Опыт работы школы по гражданско-патриотическому воспитанию
статья на тему

 Фадина Марина Викторовна

Из опыта рабты по патриотическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_patriot.vosp_-_kopiya.docx41.25 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы школы  по патриотическому воспитанию.

Патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений воспитательной работы школы, направленной  на создание у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ; уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого. Одна из задач, стоящих перед педагогическим коллективом - формирование такого мировоззрения школьников, которое достойно гражданина и патриота своей Родины; а так же дальнейшее развитие патриотизма.

Особенно в  год 70-летия Великой Победы в нашей школе проводится большое количество мероприятий патриотической направленности.

Патриотическое воспитание ведётся как в урочной, так и во внеклассной работе. Большая задача стоит перед классными руководителями: это и воплощение конкретных мероприятий и социальных проектов, в которых участвуют школьники, и создание в классе атмосферы всеобщего патриотизма.

Организация патриотической работы в школе проводится поэтапно:

 1 .Планирование мероприятий по данному направлению

Разработка и проведение их согласно плану.

2. Муниципальные, областные, региональные, международные  мероприятия:

*Работа с положениями заместителя  директора по ВР

*Знакомство классных руководителей на совещаниях,

* информирование по радиоузлу о предстоящих мероприятиях

*оформление стендов, с расположенными на нем положениями,

*создание папки с положениями, доступными каждому (педагогам, ученикам)

*оказание помощи школьникам в подготовке и оформлении работ.

3.Оформление школы.

              Направления работы в школе по патриотическому воспитанию:

1.Работа с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами педагогического труда, в рамках работы ДОО «Надежда».

Ветераны Великой Отечественной войны, пожилые люди,  наши коллеги;

вышедшие на заслуженный отдых, они должны почувствовать, что вокруг живут те, кто по зову души и сердца способны разделить их проблемы и заботы, подарить им надежду.

Милосердие и доброта... В последнее время мы чаще стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближнем. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Мы не знаем, кем станут в будущем выпускники нашей школы: юристами, инженерами, педагогами, но уверены в одном - если они научатся делать добро, то вырастут неравнодушными людьми.

В этом году, появилась идея создать «Книгу памяти» о ветеранах. Эту идею мы тоже поддержали, хоть и не большой материал, но собрали.  Работа с ветеранами осуществляется в рамках ДОО «Надежда» через следующие Акции :

1 .Акция «Свет в окне»,в рамках «Забота и внимание», посвященная Дню пожилого человека. 2.Фестиваль детских общественных объединений ДОО «Радуга», 5 ноября 2014г.,в котором наша школа стала лидерами проектов «Эко памяти», «ЗОЖ».

3. Акция «Мой подарок Герою»  4. Акция «Подарок ветерану» 5.Акция «Ветеран живет рядом» и многие другие .

2.Просветительская работа среди учащихся, школы.                                                            Каждый классный руководитель, исходя из перспективного планирования воспитательной работы на учебный год, составляет  план работы со своим классным

коллективом, направленным на формирование  такого  мировоззрения школьников, которое достойно гражданина и патриота своей Родины; а так же на дальнейшее развитие патриотизма, особенно  в год 70-летия Великой Победы, что осуществляется  через такие  формы мероприятий:  урок знаний, беседа, классный час, информационный час, устный журнал, экскурсии, путешествия, фестивали, акции, праздники, игры, коллективное творческое дело, организация трудовой деятельности, проектно-исследовательская  работа, конференции, конкурсы, виртуальные экскурсии, дни школьного музея оформление стендов, недели детской книги, а также через реализацию программ по патриотическому воспитанию: «Светлячок» «Я -гражданин своей страны» «Организация, и проведение праздников» «Человек-это звучит гордо»… В этом  учебном году  школьники  стали участниками конкурсов патриотической направленности:

Уровень конкурсов

призеры

победители

участники

муниципальные

11

6

22

областные

1

всероссийские

8

международные

1

16

3.Просветительская работа с педагогическими работниками через : семинары, круглые столы, ШМО, совещания…

4.Работа с  родителями через: родительские собрания, совместные классные, общешкольные мероприятия

4. Организация работы деятельности школьного музея

Центром воспитательной работы по данному направлению является школьный

музей. Школьный музей - это творческое сотрудничество учителей и учащихся. Он соединяет воедино многие поколения педагогов и выпускников разных лет, является многолетним хранителем и продолжателем лучших традиций школьной жизни.

Опыт показывает, что разные формы внеклассной работы  выделяют общую тенденцию: стремление к системности в работе, к массовому приобщению учащихся к истории, искусству, к углубленному изучению предметов, интеграции и творческому развитию отдельной личности.

Немало информации краеведческой и биографической. В музее собраны данные о героях Великой Отечественной войны и воинах интернационалистах. Тематические экспозиции посвящены не только школе, но и отдельным периодам нашей истории, годам Великой Отечественной Войны и коллективизации.

Музей имеет историко-краеведческий профиль и следующие направления: 1.Наш край в древности.2.История родного края. З .Предметы быта 4.Кривандино-село древнее.

5 .Годы коллективизации. 6.История школы.7.Великая Отечественная война.

8 .Наши земляки-защитники Отечества. 9.Воины - интернационалисты .

Через данные направления  деятельности музея можно организовать внеклассную краеведческую, проектно-исследовательскую  работу учащихся и углубить знания по родиноведению в различных областях. Вся воспитательная работа в рамках краеведческой деятельности строится с учетом возрастного критерия по принципу поэтапной реализации действующей программы, через следующие  формы: Классный час, беседа, виртуальная экскурсия, презентация, операция «Ветеран живет рядом», «Солдатский платок», участие в Дне школьного музея, музейные уроки «Колокола нашей памяти», устные журналы, проектная деятельность, акции, экскурсии, интегрированные занятия,  выставки и многое другое.

1-4 классы: знакомство е краеведением происходит на уровне пассивного восприятия

через прослушивание и обсуждение определенных краеведческих тем, через встречи, экскурсии. Учащиеся исследуют то, что их окружает, изучают родословную своей семьи.

5-7 классы: используется активное восприятие и участие в краеведческой работе. Учащиеся этих классов готовят небольшие исследовательские работы по родословной своей семьи, изучают историю школы и края через экскурсии и знакомство с архивом музея, выполняют разовые поисковые  задания.

8-11 классы :готовят и проводят экскурсии в школьных музеях, участвуют в подготовке тематических классных часов по краеведению в младших и средних классах, занимаются исследовательской работой, обобщают имеющиеся материалы в музее, изучают архивные документы; проводят исследования по определенной краеведческой теме, изучают историю родного края, участвуют в научных краеведческих школьных конференциях района, области.

Участвуют в краеведческой деятельности учащиеся среднего и старшего школьного возраста. Включение учащихся начальных классов в краеведение во внеклассной деятельности возможно через несложные разовые поручения, участие в конкурсах, занятиях, экскурсиях. Специфика музейной деятельности - в ее разнообразии и универсальности. Используемые формы краеведческой работы разнообразны и направлены в большей степени на практические дела: творческие объединения, экскурсии, экспедиции, туристические походы, встречи с местными краеведами, работа с архивными документами работа с местным населением и связь с другими школьными музеями.

Для успешной работы по данному направлению используется:

1 .Работа детского общественного объединения «Надежда».

2. Школьная библиотека, в которой собрана литература по краеведению, в том числе

публикации Шатурских краеведов. 3. Возможность общения через интернет с известными краеведами.4. Связь со школьными музеями района. 5. Тесная связь с местным Советом ветеранов.

В рамках данной деятельности можно выделить следующие разделы:

1. Поисковая и научно-исследовательская работа с учащимися.

2. Координационная работа с общественными организациями и внешкольными учреждениями. З. Учет и хранение фондов школьного музея.4. Обновление экспозиций и выставок школьных музеев.5. Массовая и экскурсионная работа школьных музеев.

6. Памятные события из истории родного края.

Большую помощь в пополнении экспонатами школьного музея оказывает Священник Журавлёв Андрей Евгеньевич благочиния Шатурского округа, с которым школа сотрудничает уже 4 год. Приходя на классные часы, встречи, мероприятия, родительские собрания, он обязательно приносит с собой вещи различных лет, есть в наличие книга, которой  более 300 лет. В результате в музее сформировался еще один уголок, с различными церковными экспонатами. Результатами реализации деятельности поисково-краеведческой работы являются: успешная поисковая работа учащихся, интерес обучающихся к поисково-краеведческой деятельности, постоянное развитие созданного музея, увеличение количества его экспонатов, появление новых разделов, достижения учащихся на  районных, областных и т.д. научно-практических конференциях и конкурсах.

Данная система гражданско-патриотического воспитания школьников способствует социализации личности, т.е. активному приспособлению к среде обитания, принятию и ответственному выполнению законов существования человека в природе и обществе, помогает ребёнку осознать себя гражданином города, страны, мира, что  создаёт надежную опору на его  жизненном пути.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы МОУ «Городецкая средняя общеобразовательная школа» по гражданско-патриотическому воспитанию за 2010 – 2011 учебный год

       Гражданско-патриотическое воспитание российской молодежи является приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации....

Обобщение опыта работы по теме: «Гражданско-патриотическое воспитание в условиях кадетской школы-интернат»

 В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением остаётся патриотическое воспитание. Сейч...

Опыт работы школы по духовно-нравственному воспитанию учащихся

laquo;Всё начинается с семьи -Призывный крик ребёнка в колыбелиИ мудрой старости докучливые стрелы…Всё начинается с семьи…Умение прощать, любить и ненавидеть,Уменье сострада...

краеведческая работа как средство гражданско-патриотического воспитания школьников

В работе представлена воспитательная система классного руководителя кадетского класса...

методический семинар по теме: «Краеведческая работа как средство гражданско-патриотического воспитания школьников»

представлен опыт работы по теме «Краеведческая работа как средство гражданско-патриотического воспитания школьников»...

Анализ работы МБОУ «Городецкая средняя общеобразовательная школа» по гражданско-патриотическому воспитанию за 2014– 2015 учебный год

В МБОУ «Городецкая СОШ» в 2014 – 2015 учебном году гражданско-патриотическое воспитание учащихся осуществлялось в соответствии с нормативно-правовыми документами, регулирующими данно...

Курсовая работа по теме "Гражданско-патриотическое воспитание школьников во внеурочное время «Я люблю тебя, Россия»"

Гражданско-патриотическое воспитание школьников во внеурочное время «Я люблю тебя, Россия»  (из опыта работы преподавателя-организатора ОБЖ)....