Лингвистическая игра "Грамматическое лото"
материал (8 класс) на тему

Салчак Шончалай Артемовна

Внеклассное мероприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_1.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №4 г. Ак-Довурака

Лингвистическая игра

 (для учащихся 7-8 классов в рамках декады

русского языка и литературы)

«Грамматическое лото»

                                                                                Разработал(а): учитель русского

 языка и литературы Салчак Ш. А.

Цель:         - пробудить у учащихся интерес к предмету, формировать культурно-речевые умения и навыки; способствовать обогащению словарного запаса;

 - развивать навыки коллективной работы, активизировать мыслительную деятельность; развивать внимание, память, сообразительность;

 - воспитывать уверенность в собственных силах, настойчивость, трудолюбие.

Оборудование:

  1. Карточки-поля для игры в «лото» (формат – альбомные листы).

11

16

1

10

17

12

13

9

3

6

4

7

8

5

14

2

18

15

  1. Карточки-цифры для игры на поле.

На лицевой стороне – буквы, на оборотной – цифры.

Г

Р

А

М

М

А

Т

И

Ч

Е

С

К

О

Е

Л

О

Т

О

13

11

10

14

18

9

5

12

1

7

4

6

15

2

17

3

16

8

  1. Конверты с заданиями.

Оформление:

  1. На доске прикреплены карточки с буквами ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЛОТО, на оборотной стороне которых – цифры. Карточки съёмные. После того, как участники назовут букву, открывается цифра, карточка кладётся на игровое поле.
  2. В три колонки вывешены эмблемы команд. Здесь будут подсчитываться очки.

Парты расставлены с учётом того, что играть будут три группы.

Ход игры.

1)        Вступительное слово. Заполнение игровых полей.

        Вы разделились на 3 команды. Принцип игры в лото прост: получаете карту-игровое поле, из прикрепленных на доске букв (ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЛОТО) члены команды по очереди называют любую букву. На оборотной стороне написана цифра. Цифры укладываются на игровые поля. Первый балл получит та команда, которая первой соберёт карту.

Составление карт. Запись балла.

3)        Решение заданий в группах.

Команды получают конверты с заданиями в соответствии с цифрами на игровом поле лото. Каждой команде – по 6 заданий. Уровень сложности задания можно узнать по количеству баллов, указанных на обороте. Самое лёгкое – 5 баллов, трудное – 10 баллов.

Задания можно решать коллективно, можно распределить между членами группы. Все заработанные баллы фиксируются на доске.

И ещё: за каждое отгаданное задание команда получает часть предложения. Из этих частей потом нужно будет составить высказывание – это тоже дополнительный балл.

Высказывания (каждое разрезано на шесть частей):

Умно говорить трудно, умно молчать ещё труднее.

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок.

Слово – выражение мысли, и может служить соединению и разделению людей.

Задания.

1. Подберите общие окончания. Запишите получившиеся слова.        (10 баллов)

Ат                                В                                Б

Бр                                Гл                                Г

Гн                                Д                                М

Д                                Дл                                Ст

К                                М                  (…)                Сп                    (….)

Л                  (..)                Ос                                Ч

Р                                Т                                С

С                                Ш                                Ш

Т

Хр

2. Перед вами два стихотворных отрывка. Придайте им форму стихотворений, расставьте знаки препинания.                                                        (6 баллов)

Погода пуще свирепела Нева вздувалась и ревела котлом клокоча и клубясь и вдруг как зверь остервеняясь на город кинулась.

                                                                                А.С. Пушкин

Вставая с первыми лучами теперь она в поля спешит и умилёнными очами их озирая говорит простите мирные долины.

                                                                                А.С. Пушкин

3. Прочитайте фонетическую транскрипцию. Запишите предложение без ошибок.                                                                                        (7 баллов)

[ быт' ч'илав'экам ф ч'илав'эч'искам общ'иств'э вофс'и нит'ашкай'а аб'азанаст'/ апрастой'э разв'ит'ийэ внутр'ин'эй' патр'эбнаст'и/ н'икто н'игавар'ит што напч'ил'э л'ижит св'ищ'эный' долк д'элат' м'от/ патамушта ана пч'ила// ]

                                                                                А.И. Герцен

4. Найдите способ прочитать написанное. Запишите фразу.                (5 баллов)

К

Й

Г

А

И

Ы

И

О

Н

Б

З

Ч

М

Е

Ю

Я

У

Ш

Т

Л

5. Составьте целые слова из половинок слов, записанных в разных колонках.

                                                                                                (8 баллов)

ОПТ

АРА

ПАР

СКА

АТА

ЛОН

АГА

КОР

ПАЛ

ПЛЯ

КУР

ХИС

ИКА

ИЦА

КЕТ

БАЛ

6. Проанализировав образец, вставьте нужное слово.                        (9 баллов)

БАГОР

ГАРАЖ

(РОСА)

(….)

ТЕСАК

ТАБАК

ФЛЯГА

КОСЯК

(АЛЬТ)

(….)

ЖЕСТЬ

МИРАЖ

ЛОТОК

ОЛИМП

(КЛАД)

(….)

ЛОДКА

КАТЕР

ПИРОГ

РЫНОК

(ПОЛЕ)

(….)

СЛЕЗА

ОСАДА

4)        Составление высказываний, чтение, объяснение.

Ответы

1. Окончания слов.

(-ом): атом, бром, гном, дом, ком, лом, ром, сом, том, хром.

(-ина): вина, глина, длина, дина, мина, осина, тина, шина.

(-айка): байка, гайка, майка, стайка, спайка, чайка, сайка, шайка.

2. Стихотворения

Погода пуще свирепела,

Нева вздувалась и ревела,

Котлом клокоча и клубясь,

И вдруг, как зверь остервеняясь,

На город кинулась.

Вставая с первыми лучами,

Теперь она в поля спешит

И, умилёнными очами

Их озирая, говорит:

«Простите, мирные долины».

3. Транскрипция

Быть человеком в человеческом обществе вовсе не тяжкая обязанность, а простое развитие внутренней потребности. Никто не говорит, что на пчеле лежит священный долг делать мёд, потому что она пчела.

4. Фраза

Любите наш могучий язык (каждый столбик читается снизу вверх).

5. Слова в колонках.

Оптика, арахис, паркет, пляска, палата, баллон, курага, корица.

6. Вставка слова.

Жаба, кожа, порт, роса.

5)        Устные задания.

Поэтический перевёртыш.

Злой кабан                сидел на ветке

Пароход                томился в клетке

Соловей                точил клыки

Дикобраз                давал гудки

Кошка                физику учила

Маша                хвостик свой ловила

Буратино                сшил себе штаны

Портной                все поел блины

Ёж                        накрыт к обеду был

Чиж                        усами шевелил

Рак                        летал под облаками

Стол                        гонялся за мышами

Чайник                прыгал во дворе

Мальчик                булькал на костре

Приглашаются по одному человеку от команды.

Задание: строчки перепутались. Задача участника – расположить строки правильно.

Перевёртыши-пословицы.

Пример:

Не надо ползать красиво водителям по снегу. – Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам.

Или: Безделью часы – слезам год. – Делу время – потехе час.

Счастье перемещается кучами. – Беда не ходит в одиночку.

Уйти от новой стиральной машины. – Остаться у разбитого корыта.

Лысина – мужское безобразие. – Коса – девичья краса.

От смелости затылок мал. – У страха глаза велики.

Чужие ботинки дальше от ног. – Своя рубашка ближе к телу.

На полицейском валенки мокнут. – На воре шапка горит.

Ниже пяток не опустишься. – Выше головы не прыгнешь.

Курица кабану подружка. – Гусь свинье не товарищ.

Уговори умного к чёрту послать, так и нога заживёт. – Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт.

Собак не страшиться – по городу гулять. – Волков бояться – в лес не ходить.

Начал развлечение – робко работай. – Кончил дело – гуляй смело.

9)        Подсчитывание баллов, подведение итогов, награждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Дидактические игры для логопедических занятий "Напечатай букву", лото "Состав слова" и "Словарное лото".

      Я рада представить Вашему вниманию несколько игр, разработанных мной за последнее время.                        ...

ЛОТО МАТЕМАТИЧЕСКОЕ, ЛОТО ПО ТЕМАМ, КОММУНИКАТИВНАЯ ДОСКА

ЛОТО ДЛЯ ГРУПП И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО 10 КАРТОЧЕК НА КАЖДУЮ ТЕМУ.ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ :  ЧЕГО НЕ СТАЛО, 4 ЛИШНИЙ, РАЗБЕЙ ПО ГРУППАМ, ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА, ЗАГАДКИ ПО ПРИЗНАКАМ...

Лингвистическая игра «Грамматическое лото»

Цель: - пробудить у учащихся интерес к предмету, формировать культурно-речевые умения и навыки; способствовать обогащению словарного запаса;развивать навыки коллективной работы, активизировать мыслите...