Принципы работы воспитателя группы выходного дня: опыт системного анализа.
статья по теме

Решетникова Лидия Петровна

Теореттическая работа, посвященная системному анализу моей деятельности в качестве воспитателя группы выходного дня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Решетникова Лидия Петровна

Педагог-воспитатель специальной коррекционной

школы-интерната для слабовидящих детей IV вида

города Владимира

Принципы работы воспитателя группы выходного дня:

 опыт системного анализа.

Современная жизнь выявила серьезную проблему нашего общества: социальную беспомощность многих людей, далеко не только инвалидов. Анализируя проблемы, стоящие перед школой, обществом, пришла к твердому убеждению, что в современных условиях становления гражданского общества в России необходимо повышение социальной значимости воспитания.

Процесс воспитания – сложный многофакторный процесс. Критериев, по которым можно его анализировать, - множество. Главное, все они должны быть направлены на оценку не только коллектива в целом, но и личностей, из которых он состоит.

Гармония личного и коллективного в наибольшей степени важна для незрячих и слабовидящих учащихся, т.е. социальное окружение и инфраструктура должны быть приспособлены к ним, чтобы воспринимаемый детьми мир стал для них «зримым», а, значит, и воспитанник в своем развитии стал личностью. Поэтому в условиях школы-интерната, где обучаются и воспитываются учащиеся с разной степенью потери зрения и существенной разницей в возрасте, стояла задача искать альтернативный путь формирования коллектива, межличностных отношений, т.е. создавать благоприятный социально -психологический климат на основе личностного подхода в работе с каждым воспитанником.

Сегодня школа — это место, где ребенку помогают жить, место, где ребенок переживает радость успеха, счастье творчества, учится противостоять неудачам, самоопределяется в окружающем мире. В нашей школе учатся и проживают дети не только городские, но и из области, сироты, дети из неблагополучных, многодетных, малообеспеченных семей.

Цель моей педагогической деятельности — дать детям-сиротам опыт проживания в школьной семье, развить коммуникативные способности, показать изнутри взаимоотношения членов семьи, расширить кругозор.

Принципы:

  • общая забота
  • товарищество
  • единство мыслей и действий, воли и чувств
  • единый коллектив
  • творческий подход 

Содержание - поведение, общение, трудовая деятельность, познавательная деятельность, организаторская деятельность.

Механизм воспитания - формирование чувства долга /забота/ и чувства ответственности /товарищество, содружество/.

Методы и формы.

Основные методы /словом, делом, примером/

  • методы убеждения или словесно-логические /ведущим является слово - беседы, рассказы, вечера вопросов и ответов/
  • сравнительно-оценочные методы /поощрения, наказания, пример/
  • упражнения или организация деятельности /хозяйственно-бытовая, событийная/.

Основные средства: коллективные творческие дела; организаторская

деятельность; деловые игры; творческие праздники.

Первоочередной задачей для себя поставила организацию группы воскресного дня. Группа начала работать с 1995 года.

Воскресная группа-это наш дом, под крышей которого собираются воспитанники, объединенные общей целью, общими усилиями, общей атмосферой взаимного уважения, взаимопомощи. Режим работы воскресных групп / младшего, среднего, старшего звеньев/ отличается от повседневного. Здесь нет уроков, а большая часть времени отведена для занятий по интересам, бытовым вопросам.

Это позволяет:

  • сохранить и укрепить здоровье ребенка;
  • создать условия для самовыражения и самоопределения растущего человека в соответствии с его индивидуальными особенностями;
  • развивать стремление к участию в общественно значимых делах;
  • обеспечить педагогическую поддержку семье / лиц, их заменяющих / в воспитании ребенка.

Воскресная группа представляет широкие возможности для реализации гибкого режима дня, сочетающего учебные занятия и внеурочную деятельность по интересам школьников.

В своей работе стараюсь:

  • раскрыть индивидуальные способности детей;
  • быть терпеливой;

        -   жить жизнью ребенка;

Активно занимаюсь спонсорской деятельностью. С помощью предпринимателей организовала и обустроила в школе две отдельные игровые комнаты с новейшим техническим оборудованием. Также при финансовой поддержке владимирских меценатов удалось сформировать школьный тренажерный зал, где дети могут заниматься как под руководством тренера, так и самостоятельно.

Экскурсии, организованные мной, являются важным методом приобщения детей к окружающему миру страны. Где только я не побывала со своими воспитанниками за прошедшие годы. Вот несколько основных направлений. Санкт-Петербург: ночной город, салют, набережная, Исаакиевский собор, на катере по Неве, Государственный Русский Музей, канал им. Грибоедова, Петропавловская крепость, Крейсер «Аврора», Эрмитаж, Петергоф и т.д. Москва: Большой театр, Государственный Кремлевский Дворец Съездов (2 раза), дельфинарий в г. Москве, МХаТ им. Горького, Уголок дедушки Дурова, цирк Никулина. Бывали и в исторических местах знаменитого русского города Ярославля. Также часто совершаем небольшие путешествия по историческим местам г. Владимира и окрестностям.

Систематически провожу занятия по развитию коммуникативных умений и навыков. На этих занятиях дети учатся культуре поведения, умению общаться друг с другом, вести диалог, отстаивать точку зрения, не бояться высказывать свое мнение, оценивать свое поведение и поведение своего сверстника. Такие занятия оказывают положительное влияние на ход учебно-воспитательного процесса.

Убеждена, что ребенка должен окружать мир творчества, мир красоты, мир сказки, мир фантазии. Широко использую игру как возможность организации коллективной творческой деятельности. Праздники труда - трудовой десант, игровые «яблочки», «игры-проживания», игры-проекты -позволяют учить ребят выстраивать отношения, быть свободными, развивать свои способности, В игровом пространстве ребенок приобретает личный и коллективный опыт, социальные навыки.

Активно сотрудничаю с педагогами дополнительного образования и спортивной школы. Воскресная работа позволяет развивать воспитывающую среду и адаптировать ее к интересам ребенка, удовлетворять запросам семьи. Каждому ребенку - занятие по душе. Дети не ограничиваются занятиями в 1 кружке, а выбрали 2-3 занятия. Младшее звено - активный, непоседливый и любознательный народ, который очень многому хочет научиться.

В наших группах идет активное взаимодействие, ребята рассказывают о приобретенных в кружках и на занятиях умениях, показывают свои работы одноклассникам, родителям, устраивают выставки.

Установив уровень благоприятного психологического климата в коллективе по методике A.JIyтошкина / средний показатель по группе, и по каждому воспитаннику/, я определила параллельно и доминирующий тип направленности группы через ориентированную анкету /В. Смекала и М. Кучера/. Определила круг воспитанников с чертами характера в направленности «на себя», круг с направленностью на взаимодействие /общение/ и круг лиц с направленностью на «дело», т.е. на решение практических задач в группе. Эти две последних подгруппы и явились ядром в группе для ориентирования воспитанников на общение, на формирование «домашнего» коллектива.

 Эффективность работы по развитию социальной адаптации, совершенствованию воспитания коллектива группы и личностей в ней считаю:

По реальному поведению воспитанников. Главный принцип жизнедеятельности группы - гуманное отношение друг к другу, моральная поддержка в критических ситуациях/ потеря зрения, смерть близких и т.д./ Поначалу случались поступки, унижающие человеческое достоинство, присутствовали «негласные лидеры», вероломство в поведении. На протяжении нескольких лет не было ни одного крупного ЧП асоциального характера.

По силе положительного воздействия коллектива группы на личность каждого воспитанника и личности на коллектив отметила организованность во всех совместных делах, т. е. подчиненность группы определенному порядку самоуправления: в группе не было уклоняющихся от поручений, ребята дружно брались за любое посильное дело и всю работу доводили до конца. В коллективе существовало мнение, что каждый делает для себя и для общей пользы все, на что он способен. Развиваясь в этом направлении, учащиеся добились определенных успехов в самодеятельном творчестве, конкурсах, соревнованиях областного, межрегионального и всероссийского масштаба.

По характеристике воспитательных воздействий на воспитанников /методы, приемы, формы/. У многих увлечение переросло в профессиональные склонности и готовность к дальнейшей учебе в ВУЗах, колледжах, училищах.

Цели и задачи воспитания реализуются: воспитанники социально адаптированы к быстро меняющимся реалиям современной жизни; у них выработались способность, умение постоянно саморазвиваться, проявлять устойчивость в саморегуляции поведения, в развитии своих отношений с другими, с обществом и готовности к профессиональной занятости по интеллектуальным способностям и здоровью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы воспитателя группы продленного дня. 8 класс.

Материал предназначен для использования в работе воспитателя  коррекционной школы VIII вида....

Аналитический проект «Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя группы продленного дня»

Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя группы продленного дня.Типы технологийЗдоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организаци...

План воспитательной работы воспитателя группы продленного дня на 2014-2015 учебный год

Цели и задачи  на год, ежедневное планирование, план работы с родителями, характеристика группы...

Методические рекомендации по планированию работы воспитателя группы продленного дня

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7360572","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"335"}}]]...

План воспитательной работы воспитателя группы продленного дня

В данном документе содержатся план работы воспитателя гпд дня, режим группы и тд....

Конспекты работ воспитателя группы продлённого дня

Конспекты работ воспитателя группы продлённого дня...