Игровая - познавательная викторина "Природа и мы" + презентация
методическая разработка (5 класс) по теме

     Игровая - познавательная викторина «Природа и мы» проводилась учителем сельскохозяйственного труда для 4, 5, 6 классов. Главный акцент в игре-викторине был направлен на обобщение пройденного материала, знаний, умений и навыков, которые учащиеся приобрели в ходе уроков сельскохозяйственного труда и библиотечных занятий. Были созданы 2 команды (6 человек команда – по 2 учащихся из каждого класса). Остальные ребята были распределены на 2 группы поддержки-болельщиков.
Использование презентации особо важно, так как все конкурсные задания были видны на слайдах, что для умственно отсталых детей, эта так называемая наглядность даёт возможность им сосредоточится. Ребята из команд видели наглядно заданный  конкурс и их это стимулировало к быстроте выполнения. 
На протяжении мероприятия развивались психомоторные и сенсорные  навыки, обогащался словарный запас. Кроме того развивалось мышление, внимание и память. 
   Были использованы такие технологии как: сказкотерапия, арт-терапия, имаготерапия, вокалотерапия и конечно же улыбкотерапия. Сказкотерапия – один из важных аспектов в этой игре – викторине.
Игра – викторина позволила выявить как могут работать в команде разновозрастные группы детей. Индивидуально – дифференцированный подход создал условия для работы с группами - болельщиков, с которыми во время  работы команд, проводились групповые и индивидуальные конкурсы. Создание ситуации успеха  в данной игре – викторине проводилась в дружеской атмосфере. Доброжелательность и отзывчивость учащихся проявлялась на протяжении всего мероприятия. 
   Фотоальбом викторины на мини-сайте. 
 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игровая-познавательная викторина «Природа – наше богатство » Левкина Елена Сергеевна- учитель с/х труда. город Выкса. 2014уч.год

Слайд 2

1 конкурс «Загадки»

Слайд 3

Мордочка усатая, шерстка полосатая, Лапкой умывается, а с водой не знается.

Слайд 4

Гладишь - ласкается, дразнишь - кусается.

Слайд 5

По веткам скачет, а не птица, рыжая, а не лисица.

Слайд 6

Что за зверь лесной встал передо мной? Он стоит среди травы, уши больше головы.

Слайд 7

Кто в беретке ярко- красной, в чёрной шапочке атласной? Он без дела не сидит, всё стучит, стучит, стучит.

Слайд 8

Спинкой зеленоватая, грудкой желтоватая, Чёрненькая шапочка и полоска шарфика.

Слайд 9

Не зверь, не птица, а нос как спица. Летит - кричит, сядет - молчит, Кто его убьёт, свою кровь прольёт.

Слайд 10

Четыре ноги, пятый - хвост, шестая - грива.

Слайд 11

Он высокий, он огромный, Он похож на кран подъёмный, Только этот кран живой, с настоящей головой.

Слайд 12

Разлинованы лошадки словно школьные тетрадки, Разлинованы лошадки от копыт до головы.

Слайд 13

2 конкурс "Сказочный". - Подскажите, в кого превращались... - князь Гвидон (сказка А. С. Пушкина) 2 . великан - людоед ( сказка Ш. Перро) 3. одиннадцать братьев – принцев ( сказка Г. X . Андерсена) 4. гадкий утёнок ( сказка Г. X . Андерсена)

Слайд 14

3 конкурс - Напишите недостающие имена животных - известных сказочных героев... Подскажите, в кого превращались... Муха.. Черепаха.. Курочка... Оленёнок… Уточка… Медведь...

Слайд 15

3 конкурс - " Пофантазируем" Команда за короткое время должна придумать и нарисовать растение или животное, которых на самом деле не существует, дать им название.

Слайд 16

4 конкурс – " Изобрази животное". 1. кошка 2. заяц 4. медведь 3. лягушка

Слайд 17

5 конкурс – " Цифры друзья буквам". Задание 1 команде: 19 15 6 4 10 18 30 Задание 2 команде: 13 33 4 21 26 12 1

Слайд 18

6 конкурс -" Звуковая песенка". 1. прокрякать 3. промычать 2. пролаять 4. промяукать

Слайд 19

Природа – наше богатство. Природа – наше богатство. Сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и наш долг. Давайте вдумаемся в слова писателя Михаила Пришвина : « Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – леса, луга, степи, горы. А человеку нужна Родина – будем охранять природу», значит будем любить Родину.

Слайд 20

7 конкурс-«Природа и мы» 1. Запиши названия природных объектов: Ромашка линейка плитка машина горы шкаф глина птица облака тетрадь дерево дом

Слайд 21

8 конкурс-«Природа и мы» 2. К неживой природе относятся: а) человек, животные, растения, грибы и микробы; б) Солнце, Земля, воздух, вода, человек и все то, что сделано его руками; в) Солнце, небо, облака, Земля, камни, вода, дождь, снег.

Слайд 22

9 конкурс-«Природа и мы» 3. К живой природе относятся: а) человек, животные, растения, грибы и микробы; б) Солнце, Земля, воздух, вода, человек и все то, что сделано его руками; в) Солнце, небо, облака, Земля, камни, вода, дождь, снег.

Слайд 23

10 конкурс-«Природа и мы» 4. Живые существа отличаются от предметов неживой природы тем, что: а) они дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают; б) они разговаривают, бегают и прыгают, смеются и плачут, растут, умирают;

Слайд 24

Родная земля – самое великолепное, что нам дано для жизни. Ее мы должны возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существа. (К.Паустовский). Мы научились плавать в воде как рыбы, летать в небе, как птицы, осталось только научиться жить на Земле как люди. Человек должен быть добрым хозяином своей земли, настойчиво, терпеливо и глубоко изучать природу, любить и умело умножать природные богатства.

Слайд 25

Заповеди по охране природы. 1.Осторожно ходи по лесам и полям. 2.Не нарушай тишину леса. 3. Убирай за собой, ты – гость в священном доме Природы. 4. Не рви понапрасну цветы. 5. Не разводи костров, а если пришлось развести, то, уходя, потуши, не оставляя даже тлеющих угольков. 6. Не повреждай смолистую кору. 7. Не сдирай «кожу с тела» берез.

Слайд 26

Правила поведения детей на природе. Не разрушай муравейник. Муравьи по хвоинке, по соломинке долго строят свой дом. Помни: любой труд надо уважать. Муравьи – санитары леса, они не дают сильно размножаться насекомым, которые губят лес. Не лови бабочек. Они украшают природу и опыляют растения. Помните: бабочку погубить легко. Достаточно подержать в руке, с ее крылышек опадут чешуйки и, она не сможет больше летать. Не рви цветы в лесу, на лугу, а любуйся их красотой. Помни: сорванные растения быстро погибнуть и не дают семян. Не будет семян – не будет и цветущих растений.

Слайд 27

Великие высказывания великих людей. Любите и берегите животных!!! Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком. – А.Шопенгауэр. Во внутреннем мире человека доброта — это солнце . - В. Гюго Человек один убивает, уничтожает живых существ больше, нежели пожирают их все плотоядные животные, вместе взятые. – Ж.Бюффон. Нет ничего более трогательного, чем больное животное: оно переносит страдания с такой тихой и грустной покорностью. - Т. Готье

Слайд 28

Лес- наше богатство! Любите лес и ее богатства. С одного гектара лесной территории можно набрать 50 кг. грибов и до 500 кг. лесных ягод. «Этот милый лес- поставщик сырья, кормилец и хранитель урожаев, символ достатка и могущества русской природы». (Л.Леонов.)

Слайд 29

Большое спасибо!



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение муниципальная (коррекционная) специальная общеобразовательная школа дла детей с огранисенными возможностями здоровья VIII вида

Игровая – познавательная викторина

«ПРИРОДА И МЫ»

 (игротерапия)

http://7oom.ru/img/thumb/tropy.jpg

Учитель сельскохозяйственного труда

Лёвкина Елена Сергеевна.

г.Выкса

2014год.

Цель мероприятия:

- обобщить знания детей о живой природе;

Задачи мероприятия:

- помочь детям вспомнить уже известных животных и внешние особенности каждого из них;

- развивать память, мышление, внимание, психомоторные и сенсорные процессы,фантазию;

- формировать умения детей работать в команде.

Оборудование:

Медиапроектор, презентация, оформление актового зала книжным фондом, работы учащихся о природе, диких и домашних животных, грамоты, призы.

Ход мероприятия:

Игру-викторину проводит учитель сельскохозяйственного труда. Команды разновозрастные, состоящие из 4, 5, 6 классов. В команде -  6 человек.( по 2 ребёнка от класса). Остальные учащиеся разделены на 2 группы – поддержки.

Учитель: Мы собрались сегодня в зале  для проведения викторины и обобщения знаний о природе и её жителях. Она будет проводится в игровой форме, поэтому запасёмся терпением, выдержкой, доброй улыбкой, чтобы наши команды «Ягодки-малинки» и «Зайки-попрыгайки» могли достойно соревноваться друг с другом. Согласны?

Оценивать игру команд будет наше компетентное жюри, в составе которого...

Учитель: Команды готовы? Начинаем нашу игру-викторину-  внимание на экран!

1 конкурс - " Загадки".

Учитель: -Эти  загадки очень интересные, вам нужно проявить свою сообразительность!. Все они о природе или их обитателей. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

(Загадки по очереди предлагаются командам.)

1. Мордочка усатая, шерстка полосатая,

Лапкой умывается, а с водой не знается. (кошка)

2. Гладишь - ласкается, дразнишь - кусается. (собака)

3. По веткам скачет, а не птица,

Рыжая, а не лисица. (белка)

4. Что за зверь лесной встал передо мной?

Он стоит среди травы, уши больше головы. (заяц)

5. Кто в беретке ярко- красной, в чёрной шапочке атласной?

Он без дела не сидит, всё стучит, стучит, стучит. (дятел)

6. Спинкой зеленоватая, грудкой желтоватая,

Чёрненькая шапочка и полоска шарфика. (синица)

7. Не зверь, не птица, а нос как спица.

Летит - кричит, сядет - молчит,

Кто его убьёт, свою кровь прольёт. (комар)

8. Четыре ноги, пятый - хвост, шестая - грива. (лошадь)

9. Он высокий, он огромный,

Он похож на кран подъёмный,

Только этот кран живой, с настоящей головой. (жираф)

 

10. Разлинованы лошадки словно школьные тетрадки,

Разлинованы лошадки от копыт до головы. (зебры)

Учитель: - Давайте вспомним сказки о животных. Это задание группам –поддержкам.

(ребята называют название сказки и их сказочных героев)

 Поэтому наш 2 конкурс называется "Сказочный".

- Вы прочитали много сказок, это видно в ваших дневниках-читателей поэтому вспомнить и сообразить вам будет несложно.Итак, внимание на экран -  в кого превращались...

1. князь Гвидон (сказка А. С. Пушкина) - в комара, муху, шмеля;

2. великан - людоед ( сказка Ш. Перро) - в льва, в мышь;

3. одиннадцать братьев - принцев ( сказка Г. X. Андерсена) - в лебедей;

4. гадкий утёнок ( сказка Г. X. Андерсена) - в лебедя.

- А вот в 3 конкурсе нужно назвать недостающие имена животных - известных сказочных героев...

1. Муха...( Цокотуха)                                  4. Черепаха.. .(Тортилла)

2. Курочка...(Ряба)                                     5. Оленёнок...(Бемби)

З. Уточка...( Серая Шейка)                          6. Медведь... ( Балу).

3 конкурс называется " Пофантазируем"

Учитель: - Ребятам из команд предлагается придумать и нарисовать растение или животное, которых на самом деле не существует, дать им название.

- А пока команды трудятся над выполнением задания, предлагаю для болельщиков небольшую разминку под весёлую детскую песенку «В траве сидел кузнечик».( на куплет -4 шага вперёд; на припев – хлопки, приседания, повороты).

4 конкурс называется " Изобрази животное".

Учитель: - Каждое задание этого конкурса - это имитация повадкам известного вам животного.

Внимание на экран! С помощью мимики и пантомимы вы должны изобразить это животное.

Группы – поддержки оценивают – аплодисментами. Жюри оценивает полностью показ животного.

(ребята сами определяют, кого они будут имитировать)

1. кошка                            3. лягушка

2. заяц                              4. Медведь

5 конкурс называется " Цифры друзья буквам".

Учитель: Каждая команда получает листок, на котором написано зашифрованное название животного. Команда должна как можно быстрее расшифровать эту запись. Ключ к расшифровке - алфавит.

1-а                 9-з                      17-п                     25-ч

2-6                10-и                     18-р                     26-ш

3-в                11-й                     19-с                     27-щ

4-г                12-к                     20-т                      28-ъ

5-д                13-л                     21-у                     29-ы

6-е                14-м                     22-ф                    30 - ь

7-ё                15-н                     23-х                     31-э

8-ж               16-о                      24-ц                    32-ю

                                                                           33-я

Задание 1 команде:

19   15    6    4     10     18     30               (снегирь)

Задание 2 команде:

13     33     4     21     26      12      1         (лягушка)

Учитель: - Пока команды выполняют задание, среди групп - подднржки мы проведём игру -  песня о животном или цветке. Вы должны по очереди назвать или исполнить строчку из песни, где упоминается какое - либо животное или цветок.

Следующий 6  конкурс называется " Звуковая песенка".

Учитель: - Ребята, продолжаем нашу викторину. Мы уже перечислили тех животных, каких знаем, вспомнили, какие у них повадки. Ребята, а скажите, животные общаются между собой?( ответы детей ).

-   О некоторых животных мы скажем, что они разговаривают, а о некоторых, что они поют.

-   А теперь представьте, что вы - животное, которое очень любит петь, но не умеет это делать по-человечески. Давайте попробуем его изобразить.

- Вспомним известную всем песню " Вместе весело шагать по просторам" и напоём её мотив, но не так, как это делается обычно, а...

1.  прокрякать                                          3. промычать

2.  пролаять                                             4. промяукать

( Используется фонограмма песни)

Учитель: А, сейчас мы немного подискутируем, прослушав слова Михаила Пришвина и сделаем выводы (работают группы-поддержки).

7 конкурс «Записать названия природных объектов»

Учитель: смотрим на экран- выберите то , что относится к природе. Время пошло!

8 конкурс: «Что подсказывает вам, что относится к неживой природе?»

Учитель: ребята, будьте очень внимательны и начинаем работать.

9 конкурс: «Что подсказывает вам, что относится к живой природе?»

Учитель: команды, внимательно прочитайте задание. Время пошло!

10 конкурс: «Отличие живого от неживого»

Учитель: Ребята, это заключительный конкурс и об этим мы неоднократно говорили на уроках. Значит  вы меня не подведёте!

Учитель: Конкурсная программа подошла к концу, пока жюри подводит итоги, мы все вместе поработаем со следующими слайдами, обсудим и запомним о чем там идёт речь!

Подведение итогов игры -  викторины: выступление жюри, награждение команд.

Учитель: Сегодня мы с вами были участниками познавательной игры-викторины "Природа и мы". Мы вспомнили названия многих животных, больше узнали об их повадках, поиграли. Считаю, что после нашей игры - викторины вы будете бережнее относиться к нашей природе, будете её беречь, любить и конечно же её обитателей. Давайте жить дружно  с нашей природой!

Спасибо за участие всем ребятам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая познавательная программа "Воздушные дороги"

Игровая познавательная программа «Воздушные дороги»Задачи:Формирование навыков дисциплинированного безопасного поведения в транспортеРазвитие познавательного интереса к истории и современным тенденция...

Конспект игровой познавательной программы программы «Подземные параллели».

Эта игровая познавательная программа стала необычным компонентом цикла программ по безопасности дорожного движения. О подземных дорогах города и правилах пользования ими ребята знают не так уж много, ...

Игровая - познавательная викторина "Природа и мы" + презентация

   Игровая - познавательная викторина «Природа и мы» проводилась учителем сельскохозяйственного труда для 4, 5, 6 классов. Главный акцент в игре-викторине был направлен на обобщение п...

Игровая познавательная программа "Он и Она. Ключ к разгадке"

Игровая программа для старшеклассников, посвященная гендерным различиям....

Сценарий игровой познавательной программы «Космическая вечеринка»

Актуальность данной темы заключается в том, что 50 лет назад началась эра освоения космоса и успешно продолжается до сих пор, встав на новую ступень своего развития.  Основоположниками космонавти...

Краткосрочная игровая познавательная досуговая программа "Животный мир океанов", для учащихся 1-2 классов

На сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры. Основы экологической культуры мы закладыв...