Программа «Школа – территория здоровья»
проект на тему

Программа «Школа – территория здоровья»- это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы. В программе представлены цели, задачи программы, мероприятия, сроки реализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola-territoriya_zdorovya.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

             Программа «Школа – территория здоровья»

                                                                                          Здоровье – не всё, но всё

                                                                                           без здоровья – ничто.

                                                                                                                  Сократ.

                                                      Введение.

Здоровые дети - это великое счастье. На протяжении веков люди искали панацею от болезней и видели ее секреты то в специфике питания, то в закаливании, то в отдельных видах физических упражнений. А панацея эта, оказывается, рядом. Она кроется в здоровом образе жизни. С первой минуты рождения ребенка эта истина должна находиться в основе его воспитания - именно воспитание ЗОЖ закладывает  фундамент пирамиды здоровья, к вершине которой человек поднимается всю жизнь.

Одна из основных проблем в образовании – это проблема сохранения здоровья детей, перешагнувших двери школы. Чтобы  ребенок рос умным и рассудительным, надо научить его быть крепким и здоровым. Современная школа призвана давать ребенку, как знания, так и  гарантировать сохранение его здоровья. Достижение этой непростой цели стало возможным только через создание принципиально нового образа мышления детей на разных ступенях воспитания, через привитие детям мотива сохранения собственного здоровья. Важным в этом процессе  является мотивированность   родителей и  учителей на сохранение здоровья детей и собственного здоровья.

 Здоровье детей и подростков является одним из важных показателей, определяющих потенциал страны, а также одной из характеристик национальной безопасности. Вот почему так важно учить ребенка сохранять свое здоровье и заботиться о здоровье окружающих, учить безопасным для здоровья формам поведения и гармоничному сосуществованию с самим собой и природой.

 

                        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2014-2015

    2015-2016

Всего детей

Коррекционно-развивающее обучение

Индивидуальное обучение, программа 8-го вида

Ребёнок - инвалид

Программа «Школа – территория здоровья»- это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

               Нормативно-правовая база программы основана на:

1.Конвенции ООН о Правах Ребенка;

2.Конституции Российской Федерации;

3. Закон Российской Федерации «Об образовании»;

4. Национальной Доктрине образования Российской Федерации;

5. Законе РФ «Об образовании».

Цель:

Сохранение и улучшение здоровья учащихся школы при рациональной организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с возрастными особенностями детей.

        Задачи:

  • создавать  комплекс мер по сохранению и коррекции здоровья учащихся школы;
  • осуществлять переход от традиционных форм обучения к здоровьесберегающим технологиям;
  • проводить мониторинг здоровья учащихся;
  • формировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
  • учить учащихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
  • учить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  • формировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
  • формировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.)
  • учить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • формировать негативное отношение к наркотическим зависимостям: курению, употреблению алкоголя и другим наркотикам;
  • дать представление о  причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и  их пагубном влиянии на здоровье;
  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
  • формировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
  • формировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

 

                            ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Этапы и сроки реализации

Цель этапа

Этап

Диагностический.

2011-2012гг.

Социологические исследование учащихся школы, выявление и определение реального состояние здоровья школьников. Создание личной корты мониторинга здоровья учащегося. Выявление особо важных факторов влияющих на здоровье.

Этап

Коррекционный.

2012-2013 г.

Разработка  программы по формированию в школе  здоровьесберегающего  образовательного  пространства, способствующего воспитанию культуры здоровья учащихся и потребности  в здоровом образе жизни.

Этап

Практический.

2013-2016 гг.

Формирование осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью, развитие важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации; воспитание негативного отношения к употреблению алкоголя, табака и других психоактивных веществ; формирование адекватных способов поведения в различных жизненных ситуациях; вовлечение родителей в организацию сохранения и улучшения здоровье детей в условиях учебно-воспитательного процесса.

Этап

Итоговый

2016 г.

Анализ эффективности работы программы. Сравнительный анализ состояния
здоровья учащхися.

Пути реализации программы «Школа- территория  здоровья»

            I. Учебно- и воспитательно-оздоровительный путь.

1. Организация учебно-воспитательного процесса с использованием здоровьесберегающих технологий.

2. Реализация программы ОБЖ.

3. Реализация программы Валеология.

3. Выполнение санитарно-эпидемиологических правил и норм при осуществлении образовательного процесса.СанПиН 2.4.5.2409-08

4. Развитие  гигиенических навыков у младших школьников.

5. Формирование стремления к ЗОЖ у обучающихся.

6. Проведение мероприятий по предупреждению детского травматизма.

7. Осуществление межпредметных связей по здоровье сбережению.

8. Ведение карточки  здоровья учащегося.

9. Санитарно-просветительская и практическая деятельность с привлечением медицинского работника.

                      II.   Спортивно-оздоровительный

1. Введение 3 урока физической культуры с 1 класса.

2. Система отслеживания уровня обучаемости: составление диагностических карт уровня физической подготовленности, мониторинг.

3. Реабилитация здоровья учащихся: спортивные секции, час здоровья - 3-й урок физкультуры

4. Спортивные мероприятия:

- спортивные соревнования;

- месячники здоровья;

- спортивные праздники;

- спортивные игры на свежем воздухе;

- подвижные игры на переменах (ежедневные динамические паузы на свежем воздухе во время 3 перемены); игры в помещении после 1 и 4 уроков.

                    III.   Лечебно-профилактический

1. Анализ состояния здоровья по классам в динамике. Определение групп здоровья. Выявление болезней через анализ медицинских карт учащихся. Составление карты здоровья ученика и класса в целом.(рост, вес, зрение , состояния физического и психологического развития).

2. Профилактика глазных заболеваний в рамках СанПиН:

- освещенность рабочих и игровых зон 7.1.1, 7.1.9, 7.2.1,7.2.2

- соответствие школьной мебели для учащихся 5.3, 5.4, 5.5

- физминутки  для глаз. Приложение 4 к СанПиН 2.4.2.2821-10

3. Профилактика сколиоза в рамках СанПиН 5.3,

-мебель в соответстве с требованиями СанПиН;5.3,5.4,5.5, 5.6

-организация физминуток на осанку и профилактику сколиоза на всех уроках не минее 5 минут. Приложение 4 к СанПиН 2.4.2.2821-10

-соблюдение норм посадки во время письма и чтения 5.5.

4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм к состоянию школы:

- воздушно-тепловой режим; СанПиН 6.1 -6.12

- соответствие всех школьных помещений санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;

- гигиенические требования к учебным кабинетам, лаборантским и рекреациям: умывальники, средства личной гигиены(мыло, одноразовые полотенца).

                                   IV.   Здоровое питание

1. Организация питания в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.5.2409-08

2. Организация 2 разового питания в условии обучения ФГОСа.

3. Организация бесплатного питания для категорий семей малоимущих и многодетных.

4. Разнообразие и витаминизация меню.

5. Ежедневное введение в меню салатов из овощей.

6. Комплексный завтрак состоит из двух блюд (первое и выпечка, второе и салат)

7. Выращивание для столовой зелени в зимний период(укроп, лук)

8. Ввод витамина «С» в рацион питания (каши с добавлением фруктов, сухофруктов, фруктовые кисели, компоты)

9. Закладка школьного фруктового сада для организации витаминного питания (смородина, груша, вишня, яблоня).

                         V. Психолого-диагностический

1. Школьный медико-психолого-педагогический консилиум;

2. Создание благоприятной психологической атмосферы в школе и дома:

- индивидуальные консультации родителям, педагогам;

- посещение ребенка на дому;

- проведение практикумов.

3. Индивидуально-групповые занятия.

                    VI.  Информационно-просветительский

1. Ознакомление педагогов и сотрудников с нормативно-правовой базой по сохранению здоровья младших школьников.

2. Ознакомление родителей, детей с планом работы школы по здоровьесбережению учащихся.

3. Организация тематических бесед и лекций.

4. Оформление тематических стендов.

                     VII.  Материально-технический

1. Оборудование спортивного зала, спортивной площадки.

2. Озеленение территории школы (закладка аллеи, клумбы).

3. Пополнение спортивного инвентаря.

4. Оборудование учебных кабинетов специальными плакатами с упражнениями для глаз.

 5. Оснащения ученических аудиторий компьютерами (два кабинета начальных классов, кабинет литературы, истории и географии, информатики)

6. Оснащение школьной библиотеки ИКТ.

Ожидаемые результаты реализации программы

  • Постепенное снижение уровня заболеваемости детей школьного возраста.
  • Формирование у обучающихся и их родителей установок на здоровый образ жизни.
  • Разработка и внедрение системы мер по сохранению и укреплению здоровья школьников в практику работы образовательного учреждения.
  • Совершенствование диагностической работы в образовательном учреждении.
  • Повышение квалификации педагогов, осуществление обмена опыта работы с другими образовательными учреждениями по охране и укреплению здоровья учащихся.

План работы на 2014-2015 учебный год.

направление

мероприятие

сроки

ответственные

Учебно- и воспитательно-оздоровительное

Составления расписания уроков, кружков, секций, факультативов.

сентябрь

Завуч школы

Организация режима работы школы в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10

В течение года

Администрация

Разработка программы ОБЖ

Сентябрь-октябрь

Учитель ОБЖ

Разработка программы Валеология

Сентябрь, октябрь

Учитель

Валеологии

Разработка воспитательного плана школы

Сентябрь, октябрь

Завуч, старший вожатый, соц.педагог

Разработка индивидуального воспитательного плана по классам

Сентябрь, октябрь

Классные руководители

Спортивно-оздоровительное

Составление диагностических карт уровня физической подготовленности учащихся

Сентябрь

Учитель физической культуры.

Динамические паузы на свежем воздухе во время 3 перемены

Ежедневно

Учителя начальных классов

Игры малой подвижности на переменах(после 1 и 4 урока)

Ежедневно

Дежурный класс по школе, учителя начальных классов,

Турниры  по волейболу  (5-9классы)

Сентябрь

Педагог дополнительного образования, Учитель физической культуры.

Неделя здоровья

1 раз в полугодие

Гербер Н.В.

Спортивный праздник:

Мама, папа, я спортивная семья;

Февраль

Классные руководители,

учитель физической культуры.

Весёлые старты для 1-4 классов

Ноябрь

Учитель физической культуры.

Спортивный праздник, эстафета, соревнование

1 раз в полугодие

Классные руководители

Лыжная эстафета «Биатлон»

Февраль

Учитель физической культуры.

Игра «зарница»

Май

Учитель ОБЖ, учитель физической культуры.

Классные часы «Моё здоровье - мое богатство», «Мы против вредных привычек», и т.д.

1 раз в полугодие

Классные руководители,

Лечебно -профилактическое

Составление карты здоровья ученика

Сентябрь-декабрь

Классные руководители, медработник.

Медицинский осмотр

1 раз в четверть

Медработник

Расширенный медосмотр учащихся

Ноябрь

Медработник, консультация врачей

Диспансеризация учащихся 14 лет

Май

Классный руководитель, представитель школы

Оборудование учебной мебели в соответствии с СанПиНом

Сентябрь,

февраль

Классные руководители

Здоровое питание

Составление меню

Еженедельно

Ответственный за питание

Контроль за соблюдением санитарногигиенических норм работы столовой

Еженедельно

Администрация

Снятие пробы блюд

Ежедневно

Ответственный за питание

Выращивание зелени

«Витамины на подоконнике»

Декабрь-февраль

Учитель валеологии, технологии.

Классный часы: «Здоровое питание», «Где найти витамины»,

«Рациональное питание», «гигиена питания».

1 раз в полугодие

Классные руководители

Психолого-диагностическое

Тестирование будущих первоклассников

Март

Учитель будущего первого класса

Посещение квартир учеников

 В начале года и по мере необ ходимости

Классные руководители,

Посещение малообеспеченных семей и социальноопасных

1 раз в полугодие и по мере необходимости

Соцпедагог и классные руководители

Заполнение  психологической карты ученика (дневник классного руководителя)

Октябрь-декабрь

Классные руководители

Классные часы: «Что я могу сам», «Мое место в мире», «Я и моя семья».

1 раз в полугодие

Классные руководители

Заседание школьного медико-психолого-педагогического консилиума;

2 раза в год

Администрация

Информационно-просветитель-

ское

Классные родительские собрания «Единые требования семьи и школы в воспитании и обучении детей»»

1 полугодие

Классные руководители, соц.педагог

Доклад на классных собраниях «Нужны ли детям деньги», «Как уберечь ребёнка от дурного влияния» и т.д.

2 полугодие

Классные руководители

Итоги тестирования будущих первоклассников и рекомендации

май

Учитель будущего первого класса

Ведение классных уголков здоровья

1 раз в четверть и по мере необходимости

Классные руководители

Организация тематических бесед, лекций для учащихся и индивидуальных бесед для родителей

1 раз в четверть

Соц.педагог, медработник, представители соц.служб, классные руководители.

Материально-техническое

Оборудование учебных кабинетов специальными плакатами с упражнениями для глаз; правильной посадкой при письме

сентябрь

Заведующие кабинетами

Дооборудование  тёплых туалетов

Сентябрь-октябрь

Администра-ция, рабочий школы

Утепление тамбура

Ноябрь

Рабочий школы


Карточка физического здоровья ученика

                                      Ф. И. __________________________________________________        Год рождения _____________

Класс / Дата тестирования

Бег на

30м/60м

Бег на 100м

Бег на вынос

ливость 60мин

Челноч

ный бег

Подтяги

вание

Отжима

ние

Подъем

туловища

Прыжки на скакалке

Прыжки в

длину с места

Карточка здоровья ученика

ФИО ученика_________________________________________________ год рождения_______________________

Вид теста, осмотра

Дата

проведе

ния

Рост

Вес

Группа

здоровья

Диагноз

Рекомендации

Консультация

специалистов

дополнительное

Маркировка парты,

Место посадки

Данные при поступле

нии в школу

                                                               

                                                           Сводная таблица здоровья класса

Год

Кол-во

детей

Средний рост

Средний вес

Iгруппа

%

IIгруппа

%

IIIгруппа

%

Нарушение %

Зрение

%

Прочее/%

                                                             

                                                                    Сводная таблица здоровья школы

Год

Кол-во

детей

Средний рост

Средний вес

Iгруппа

%

IIгруппа

%

IIIгруппа

%

Нарушение

%

Зрение

%

Прочее

%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА «ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ» НА 2015 ГОДЫ

МБОУ СОШ №34 г.СтавропольПРОГРАММА    «ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»  на 2015 ГОДЫ■Проблемы здоровья населения России, и в частности, здоровья подраста...

Программа "Школа- территория здоровья"

Мною разработана программа и используется в моей практике....

Программа "Школа-территория здоровья"

Программа «Школа-территория здоровья» - документ стратегического планирования, регламентирующий комплексную работу школы по сохранению и повышению уровня психического, нравственного, социального и физ...

Программа "Школа - территория здоровья"

Программа разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья, повышения индекса здоровья, развития и обучения детей в школьном образовательном учреждении и семье, способа посредством ...

Программа "Школа территория здоровья"

      Программа составлена на основании синтеза программ М.И. Кусова, директора средней общеобразовательной школы № 1 Гиагинского района Республики Адыгея, программы Хохольского ...

Доклад: «О реализации школьной программы по здоровому образу жизни «Школа территория здоровья».

laquo;О  реализации школьной программы по здоровому образу жизни «Школа территория здоровья» в ГБОУ "Специальная школа-интернат с.Ериловка"....

ПРОГРАММА «ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ» НА 2019-2021 ГОДЫ Методическая разработка Учитель МБОУ СОШ 34 Первых А.Н

Проблемы здоровья населения России, и в частности, здоровья подрастающе­го поколения, являются причиной для беспокойства как государственных органи­заций, так и общества, самих граждан. Свою д...