"Как эти песни сердцу милы…" (к 200 –летию со дня рождения А.В. Кольцова) - урок-проект
план-конспект урока (10 класс) по теме

Бобрышева Наталья Ивановна

Данный урок можно использовать как внеклассное мероприятие.   Цели проекта: выявить место поэзии А.В. Кольцова в литературном процессе и музыкальной культуре страны, определить специфику жанра, особенности творческого метода поэта. Задачи:  изучить истоки поэзии А.В. Кольцова; познакомиться с творчеством поэта; проследить современное звучание песен на слова А.В. Кольцова. Студенты имели возможность подготовить музыкальные номера понравившихся им песен и романсов. С такими сценариями мы выступаем перед школьной аудиторией в библиотеках. К уроку я сделала музыкальную видеопрезентацию (https://docs.google.com/file/d/0B8bMnelyzMiRa1VjS2paWGVIaHc/edit ) .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-проект по литературе.

Учитель – Бобрышева Н.И.

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования  "Воронежский музыкальный колледж имени Ростроповичей" г. Воронеж

Тема: «Как эти песни сердцу милы…»

Урок поэзии с оркестром

(к 200 –летию со дня рождения А.В. Кольцова).

Пишу не для мгновенной славы –

Для развлечений, для забавы,

Для милых искренних друзей,

Для памяти минувших дней.

                   А.В. Кольцов

Учебные предметы: литература, музыка

Цели проекта: выявить место поэзии А.В. Кольцова в литературном процессе и музыкальной культуре страны, определить специфику жанра, особенности творческого метода поэта.

Задачи:

  • изучить истоки поэзии А.В. Кольцова;
  • познакомиться с творчеством поэта;
  • проследить современное звучание песен на слова А.В. Кольцова.

Оборудование:

  1. Выставка поэтических сборников А.В. Кольцова
  2. Музыкальные записи русских композиторов на стихи поэта
  3. Слайды мест Воронежа, связанные с именем поэта
  4. Юбилейная газета «Год А.В. Кольцова в Воронежской области» управления культуры Воронежской области

Ход урока.

Чтец:

Дума в прошлое уводит,

Вдаль, туда, где синь полей,

Где своим он был в народе

С песней вольною своей.

Мысль его неслась высоко,

Души трогал жаркий пыл.

Почему же смелый сокол

Низко голову склонил?

И не зря не раз бывало

Так задумывался он,

И покоя не давала

Мысль, берущая в полон…

За спиною губернатор,

Канцелярий длинный ряд.

Дальше – царские палаты,

И министры, и сенат

И унизят, и обидят,

И не примут за людей.

Хорошо, что все же он видит

Ширь воронежских степей.

Значит, песня не убудет.

В ней волненья не унять…

Эх, вы люди, люди, люди,

Вам бы голову поднять!

Дума в прошлое уводит,

Это дума о былом…

Он остался жить в народе.

И не соколом – орлом.

А. Абрамов

Учитель.

Мы не случайно начали наш урок стихотворением  воронежского поэта и литературоведа Анатолия Абрамова, которое он посвятил А.В. Кольцову. Многие из лучших представителей словесности родились не в златоглавой Москве, не в величественном Петербурге. Из небольших старинных городов шагнули в литературу многие гениальные поэты и писатели.

Наш город – родина Кольцова и Никитина, Бунина и Платонова, Маршака и Троепольского. Сегодня снова становится популярным и престижным быть не только преуспевающим, но также культурным и порядочным, законопослушным и патриотичным. Если мы не полюбим город, в котором живем, не будем интересоваться его литературой и культурой, то, возможно, никогда не поймем своего предназначения в этом мире. Сегодняшний урок мы посвящаем Году А.В. Кольцова в Воронежской области. А лейтмотивом нашего урока будут слова:

Пишу не для мгновенной славы

Для развлечений, для забавы,

Для милых искренних друзей,

Для памяти минувших дней.

                   

Ведущий I.    Невиданным ранее чудом показались В. Белинскому крестьянские стихи А.Кольцова. «До сих пор, - писал критик,  - мы не имели понятия об этом роде поэзии, и только Кольцов познакомил нас с ним».

     Ощущение народных радостей и горя как собственных позволило поэту необычайно художественно воспроизвести крестьянский быт. Уже в 1832 году поэт заговорил о мужицкой доле. «Размышление поселянина» - это дума крестьянина , оставшегося под старость единственной опорой большой семьи. А в стихотворении «Урожай» поэт глядит на все глазами земледельца: дождь, пролившийся на истомленную солнечным зноем землю,  - великая радость и для Кольцова.

Напилась воды

Земля  досыта,

На поля, сады,

На зеленые

Люди сельские

Не насмотрятся.

   Так мог писать лишь человек, близко принявший к сердцу заботы и думы простого люда.

Ведущий II

С Кольцовым в поэзию пришли пахари, косари, веселые, удалые работники. Поэзия крестьянской работы возносится до подлинного апофеоза.

   (Звучит музыкальная поэма П.И. Чайковского «Песнь косаря» из альбома «Времена года»)

Строки из этого стихотворения стали эпиграфом к одной из музыкальных поэм П.И. Чайковского из альбома «Времена года».

 Покоренный могучей силой, размахом, песенным разливом кольцовских стихов, художник А.Г. Венецианов написал картину «Косарь» и подарил её поэту.

Лев Толстой в своем дневнике в 1857 году записал: «Читал Кольцова. Прелесть и сила необъятная».

Н.А. Некрасов назовет песни Кольцова « вещими».

О Кольцове, как о первом поэте земледельческого труда, говорил Г. Успенский.

Это же имел в виду и С. Есенин, когда писал:

О Русь, взмахни крылами,

Поставь иную крепь!

С иными именами

Встает иная степь.

По голубой  долине,

Меж телок и коров,

Идет в златой ряднине

Твой Алексей Кольцов.

В руках краюха хлеба,

Уста – вишневый сок.

И вызвездило небо

Пастушеский рожок.

(«О Русь, взмахни крылами…»)

Ведущий I

Прирождённый лирик, Кольцов много и пламенно писал о любви.

В доме Кольцовых на положении прислуги жила девушка, существо чистое, нежное.

Алексей полюбил эту кареглазую, смуглолицую Дуняшу. Но отец, узнав о намерении сына жениться на «простой девке», разлучил влюбленных. Алексей две недели метался в бреду, никого не узнавал. Так никогда и не увидел поэт свою любимую. Грустью и тоской проникнуты стихи Кольцова, ставшие уже песнями.

 ( Звучат песни в исполнении студентов вокального отделения: «Песнь девушки» О.Пожарского, романс А.Варламова «Перстенёчек золотой», романс М. Балакирева «Обойми, поцелуй»)

     Учитель:

Таков поэтический образ Кольцова. Каков же он сам? Каковы обстоятельства его реальной жизни?

Ведущий II

      Семья Кольцовых жила в прибрежной части старого Воронежа, которая звалась Гусиновкой. Домик, где родился поэт 15 октября1809 года, не сохранился. Он стоял перед нынешним художественным училищем (ул. Б. Стрелецкая, 20).

Потом семья перебралась на главную улицу города – Большую Дворянскую, а одиннадцатилетний Алексей стал учиться в Воронежском уездном училище. Но проучился недолго. Отец считал непозволительной роскошью образование. Он был торговцем скота и хотел, чтобы сын продолжил его дело.

     Много зла причинила ему семья. Не понимали родные поэтических увлечений Алексея. Немало трудностей встретил он на своем пути, но всегда его радовала мысль, что есть у него любимый край и родная природа.

     Учитель:

Поэзия Кольцова – это его жизнь. « По стихам Кольцова можно восстановить в основных чертах его биографию, мировоззрение, его радости, горе и надежды», - сказано в Словаре Брокгауза и Ефрона. Сам поэт на вопрос о своей жизни дал такой ответ:

Чтец:

Вся жизнь моя - как сине море:

С ветрами буйными в раздоре –

Бушует, пенится, кипит,

Волнами плещет и шумит.

Уступят ветры – и оно

Сравняется , как полотно.

Иной порою, в дни ненастья,

Все в мире душу тяготит;

Порою улыбнется счастье,

Ответно жизнь заговорит;

Со всех сторон печаль порою

Нависнет тучей надо мною,

И, словно черная волна,

Душа в то время холодна;

То мигом ясная година

Опять настанет – и душа

Пьет радость, радостно душа!

Ей снова все тогда прекрасно,

Тепло, спокойно, живо, ясно

Как вод волшебное стекло, -

И горя будто не было…

                                                          ( «Ответ на вопрос о моей жизни»)

Мы предлагаем послушать музыкальные произведения на стихи А. Кольцова, ярко отразившие события его короткой жизни: ,«Грусть девушки» и Ю. Воронцова «Сяду я за стол да подумаю» в исполнении студентов вокального отделения или в аудиозаписи.

Ведущий I

А. Кольцов был автором многих лирических стихотворений, философских дум, часто очень глубоких по мысли

 Поэт Виктор Боков говорил: «Если бы даже не было музыки на его стихи, все равно мы пели бы их про себя, так вольно дышится в них каждому слову, так хочется каждое слово петь».

Послушайте стихотворение А. Кольцова « Домик лесника».

Учитель:

В стихотворении есть замечательная недосказанность. Она оставляет простор для воображения. Стихи Кольцова построены на ассоциативности образов. Без этого свойства они никогда не стали бы песнями.

Ведущий II

Напевность кольцовского стиха, простота и ясность поэтических образов привлекали внимание более 300 композиторов. Около 800 песен и романсов создано на его стихи.  К кольцовской лирике обращались М. Глинка, А. Варламов, А. Даргомыжский, А. Гурилев, Н. Римский-Корсаков, М. Мусоргский, М Балакирев, Н. Рубинштейн, С. Рахманинов, А. Глазунов и многие другие.

 Учитель:

У каждого рода и жанра в поэзии есть своя стилевая система, вне которой она не существует. Это становится в особенности ясным, когда речь заходит о стихах Кольцова, которые стали романсами. Песням-романсам присуща интенсивность в выражении чувства - без этого свойства нет романса. Поэт следовал стилевой традиции жанра.

   Образцом созданной им песни, ставшей популярным романсом, может служить «Разлука» («На заре туманной юности»).

Ведущий I

В 1849 году Кольцов пишет стихотворении «Разлука», о котором поэт Е. Матусовский скажет: «… За одну только песенную строку «На заре туманной юности», от которой замирает сердце, можно считать Алексея Кольцова великим мастером русского стиха». На это стихотворение обратил внимание композитор А. Гурилев. Романс «Разлука»  - один из самых проникновенных русских романсов.

   Послушайте этот романс в аудиозаписи.

Ведущий II

Стихотворение «Соловей» стало поэтической основой романса Н. Римского-Корсакова. Композитор прочел его по – своему, он уловил в нем восточный колорит и дал свое название -  «Восточный романс». Музыка романса исполнена томительной мечтой о счастье, светлыми поэтическими чувствами.

   Послушайте этот романс в аудиозаписи.

Ведущий I

В годы Великой Отечественной войны, в письмах, которые  солдаты присылали на Ленинградское радио, было много заявок на песню «Хуторок». Слова этой песни принадлежат А. Кольцову. Пел эту, как называл её сам Кольцов, «русскую балладу» Иван Нечаев. Сюжет «Хуторка» вовсе не был вымыслом. Сколько ямщиков во времена Кольцова сгинуло, замерзнув в метель в степи! Сколько не сумело спастись от ножа лихих людей!

     Первой спела «Хуторок», положенный на музыку воронежским учителем Нечаевым, любимая сестра Кольцова Анисья. Баллада имела успех и очень понравилась самому поэту.

     И вот через 100 лет уже не в купеческом доме Кольцовых – во фронтовых землянках снова и снова хотели слушать «Хуторок». Ведь эта баллада, как и лирические песни довоенной поры, была родным, милым сердцу преданием – оттуда, из мирной жизни.

   Послушайте этот романс в аудиозаписи.

Ведущий II

Из воспоминаний композитора и летописца русской музыкальной жизни Ю.К. Арнольда:

«Раз пришел я к Белинскому и застал у него гостя. Это был поэт Кольцов. «Вот Арнольд, сказал Белинский,- вот у кого берите стихи для написания музыки. Если поймете его да угодите под слова, я и впрямь вас почту за того русского…». Я с радостью согласился и просил назначить мне песню. Поэт сконфузился… Однако ж, сказал, что любимое его произведение есть стихи «Не шуми ты, рожь, спелым колосом». «В неё-то всю душу свою я вложил!» - прибавил он, и глаза у него невольно покрылись влагою».

       Через день Кольцов уже слушал романс в исполнении композитора и горячо его благодарил.

   Послушайте этот романс в аудиозаписи.

Учитель:

Кольцовская поэзия очень русская, его строчки до невероятности просты, а смысл глубокий.

      Впервые в русской литературе Кольцов как автор осознает национальную самобытность и общенациональный характер песни. И, как показало время, это «русская песня» Кольцова – одно из первых и последних явлений в русской литературе, подобно басням Крылова, комедии Грибоедова «Горе от ума», роману «Евгений Онегин» Пушкина, поэме «Мертвые души» Гоголя.

Ведущий I

Поэт не мог мыслить  своей лирики без фольклора.

Песни, пословицы, причет, сказка – это был целый художественный мир, мир привычных жизненных сравнений, уподоблений, поэтических ассоциаций, вошедших в повседневный быт, язык, обычаи и обряды.

Многие песни поэта повторяют фольклор. Но фольклорный образ обретает новое звучание в стихах Кольцова. Послушайте стихотворение «Лес», посвященное А.С. Пушкину, наставнику и учителю Кольцова.

Ведущий II

Последние годы жизни Кольцова проходили в бедности и одиночестве. Отвергнутый семьей, он умер 33 лет отроду 10 ноября 1842 года. Его похоронили на Митрофановском кладбище, вначале установили чугунный обелиск с безграмотной надписью, позднее он был заменен пирамидой из черного мрамора. Одним из первых литературных памятников в нашем отечестве стал скромный бюст А. В. Кольцова, установленный в центре нашего города, в сквере, с тех пор носящем его имя. Мраморный бюст воздвигли в 1868 году на народные средства. Он стал своеобразным символом города, а в 1976 году на Советской площади установили новый памятник работы скульптора П.И. Бондаренко. С образом поэта связано многое в нашем городе: улица и сквер, школа и драматический театр, ежегодно проходят кольцовские чтения. Его стихи и песни знают в России и за рубежом.

Учитель:

Время быстротечно, стремится куда-то, мир меняется. Постепенно имя «Кольцов» становится мифом для поколения новых читателей, еще не знакомых с его творчеством. Но без стихов Кольцова жить в Воронеже нельзя! Строки поэта должны звучать повсюду, в любое время года, в любое время суток: они оживают в душе, звенят вместе с ветром, будто рождаются заново при прикосновении к природе. Кольцом - визитная карточка города Воронежа.

 (На фоне заключительных слов учителя демонстрируются слайды памятных кольцовских мест г. Воронежа)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэтическая гостиная памяти Сергея Есенина (к 115 – летию со дня рождения). «Я сердцем никогда не лгу …»

Поэтическая гостиная памяти Сергея Есенина(к 115 – летию со дня рождения).«Я сердцем никогда не лгу …»...

План мероприятий по подготовке к празднованию 175-летия со дня рождения П.И.Чайковского. Проект «Музыка сердца»

План мероприятий  по подготовке к празднованию 175-летия со дня рождения П.И.Чайковского.Проект «Музыка сердца»Время работы над проектом -2013-2015 г..ЦЕЛЬ: изучение и распространение творч...

Литературная гостиная «Надрывается сердце от муки…», посвящённая 190-летию со дня рождения Н.А. Некрасова

Существует множество пособий по внеклассной работе по литературе с готовыми разработками сценариев литературных гостиных. Представляю вашему вниманию ещё одну....

Конспект «Я Сердцем никогда не лгу…» (к 120-летию со Дня рождения С. А. Есенина)

Цели урока:1.Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством С.А.Есенина, показать народность его творчества, лиричность;2.развивать внимание обучающихся, их устную речь;3.воспитывать интерес к литерат...

Литературно-музыкальная композиция посвящённая 120 летию со дня рождения С.Есенина «В сердце светит Русь…»

Литературно-музыкальная композиция посвящённая 120 летию со дня рождения С.Есенина «В сердце светит Русь…»...

Конспект классного часа к 220-летию со дня рождения А.С.Пушкина «И в каждом сердце Пушкин отзовется...»

Классный час«И в каждом сердце Пушкин отзовется...»Цель:формирование положительного отношения к личности Пушкина и его произведениям.Задачи:образовательные:обобщить знания детей  о тв...

Приказ от 31 января 2020 года № 14-о Об итогах муниципального этапа литературного конкурса "Их подвиг вечно жив в сердцах", посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, 120-летию со дня рождения М.В. Исаковского.

Приказ от 31 января 2020 года № 14-о Об итогах муниципального этапа литературного конкурса "Их подвиг вечно жив в сердцах", посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, 120-ле...