День воинской славы Росии. День Защитника Отечества.
методическая разработка (8 класс) на тему

Пирогова Екатерина Викторовна

Данную методическую разработку можно применять при проведении классного часа военно-патриотической тематики. Она рассчитана для 8-9 классов. Целесообразно использовать дискуссионные формы работы: дискуссия, встречи с приглашёнными людьми, лекторий; творческие формы: выставка, концерт, устный журнал, живая газета. Основными методами  реализации классного часа являются: метод сотрудничества: сотрудничество учителя и учеников, достижение взаимопонимания, заинтересованности со стороны учащихся; поисковый метод: разработка материалов, поиск необходимой информации; познавательный: применение материалов, обогащение кругозора учащихся. Для проведения классного часа необходим компьютер для демонстрации презентаций, репродукций картин, портретов участников событий, о которых пойдёт речь, отрывков из фильмов, воспроизведения музыкальных фрагментов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 23_fevralya_2.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

День воинской славы России. День Защитника Отечества.                            

  23 февраля  — День защитника Отечества.

Цели деятельности учителя: Закрепить знания детей о формировании армии России, её становлении и развитии. Воспитывать уважение к Защитникам Отечества.

Педагогические задачи: побуждать у учащихся желание защищать свою Родину, развивать чувство патриотизма и на этой основе формировать готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.

Первый уровень воспитательных результатов и эффектов деятельности: первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни, приобретение школьниками социальных знаний.

Планируемые результаты: Предметные:  научатся проявлять чувство  гордости за Российскую армию; желание защищать свою страну.                              Личностные: Проявляют познавательный интерес к учебному материалу, испытывают моральное удовлетворение от результатов учебной деятельности.

Метапредметные (универсальные учебные действия):

- познавательные:  общеучебные – формулируют ответы на вопросы по теме занятия; внимательно слушают; строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические – совершенствуют мыслительные операции; - коммуникативные – слушают и понимают на слух речь учителя, одноклассников, осознанно строят речевое высказывание, используют речь для  регуляции своих действий;

- регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют действия согласно поставленной задаче; осуществляют контроль деятельности.

Образовательные ресурсы: плакаты, рисунки детей об армии, выставка книг, магнитофон, мультимедийная презентация.

Предварительная работа: сообщить тему мероприятия, предложить выполнить специальное задание (нарисовать рисунки и плакаты об армии); подобрать стихи о войне, мужестве, героизме, песни о военных годах, подвигах солдат.

Ход классного часа.

1.Вступительное слово

Учитель: В февральские дни 1918 года, когда шла Первая мировая война, войска кайзеровской Германии рвались к Петрограду, создавая реальную угрозу для столицы Российского государства. Старая царская армия остановить врага не могла, она к тому времени практически прекратила своё существование. В этой ситуации в стране была развернута массовая мобилизация с целью создания новой армии.

23 февраля 1918 года в Петербурге был проведен День защиты Социалистического Отечества. Только что созданные полки Красной Армии отправлялись на фронт – им удалось остановить германские войска в районе Нарвы и Пскова. Так 23 февраля стало днем рождения новой армии.

Ученик 1. Стоим мы на посту 
Повзводно и поротно,
Бессмертны, как огонь. 
Спокойны, как гранит.
Мы - армия страны, 
Мы- армия народа.
Великий подвиг наш
История хранит.

Р. Рождественский.

Ведущий 1. С 1923 года день 23 февраля по приказу Революционного военного совета стал отмечаться в нашей стране как День Красной Армии. С 1946 года он стал именоваться Днем Советской Армии и Военно-Морского Флота. С 1995 года согласно закону Российской Федерации “О днях воинской славы и памятных датах России” этот день отмечается как День защитника Отечества. День Защитника Отечества -  один из 17 Дней воинской славы России.

Главная задача российской армии, которая сегодня носит название Вооруженные Силы РФ, была и остается – надежно защищать Отечество от внешней угрозы.

Ученик 2. Когда солдат дает присягу, 
Целуя знамя боевое, 
Так это значит, что ни шагу
Он не отступит от неё.
Он будет бережно и свято 
Беречь родные рубежи,

Чтобы в надежде на солдата
Цвели колосья мирной ржи, 
ученик 3. Чтобы смотрелся тихий месяц
В свои речные зеркала,
Чтобы румянец у ровесниц
Опять война не забрала.

Две матери солдата любят:
Мать-Родина и просто мать,
Вот почему он верно будет
Свою Отчизну охранять.

В. Боков

Ученик 4. Когда он подвиг совершает,
То не заботится ничуть,
Узнает кто иль не узнает
О нем самом когда-нибудь.
Но жизнь подарена планете,
И небо мирное над ней.
Лишь потому, что есть на свете
Солдаты Родины моей.

Р. Рождественский

2. Основная часть.
Ведущий 2.  День защитников Отечества – государственный праздник, традиции которого уходят корнями в далёкое прошлое.
На протяжении своей многовековой истории России часто приходилось отражать нашествия врагов. Русским людям всегда была свойственна любовь к родному краю, к своей Родине. Эта любовь испокон веков проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество от врагов.
О русской воинской доблести писали Г.Державин, М.Ломоносов, А.Пушкин, М.Лермонтов, Л.Толстой.
Героическое прошлое нашей Родины отразилось в устном народном творчестве. Народ помнит своих легендарных героев-стражей: Илью Муромца, Василия Буслаева, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича.

Ученик 1. – Здравствуйте,
Славные наши потомки!
Надеемся, знаете, помните нас:
Голос российской истории – громкий!
С нас начинался великий сей глас!
Мы по крупицам Русь собирали,
Где уговором, где силой пришлось
Державу Великую мы создавали,
Немало врагов повидать нам пришлось.

Ведущий 3. В истории России много героических битв и славных побед. Остановимся лишь на некоторых из них. Древняя Русь. С юга на мирные поселения нападали кочевые племена печенегов и половцев. Позднее с востока надвинулись многочисленные конные орды монголо-татар. С запада и северо-запада нередко вторгались в российские пределы отряды немецких рыцарей-крестоносцев, поляков, шведов. Какими же они были наши предки славяне? А были они сильны, храбры, мужественны, отважны. Одним словом – богатыри!

Ученик 2. – Славны были наши деды,
Помнит их и швед и лях,
И царит орёл победы
На далеких на морях.
Флаг Российский осеняет
Наш корабль боевой
Он и нам напоминает
Как ходили деды в бой.

Песня «Солдатушки – бравы ребятушки».

Ведущий 4. Шли годы. Наступил ХХ век. Свершилась Великая Октябрьская Социалистическая Революция. И хотя в стране царили голод и разруха, правительство молодой Республики издало указ о создании Красной Армии. Дата праздника – 23 февраля – установлена в ознаменование массового вступления добровольцев в Красную Армию в 1918 году для защиты Отечества от германских войск. Мужество простых русских людей, вступивших в ряды Красной Армии, и их готовность сражаться за свою Родину спасли Россию в тот исторический момент от гибели. А позднее красноармейцы защищали молодую страну Советов от врагов, которые хотели вернуть прежние времена.

  Песня «Тачанка».

Ведущий 5. Началось строительство новой жизни. Мирно трудились советские люди. Из отсталой и разрозненной страны Россия превращалась в сильную Державу. Но тут опять на страну, только что вставшую на ноги, напала новая беда.22 июня 1941 года Германия напала на Советский Союз. И огромная страна встала на защиту Родины.

 Песня “Вставай страна огромная».

 Родина-Мать позвала своих сыновей и дочерей на защиту своих рубежей.
Началось великое сражение русского народа за свою Родину.
Учитель: Ребята, перед вами кадры ВОВ, которые уже принадлежат истории. В жестоких боях с немецкими оккупантами Советская Армия проявляла самоотверженность, готовность к самопожертвованию, к преодолению нечеловеческих трудностей. Воины знали, что идут сражаться за землю политую кровью предков, которые не отдали и пяди родной земли. Храбро сражались наши войска против захватчиков, но в самом начале войны силы были неравны. На этих видеофрагментах мы видим те страшные чёрные дни: зверство фашизма, и необъятное людское горе, которое обрушилось на каждую семью.

Ученик 3. За каждый колос, опавший
С твоих, отчизна, полей;
За каждый волос, упавший
С головок наших детей;
За стон от боли жестокой,
Слетающий с братских губ,
Отплатим мы око за око,
Отплатим мы зуб за зуб.
Ученик 4. Не быть рабыней Отчизне,
И нам рабами не жить!
За счастье свободной жизни
Не жалко голов сложить!
Отсюда наше бесстрашье
Начало своё берет,
Священна ненависть наша,
Ученик 5. Расплаты близок черед!
Нет краше, страна родная,
Счастья – тебе служить,
Идём мы, смерть презирая,
Не умирать, а жить!

Ведущий 1.  Но фашистам не удалось поставить советский народ на колени. В самые трудные времена рядом с профессиональными солдатами на поле боя выходили ополченцы – мирные жители, вынужденные силой обстоятельств взять в руки оружие. Наш народ всегда был готов поддержать своих защитников, а если надо, то и заменить погибших бойцов. Это придавало русской армии мощь и стойкость.
Даже старики, женщины, дети – все встали на защиту русской земли, никто не остался в стороне: ни стар, ни млад.
Дети вашего возраста, наряду с взрослыми трудились на заводах, фабриках, в поле. Война тяжким бременем легла на плечи самых слабых и беззащитных. Женщины на свои хрупкие плечи взвалили непосильный труд: они рыли траншеи, противотанковые рвы, сеяли и убирали урожай. «Всё для фронта, всё для победы» – таков был девиз у тружеников тыла.
Ведущий 2. С первых дней ВОВ в тылу врага повсеместно создавались партизанские отряды и подпольные группы, бесчисленные диверсионные соединения. Они днём и ночью подстерегали вражеские эшелоны, устраивали крушения, сбрасывали их с рельсов, пускали под откос, подвергали их обстрелу из всех видов оружия, они взрывали мосты и железнодорожные пути, нанося этим противнику непоправимый ущерб в живой силе и технике. Партизанская борьба в тылу врага являлась главной и острейшей формой борьбы вооруженного народа против захватчиков.
Беспримерная по масштабам и героизму всенародная борьба в тылу фашистских захватчиков оказала неоценимую помощь Советской Армии, на плечах которой лежала основная тяжесть борьбы с врагом.
Ведущий 3. . Война принесла нашей стране много горя, бед и несчастий. Она лишила тысячи ребят отцов и матерей. Дети-сироты по доброй традиции становились сынами полка. Они прошли через многие испытания, совершили немало подвигов. Подвиг – это не просто смелость и героизм, а и великий труд, железная дисциплина, несгибаемая воля и огромная любовь к Родине.

Учитель: Обо всех защитниках рассказать просто не возможно за этот классный час.  После Сталинградской битвы Советская Армия перешла в решительное наступление на врага. ВОВ длилась долгих 4 года. Итогом ожесточённой и напряженной борьбы стал разгром германского фашизма.
Да ребята, наивысшим испытанием стало нашествие немецко-фашистких захватчиков и их союзников в 1941–1945 годах, и наивысшей нашей победой явилась Победа в ВОВ. И воздавая славу миллионам известных и неизвестных героев, защищавших нашу Родину, особо хотелось бы поклониться Воинам ВОВ. Память о них будет жить в веках. Ведь своими жизнями они остановили нашествие, страшнее которого не было в истории человечества, избавили мир от беды, грозившей всем людям на Земле.
Ребята, из истории вы знаете, что с древних времён человечество сопровождают войны. Но в нашей литературе и в русских народных сказаниях нет былин, песен, преданий, воспевающих захват чужих земель. В них мы не найдём гордого рассказа завоевателя.
Не притеснение соседних народов, а защита своих рубежей – вот что составляет гордость русского воина. Каждый год юноши, достигшие 18 лет, призываются на обязательную военную службу. Служат они в ракетных войсках, пограничных и внутренних, на флоте морском и воздушном. Молодые воины бдительно несут службу, добиваясь больших успехов в боевой подготовке, укрепляют мощь и обороноспособность нашей страны.
Песня «Нам этот мир завещано беречь».

Ученик 1. Мужают на учениях солдаты,
Я твердо верю в Армию свою.
Суворовский наказ мы помним свято:
В ученье тяжело – легко в бою.

Подведение итогов (рефлексия). 

Откуда берёт своё начало праздник День Защитника Отечества? С каким событием связана дата установления праздника?  Что помогло русским солдатам выполнять свой долг во время ВОВ? Что составляет гордость русского солдата? Завершая разговор, мне хочется верить, что сегодня вы поняли, что День Защитника Отечества является государственным праздником всего русского народа, народа – творца, народа – труженика, народа – победителя.

Литература: 

Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной Войне в 12 томах. М. «Современник» 1987 г.

А.Митяев. «Книга будущих командиров». М. «Молодая Гвардия» 1985 г.

О.А.Амелькин. «Дни воинской славы России». Центр духовного возрождения Черноземного края. Воронеж – 2005.

С.Истомин. Минин и Пожарский. Смутное время на Руси. Конец XVI - начало XVII веков. - Москва: Белый город, 2006.

Н.Орлова. Сaмозванцы. - Москва: Белый город, 2002.

Журнал «Родина». - № 11.- 2005

Г.П.Попова, Н.В.Грицаева. Календарные праздники. 5-7 классы. - Волгоград: Учитель, 2007.

И.И.Варакина, С.В. Парецкова. Календарь памятных дат: классные часы на патриотические темы. 5-11 классы. - Волгоград: Учитель, 2007.

Классные часы: 9 класс/Авт-сост. А.В. Давыдова. – М.: Вако, 2008.
Классные часы: 8 класс/Авт-сост. А.В. Давыдова. – М.: Вако, 2008.

Классные часы: 5 класс/Авт-сост. А.В. Давыдова. – М.: Вако, 2010.

Клубные часы Проблемно-ценностное общение  5-6 классы / Авт-сост. Г.В.Баженова – Волгоград: Учитель, 2013.                                                                   Л. Кондырев. Избранное. Стихотворения. Песни. Поэмы. – М.: «Художественная литература», 1973.

Л.К. Гребенкина и др. Сценарии классных часов (часть 2-я). - М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.

Парад 7 ноября 1941 года. // Великая Отечественная война 1941 - 1945: энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1985, с. 527.
Парад 7 ноября 1941 года.// Военная энциклопедия. - М.: Военное издательство, 2002. Т. 6, с. 256.

Материалы Интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«День воинской славы России — День Бородинского сражения (1812 год)»

8 - сентября - День воинской славы России - День Бородинского сражения. Данное мероприятие воспитывает у учащихся чувства патриотизма, уважение к истории и традициям  нашей Родины....

Воспитательный проект «День воинской славы России – День Бородинского сражения(1812 год)»

Воспитательный проект состоит из трех частей - взаимосвязанных мероприятий, объединенных в цикл « День воинской славы России — День Бородинского сражения (1812 год)».1 часть – непосредственно ур...

ДЕНЬ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ РОССИИ - ДЕНЬ ВЗЯТИЯ КРЕПОСТИ ИЗМАИЛ

Празднуется 24 декабря законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы (победных днях) России»в честь Дня взятия турецкой крепости Измаилрусскими войсками под командов...

День воинской славы России. День народного единства.

Методическая разработка классного часа патриотического направления для учащихся 8-9 классов. Основные задачи: познакомить учащихся с историей праздника;  подчеркнуть значимость событий 1612...

вопросы викторины-теста День воинской славы России- День снятия блокады Ленинграда(1944год)

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕНННАЯ ВОЙНАЗловещая статистика войны:1418 дней и ночей.Каждый день наша страна теряла 14.104 человек.Каждый час погибало 588соотечественников.Каждую минуту – 10 человек.Каждые...

Внеклассное воспитательное мероприятие, посвященное памятной дате ДЕНЬ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ РОССИИ: «День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра».

Воспитательное   мероприятие «День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра». Цель мероприятия: воспитать чувство патриотизма...

Торжественная линейка, посвященная Дню воинской славы России «День защитника Отечества» и закрытию месячника оборонно-массовой и спортивной работы

Данное мероприятие развивает  у учащихся, чувство патриотизма, любовь и уважение к защитникам отчизны; готовить ребят к защите в будущем своей страны;Этому внеклассному мероприятию предшествовали...