А как это было в старину. (Праздник встречи весны.)
план-конспект занятия (6 класс) на тему

Алимасова Татьяна Вячеславовна

А как это было в старину.

(Праздник встречи весны.)

Цели:

раскрыть содержание масленичной недели по дням;

воспитание у детей патриотических и нравственных качеств личности, уважения к традициям наших предков, желания поддерживать древние традиции,

развивать духовно-нравственные качества учащихся,

сформировать положительную мотивацию к изучению русского фольклора, познакомить с воспоминаниями писателя И.С.Шмелёва (И. С. Шмелёв «Лето Господне»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a_kak_eto_bylo_v_starinu.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

А как это было в старину.

(Праздник встречи весны.)

Цели: 

раскрыть содержание масленичной недели по дням;

воспитание у детей патриотических и нравственных качеств личности, уважения к традициям наших предков, желания поддерживать древние традиции,

развивать духовно-нравственные качества учащихся,

сформировать положительную мотивацию к изучению русского фольклора, познакомить с воспоминаниями писателя И.С.Шмелёва (И. С. Шмелёв «Лето Господне»).

Оформление:

  1. Плакат «А как это было в старину» (Праздник встречи весны).
  2. Плакат «Масленичная неделя».
  3. Костюмы для актёров.
  4. Столы с угощением (блины, сушки, самовар…).
  5. Музыкальное оформление:
  1. «Золотое кольцо», песня «Оттепель»,
  2. «Иван Купала», песня «Кострома»,
  3. Фонограмма к частушкам.

Звучит русская плясовая.

1-й ведущий: Вот и пришла оттепель, осели, замаслились на солнце сугробы, и кажется ничем уже не угомонить весенних воробьёв. Даже чёрные галки завели свои хороводы и их гомон манит куда-то. Люди выходят на улицу, глядят на ошалевших птиц, на солнце и не узнают привычный мир. Вот и прошла зима! Всё прошло, всё быльём поросло. Голод, холод – всё позади. Радость, весна наполняют душу… В такой день,- говорили в народе,- у Бога все равны.

2-й ведущий: А как встречали весну! С весельем!.. Как провожали зиму? Со смехом! Румяные, как солнце блины, длинные хороводы, катание с гор, бесконечные песни …- вот они, главные приметы праздника весны - широкой масленицы. Веселились неделю. А потом: пост, сосредоточенная молитва, во всём воздержание. «Пируй пока масленица, до поста вспоминай без маслица»

3-й ведущий:

Ой, Масленица, растянись!

За белую берёзу зацепись!

Сказали: Масленице семь годков,

А нашей Масленице семь деньков.

Каждый день Масленицы имел своё название.

Ведущая (в русском сарафане).

Добрый день судари и сударушки!

Красные девицы!

Добрые молодцы!

Зовём гостей со всех волостей -

Кумовьёв, зятей, девок, парней,

Кумушек – золовушек,

Тёщу и тестя -

Зовём всех вместе

Петь до надсады,

Плясать до упаду!

1-й ведущий: Понедельник (первый день) встреча масленицы. «Душа моя Масленица, перепелиные твои косточки, бумажное твоё тело. Приезжай ко ине на тесовый двор душой потомиться, умом повеселиться, речью насладиться.»

Участницы говорят хором:

Ой, масленица во двор въезжает,

Широкая во двор въезжает!

А мы, девушки, её встречаем,

А мы, красные, её встречаем,

Ой, да Масленица, погостюй недельку,

Широкая, погостюй недельку…

2 – й ведущий: Второй день масляной недели назывался заигрыш. Конечно, тут вспоминались все зимние игры. В больших сёлах и городах давно стоят качели, балаганы, заманчиво блестят в лучах солнца ледяные горки. Всё строилось накануне праздника. Русский купчина тут денег не жалел. С чего бы это, кажется, такая щедрость, билет-то был не дорог. Да народу-то уйма…

Горки ставили бригады «шабашников» - пришлые мастера. Ох и славились же в Москве владимирцы. У владимирцев горки выходили лёгкие, ажурные, прочные с лестницей и и обязательно с изящной беседкой наверху, блестят так ласково сосновым золотом… Вырастали они выше крыш на реках и озёрах. (Вот как вспоминал московское катание с гор на масленицу писатель Иван Шмелёв (И. С. Шмелёв «Лето Господне»))

«Высоченные горы на прудах. Над свежими тесовыми беседками на горах пёстро играют флаги. Рухаются с рычаньем высокие «дилижаны» с гор, мчатся по ледяным дорожкам, между валами снега с воткнутыми в них елками. Черно на горах народом. Василь-Василич распоряжается, хрипло кричит с верхушки; видно его высокую фигуру, в котиковой, отцовской, шапке. Степенный плотник Иван помогает Пашке-конторщику резать и выдавать билетики, на которых написано — «с обеих концов по разу». Народ длинным хвостом у кассы. Масленица погожая, сегодня немножко закрепило, а после блинов — катается.  

 По накатанному лотку втаскивают веревками вернувшиеся с другой горы высокие сани с бархатными скамейками, — «дилижаны», — на шестерых. Сбившиеся с ног катальщики, статные молодцы, ведущие «дилижаны» с гор, стоя на коньках сзади, весело в меру пьяны. Работа строгая, не моргни: крепко держись за поручни, крепче веди на скате, «на корыте».

— Не изувечили никого, Бог миловал? — спрашивает отец высокого катальщика Сергея, моего любимца.

— Упаси Бог, пьяных не допускаем-с. Да теперь-то покуда мало, еще не разогрелись. С огнями вот покатим, ну, тогда осмелеют, станут шибко одолевать... в шею даем!»

Да, жарковато было на масленичной неделе на горке. Санки предлагались гостям самые разные «чупики»- со стульчиком, «трубли»- с рулём, «американки» известные лёгкостью и проворством, но можно было слететь со страшной кручи и просто так стоя на коньках… По сторонам спуска насыпались из снега высокие бугры безопасности – на всякий случай.

2-й ведущий: Но вот наступил третий день масленичной недели. По мне так он лучше всех. Одно название чего стоит – лакомка. Всем царское угощение. «В праздник и воробью пиво.» Но кто-то всё же в этот радостный день был на особом счету. Кто же? Да его величество батюшка – зять. Что греха таить, в обычный день всякое случается. Надо зятюшкину душу приголубить, пожалеть. Про это даже «жалостная песенка» есть.

По новой по роще

Поехал зять к тёще

На жену просити.

Тёща его встретила:

«Здорово, мой зятик!

Здорово, касатик!»

«Сударыня тёща!

Не дюже здоров я:

Жена дома била.»

« За что тебя, зятик?

За что,  мой касатик?»

«Сударыня тёща,

Я сам глупо сделал:

Залез в погребочек,

Поел всю сметану,

Ни много, ни мало –

12 горшочков.»

«Моя дочка дура.

Чего мало вздула!»

«Прощай, моя тёща,

Прощай, расканалья!»

«Прощай, мой зятик,

Прощай, мой сметанник!»

4-й ведущий: Следующий день самый пик праздника: разгуляй, перелом, широкий четверг. Веселье в разгаре. «Кто не поёт, тот свищет; кто не пляшет тот прищёлкивает.» Позади три дня, впереди три дня. «Всё мы пели да плясали и плясать мы не устали.»

  1.  На базаре был вчера,

Видел там комедию:

Тёща лошадь продавала,

Называла Федею.

  1. Лес шумит, шумит, шумит.

Лес шумит – качается.

Кто крикливых тёщ полюбит,

Тем налог скощается.

  1. На таможне мою тёщу

Не пустили в Геную:

Говорят, что камни в почке

У ней драгоценные.

  1. У кого какая тёща,

У меня как президент.

По указу к ней подходим,

Предъявить велит патент.

  1. Мы кончаем петь частушки

Хватит ерепениться,

Может зря какие спели

Просим извиненьица.  

Хор:(зрители помогают)

Правильно, правильно,

Правильно припели.

5- й ведущий: Вот пришёл пятый день – тёщины вечёрки. «Как ни сладки тёщины блинки, теперь тёщ угощают зятьки.» В пятницу на Масляной неделе зятья приглашают своих тёщ на блины.

(Теще несут поднос с блинами. По мере того, как ведущая перечисляет зятьёв, тёща подходит к зятьям прямо в толпу и угощает блинами.)

3 – ведущий: Первый блин - Хомке. Второй – Пахомке. Третий с маслом - для Климентия. А четвёртый со сметаной – для Дементия. Пятый блин - для Захарки. Шестой с вареньем – для Макарки. Седьмой с мёдом – Ванюшеньке – душеньке, любимому зятьку…

Вот так угощенье, вот так блины.

И зятья решили тёщу отблагодарить. Зять Хомка – первый.

(Тёща запевает частушку под музыку (слова написаны на карточке), а Хомка берётся ей подпевать.)

Тёща –  Я на горку шла , тяжело несла.

Хомка – Уморилась, уморилась, уморилася.

Тёща – В решете овса, полтора зерна.

Хомка – Уморилась, уморилась, уморилася.

Тёща – Овёс высыпала, зятя выбранила.

Хомка – Уморилась, уморилась, уморилася.

Тёща – Уж я пела и плясала, а теперь совсем устала.

Хомка - Уморилась, уморилась, уморилася.

6 – й ведущий: Суббота… Что делать, опять идти в гости? Увы. День так и назывался: золовкины посиделки. Кстати, золовок, т.е. сестёр мужа, могло быть много: пять или десять. Поэтому молодая невестка собирала мужниных родственников и длинным санным поездом развозила по золовкам. Ну, а если какая то золовка не замужем и у неё самой нет семьи, как быть? В таком случае, у неё собирались только девушки подружки. Тоже неплохо. Они рассказывали разные истории, загадывали загадки.

(Зрители говорят отгадку хором).

  1. У двух матерей по пяти сыновей, все на одно лицо. (Руки, пальцы).
  2. Вокруг озера – камыши. (Ресницы).
  3. У меня два камушка. Куда ни кину – везде достаю. (Глаза).
  4. Без огня горит, без крыл летает, без ног шагает. (Солнце).
  5. Голубой платок, алый клубок по платку катается, людям улыбается. (Небо, солнце).

7 – й ведущий: Настало воскресение или прощёный день. Пора масленицу на покой провожать. Вот как проходил обряд проводов Масленицы. Ребята ставили на сани масленицу, рядом с ней красивую девушку. Запрягались в ту повозку сами и везли по улицам. Наконец, за околицей вспыхивал костёр. Жарко горит масленица. В огонь летят блины: «гори блин, гори масленица…» Блинами поминали сгоревший символ зимы, чтобы возродилась сила масленицы в злаках, не пропала даром.

Наша Масленица дорогая,

Дорогая, лели дорогая.

Немножко постояла,

Постояла, лели постояла.

1 – й ведущий: Выходит в понедельник масленицу встречали, в воскресенье провожали, неделю пели да плясали… И всё? А суть – то в чём? А суть скрыта в названии последнего дня недели. Помним как он называется? (Прощёное воскресение). В этот день на Руси все просят прощения друг у дружки. «Прости меня грешного на великий пост.» А в ответ можно слышать: «Бог простит и я прощаю.» Есть в книге Ивана Сергеевича Шмелёва место, где дедушка Горкин подходит и говорит:

«Ну, давай друг у дружки прощения просить, нонче прощёный день. Он кланяется мне в ноги и говорит — «прости меня, милок, Христа ради». Я знаю, что надо делать, хоть и стыдно очень: падаю ему в ноги, говорю — «Бог простит, прости и меня, грешного», и мы стукаемся головами и смеемся. … Завтра будет печальный звон. Завтра — «Господи и Владыко живота моего...» — будет. Сегодня «прощеный день», и будем просить прощенья: сперва у родных, потом у прислуг, у дворника, у всех.

2 – й ведущий Вот и перелистали мы с вами восемь листков короткого масленичного календаря.

Прошла неделя.

3 – ведущий: И для вас гости дорогие подарки (прянички) приготовлены. А получат их те, кто лучше других знает, как жили-были на Руси зятья да тёщи. Я начинаю пословицу, а вы заканчиваете. Отвечайте хором.

  1. Зять да сват у тёщи… (первые гости).
  2. Зять на порог… (на стол пирог).
  3. Прими зятя в дом, а сам… (убирайся вон).
  4. Тесть любит честь, шурин глаза щурит, а зять… (любит взять).
  5. У наших зятей… (много затей).

4 – ведущий:

Благодарю я всех гостей:

Кумов, зятей.

Свекров, свекровушек,

Кумушек-золовушек,

Тещу и тестя —

Благодарю всех вместе!

Веселитесь, отдыхайте,

Весёлый праздник провожайте!

Литература:

  1. Ж. «Воспитание школьника», 1999г. №3.
  1. Г. Бирюкова. Пожалуйте на блины (Игровая программа на масленичную неделю) (с.57-58)
  2. А. Соколов. А как это было в старину? (Праздник встречи весны) (с. 59-61).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Встреча весна

Внеклассное мероприятие для 8 класса...

Встреча весны. 3 класс.

Цель урока;      *   познакомить с русским весенним праздником «Жаворонки»        *    Воспитывать эстетические чув...

"Встреча Весны-красны" (обряд закликания весны)

Урок  знакомит учеников с  народным обрядом закликания весны, весенними приметами, песнями веснянками....

Праздник "Встреча весны.Сороки"

Праздничное мероприятие...

Праздник встречи весны "Цаган сар"

Презентация проведения праздника встречи весны "Цаган сар(калмыцкий праздник встречи весны)" среди 5-6 классов....

Сценарий народного праздника"Масленичные гулянья. Встреча весны."

Разработка внеклассного мероприятия для 5 класса, данное мероприятие помогает привить любовь к традициям своего народа, а исполнение народных песен дает возможность детям полюбить их и почувствовать, ...