спортсмен из Ханты-Мансийска Михаил Слинкин был сильнее всех в прыжках с разбега. В этой же дисциплине Артем Хлескин из Лангепаса завоевал серебро.
По словам тренера югорских параолимпийцев решающую роль сыграла подготовка к соревнованию.

Станцию можно назвать «Азбука здоровья». Детям дать основные понятия и факты из истории этого раздела, вспомнить виды спорта. Показать фотографии, звёзд Югры, краткую информацию о них, рассказать об аллее  спортивной славы в г.Ханты-Мансийске, о сегодняшних спортивных состязаниях, программах, фестивалях, олимпиадах.  

 Вопросы (ответы) можно дополнить, изменить

Патрикеев Новомир Борисович.Югра: вехи жизни: Краеведческий очерк-Ханты-Мансийск,199, 121с. (Библиотека журнала «Югры») Издательство «Н.И.К.»

 Стр.38

Какие виды спорта существовали в 30-40 годы 20 века  на Обском Севере?  

Шахматный турнир

Гонки на собачьей упряжке

Лыжные соревнования

А какие национальные виды спорта вы знаете, виды спорта, где принимают участие коренные народы севера?

 ( гонки на оленях («День оленевода»), метание топора, метание тынзяна  на хорей, прыжки через нарты, гонки на обласах  «(День обласа»), стрельба из  лука, охотничьего оружия,  и т.д.)

Перечислите известных спортсменов Югры  нашего времени и   вид спорта, который они представляют?

Юрий Кошкаров (биатлон)

Олимпийские чемпионы:

Юрий Кошкаров

Евгений Редькин,

Виктор Майгуров

Сергей Крянин

Александр Тасьманов (ханты)

Оксана Веревка

Кого вы знаете из параолимпийцев Югры? В каком виде спорта  они прославились?

Анна Пимуткина ( Сургут, толкание ядра)

Наиль Ахметзянов (Лангепас, толкание ядра)

 Артем Хлескин (Лангепас, толкание ядра)

Александр Пятков (Сургут, толкание ядра)

Артем Дорошенко (Нижневартовск, толкание ядра)

Михаил Слинкин (Ханты-Мансийск, прыжки)  

Итого:


Приложение 1

Станция «Историческая»

Ситуация на Севере в период  и после гражданской войны: социально-культурные задачи?

Во время гражданской войны, которая закончилась здесь летом 1921 года, и без того отсталое хозяйство местных жителей было подорвано до предела. Красные и белые проводили неоднократные обоюдосторонние  мобилизации, реквизиции, прямые  грабежи и повальные погромы, не говоря о больших людских потерях, всеобщем моральном потрясении.

В 1921 по результатам работы специальной экспедиции Внешторга из Москвы были сделаны первые распоряжения по обеспечению малых народов Обского Севера продовольствием, охотничьим оружием и боеприпасами. Большое значение в улучшении экономических условий жизни коренного населения Севера имели такие правительственные меры, как освобождение от уплаты  налогов, сборов и пошлин, организация снабжения за счёт централизованных фондов.

10 декабря 1930 года по постановлению Президиума ВЦИК в составе Уральской области был образован Остяко-Вогульский (Ханты-Мансийский) национальный округ.

В него вошли из Тобольского округа-Берёзовский, Самаровский, Кондинский и Сургутский районы, из Восточно-Сибирского края – Ларьякский. Создание на Севере РСФСР национальных округов отвечало чаяниям малых народностей о необходимости особых национально-государственных образований.

Оргбюро возглавило формирование национальной государственности округа. Подготовка к выборам в сельские и районные Советы проводилась активно и на демократической основе. Об этом свидетельствует социальный состав сельских избирательных комиссий: 233 бедняка,44 батрака, 85 середняков, 104 рабочих и служащих.

Созданные в районах 73 самопроверочные бригады курировали работу 43 Советов и 175 различных организаций. Всё это способствовало росту политической активности населения, особенно национального. По сравнению с предыдущими выборами общая явка избирателей на выборные собрания возросла на 15 процентов, женщин - на 25 процентов. Во все 54 Совета округа было избрано 1222 члена, в т.ч. 54,6 процента  представителей коренных национальностей. Вновь созданные Советы создавались по национально-территориальному принципу.

Образование национального округа положило начало планомерному и целенаправленному развитию экономики и культуры края. Главной товарной отраслью была рыбная  промышленность. Она первой стала переводиться на индустриальные рельсы. Пущенный в эксплуатацию 6 ноября 1930 года Самаровский рыбоконсервный комбинат уже в следующем году выпустил 2,9 млн. банок консервов.

Предстояло ещё механизировать промысел, который вёлся дедовскими методами: не было приёмного флота, приёмных пунктов, не было ни одной моторной лодки.

В 1932-34 годах внедряются новые производительные орудия промысла: верховные и донные плавные сети, атармы, чердаки, облегчённые невода. Появляется моторный флот. Стали проявлять заботу о сохранности запасов рыбы и качестве рыбной промышленности.

Важное экономическое (валютное) значение имеет охотничий промысел. В первые два года существования округа в отрасль было вложено 290 тысяч рублей, Организованы Берёзовский охотсовхоз, Демьянский ондатровый заповедник, шесть производственно-охотничьих станций (ПОС) с целью освоения отдаленных угодий, внедрения новых способов добычи, сохранения и восстановления промысловых зверей и акклиматизации ценных видов из других районов страны.

Началось развитие общественного животноводства и земледелия. В 1933 году была первая в округе Самаровская МТС (машинно-тракторная станция) с шестью тракторами, которая засеяла в !934 году в колхозах 852 гектара полей.

В 1931 году организован первый оленеводческий совхоз в Саранпауле, в 1934 году - животноводческий совхоз в Реполово.

Наряду с традиционными  развиваются новые отрасли хозяйства, и в первую очередь, лесная промышленность. Первые промышленные лесозаготовки начались в 1922 году по реке Конде. В 1931 году образованы Самаровский, Сургутский,  Берёзовский леспромхозы, начался транзитный сплав леса в Ямало-Ненецкий округ и вывозка высококачественной древесины на баржах в южные районы страны.

О состоянии медицинского обслуживания в 20-е  годы 20 века на Обском  Севере?

Справка: Известный исследователь Тобольского Севера А.А. Дунин-Горкавич писал в 1901 году, что положение медицинской помощи на Тобольском севере таково, что она не в состоянии удовлетворить население. На весь край две больницы: В Берёзове и Сургуте, врачей всего трое.

И если экономическое освоение, хотя и экстенсивное, проходило заметными темпами, то с другой стороны Обской Север оставался краем полнейшей культурной отсталости, поголовной неграмотности, лишенными квалифицированной медицинской помощи. Прогресс здесь наметился лишь в 20-е годы.

В 20 годы совершился переворот в деле медицинского обслуживания населения Обского Севера. В 1924-27 годах проведено медико-санитарное обслуживание малых народностей Севера врачебными отрядами Красного  Креста и Наркомздрава. Выделены большие средства, медикаменты и крупные силы медицинских работников для борьбы с эпидемиями, создания постоянных врачебных и фельдшерских пунктов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЖИТЕЛИ ЗЕМЛИ ЮГОРСКОЙ

Цель:выявить насколько хорошо учащиеся могут использовать знания, умения и навыки полученные в процессе изучения краеведческого курса....

Устный журнал «Сказание о земле Югорской»

Материал внеклассного мероприятия посвящённого Дню Рождения  ХМАО....

Интеллектуальная игра-викторина для учащихся 6 классов "Природа Югорского края!

Игра-викторина разработана с целью расширения знаний учащихся  о разнообразии природных сообществ Югорского края и воспитания ответственного отношения к природе. Викторина была проведена в Дни на...

Программа "Югорский сувенир"

Программа дотолнительного образования по декоративно прикладным искусствам народов Севера ханты и манси....

Музыка Югорской земли "Звуки Торума"

Нацональная культура обских угров богата своей историей и многообразием. Для молодых музыкантов такое знакомство может стать  продолжением профессиональной деятельности и послужить общему делу со...

Музыка Югорской земли "Звуки Торума"

Нацональная культура обских угров богата своей историей и многообразием. Для молодых музыкантов такое знакомство может стать  продолжением профессиональной деятельности и послужить общему делу со...

Югорск - моя "Малая" Родина. Курс по выбору "Югорск - Мой Дом" 2011 г. -2015 г.

Курс по выбору "Югорск - Мой Дом"Презентация ""Югорск - Мой Дом"Презентация  к курсу ""Югорск - Мой Дом" ""Мой Дом - Югорск "...