Тема: «Этнологический компонент исторического образования как средство формирования историко–культурных знаний и опыта обучения».
проект на тему

 

Существенные перемены в нашей современной жизни вызывают повышенный интерес к истории, обычаям, традициям осетинского народа у самых широких слоев общества. Перед людьми встают об исторических судьбах народа, они всматриваются в прошлое, надеясь найти в нем ответ на запросы настоящего, изучают историю своих предков, историю возникновения фамилий, сел, городов и т.д.

Отсюда интерес к этнологическому поиску и у школьников, родителей и старожилов нашего села.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_po_kraevedeniyu.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

СЕВЕРО–ОСЕТИНСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ.

Реферат по краеведению

Тема:

«Этнологический компонент исторического образования как средство формирования историко–культурных знаний и опыта обучения».

Слушателя курсов КПК

Учителей истории и

Обществознания.

Учителя МСОШ с. Цалык

Правобережного района

Сабаткоевой С.Т.

с. Цалык  2о14г год

Существенные перемены в нашей современной жизни вызывают повышенный интерес к истории, обычаям, традициям осетинского народа у самых широких слоев общества. Перед людьми встают об исторических судьбах народа, они всматриваются в прошлое, надеясь найти в нем ответ на запросы настоящего, изучают историю своих предков, историю возникновения фамилий, сел, городов и т.д.

Отсюда интерес к этнологическому поиску и у школьников, родителей и старожилов нашего села.

При этом следует понимать о том, что изучение может быть настоящим, если оно создает возможности для людей, занимающихся поисковой работой самостоятельно формировать на основе исследуемого материала свою точку зрения, свое понимание процессов прошлого, свои представления об истории народа. Эти представления в процессе этнологической работы должны основываться на конкретном знании фактов, исторических лиц, источников. В идеале каждая школа может выбрать одну тему или 2–3 вопросника, рассчитанную на 2–3 года и более длительный срок.

Изучать историю по школьным учебникам нравится не всем детям, а вот заставить «говорить» неизвестные ранее имена, переживать вместе с ними, раскрывать историю страны в ореоле конкретных людей – это участникам этнологического кружка нашей школы очень нравится.

Многим селам Правобережья есть, чем гордиться. Заманкул, Раздзог, Брут, Хумалаг – у них богатая история, древние традиции, коренной народ, прочные обычаи.

А наш Цалык – село многонациональное, самое молодое в районе и малоизвестное своим вкладом в историю страны. И мы, участники этнологического кружка, решили свою поисково–исследовательскую работу посветить истории создании родного села. Оказалось, у нас жили и проживают очень интересные люди, которые строили совхоз «50 лет Октября» и птицефабрику «Цалыкская». Кружковцы провели большую работу в разных направлениях:

- собирают историю строительства нашего села и района,

- узнали много интересного о строителях канала «Цалыкский» первым директором совхоза «Победа» (так называли хозяйство) Харитоне Александровиче Хатагове – человеке удивительной судьбы.

- историю трех предыдущих школ, их учителей и учащихся, их судьбах узнаем годами.

- работают со старожилами, Ветеранами труда и ВОВ.

- активно участвуют в общественных мероприятиях села и школы.

У нас имеется много разработок на эти темы. Особенно плодотворно ребята собирали материалы к 60летию Победы о Ветеранах ВОВ и работниках тыла.

 В итоге, ученица 10 класса Фатима Биченова написала исследовательскую работу о защитнике Брестской крепости К.Р. Габоеве. Ее труд был вознагражден: республика наградила ее летом 2005г поездкой по Черноморскому побережью, старый Казгери не нахвалится своей новой внучкой, а в семье Габоевых Фатима стала родным человеком.

Наташа Кусова успела порадовать больного дедушку своим громадным интересом к его жизни.

Лера Критенко изучила историю своего фронтового деда.

На республиканском конкурсе, посвященном 60летию Победы, их работы были отмечены похвальными грамотами.

16 апреля юные этнологи нашей школы провели очень интересное открытое мероприятие:

«Пришлось на землю наше поколенье,

Для громких дел, а не для громких фраз,

Но ведь начало – наше, продолжение,

Всего того, что было раньше нас!»

Продолжая в этом учебном году наполнять наши исследования, ребята с огромным трепетом узнают о том, что и наши односельчане внесли свой достойный вклад в трудовую и военную биографию страны; у нас есть своя копилка интересных судеб:

- Иван Блазнов за выращенную «хрущевскую» кукурузу награжден орденом Ленина.

- Надежда Потрясова в годы ВОВ побивала необыкновенные рекорды по вспашке земель.

- Римма Мамаева, Тамара Черкашина, Анна Чехоева – побивали рекорды по надою молока и т.д.

часто наиболее ценные материалы наших исследований публикуются в местной газете «Жизнь Правобережья», а летом 2005г члены кружка за победу в игре «Зарница» были награждены поездкой в Польшу. Эта была сказка. Надя Салбиева – этнолог с 5летним стажем, стала там юной корреспонденткой, и помогли ей в этом навыки интервьюирования при кружковой работе.

Таким образом, в любой школе можно создать поисковые отряды, исследовательские кружки. Они должны работать под чутким и грамотным руководством учителя. Их труд должен поощряться похвалой, вручением грамот, ценных подарков и т.д.

Цель данной программы – оказать помощь учителям, учащимся и их помощникам в поисково-исследовательской работе. Наиболее целесообразными формами в этом процессе могут быть следующие:

- работа с архивными документами

- с конкретной личностью, семьей

- встречи с земляками, проживающими за пределами республики.

Следует использовать и фотографии интересных людей района, зданий исторических объектов, организовать поиск предметов материальной и духовной культуры и т.д.

Конечно, ответы и обобщения бывают иногда комичными, но зато, какой эффект. Когда дело дошло до утюгов, у нас получилась целая историография утюгов, от угольных до тефальных.

Обычно ученики спрашивают, откуда я знаю о старых вещах, о том, как пользоваться столь древним предметом. Я отвечаю, от мамы, от бабушки достался, это семейная реликвия. И тут появляется множество рассказов типа: «а у моей бабушки»… Приносят коромысла, ручные мельницы, старые платки, даже кусок саманового кирпича принесли, осетинские «арчита».

Так, история становится более близкой и понятной, урока дети ждут с нетерпением. И проблем с изучением источников не бывает. Таких примеров можно привести много. В общем, в изучении истории для установления просто даже контакта полезно занятие краеведением. А уж то, что они узнают не из книжек народную историю – неоценимый факт.

В процессе работы следует уделить особое внимание таким историческим событиям, как переселение осетин с гор на равнину, годы коллективизации в Осетии, гражданская и Великая Отечественная война.

Содержание программы предусматривается создание вопросников для интервьютера, которые бы давали возможность комплексно изучить историю родного города, села, колхоза, школы, фамилии, интересного человека. Сегодня нам стало очевидно, что решение множества проблем в жизни страны во много зависит от  уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения. И материал, собранный в ходе такой работы, даёт в руки преподавателя  средства  для воспитания у подрастающего  поколения к общечеловеческим ценностям, пробуждает у учеников стремление задуматься над смыслом жизни, опытом прошлых поколении, над

связью между прошлым, настоящим и будущим.

Ожидаемые результаты

Участник этнологи ческого кружка должен овладеть навыками исследовательской работы, уметь самостоятельно:

Составить схему по родословной  «Древо жизни»

Уметь грамотно брать интервью у собеседника  (Интервьюирование)

 Написать автобиографию.

 Подписать грамотно фотографию.

 По рассказу собеседника написать конспект.

 По заданной теме подобрать литературу.

  Грамотно анкетировать.

  Анализировать результаты анкетирования.

  Наглядно оформить соответствующие  материалы.

В фотоматериалы, альбомы, книжки – раскладушки.

  Принимать участие в конференциях, праздниках, конкурсах районного, республиканского и регионального масштаба.

 Цалыкские ребята всем выше перечисленным активно пользуются, с душой и относятся к  предложенной работе и, я, думаю, создадут богатейшую историю селе Цалык.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обощение опыта по теме "Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования любви к Родине" её историческому наследию

Воспитать  любовь к Родине и её историческому наследию можно и необходимо на  произведениях  декоративно-прикладного творчества на уроках  изобразительного искусства. Это док...

Использование ИКТ в обучении детей 3D-моделированию и анимации в учреждениях дополнительного образования как средство формирования метакомпетентности

В докладе представлены результаты работы по использованию ИКТ в обучении детей компьютерному моделированию и анимации в дополнительном образовании. Центральным звеном доклада является понятие метакомп...

Интеграция общего и дополнительного образования как средство формирования метапредметных результатов обучения математики

В данной статье представлен опыт работы по теме «Формирование метапредметных результатов обучения»  средствами учебного предмета «Математика». Формирование метапредметных ...

Экскурсионный метод освоения историко-культурной среды города: из опыта школы экскурсоводов ЮФУ

В статье (в соавторстве с М.В. Братолюбовой) пронализированы особенности освоения историко-культурной среды города Ростова-на-Дону при использовании формата экскурсий....

Элективный курс «Великий Шелковый путь и регионы России» - как средство реализации регионального компонента исторического образования

   За последние десятилетия миллиардный Китай стремительно преодолел вековую отсталость и в начале третьего тысячелетия вырвался на оперативный простор динамического и поступательного...

«Национально-региональный компонент исторического образования: основные тенденции и проблемы преподавания»

laquo;Не кричи о любви к Родинена всех перекрёстках.Лучше – молча трудись воимя её блага и могущества»,- утверждал великий педагогВ.А.Сухомлинский....