Главные вкладки

    Рабочая программа на тему:
    Тематический план к рабочей программе по внеурочной деятельности "Добрым людям на загляденье"

    Тематический план к рабочей программе по внеурочной деятельности "Добрым людям на загляденье" для начальной школы

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    Программа внеурочной деятельности в 1 классе

    /направление декоративное творчество/

    «Добрым людям на загляденье»

    MC900423449[1]MC900423447[1]MC900051012[1]

    / направление декоративное творчество/

    программа рассчитана на 1 год /2 часа в неделю/

    Возрастная категория: 6,5-10 лет

    Составитель: учитель технологии МБОУ «Мичуринская основная общеобразовательная школе» Авдеева Н.А. (первая  кв. категория)

    2011 – 2012 учебный год.

                                                    Пояснительная записка

         В результате поиска путей обновления содержания образования, методическим объединением начальных классов МОУ «Мичуринская основная общеобразовательная школе»  было принято решение строить внеурочную деятельность первого класса на основе знакомства учащихся с традициями народной культуры. Организация работы  курса «Добрым людям на загляденье» по направлению декоративное творчество с учащимися начальных классов, позволяет через декоративное творчество  удовлетворить интерес детей к эстетической красоте русского народного творчества, помогает решению задачи их гармоничного воспитания, лучшему усвоению ребятами школьного учебного материала.

    Программа рассчитана на организацию занятий с обучающимися 1 класса в условиях общеобразовательной школы.

         В процессе занятий особое внимание предусматривается уделять расширению знаний детей о различных видах декоративного творчества русского народа. Комплекс практических занятий в различных декоративных техниках: аппликация, лепка, рукоделие и т.д. позволяет ребятам обрести необходимые умения и навыки изготовления изделий из различных материалов.

         Занятия по программе «Добрым людям на загляденье» предусматривают также развитие знаний учащихся о природе своего края, о жанре русского фольклора; дополняют школьный курс по трудовому обучению конкретными фактами.

         Учитывая возрастные особенности школьников начальных классов: их большую подвижность, неустойчивость внимания и интересов программа «Добрым людям на загляденье» предусматривает сочетание различных видов работы руководителя с ребятами.

         На экскурсиях в природу дети выполняют заранее подготовленные задания. Материалы экскурсий оформляются в наглядные пособия и используются учащимися на занятиях и уроках по природоведению, рисованию, трудовому обучению.

         Программа «Добрым людям на загляденье» предусматривает проведение части занятий в игровой, мультимидийной  форме. Использование в работе с детьми интеллектуальных и подвижных игр позволяет повысить интерес ребят к занятиям, мультимидийная форма позволяет наглядно представить различные элементы и воспроизвести их.

         Для лучшего восприятия детьми изучаемого материала руководитель объединения предусматривает использование наглядных пособий: учебные картинки, модели, образцы декоративных изделий, ЦОРы.

         

     Программа способствует:

    • развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
    • помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
    • формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;
    • освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;
    • обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
    • созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы.

    Цель обучения:                                                                                                                             Привить детям любовь к художественному творчеству.

    • Ввести детей в мир русской народной культуры, способствовать принятию ими нравственных ценностей русского народа (единство человека и природы, любовь к родной земле, трудолюбие, милосердие).
    • Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.
    • Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, культуры, традиций.

    Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

    • Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства;
    • Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладным искусством;
    • Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
    • Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий;
    • Приобщать школьников к народному искусству;
    • Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
    • Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;

                                                       

    • Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

         Программа строится на основе знаний возрастных, психолога – педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.

         Программа «Добрым людям на загляденье» разработана на один  год обучения  внеурочной деятельности.

         Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

       Формы и методы обучения:

         Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.

         Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.

         Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.

         Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.

         Практические занятия позволяющие детям в реальной обстановке убедиться в правильности теоретических знаний.

    Ожидаемые результаты

         Освоение детьми программы «Добрым людям на загляденье» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями                                                              

    федерального государственного образовательного стандарта.

    В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

    •  учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного  искусства;
    • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной русских пейзажей;
    • навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
    • ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
    • способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

     

    • заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

                                                               

    Младшие школьники получат возможность для формирования:

    •  устойчивого познавательного интереса к русскому творчеству;
    • осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
    •  возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
    • эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

    В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

    • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
    • учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
    • осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
    • адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
    • навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
    • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

     

    Младшие школьники получат возможность научиться:

    • создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
    • понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;  
    • более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно  творческой деятельности в целом.

                                                                 

    В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

     

    • первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
    • сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
    • формировать собственное мнение и позицию.

     Оценка планируемых результатов освоения программы

         Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах,  массовых мероприятиях, создании портфолио.  

         Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.

    Выставки могут быть:

    • однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
    • постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
    • тематические - по итогом изучения разделов, тем;
    • итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

         Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.

         Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

         В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.

                                                                   

                                        Содержание программы объединения

                                                         

    «Добрым людям на загляденье»

    Тема 1. Введение.

           Знакомство детей с тематическими разделами программы кружка, с видами практических работ. Ознакомление учащихся с графиком и правилами работы в кружке. Изучение правил по технике безопасности на занятиях кружка.

    Тема 2. В гостях у матушки-Природы.

         Знакомство с распространенными в Оренбургской области деревьями, кустарниками, травянистыми растениями. Сравнение окраски листьев у разных деревьев и кустарников и у одного дерева, но у разных участков кроны. Характер окраски листьев у различных видов деревьев и кустарников.

         Основные правила создания художественно-декоративных композиций из природного материала.

    Практические работы:

    • сбор листьев деревьев и кустарников, других природных материалов для изготовления флористических композиций,
    • выполнение аппликаций из засушенных листьев и цветов, выполнение декоративных моделей из природного материала, природоохранная работа, фитодизайн.

    Тема 3. Сокровища бабушкиного короба.

          Знакомство школьников со старинными видами рукоделий на территории Оренбургской области. Технологические приемы при выполнении изделий в технике «вышивка крестом». Основные технологические приемы при работе со швейными инструментами и материалами: иглы, мулине, пяльцы и др. Техника «вышивка лентами». Изготовление художественно-декоративных поделок с использованием бисера. Цветовые гаммы при изготовлении швейных декоративных изделий. Выбор сюжетов при выполнении декоративных швейных поделок.

     

    Практические работы:

    • вышивка «крестом»,
    • вышивка лентами,
    • вышивка бисером,

     

     Тема 4.  «Здравствуй, Зимушка-Зима».

     

         Знакомство с календарно-бытовой культурой через участие в зимних праздниках. Использованные на зимних гуляниях, вечёрках. Изготовление различных элементов праздников. Показ призинтаций русско-народных праздников.

    Практические работы:

    • новогодние игрушки;
    • народные праздники;
    • зимние узоры на окне;
    • конкурс фигур из снега.

    Тема 5. «Тётушка Акулина рассказывает…»

         Тематические часы. Собираем с детьми и родителями пословицы, приметы о зиме; разучивание потешек, поговорок, пословиц. Понравившиеся записываем и оформляем рисунками в самодельной книжке.

    Практические работы:

    • оформление самодельной книжечки;
    • собираем пословицы, поговорки;
    • рисуем.

    Тема 6. «Весёлая карусель»

         Мастерим поделки в виде аппликаций, с использованием цветного картона и цветной бумаги. Учим и играем в старинные детские игры.

     Практические работы:                                                        

    • Работа с аппликациями;                                          
    • разучивание детских игр.

            Тема 7. «Творческая мастерская»

         Знакомство с народной игрушкой. Игрушка как символ представлений о мире. Техника использования. Готовим поделки к выставке: из солённого теста и пластилина.

    Практические работы:

    • лепка из солёного теста;
    • лепка из пластилина;
    • выставка.

    Тема 8. Итоговое занятие.

         Подведение итогов по результатам работы объединения за учебный год. Моральное поощрение авторов лучших художественно-декоративных поделок. Оформление выставки творческих работ кружковцев.

    Литература.

    1. Аргунова Л.Я., Свиридова Г.П. Основы флористики - М,Мысль, 1999.

    2. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде.-М., Мир, 1993.

    3. Колтунова И.Р. Окружающий мир. - Екатеринбург, Фактория, 1999.

    4. Фролова Т.Р. Поделки из природного материала.-М., Дрофа, 2001.

    5. Небел Б. Наука об окружающей среде. -М., Мир,1993.

    6. Запартович Б.Б. С любовью к природе.-М., Педагогика, 1976.

    7. Никитин Ф.И., Новиков Н.В. Окружающая среда и человек. -М.,Высшая школа, 1980.

    8. Архипов B.C. Декоративное творчество. -М., Педагогика, 1989.

    9. Веселова Н.М. Умелые руки.-М., Просвещение,2004.

    10. Курбанова И.А., Вартанова СЕ. Традиции лоскутного шитья -М., Знание, 1997.

    11. Рульнова К.А. Шьем платья для кукол -М.,Дрофа,2001.

    12. Истратов М.Н. Ожившее дерево. -М.,Просвещение,1993.

    13. Максимова М.С. Лоскутные подушки и покрывала-М., Астрель,2005

    14. Гришина СВ. Подарок маме. - М., Карапуз, 2006

    Список литературы для учащихся

    1. Денисова Г.А. Удивительный мир растений. Пособие для учащихся- М: Просвещение, 1973
    2. Задворная Т.Д. Аранжировка цветов. – М: Эллис Лак, 1994
    3. Как сделать нужные и полезные вещи/ Авт - сост.Е.С. Лученкова.- М: ООО «Издательство АСТ»; Минск: Харвест,2002
    4. Мамонтова З.А. Гербаризация растений. Пособие для учащихся.- М: «Просвещение», 1996
    5. «Юный художник», №5, 1986

    Учебно-тематический план

    I год обучения ( 68 часов)

    Номер темы

    Тема

    Общее количество часов

    В том числе

    Теоретические часы

    Практические часы

    1.

     Тема 1

    «Вводное занятие»

    а) Экскурсия в осенний лес.

           1

            1

                  1

                   0

    0

    1

    2.

    Тема 2.

    «В гостях у матушки Природы»

    а) Аппликации из сухих листьев;

    б) композиции из декоративных овощей

           4

     

           4

    1

    0

    3

    4

    3.

     Тема  3.                                 «Сокровища бабушкиного короба»  

    а) Декоративная вышивка;

    б) Композиции из бисера;

     в)  Выставка поделок                                

             5

             3

     

             1  

                 1

                 0

                 0

    4

    3

    1

    4.

     Тема 4.                 «Здравствуй, Зимушка-Зима».

    а) Новогодние поделки;

    б) Зимние праздники;

    в) Зимние забавы;

    г) Узоры на окне.

    2

    4

    1

    2

    0

    4

    0

    1

    2

    0

    1

    1

    5.

    Тема 5.

    «Тётушка Акулина рассказывает…»

    а) Самоделкина книжка;

    б) Потешки;

    в) Пословицы, поговорки;

    г) Оформляем книжечку;

    д) Выставка «Книжки копилки».

    1

    5

    2

    1

    1

    0

    3

    1

    0

    0

    1

    2

    1

    1

    1

    6.

    Тема 6.

    «Весёлая карусель»

    а) аппликации из цветной бумаги;

    б) Поделки из подручного материала;

    в) Выставка аппликаций;

    г) Детские народные игры.

    15

    5

    1

    3

    7

    2

    0

    1

    8

    3

    1

    2

    7.

    Тема 7.

    «Творческая мастерская»

    а) композиции из соленого теста, пластелина.

    6

    3

    3

    8.

    Тема 8.

    Итоговое занятие.

             

              1

                0  

                  1

    ИТОГО:

    68

    24

    44


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Календарно-тематический план к рабочей программе по английскому языку 3 класс

    К рабочей программе по английскому языку 3 класс Кауфман...

    Тематическое планирование к рабочей программе по химии (к учебнику Рудзитиса Г.Е, Фельдмана Ф.Г.), 8 класс

    Тематическое планирование к рабочей программе по химии (к учебнику Рудзитиса Г.Е, Фельдмана Ф.Г.), 8 класс...

    Тематическое планирование к рабочей программе по химии (к учебнику Рудзитиса Г.Е, Фельдмана Ф.Г.), 9 класс

    Тематическое планирование к рабочей программе по химии (к учебнику Рудзитиса Г.Е, Фельдмана Ф.Г.), 9 класс...

    Тематическое планирование к рабочей программе по химии (к учебнику Рудзитиса Г.Е, Фельдмана Ф.Г.), 10 класс

    Календарно-тематическое планирование, 10 класс (базовый уровень), 2013-2014 уч.год (2 часа в неделю)...

    Календарно-тематический план и рабочая программа по Российская и Всеобщая история (6 класс)

    Календарно-тематический план и рабочая программа  по Российская и Всеобщая история (6 класс) образовательной сестемы "Школа 2100"...

    Тематический план к рабочей программе по математике I курс

    В тематическом плане указано количество часов, отведённых на каждый раздел, на каждую тему....