Главные вкладки

    Памяти павших, во славу живых...
    методическая разработка на тему

    Нафикова Лариса Николаевна

    Разработка внеклассного мероприятия к Дню победы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pamyati_pavshih_vo_slavu_zhivyh.docx60.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Памяти павших, во славу живых…

    Цель: воссоздать панораму событий, происходивших в годы Великой Отечественной войны, показать героизм и мужество советских людей.

    Задачи:

    1. Расширить знания обучающихся о Великой Отечественной войне;
    2. Воспитывать у подрастающего поколения чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества;
    3. Содействовать развитию творческих, организаторских способностей обучающихся.

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

    Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял

    и победил, всем тем, кто ушёл

    в бессмертие, посвящается…

    Слайд 1.Видеоролик «Ты помни». 

    Чтец 1:  Давно закончилась война.

    Давно пришли с войны солдаты.

    И на груди их ордена

    Горят, как памятные даты.

    Слайд 2.

    Чтец 2:  Им всем, кто вынес ту войну –

    В тылу иль на полях сражений, -

    Принёс победную весну, -

    Поклон и память поколений.

                                                                       С. Кочурова.

    1-й ведущий: В истории есть события, которые со временем стираются из памяти народной, становятся достоянием архивов. Но есть события, над которыми время не властно. В их ряду Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов занимает особое место. И чем дальше время отделяет нас от того события, тем больше осознаёшь, на краю какой пропасти мы стояли, какую Победу одержали.

    2-й ведущий: День Победы над фашистскими захватчиками – это «праздник со слезами на глазах». Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожжённых городов, сёл, выросли новые поколения. Огромное число погибших, пропавших без вести, искалеченных, потерявшихся на этой жуткой войне.

    Слайд 3. 1-й ведущий: 1418 дней и ночей шла война с фашистами. Четыре страшных года силы всей страны отдавались борьбе за победу. Нет в России ни одной семьи, которую бы война обошла стороной. Поэтому в этот день в каждом доме вспоминают тех, кто остался на полях сражений, тех, кто восстанавливал мирную жизнь.

    2-й ведущий: И, конечно, поздравляют участников войны – ветеранов, которые воевали на фронте и в тылу врага четыре года, и тех, кто создавал танки и самолёты, снаряды и патроны, приближая День Победы.

    1-й ведущий:    В сердцах наших жить будут вечно

    Герои минувшей войны.

    Нам память о них дорога бесконечно.

    И ею с тобой мы сильны!

    2-й ведущий: День Победы – праздник торжественный, когда радость переплетается с горем, смех со слезами. И всех нас объединяет память…

    1-й ведущий: Не ради славы воевали и погибали люди, ради жизни на земле. Путь к Победе был долгим и трудным… каждый день войны – это кровь, и смерть, боль и горечь утрат, радость больших и малых побед, бесстрашие и доблесть героев.

    2-й ведущий: В памяти человеческой день 22 июня 1941 года – останется не только как роковая дата, но и как рубеж начала отсчёта долгих 1418 дней и ночей.

    Чтец 1:  Июнь. Россия. Воскресенье.

    Рассвет в объятьях тишины.

    Осталось хрупкое мгновенье

    До первых выстрелов войны.

    Чтец 2:  Через секунду мир взорвётся,

    Смерть поведёт парад-алле,

    И навсегда погаснет солнце

    Для миллионов на Земле.

    Чтец 1:  Безумный шквал огня и стали

    Не повернётся сам назад.

    Два «супербога»: Гитлер – Сталин,

    А между ними страшный ад.

    Чтец 2:  Июнь. Россия. Воскресенье.

    Страна на грани: быть не быть…

    И это жуткое мгновенье

    Нам никогда не позабыть…

                                                                         Д. Попов.

    Слайд 4. 1-й ведущий: Рано утром в воскресный день 22 июня 1941 года вражеские войска напали на нашу страну (сообщение Ю. Левитана о начале войны).

    Слайд 5. - фильм «Начало войны» – на его фоне - 2-й ведущий: Самолеты сбрасывали на города бомбы, артиллерия расстреливала мирных жителей, вражеские солдаты шли по нашей земле. Наши пограничные войска, несмотря на стойкое сопротивление, не могли сдерживать вражеского наступления. 

    Чтец 1: В нашу дверь постучался непрошеный гость.

    Над Отчизной дыханье, дыханье грозы пронеслось.

    Слушай, Родина! В грозное время войны

    Присягают победе твои боевые сыны.

    Чтец 2: Каждым голосом наших бескрайних полей,

    Трубным гулом моторов и шелестом тополей,

    Жизнью наших детей мы клянёмся тебе –

    Уничтожить фашистов в священной борьбе.

    1-й ведущий: Зловещие языки пламени, рвущиеся ввысь и испепеляющие всё, что встаёт на их пути. Искажённые ужасом лица женщин, прижимающие к груди насмерть перепуганных детей. Душераздирающие стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль.

    Слайд 6  - Звучит песня В. Лебедева – Кумача « Священная война» - на фоне музыки 2-й ведущий: И тогда все мужчины, и молодые и пожилые, встали на защиту нашей Родины. И днём и ночью они сражались за Родину. Преодолевали все трудности военной жизни.

    Слайд 7. 1-й ведущий: Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. была тяжёлым испытанием для нашей Родины. Враг захватил большую территорию Советского Союза – так тогда называлась наша Родина.

    Слайд 8. 2-й ведущий: Велики подвиги тех, кому пришлось принять первый удар врага. Брестская крепость... Эти два слова, опаленные жестокой войной, заставляют сильнее биться сердце каждого советского человека, когда свою память мы отсылаем к событиям сорок первого года.

    1-й ведущий: Несколько недель защитники Брестской крепости стояли насмерть, сдерживая во много раз превосходящие силы противника, который с бешеной злобой рвался на восток, к сердцу нашей Родины - Москве. Это был массовый подвиг многонационального гарнизона, в котором мужественно сражались до последнего патрона, гранаты, штыкового удара русские и украинцы, белорусы и грузины, узбеки и казахи, армяне и азербайджанцы, адыгейцы и черкесы, татары и башкиры.

    Слайд 9. 2-й ведущий: На стене Брестской крепости простой солдат написал кровью: « Я умираю, но не сдаюсь! Прощай Родина!». Да, они стояли на смерть. Даже получив разрешение на отход, бойцы не оставили своих позиций. Бетонное укрытие  - дот за номером 28 бил врага до последнего патрона. Даже когда кончились боеприпасы, последний солдат, зажав в руках бутылку с горючей смесью, шёл на вражеский танк. И лучшая в мире броня трещала и лопалась.

    1-й ведущий: «Умрём, но крепость не сдадим» - написали они кровью на белом полотнище и вывесили над крепостной стеной. Развалины крепости стали  братской могилой её защитникам.

    Чтец 1:  Они не знали, не узнают точно:
    Война идёт иль взяты на испуг,
    Не знают: вермахт здесь сосредоточил
    Всю мощь свою, напротив, через Буг...

    Чтец 2:  Вот новый Стикс, где жизнь в руках у смерти...
    Меня пронзает вдруг какой-то ток:
    Через столетье, может, не поверят,
    Что отдавали жизни за глоток...

    Чтец 1:  Не для себя. Для тех, кто бредил жаждой
    За стенами, в удушливой пыли...
    Бессмысленность? Скажите это дважды,
    И вздрогнет плоть разгневанной земли!..

    Чтец 2:  Летел, слабея, позывной: "Я - крепость!
    Наш гарнизон в осаде бой ведёт..."
    Они не знали, что уходят в Вечность,
    Что предсказали сорок пятый год...

                                                                              М. Зимнева.

    Слайд 10. 2-й ведущий: Многие из защитников крепости пали смертью храбрых в сражениях, некоторые из них ранеными и контужеными оказались в немецком плену, прошли через лишения и пытки, но не испугались и не склонили головы перед врагом, а продолжали бороться в подпольных организациях, а те, кому удалось бежать из-за колючей проволоки, сражались с фашистами в рядах партизан на земле Чехословакии, Польши, Франции, Италии, Югославии и других европейских стран.

    Слайд 11. 1-й ведущий: Исключительное значение Гитлер придавал захвату Москвы. Он полагал, что стоит только его войскам войти в Москву – и советский народ будет покорён. Он мечтал пройти парадом по Красной площади, а потом разрушить город до основания, затопить, запахать, чтобы нельзя было найти и места.

    Слайд 12. 2-й ведущий: Свой план захвата Москвы фашисты назвали «Тайфун».  Гитлер бросил на Москву более миллиона солдат, тысячи танков, сотни самолётов. И вот уже наступил день, когда в сильный бинокль враги могли увидеть купола Кремлёвских соборов. Но этим планам не суждено было осуществиться. Москву защищала вся страна.

    Слайд 13. Чтец 1: Под Москвой решается судьба

    Железной воли русского народа.

    На подступах к столице – взрывы, гром, пальба

    Разносится по снегу рокового года.

    Чтец 2:  Сжимаясь в крепкий, яростный кулак

    Страна сомкнулась в крепкую пружину.

    Не знал, не ведал беспощадный враг,

    Что наступил на пораженья мину.

    Чтец 1:  Погнали немцев от столицы прочь,

    Не дав опомниться смертельному врагу,

    Страны советской сын и дочь,

    Что отодвинули и сбросили беду.

    Слайд 14. 1-й ведущий: В те дни, когда враг рвался к Москве, весь мир узнал имена героев-панфиловцев… 28 бойцов из дивизии генерал-майора Ивана Васильевича Панфилова, под командованием политрука Василия  Клочкова, залегли у станции Дубосеково. На них шло 50 немецких танков. Этот рубеж стал линией смерти.…

    Слайд 15. 2-й ведущий: 4 часа длился легендарный бой, смертью храбрых пали бойцы. «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва!» - эти слова политрука Василия Клочкова облетели весь фронт и стали крылатыми.

    Слайд 16. 1-й ведущий: Ценою своей жизни панфиловцы отбили атаки врага и задержали его на подступах к Москве. Только четверо бойцов осталось в живых. Всем участникам боя было присвоено звание Героя Советского Союза.

    Слайд 17. 2-й ведущий: Нет, героев не сбить на колени,

    Во весь рост они стали окрест,

    Чтоб остался в сердцах поколений

    Дубосекова тёмный разъезд.

    Поле снежное, снежные хлопья

    Среди грохота стен огневых,

    В одиноком промёрзшем окопе

    28 гвардейцев родных!

                                         Н. Тихонов.

    Слайд 18. 1-й ведущий: Тогда же под Москвой первый ночной воздушный таран совершил Герой Советского Союза Виктор Талалихин. Был приказ не пропускать врага к Москве, и лётчик дрался даже тогда, когда кончились патроны…

    1-й чтец: Чтоб стать мужчиной, мало им родиться.

                                Чтоб стать железом, мало быть рудой.

                                Ты должен переплавиться, разбиться.

                                И, как руда, пожертвовать собой.

                                Какие бури душу захлестнули!

                                Но ты – солдат, и всё сумей принять,

                                От поцелуя женского до пули,

                                И научись в бою не отступать.

                                Готовность к смерти – тоже ведь оружие,

                                И ты его однажды примени…

                                Мужчины умирают, если нужно,

                                И потому живут в веках они.

                                                                                  М. Львов.

    Слайд 19-20. 2-й ведущий: Бессмертен образ комсомолки Зои Космодемьянской, которую страна впервые увидела на газетной странице в траурной рамке. Вся страна пытливо вглядывалась в это красивое лицо русской девушки. Ни смертная мука, ни ледяная могила не смогли стереть с него выражение бесконечной решимости и прощальную улыбку… Её слова «Это счастье – умереть за свой народ» помнят многие. Они прозвучали в подмосковном селе Петрищево и навсегда остались в нашей памяти.

    2-й чтец:   Чтоб снова

    На земной планете

    Не повторилось той войны,

    Нам нужно,

    Чтобы наши дети,

    Об этом помнили,

    Как мы!

    Я не напрасно беспокоюсь,

    Чтоб не забылась та война:

    Ведь эта память – наша совесть.

    Она,

    Как сила, нам нужна!..

    Слайд 21. 1-й ведущий: Цена победы под Москвой была очень велика. Многие пали в той битве, многие умерли в госпиталях от ран. Многие имена погибших так и не были установлены, что привело к идее создания Могилы неизвестного солдата. Именно здесь находится пост № 1, главный солдатский пост Российской армии.

    1-й чтец:   Солдату я слагаю оду,

    Был ратный путь его тяжёл.

    Он всё прошёл: огонь и воду,

    И трубы медные прошёл.

    Шагал по вражескому следу

    До завтрашнего дня.

    И прочно выковал победу

    Из грома, стали и огня.

    И полная творящей силы,

    Вся в блеске солнца, не в дыму,

    Стоит спасённая Россия

    Как вечный памятник ему.

                                                              Д. Плотников.

    Звучит песня «У деревни Крюково».                                                          

    Слайд 22. 2-й чтец:  Город Петра  -

              Гордость России и слава, -
             Устоявший в не слыханном прежде бою,
             Третий орден тебе,
             Приколола держава
             На защитного цвета гимнастерку твою.

    1-й чтец:   В истории  - не первая осада,
                                Не первый голод, холод и пожарищ дым;
                                О том, что пережили люди Ленинграда,
                                Теперь все знают  -  было по плечу лишь им.

    Слайд 23. 2-й ведущий: 8 сентября 1941 года над городом Ленинградом сомкнулось кольцо блокады длиною в 900 дней и ночей. В кольце блокады оказалось 2 млн. 887 тыс. человек.

    2-й чтец:  Опять стучит и бьётся метроном

    В висках у каждого живого.

    Окутан Ленинград блокадным сном,

    Сном голода немого, ледяного.

    1-й чтец:   Забыта теплота душевная, уют.

    И кровь всё медленней бежит к рукам,

    Когда безжалостно в те руки отдают

    125-ый, в крошках, грамм.

    2-й чтец:   Но нет здесь сил, чтоб силу уничтожить,

    Которая живёт, не погибая.

    Но выжить человек в блокаде может,

    Когда душа трепещет, чуть живая.

    Слайд 24. 1-й ведущий: В связи с истекающими запасами муки с 20 ноября 1941 года в городе  был введён блокадный паёк – 125 граммов хлеба из смеси опилок и муки.

    1-й чтец:   Мы ели все, что можно было есть,

    И отравиться не боялись.
    Могу все травы перечесть,
    Которыми тогда питались:
    Полынь, крапиву, лебеду,
    С берез побеги молодые,
    Чтобы нависшую беду,
    Прогнать на веки вековые.
    И, кроме трав, столярный клей,
    Ремни солдатские варили.
    И стали мы врага сильней,
    И начисто его разбили.
                                              Л.Марков.

    Слайд 25. 2-й ведущий: Но как только Ладога покрылась льдом, через неё была проложена автомобильная дорога. С 22 ноября 1941 г. стала действовать ледовая трасса, названная Дорогой жизни.

    2-й чтец:   Дорогой жизни шел к нам хлеб,

    Дорогой дружбы многих к многим.
    Еще не знают на земле
    Страшней и радостней дороги.

    Видеоролик на песню А. Розенбаума «Дорога жизни».

    Слайд 26. 1-й ведущий: Труднее всех во время блокады приходилось детям. Немало сердец потряс дневник маленькой Тани Савичевой. В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принес фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям.

    Звучит 7-я симфония Д. Шостаковича на фоне которой, читает 2-й ведущий: Я к ним подойду, одеялом укрою,

                      О чём-то спрошу, но они не услышат.

                      Спрошу – не ответят. А в комнате – трое.

                      Нас в комнате трое, но двое не дышат.

                      Я знаю -  не встанут, я всё понимаю.

                      Зачем же я хлеб на три части ломаю…

    Слайд 27. 2-й ведущий: Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тыс. человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на  мемориальной стене Пискарёвского кладбища: « Их имён благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто».

    1-й чтец:             Но разве может что-нибудь забыть,

                                  Кто был под грозным, под военным небом,

    Кому пришлось блокаду пережить.

    Кто плакал над кусочком малым хлеба?

    Кто близких здесь своих похоронил,

    Запомнил звук «Воздушная тревога»,

    Кто на Большую землю выходил

    По ледовой по Ладожской дороге?

    2-й чтец:              Бессмертен подвиг Ленинграда!
                                 Но такова его цена,
                                 Что лучше детям знать не надо
                            Слова «блокада» и «война».
                            Но надо знать, что до салюта
                            Над Питером, над невским льдом
                            Пришлось всем круто, ох, как круто
                            Под, страшным вражеским огнем.

    Слайд 28. 1-й ведущий: Сталинградская битва была самой ожесточённой из всех битв Великой Отечественной войны. Защитники Сталинграда были сильнее смерти. В зареве пожарищ, в несмолкаемом грохоте разрывов они сражались за каждый дом, за каждый этаж целых 200 дней и ночей, и они победили.

    2-й ведущий: Под Сталинградом Гитлер надеялся взять реванш за поражение. Сломить Сталинград  Гитлер планировал осуществить силами всего одной армии за неделю. Но военная машина вермахта захлебнулась на берегах Волги, захлебнулась в беспримерном подвиге советских солдат и офицеров, стоявших на смерть, сказавших себе и другим «За Волгой для нас земли нет».  

    1-й чтец:     Идут бои за дом, за каждый метр.

    Солдаты сходятся в сраженье рукопашном.

    Огнём покрыт здесь каждый километр.

    Где свой, а где чужой – порою это и не важно.

    2-й чтец:     Вой самолётов давит нестерпимо.

    Здесь рухнул дом, там падает стена.

    И счастье в том, что все ещё здесь живы,

    Но это ад, безумная война!

    1-й чтец:     Теряя технику, людей, устав от битвы

    Фашисты взвили над собою белый флаг.

    Как будто Бог услышал все молитвы

    И дал понять, что дальше будет так.

    Слайд 29. 1-й ведущий: О доме сержанта Павлова в Сталинграде знают все. Фашисты подвергли дом сокрушительному артиллерийскому и миномётному обстрелу, бомбили его с воздуха, непрерывно атаковывали, но его защитники стойко отражали бесчисленные атаки врага и не позволяли гитлеровцам прорваться к Волге на этом участке.

    2-й ведущий: Не выдержав обстрела, рухнула одна из стен дома Павлова. «У нас осталось ещё целых три стены»,  –  невозмутимо отвечали защитники дома на предложения немцев о сдаче. Дом Павлова был у немцев как кость в горле. Но сравнять его с землёй так и не удалось.

    1-й ведущий: Советские воины оборонялись в доме Павлова настолько успешно, что немецкие командиры обозначили его на своих картах как крепость. При безуспешном штурме одного этого дома фашистские войска потеряли убитыми больше людей, чем при взятии ими Парижа в 1940 году.

    1-й чтец: От рожденья земля не видала,
                               Ни осады, ни битвы такой,
                               Содрогалась земля,
                               И краснели поля,
                               Всё пылало над Волгой-рекой.
                               В зное заводы, дома, вокзал,
                               Пыль на крутом берегу.
                               Голос Отчизны ему сказал:
                               - Город не сдай врагу.
                               Верный присяге русский солдат,
                               Он защищал Сталинград.

    Гулко катился в кровавой мгле

    Сотой атаки вал,

    Злой и упрямый, по грудь в земле,

    Насмерть солдат стоял.

    Знал он, что нет дороги назад –

    Он защищал Сталинград…

                                                       А. Сурков.

    Слайд 30. 2-й чтец: Поклон земле, суровой и прекрасной,
                               Что вечно будет людям дорога!
                               Здесь виден новый город – светлый, ясный,
                               Степная ширь и Волги берега.
                               Став на земле суровой и прекрасной,
                               Копнёшь песок, а он не жёлтый весь,
                               Не золотистый он, а тёмно-красный,
                               Как кровь героев, пролитая здесь!

                                                                                          С. Щеглов.

    1-й чтец:            Броня в броню. Рвануло в небо пламя!

    И дрогнула былинная земля!..                                                                                                         Горели танки жаркими кострами,                                                                                                 И были дымом застланы поля.

    2-й чтец:

    Всего два слова – Курская дуга.                                                                      Как много это значит для солдата!                                                                         Жила России гневная душа                                                                                                   В бессмертной битве Н – ского квадрата.

                                                                                     Л. Кузубов

    Звучит песня «Мы так давно не отдыхали».

    Слайд 31. 2-й ведущий: Курская битва окончательно объявила миру, что теперь немецкий солдат будет только отступать. Больше ни одного клочка родной земли отдано врагу не будет! 50 дней шли ожесточённые бои на земле и в воздухе.

    1-й чтец:   Экипаж машины боевой

    В бой вступил, врага сжимая,

    Чтоб жизнь страны своей родной

    Вернуть назад, собою защищая.

    2-й чтец:   На поле битвы дым стеной,

    Горят машины, взрывы, стук железа.

    Атаки танков катится волною,

    И враг всей мощью гонит, давит, лезет.

    1-й чтец:    Но стиснув зубы, русские танкисты

    Шли на таран машиной боевой.

    Сметали немцев с поля чисто,

    Горели танки с чуждым нам крестом.

    Слайд 32. 1-й ведущий: 12 июля 1943 года под Прохоровкой произошло крупнейшее в истории второй мировой войны танковое сражение, которое закончилось победой советских танкистов. Ни до, ни после, мир не знал такого сражения. Около двух миллионов человек, 6000 танков, 4000 самолётов на протяжении всего дня вели тяжелейшие бои на узком пяточке земли возле деревни Прохоровка.

    2-й ведущий: Изначально, уступая немцам в качестве танков и в количестве, советские танкисты покрыли свои имена бесконечной славой! Люди горели в танках, подрывались на минах, броня не выдерживала попадания немецких снарядов, но битва продолжалась. В этот момент больше ничего не существовало, ни завтра, ни вчера!

    1-й чтец:           На Прохоровском поле тишина,

                                Простая и святая, как молитва.

                                Неужто здесь и впрямь была война?

                                За Родину, за нас с тобою битва.

    2-й чтец:            О, поле, поле, Прохоровский клин,

    Молиться б на тебя должна Европа.

    Солдат российский, словно из былин,

    Как богатырь, поднялся из окопа.

    На Прохоровском поле тишина..  

    1-й ведущий: Курская битва кратко и точно доказала еще раз, сила не в злобе и стремлении к агрессии, сила в любви к Родине!

    1-й чтец: Весь под ногами шар земной. 
                               Живу. Дышу. Пою.
                               Но в памяти всегда со мной
                               Погибшие в бою. 
                               Пусть всех имен не назову,
                               Нет кровнее родни,
                               Не потому ли я живу,
                               Что умерли они?
                               Чем им обязан – знаю я,
                               И пусть не только стих,
                               Достойно будет жизнь моя
                               Солдатской смерти их.

                                                            С. Щипачев.

    Звучит песня из к/ф «Офицеры» - «От героев былых времён».

    2-й ведущий: Не только на мужские, но и на хрупкие женские плечи легли тяжёлые испытания. Трудно описать подвиг русских женщин на войне – их героизм и жертвенность говорят сами за себя. Женщина не только спасала, перевязывала раненых, но и бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала « языка». За годы войны в различных родах войск на фронте служили свыше 800 тыс. женщин.

    Слайд 33. 1-й ведущий: Далеко от передовой тысячи и тысячи женщин трудились в тылу: выращивали хлеб, собирали оружие, шили одежду. И ждали, ждали своих любимых -  отцов, мужей, сыновей, братьев. Ждали и верили, что они вернуться. И это помогало, поддерживало бойцов в трудные минуты.

    Слайд 34. 2-й ведущий: Советская армия, вытеснив немцев с территории нашей Родины, стала гнать захватчиков по оккупированной Европе.

    1-й чтец:   И вот опять дошли до Бреста.

    Отсюда немцы подняли беду.

    Теперь от этого героев места

    Продолжит наш солдат священную войну.

    2-й чтец:   Вот Польша, Чехия, Болгария – земля,

    Которая живёт о мире лишь мечтою.

    И наша армия, огнём давя,

    Захватчиков сметала мощною волною.

    3-й чтец:   Цветы, улыбки для советского солдата,

    Что мир в Европу всем принёс, воюя,

    Дарили люди, обнимая крепко, словно брата,

    Встречали победителей, торжественно ликуя.

    Звучит песня «На Берлин».

    1-й ведущий: 18 апреля 1945 года. Вот, наконец, мы и в Берлине!

    1-й чтец:   Дрожит германская столица

    От взрывов, танковых атак.

    Бойцов усталых напряжённы лица,

    В руке готов победный алый флаг.

    2-й чтец:   Но враг ещё старается отсрочить

    Тот день, когда падёт зловещий крест.

    Идут бои в Берлине дни и ночи,

    И по рейхстагу бьют из разных мест.

    3-й чтец:   Но силе вражеской, конечно, есть предел.

    И огненных дорог – последняя длина.

    Победный день войдет в истории раздел,

    Когда закончилась та страшная война.

    Слайд 35-36. 2-й ведущий: Берлинская операция была самой кровопролитной. Оказывается, что с 16 апреля по 8 мая потери составили 361367 человек убитыми и ранеными. При этом каждые сутки мы теряли 15712 солдат и офицеров (сообщение Ю. Левитана о капитуляции Германии).

    1-й чтец:  Я знаю, никакой моей вины

                                 В том, что другие не пришли с войны.

                                 В том, что они – кто старше, кто моложе –

                                 Остались там, и не о том же речь,

                                 Что я их мог, но не сумел сберечь, -

                                 Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…

    Слайд 37-38. 1-й ведущий:  Наступил долгожданный День Победы! Сколько было радости, ликования! Но победа – это не только радость, но и скорбь. Сколько матерей плакали по своим сыновьям, сколько жён не дождались мужей, павших на поле битвы за свободу и честь родной земли.

    Слайды 39-41. 2-й ведущий: В наших сердцах всегда будет жива память о тех, кто погиб на этой безжалостной, суровой войне. Мы помним всех: героев и рядовых, мальчишек и девчонок, солдат и офицеров, погибших за нашу святую землю, за Россию.

    1-й чтец: Неугасима память поколений

                                И память тех, кого мы свято чтим.

                                Давайте, люди, встанем на мгновенье

                                И в скорби постоим и помолчим.

    Слайд 42. 1-й ведущий: Минутой молчания почтим память тех, кто отдал свои жизни в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами жизнь.

    2-й чтец:  Погибшие живут среди живых,

                                 Ушедшие ушли, чтобы вернуться,

                                 Во всех сердцах, во всех домах людских

                                 Неслышные шаги их раздаются.

                                 Забыть их – значит их предать!

                                 Стать равнодушным хуже, чем убийцей

                                 И не чугун, не бронза, не гранит,

                                 Которые не раз бывали лживы,

                                 А память поколений их хранит,

                                 Вот почему посмертно они живы!

                                 Мы учимся сегодня, чтобы завтра строить,

                                 Чтоб небосвод был вечно голубой.

                                 Нет, не забудем никогда героев,        

                                 Что ради жизни шли в бессмертный бой.

    Песня « День Победы».

    Слайд 43. 2-й ведущий: Пришло мирное время, но шрамы той войны остались в каждом городе, в каждом селе. Созданы мемориальные комплексы, места боёв отмечены обелисками, памятники хранят имена погибших героев. Но на многих могилах не увидишь табличек с именами, лишь количество захоронённых людей. Они пали, их нет, но они живут в нас, и их мысли и чувства должны были обрести голос.

    1-й чтец:           На братских могилах не ставят крестов,

                                И вдовы на них не рыдают,

                                К ним кто-то приносит букеты  цветов

                                И вечный огонь зажигают.

    2-й чтец: Здесь раньше вставала земля на дыбы,

                                А ныне гранитные плиты.

                                Здесь нет ни одной персональной судьбы –

                                Все судьбы в единую слиты.

    1-й ведущий: Человеческая память. Время не властно над ней! Сколько бы лет и десятилетий ни прошло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к нашей Победе, ознаменовавшей торжество жизни над смертью, разума над безумием, гуманности над варварством.

    1-й чтец:            Я недавно смотрел старый фильм о войне

     И не знаю, кого мне спросить,

     Почему нашим людям и нашей стране

     Столько горя пришлось пережить.

    2-й чтец:             Почему сыновья не вернулись домой.

                                 Столько жен потеряли мужей?

                                 Отчего красны девицы ранней весной

                                 Шли гулять без любимых парней?

    1-й чтец:            Дети детство узнали в руинах домов.

    Эту память вовек не убить,

    Лебеда - их еда и землянка - их кров.

    А мечта - до Победы дожить.

    2-й чтец:            Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,

    Чтобы не было войн и смертей,

    Чтобы мамам страны не пришлось хоронить

    Вечно юных своих сыновей.

                                                                                   С. Самушенков.

    Слайд 44. Видеоролик на песню Р. Гамзатова, Я. Френкеля «Журавли».

    Ребята зажигают  свечи Памяти.

    1-й чтец:  Во все времена бессмертной земли

                                 Помните!

                                 К мерцающим звездам, ведя корабли, -

                                 О погибших

                                 Помните!

    2-й чтец:   Встречайте трепетную весну,

                                 Люди Земли.

                                 Убейте войну,

                                 Прокляните войну,

                                 Люди Земли!

    1-й чтец:   Мечту пронесите через года

                                  И жизнью наполните!..

                                  Но о тех, кто уже не придёт никогда, -

                                  Заклинаю, -

                                  Помните!

    Звучит песня «Поклонимся великим тем годам».

    1-й чтец:   Прошла война, прошла страда,

    Но боль взывает к людям.

    Давайте, люди, никогда

    Об этом не забудем.

    Пусть память верную о ней

    Хранят, об этой муке,

    И дети нынешних детей,

    И наших внуков  внуки…

    Затем, чтоб этого забыть

    Не смели поколенья.

    Затем, чтоб нам счастливей быть,

    А счастье – не в забвенье!

    Слайд 45. 1-й ведущий: В год 69-летия Великой Победы мы склоняем головы перед павшими и перед выжившими героями. Мы не хотим, чтобы война повторилась. Есть много важных слов на свете – Мама, Родина, Счастье. А есть ещё важное слово – МИР! Мир – это Земля, мир – это люди, мир – это дети.

    2-й ведущий: Мир – это спокойная и радостная жизнь. Нет войны – нет горя и слёз. Мир нужен всем! Мир будет тогда, когда все люди на нашей планете будут дружить.

    2-й чтец:  Пусть небо будет голубым,

     Пусть в небе не клубится дым,

     Пусть пушки грозные молчат

     И пулемёты не строчат,

     Чтоб жили люди, города…

     Мир нужен на Земле всегда!

    Песня «Майский вальс».

    Список литературы:

    1. Александрова, С.Ю.  Память сердца: Сценарий музыкального вечера, посвященного Дню Победы // Читаем, учимся, играем. - 2009. - №2. - С. 32 - 34.
    2. Великая Отечественная война в лирике и прозе. В 2 т.: Т. 1. – М.: Дрофа: Вече, 2002.
    3. Кирасирова Л.Н. Голоса войны минувшей // Читаем, учимся, играем. - 2012. - №2. - С. 37 - 42.
    4. Классные часы 11 класс. Выпуск 2 – Волгоград, 2008.
    5. Классные часы 8 класс. Выпуск 2 – Волгоград,2010.
    6. Кучерявенко, Е.  "Поклонимся великим тем годам...": Сценарий  // Библиотека. - 2010. - №1. - С. 55 - 57.
    7. Насипова, А.А.  Праздник 9 мая // ПедСовет. - 2011. - №3. - С. 6 - 13.
    8. Час мужества: Поэзия периода Отечественной войны. – М., Просвещение, 1990.

    Интернет-ресурсы:

    1. http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/vneklassnoe-meropriyatie-den-pobedy" > Внеклассное мероприятие "День Победы"
    2. http://my.mail.ru/mail/mila_058/video/1102/1928.html - видеоролик «Ты помни, никогда не забывай».
    3. http://video.yandex.ru/users/tuchina2008/view/1/ - видеоролик на песню Р. Гамзатова, Я. Френкеля «Журавли».
    4. http://www.youtube.com/watch?v=X8u2MaDRkrI  - Видеоролик на песню А. Розенбаума «Дорога жизни».
    5. Использован шаблон Ранько Елены Алексеевны, учителя начальных классов  МАОУ лицей №21 г. Иваново -  http://pedsovet.su/.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Классный час «Памяти павших будем достойны!».

    Памяти наших прадедов, дедов, памяти вечно молодых солдат и офицеров, павших на фронтах Великой Отечественной войны посвящается. Не дают уснуть нашей памяти и предать забвению самое страшно...

    Сценарий митинга "Памяти Павшим" к 9 мая 2012 год

    Сельский митинг посвящённый 9 мая, проводился учениками и учителями МБОУ Утянская СОШ для жителей Утянского сельского поселения. Были приглашены ветераны ВОВ....

    Сценарий музыкально-литературной композиции Памяти павших будьте достойны!

    Использованный музыкальный материал: « Победный марш»слова и музыка Е.Никоновой,« Священная война» муз. А Александрова, сл.. В. Лебедева-Кумача, «Русь непокорная» муз.,слова В. Шурака, «Сини...

    Литературно-музыкальная композиция "Памяти павших будьте достойны"

    Литературно-музыкальная композиция "Памяти павших будьте достойны" (стихи и песни В.С. Высоцкого о Великой Отечественной войне) для 9 класса...

    Литературно - музыкальная композиция к 70-летию Победы "Ради памяти павших и во имя живых!"

    Материал сформирован из разных методических разработок для внеклассной работы с детьми, а также размещены фотографии и иллюстрации проводимых мероприятий в школе, фотографии Героя Советского Союза- на...

    " Экскурсия по материалам Зала боевой славы МБОУ СОШ 4 "Памяти павших будьте достойны"

    Мы начинаем экскурсию с мемориальной стены,места захоронения наших односельчан, погибших во время фашистской оккупации.Она установлена на площади Тучина. На ней надпись: «Вечная память павшим за Родин...