Программа «Школа – территория здоровья»
проект на тему
Программа «Школа – территория здоровья»- это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы. В программе представлены цели, задачи программы, мероприятия, сроки реализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola-territoriya_zdorovya.doc | 155.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Школа – территория здоровья»
Здоровье – не всё, но всё
без здоровья – ничто.
Сократ.
Введение.
Здоровые дети - это великое счастье. На протяжении веков люди искали панацею от болезней и видели ее секреты то в специфике питания, то в закаливании, то в отдельных видах физических упражнений. А панацея эта, оказывается, рядом. Она кроется в здоровом образе жизни. С первой минуты рождения ребенка эта истина должна находиться в основе его воспитания - именно воспитание ЗОЖ закладывает фундамент пирамиды здоровья, к вершине которой человек поднимается всю жизнь.
Одна из основных проблем в образовании – это проблема сохранения здоровья детей, перешагнувших двери школы. Чтобы ребенок рос умным и рассудительным, надо научить его быть крепким и здоровым. Современная школа призвана давать ребенку, как знания, так и гарантировать сохранение его здоровья. Достижение этой непростой цели стало возможным только через создание принципиально нового образа мышления детей на разных ступенях воспитания, через привитие детям мотива сохранения собственного здоровья. Важным в этом процессе является мотивированность родителей и учителей на сохранение здоровья детей и собственного здоровья.
Здоровье детей и подростков является одним из важных показателей, определяющих потенциал страны, а также одной из характеристик национальной безопасности. Вот почему так важно учить ребенка сохранять свое здоровье и заботиться о здоровье окружающих, учить безопасным для здоровья формам поведения и гармоничному сосуществованию с самим собой и природой.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2011-2012 | 2012-2013 | 2013-2014 | 2014-2015 | 2015-2016 | |
Всего детей | |||||
Коррекционно-развивающее обучение | |||||
Индивидуальное обучение, программа 8-го вида | |||||
Ребёнок - инвалид |
Программа «Школа – территория здоровья»- это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Нормативно-правовая база программы основана на:
1.Конвенции ООН о Правах Ребенка;
2.Конституции Российской Федерации;
3. Закон Российской Федерации «Об образовании»;
4. Национальной Доктрине образования Российской Федерации;
5. Законе РФ «Об образовании».
Цель:
Сохранение и улучшение здоровья учащихся школы при рациональной организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с возрастными особенностями детей.
Задачи:
- создавать комплекс мер по сохранению и коррекции здоровья учащихся школы;
- осуществлять переход от традиционных форм обучения к здоровьесберегающим технологиям;
- проводить мониторинг здоровья учащихся;
- формировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- учить учащихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
- учить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- формировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
- формировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
- дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.)
- учить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- формировать негативное отношение к наркотическим зависимостям: курению, употреблению алкоголя и другим наркотикам;
- дать представление о причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и их пагубном влиянии на здоровье;
- дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
- формировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
- формировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Этапы и сроки реализации | Цель этапа |
Этап Диагностический. 2011-2012гг. | Социологические исследование учащихся школы, выявление и определение реального состояние здоровья школьников. Создание личной корты мониторинга здоровья учащегося. Выявление особо важных факторов влияющих на здоровье. |
Этап Коррекционный. 2012-2013 г. | Разработка программы по формированию в школе здоровьесберегающего образовательного пространства, способствующего воспитанию культуры здоровья учащихся и потребности в здоровом образе жизни. |
Этап Практический. 2013-2016 гг. | Формирование осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью, развитие важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации; воспитание негативного отношения к употреблению алкоголя, табака и других психоактивных веществ; формирование адекватных способов поведения в различных жизненных ситуациях; вовлечение родителей в организацию сохранения и улучшения здоровье детей в условиях учебно-воспитательного процесса. |
Этап Итоговый 2016 г. | Анализ эффективности работы программы. Сравнительный анализ состояния |
Пути реализации программы «Школа- территория здоровья»
I. Учебно- и воспитательно-оздоровительный путь.
1. Организация учебно-воспитательного процесса с использованием здоровьесберегающих технологий.
2. Реализация программы ОБЖ.
3. Реализация программы Валеология.
3. Выполнение санитарно-эпидемиологических правил и норм при осуществлении образовательного процесса.СанПиН 2.4.5.2409-08
4. Развитие гигиенических навыков у младших школьников.
5. Формирование стремления к ЗОЖ у обучающихся.
6. Проведение мероприятий по предупреждению детского травматизма.
7. Осуществление межпредметных связей по здоровье сбережению.
8. Ведение карточки здоровья учащегося.
9. Санитарно-просветительская и практическая деятельность с привлечением медицинского работника.
II. Спортивно-оздоровительный
1. Введение 3 урока физической культуры с 1 класса.
2. Система отслеживания уровня обучаемости: составление диагностических карт уровня физической подготовленности, мониторинг.
3. Реабилитация здоровья учащихся: спортивные секции, час здоровья - 3-й урок физкультуры
4. Спортивные мероприятия:
- спортивные соревнования;
- месячники здоровья;
- спортивные праздники;
- спортивные игры на свежем воздухе;
- подвижные игры на переменах (ежедневные динамические паузы на свежем воздухе во время 3 перемены); игры в помещении после 1 и 4 уроков.
III. Лечебно-профилактический
1. Анализ состояния здоровья по классам в динамике. Определение групп здоровья. Выявление болезней через анализ медицинских карт учащихся. Составление карты здоровья ученика и класса в целом.(рост, вес, зрение , состояния физического и психологического развития).
2. Профилактика глазных заболеваний в рамках СанПиН:
- освещенность рабочих и игровых зон 7.1.1, 7.1.9, 7.2.1,7.2.2
- соответствие школьной мебели для учащихся 5.3, 5.4, 5.5
- физминутки для глаз. Приложение 4 к СанПиН 2.4.2.2821-10
3. Профилактика сколиоза в рамках СанПиН 5.3,
-мебель в соответстве с требованиями СанПиН;5.3,5.4,5.5, 5.6
-организация физминуток на осанку и профилактику сколиоза на всех уроках не минее 5 минут. Приложение 4 к СанПиН 2.4.2.2821-10
-соблюдение норм посадки во время письма и чтения 5.5.
4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм к состоянию школы:
- воздушно-тепловой режим; СанПиН 6.1 -6.12
- соответствие всех школьных помещений санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;
- гигиенические требования к учебным кабинетам, лаборантским и рекреациям: умывальники, средства личной гигиены(мыло, одноразовые полотенца).
IV. Здоровое питание
1. Организация питания в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.5.2409-08
2. Организация 2 разового питания в условии обучения ФГОСа.
3. Организация бесплатного питания для категорий семей малоимущих и многодетных.
4. Разнообразие и витаминизация меню.
5. Ежедневное введение в меню салатов из овощей.
6. Комплексный завтрак состоит из двух блюд (первое и выпечка, второе и салат)
7. Выращивание для столовой зелени в зимний период(укроп, лук)
8. Ввод витамина «С» в рацион питания (каши с добавлением фруктов, сухофруктов, фруктовые кисели, компоты)
9. Закладка школьного фруктового сада для организации витаминного питания (смородина, груша, вишня, яблоня).
V. Психолого-диагностический
1. Школьный медико-психолого-педагогический консилиум;
2. Создание благоприятной психологической атмосферы в школе и дома:
- индивидуальные консультации родителям, педагогам;
- посещение ребенка на дому;
- проведение практикумов.
3. Индивидуально-групповые занятия.
VI. Информационно-просветительский
1. Ознакомление педагогов и сотрудников с нормативно-правовой базой по сохранению здоровья младших школьников.
2. Ознакомление родителей, детей с планом работы школы по здоровьесбережению учащихся.
3. Организация тематических бесед и лекций.
4. Оформление тематических стендов.
VII. Материально-технический
1. Оборудование спортивного зала, спортивной площадки.
2. Озеленение территории школы (закладка аллеи, клумбы).
3. Пополнение спортивного инвентаря.
4. Оборудование учебных кабинетов специальными плакатами с упражнениями для глаз.
5. Оснащения ученических аудиторий компьютерами (два кабинета начальных классов, кабинет литературы, истории и географии, информатики)
6. Оснащение школьной библиотеки ИКТ.
Ожидаемые результаты реализации программы
- Постепенное снижение уровня заболеваемости детей школьного возраста.
- Формирование у обучающихся и их родителей установок на здоровый образ жизни.
- Разработка и внедрение системы мер по сохранению и укреплению здоровья школьников в практику работы образовательного учреждения.
- Совершенствование диагностической работы в образовательном учреждении.
- Повышение квалификации педагогов, осуществление обмена опыта работы с другими образовательными учреждениями по охране и укреплению здоровья учащихся.
План работы на 2014-2015 учебный год.
направление | мероприятие | сроки | ответственные |
Учебно- и воспитательно-оздоровительное | Составления расписания уроков, кружков, секций, факультативов. | сентябрь | Завуч школы |
Организация режима работы школы в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 | В течение года | Администрация | |
Разработка программы ОБЖ | Сентябрь-октябрь | Учитель ОБЖ | |
Разработка программы Валеология | Сентябрь, октябрь | Учитель Валеологии | |
Разработка воспитательного плана школы | Сентябрь, октябрь | Завуч, старший вожатый, соц.педагог | |
Разработка индивидуального воспитательного плана по классам | Сентябрь, октябрь | Классные руководители | |
Спортивно-оздоровительное | Составление диагностических карт уровня физической подготовленности учащихся | Сентябрь | Учитель физической культуры. |
Динамические паузы на свежем воздухе во время 3 перемены | Ежедневно | Учителя начальных классов | |
Игры малой подвижности на переменах(после 1 и 4 урока) | Ежедневно | Дежурный класс по школе, учителя начальных классов, | |
Турниры по волейболу (5-9классы) | Сентябрь | Педагог дополнительного образования, Учитель физической культуры. | |
Неделя здоровья | 1 раз в полугодие | Гербер Н.В. | |
Спортивный праздник: Мама, папа, я спортивная семья; | Февраль | Классные руководители, учитель физической культуры. | |
Весёлые старты для 1-4 классов | Ноябрь | Учитель физической культуры. | |
Спортивный праздник, эстафета, соревнование | 1 раз в полугодие | Классные руководители | |
Лыжная эстафета «Биатлон» | Февраль | Учитель физической культуры. | |
Игра «зарница» | Май | Учитель ОБЖ, учитель физической культуры. | |
Классные часы «Моё здоровье - мое богатство», «Мы против вредных привычек», и т.д. | 1 раз в полугодие | Классные руководители, | |
Лечебно -профилактическое | Составление карты здоровья ученика | Сентябрь-декабрь | Классные руководители, медработник. |
Медицинский осмотр | 1 раз в четверть | Медработник | |
Расширенный медосмотр учащихся | Ноябрь | Медработник, консультация врачей | |
Диспансеризация учащихся 14 лет | Май | Классный руководитель, представитель школы | |
Оборудование учебной мебели в соответствии с СанПиНом | Сентябрь, февраль | Классные руководители | |
Здоровое питание | Составление меню | Еженедельно | Ответственный за питание |
Контроль за соблюдением санитарногигиенических норм работы столовой | Еженедельно | Администрация | |
Снятие пробы блюд | Ежедневно | Ответственный за питание | |
Выращивание зелени «Витамины на подоконнике» | Декабрь-февраль | Учитель валеологии, технологии. | |
Классный часы: «Здоровое питание», «Где найти витамины», «Рациональное питание», «гигиена питания». | 1 раз в полугодие | Классные руководители | |
Психолого-диагностическое | Тестирование будущих первоклассников | Март | Учитель будущего первого класса |
Посещение квартир учеников | В начале года и по мере необ ходимости | Классные руководители, | |
Посещение малообеспеченных семей и социальноопасных | 1 раз в полугодие и по мере необходимости | Соцпедагог и классные руководители | |
Заполнение психологической карты ученика (дневник классного руководителя) | Октябрь-декабрь | Классные руководители | |
Классные часы: «Что я могу сам», «Мое место в мире», «Я и моя семья». | 1 раз в полугодие | Классные руководители | |
Заседание школьного медико-психолого-педагогического консилиума; | 2 раза в год | Администрация | |
Информационно-просветитель- ское | Классные родительские собрания «Единые требования семьи и школы в воспитании и обучении детей»» | 1 полугодие | Классные руководители, соц.педагог |
Доклад на классных собраниях «Нужны ли детям деньги», «Как уберечь ребёнка от дурного влияния» и т.д. | 2 полугодие | Классные руководители | |
Итоги тестирования будущих первоклассников и рекомендации | май | Учитель будущего первого класса | |
Ведение классных уголков здоровья | 1 раз в четверть и по мере необходимости | Классные руководители | |
Организация тематических бесед, лекций для учащихся и индивидуальных бесед для родителей | 1 раз в четверть | Соц.педагог, медработник, представители соц.служб, классные руководители. | |
Материально-техническое | Оборудование учебных кабинетов специальными плакатами с упражнениями для глаз; правильной посадкой при письме | сентябрь | Заведующие кабинетами |
Дооборудование тёплых туалетов | Сентябрь-октябрь | Администра-ция, рабочий школы | |
Утепление тамбура | Ноябрь | Рабочий школы |
Карточка физического здоровья ученика
Ф. И. __________________________________________________ Год рождения _____________
Класс / Дата тестирования | Бег на 30м/60м | Бег на 100м | Бег на вынос ливость 60мин | Челноч ный бег | Подтяги вание | Отжима ние | Подъем туловища | Прыжки на скакалке | Прыжки в длину с места | |
Карточка здоровья ученика
ФИО ученика_________________________________________________ год рождения_______________________
Вид теста, осмотра | Дата проведе ния | Рост | Вес | Группа здоровья | Диагноз | Рекомендации | Консультация специалистов | дополнительное | Маркировка парты, Место посадки |
Данные при поступле нии в школу | |||||||||
Сводная таблица здоровья класса
Год | Кол-во детей | Средний рост | Средний вес | Iгруппа % | IIгруппа % | IIIгруппа % | Нарушение % | Зрение % | Прочее/% |
Сводная таблица здоровья школы
Год | Кол-во детей | Средний рост | Средний вес | Iгруппа % | IIгруппа % | IIIгруппа % | Нарушение % | Зрение % | Прочее % |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА «ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ» НА 2015 ГОДЫ
МБОУ СОШ №34 г.СтавропольПРОГРАММА «ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ» на 2015 ГОДЫ■Проблемы здоровья населения России, и в частности, здоровья подраста...
Программа "Школа- территория здоровья"
Мною разработана программа и используется в моей практике....
Программа "Школа-территория здоровья"
Программа «Школа-территория здоровья» - документ стратегического планирования, регламентирующий комплексную работу школы по сохранению и повышению уровня психического, нравственного, социального и физ...
Программа "Школа - территория здоровья"
Программа разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья, повышения индекса здоровья, развития и обучения детей в школьном образовательном учреждении и семье, способа посредством ...
Программа "Школа территория здоровья"
Программа составлена на основании синтеза программ М.И. Кусова, директора средней общеобразовательной школы № 1 Гиагинского района Республики Адыгея, программы Хохольского ...
Доклад: «О реализации школьной программы по здоровому образу жизни «Школа территория здоровья».
laquo;О реализации школьной программы по здоровому образу жизни «Школа территория здоровья» в ГБОУ "Специальная школа-интернат с.Ериловка"....
ПРОГРАММА «ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ» НА 2019-2021 ГОДЫ Методическая разработка Учитель МБОУ СОШ 34 Первых А.Н
Проблемы здоровья населения России, и в частности, здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства как государственных организаций, так и общества, самих граждан. Свою д...