программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
рабочая программа на тему

Лебединец Елена Сергеевна

программа для 2 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБОУ СПО (ССУЗ) Челябинский педагогический колледж №1

                                                       

Программа

Для  внеурочной деятельности в начальной школе   по математике

«Путешествие в матиматиклэнд»

                                                           

                                                         Выполнили студентки 33 группы:

  Лебединец Елена,

Солодова Анастасия.

                                       

г. Челябинск, 2014



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Направленность программы. Настоящая программа  разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.

Актуальность программы. Курс представляет собой совокупность игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление. Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление  возможности  сделать собственное  «открытие»,  знакомство   с оригинальными  путями  рассуждений,   овладение   элементарными  навыками   исследовательской   деятельности   позволят  обучающимся   реализовать  свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Программа курса «путешествие в математиклэнд»  входит  во  внеурочную  деятельность   по  направлению   общеинтеллектуальное    развитие    личности,  предусматривает   включение   задач и  заданий,   трудность  которых  определяется  не  столько  математическим   содержанием,  сколько  новизной  и  необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания  отказаться   от   образца,   проявить   самостоятельность,   формированию   умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия,  замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе  формулировать выводы.  Совместное с учителем движение от вопроса к ответу –  это   возможность   научить   ученика   рассуждать,   сомневаться,   задумываться,  стараться  и самому найти выход – ответ.

Возрастная группа  учащихся, на которых ориентированы занятия, учащиеся  1 класса.

Цели программы:

  • Создание условий для формирования интеллектуальной активности.

Задачи программы:

  • Формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
  • Формирование   интеллектуальных   умений,   связанных   с   выбором   стратегии  решения, сопоставлением данных;
  • Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
  • Формирование   способностей   наблюдать,   сравнивать,   обобщать,   находить  простейшие   закономерности,   использовать   догадку;
  • Привлечение учащихся к  обмену информацией в ходе свободного общения на  занятиях.
  • Развитие памяти, личностной сферы.

Личностными   результатами   изучения   данного   факультативного   курса  являются:

  • развитие      любознательности,        сообразительности         при     выполнении  разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие   внимательности,   настойчивости, целеустремленности,   умения  преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности  любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие   самостоятельности   суждений,   независимости   и   нестандартности  мышления.

Отличительные особенности программы:

Основные направления содержания деятельности -  для решения поставленных в программе задач используются следующие технологии:

-информационно коммуникативные технологии;

- здоровьесберегающие технологии;

- технология развивающего обучения.

В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют...

Принцип построения программы: Курс «путешествие в математиклэнд» учитывает  возрастные особенности младших   школьников   и  поэтому   предусматривает   организацию  подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные  математические  игры, предусмотрена  последовательная смена  одним учеником «центров» деятельности («Центры» деятельности: Конструкторы, Электронные математические игры (работа на компьютере), Математические   головоломки, Занимательные задачи. В одном «центре» работает   одновременно   несколько   учащихся. Выбор  «центра»  учащиеся  осуществляют самостоятельно. После 7-8 минут занятия группа переходит из одного «центра» деятельности в другой.)  в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе  выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий  важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить  друг к  другу,   переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк»,  «Пересадки», принцип свободного перемещения   по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах, работу за конторками по методике Базарного. Некоторые математические  игры и задания могут   принимать форму состязаний, соревнований между командами.

В основу программы заложены два принципа: разнообразие развивающего материала и его постепенное усложнение. В соответствии с первым принципом соседние занятия относятся к разным тематическим циклам, чтобы поддерживать интерес детей и гармонично совершенствовать их познавательную сферу. Согласно второму принципу сначала осваиваются задания более простых видов, а затем более сложные.

Программа предусматривает регулярные занятия с детьми, имеющими разную подготовку. Задания различной степени сложности позволяют осуществлять дифференцированный подход в обучении.

Формы занятий: Подбор форм внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня.

Рекомендуется использовать следующие формы:

-индивидуальные и групповые;

-практические и теоретические;

-беседы;

-игры с мячом;

-работа с конструкторами;

-знакомство с научно-популярной литературой;

-конкурсы знатоков;

-игровые занятия;

-работа со стенгазетой;

-игры-состязания, КВН.

-игра- соревнование.

Режим занятий: Программа рассчитана на 33 учебных недели, с проведением занятий 1 раз в  неделю, продолжительность занятия 30-35 минут. Содержание   факультатива   отвечает   требованию   к   организации   внеурочной деятельности: соответствует   курсу   «Математика»,   не  требует  от   учащихся  дополнительных   математических   знаний.   Тематика   задач   и  заданий   отражает  реальные  познавательные  интересы   детей,  содержит   полезную  и  любопытную  информацию,   интересные   математические   факты,   способные   дать   простор  воображению.

Ожидаемые результаты:

- Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний;

- Второй уровень – получения опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;

- Третий уровень- получение опыта самостоятельного общественного действия.

  • развитие основных мыслительных способностей учащихся;
  • развитие различных видов памяти, внимания и воображения;
  • развитие речи;
  • становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля;
  • снижение тревожности и необоснованного беспокойства;
  • высокая степень познавательной активности учащихся;
  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
  • освоение эвристических приемов рассуждений;
  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором   стратегии  решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
  • формирование   способностей   наблюдать,   сравнивать,   обобщать,   находить  простейшие   закономерности,   использовать   догадку,   строить   и   проверять  простейшие гипотезы;
  • формирование     пространственных     представлений     и     пространственного  воображения;
  • привлечение учащихся к  обмену информацией в ходе свободного общения на  занятиях.

Универсальные учебные действия:

  • Сравнивать       разные   приемы   действий,         выбирать      удобные   способы   для  выполнения конкретного задания.
  • Моделировать  в процессе совместного обсуждения алгоритм  решения числового  кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять  изученные   способы   учебной   работы   и   приёмы   вычислений     для  работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать  правила   игры.  Действовать в   соответствии с заданными  правилами.
  • Включаться   в  групповую   работу.  Участвовать   в   обсуждении   проблемных  вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение  в пробном действии.
  • Аргументировать  свою позицию в коммуникации,  учитывать  разные мнения,  использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять  полученный   (промежуточный,   итоговый)   результат   с   заданным  условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Способы определения результативности:

- Характеристика основных результатов, на которые ориентирована  программа;

-участие в конкурсе Знатоков    (март);

-участие в математическом аукционе (май);

- выход за пределы аудитории;

- портфель достижений школьника.

- В конце учебного года каждый ребенок получает  свидетельство:

об успешном окончании кружка (при условии участия обучающегося в 2-3 различных конкурсах);

об окончании работы кружка (при условии посещения 50% занятий).

Данное свидетельство помещается в портфолио  обучающегося.

Формы подведения итогов:

  • Игра – состязание;
  • КВН;
  • Коллективный выпуск математической газеты.

Учебно – тематический план

п/п

      Тема занятия

                       Содержание занятия

   1

Как люди научились считать. Разные системы счисления.

Древние люди. Зарубки на палках. Арабские числа и египетские. Математические пирамиды.

   2

Математика – это интересно.

Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо»  на  игровом поле 3 *3 клетки).

   3

Числа – великаны. Загадки – смекалки.

Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо  и справа  налево.

Игра «Не собьюсь!».

   4

Танграм: древняя китайская головоломка.

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично    заданным разбиением на части; без  заданного разбиения. Проверка  выполненной работы.

   5

Сообрази. Узнай цифру.

Царство математики. Игра «узнай цифру».

   6

Путешествие   точки.              

Построение рисунка (на листе в клетку)  в соответствии с заданной  последовательностью «шагов» ( по алгоритму). Проверка работы.  Построение собственного рисунка и описание его «шагов».  

   7

Волшебная линейка

Шкала линейки. Сведения из истории математики: история    возникновения линейки.

   8

Праздник числа 10

Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

   9

Семь чудес света

Это интересно.  Игра  «Какой  ряд дружнее?»

 10

Конструирование многоугольников из деталей танграма

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с   частично заданным разбиением на части; без  заданного разбиения.  Составление многоугольников, представленных в уменьшенном   масштабе. Проверка выполненной работы.

 11

Разрезание  клетчатых фигур. Правило крайнего.

Работа в парах. Игра «Не подведи друга».

 12

Игра - соревнование «Весёлый счёт»

Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а  разбросаны по всей таблице.  

13

Игры с кубиками

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого   два кубика). Взаимный контроль.

14

Математическая викторина

«Угадай задуманное число», «Любимая цифра», «Угадай возраст и дату рождения»,  «Сравнение прямой и кривой».

15

Лего - конструкторы

Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и  алгоритмами  построения конструкций.  Выполнение постройки по  собственному  замыслу.

16

17

Весёлая геометрия

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

18

Математическая карусель

Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические    головоломки. Занимательные задачи.  

19

Математическое путешествие

Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах.  1-й ученик из числа вычитает 3; второй – прибавляет 2, третий –  вычитает 3, а четвертый – прибавляет 5. Ответы  к четырём раундам  записываются в таблицу.  1-й раунд: 10 – 3 = 7    7 + 2 = 9    9 – 3 = 6     6 + 5 = 11 . 2-й раунд: 11 – 3 = 8 и т.д.

20

Уголки

Составление фигур из  4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному  замыслу.

21

Игра в магазин. Монеты.

Сложение и вычитание в пределах 20.

22

Конкурс  Знатоков математики

Игра «Кто хочет стать математиком?»

23

Весёлые задания

В гостях у Незнайки. Весёлые задачи, ребусы.

24

Спичечный

конструктор

 Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание  нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной  работы.

25

26

Прятки с фигурами

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре».

27

Математический КВН

Групповая работа, игра – соревнование.

28

Математические игры

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».

29

Математический аукцион

Секреты задач. Решение нестандартных задач.

30

Игры с кубиками

Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних  гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго – числа 4, 5, 6, 7, 8, 9.  Взаимный  контроль.  

31

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение   числового кроссворда (судоку).

32

Час  весёлой математики

Командная игра.  «Построй башню», загадки, задачи, лиц – опрос.

33

Коллективный выпуск

математической газеты

Работа в группах, оценивание подборки материала.

                                    Универсальные учебные действия:

  • Анализировать   текст   задачи:   ориентироваться   в   тексте,   выделять   условие   и  вопрос, данные и искомые числа (величины).
  • Искать и выбирать  необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи,  на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
  • Моделировать        ситуацию,      описанную       в   тексте     задачи.    Использовать  соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
  • Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
  • Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
  • Воспроизводить способ решения задачи.
  • Сопоставлять  полученный   (промежуточный,   итоговый)   результат   с   заданным  условием.
  • Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.  
  • Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
  • Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения  задачи.  
  • Конструировать несложные задачи.

Приложение №1«Кто хочет стать математиком?»

Конкурс знатоков математики

Правила игры:

 В игре участвует тот, кто пройдёт отборочный тур;

 Надо ответить на 15 вопросов;

 Ответив на первые 5 вопросов, участник получает приз;

 Ответив на следующие 5 вопросов, - ещё один, более значимый приз;

 Ответив на все 15 вопросов, участник становится обладателем Главного приза;

 Имеются три подсказки: помощь друга, помощь зрителей и 50/50;

Итак, игра началась!

Отборочный тур

Расположите меры массы в порядке убывания:

А) килограмм

Б)тонна

В)грамм

Г)центнер

1-й тур

1. какое математическое действие в первом классе изучается первым?

А) сложение

Б)вычитание

В)умножение

Г)деление

2.Какое из этих выражений называется уравнением?

А) а+2

Б)а+2=5

В)7+30

Г)а-в

3.Чтобы увеличить в несколько раз надо

А) сложить

Б)вычесть

В)умножить

Г)разделить

4. Числа при сложении называются

А) сумма

Б)слагаемое

В)множитель

Г)разность

5.11*11 получится

А) 111

Б)121

В)131

Г)141

6. При делении числа на 0 получится:

А) 0

Б)1

В)само число

Г)на 0 делить нельзя

7.Сколько минут в одном часе?

А) 100

Б)10

В)60

Г)12

8. Сколько дней в году?

А) 365

Б) 364

В) 360

Г) 363

9. Выбери самое большое число

А) 1сто

Б)тысяча

В)миллион

Г)миллиард

10. Один литр молока, удобно налить в

А) банук

Б)бочку

В)ведро

Г)бидон

11.на сколько лет Василиса Прекрасная превратилась в лягушку?

А)один

Б)три

В)пять

Г)семь

12. Выбери самую маленькую меру времени:

А) месяц

Б)квартал

В)декада

Г)год

13. Какой по счёту месяц май в году?

А)второй

Б)четвёртый

В)третий

Г)пятый

14. Какой по счёту четверг в неделе?

А) второй

Б)четвёртый

В)третий

Г)пятый

15. Сколько ног у жука?

А) две

Б)восемь

В)четыре

Г)шесть

Отборочный тур.

Расположите числа в порядке возрастания

А) 79

Б)81

В)97

Г)18

2 – й тур.

1. Какое математическое изучается в начальных классах последним?

А) сложение

Б)умножение

В)вычитание

Г)деление

2. Чтобы уменьшить на несколько единиц надо

А) сложить

Б)вычесть

В)умножить

Г)разделить

3. Сколько раз повторяются действия в сказках?

А) два

Б)пять

В)три

Г)семь

4. Сколько получиться, если 5*5?

А) двадцать пять

Б)тридцать пять

В)пятьдесят пять

Г)десять

5. Сколько сестёр было у Русалочки?

А) две

Б)четыре

В)три

Г)девять

6. Сколько недель в феврале месяце?

А) две

Б)четыре

В)три

Г)в этом месяце только дни

7. Как называется результат умножения?

А) множитель

Б)уменьшаемое

В)сумма

Г)произведение

8. Сколько дней в сентябре месяце?

А) двадцать восемь

Б)тридцать

В)тридцать один

Г)тридцать девять

9. Сколько лет живёт ёжик?

А) десять

Б)пять

В)сто

Г)тысяча

10. Сколько ног у коровы?

А) две

Б)шесть

В)четыре

Г)у неё только хвост

11. Сколько братьев было у Элизы из сказки «Дикие лебеди»?

А) десять

Б)одиннадцать

В)двенадцать

Г) тринадцать

12. Сколько горбов у одногорбого верблюда?

А)ноль

Б)два

В)один

Г)три

13. В какое время встречают Новый Год?

А)12 часов

Б)1 час

В)6 часов

Г)24 часа

Отборочный тур.

Расположите в порядке убывания дни недели:

А)четверг

Б)вторник

В)воскресенье

Г)понедельник

3-тур

1. как называется результат сложения?

А)слагаемое

Б)уменьшаемое

В)произведение

Г)сумма

2. Назови двузначное число:

А)1

Б)77

В)490

Г)110

3. Сколько дней в январе месяце?

А)28

Б)31

В)30

Г)29

4. Сколько золотых монет было у Буратино?

А)3

Б)5

В)4

Г)6

5. Какое слово «лишнее»?

А)день

Б)неделя

В)среда

Г)месяц

6.Чтобы уменьшить в несколько раз, надо:

А)сложить

Б)вычесть

В)умножить

Г)разделить

7.Чтобы вычислить время, надо расстояние и скорость..

А)разделить

Б)вычесть

В)умножить

Г)сложить

.

8. Как называются числа 10,12,11,20?

А)простые

Б)десятки

В)двузначные

Г)сотни

9. Сколько ар в одном гектаре?

А)10

Б)100

В)1000

Г)60

10. Сколько ног у паука?

А)40

Б)9

В)4

Г)8

11.Сколько месяцев в году?

А)3

Б)12

В)6

Г) 10

Список Литературы:

  1. В.Волина « Праздник числа» М, 1995;
  2. Голубина Т.С. «Чему научит клеточка». М. Издательство «Мозаика-синтез» 2001г.;
  3. Гурин Ю. « Сказочные кроссворды для детей» Санкт-Петербург, Кристалл, 2000;
  4. Доржиева Л.А. , Стромилова Л.М. «Организация внеурочной деятельности в условиях образовательного учреждения при переходе на ФГОС»;
  5. Жикалкина Т. « Игровые и занимательные задания по математике» М, 1989;
  6. Кочурова Е.Э. Программа факультатива «Занимательная математика» для внеурочной деятельности младших школьников»;
  7. Мищенкова Л. « 25 развивающих занятий с первоклассниками» Ярославль, 2005;
  8. Развивающие задания. 1 класс. Сост. Языканова Е.В. М. Издательство «Экзамен». 2010г
  9. Требования к программам дополнительного образования детей в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования (Нормативно – правовой аспект);
  10. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «1000 упражнений для подготовки к школе». ООО Издательство «Астрель». 2007г.;
  11. Чилингирова Л., Спиридонова Б. « Играя, учимся математике» М, 1993;
  12. Шубаева Н. И. «Требования к рабочим программам по внеурочной деятельности». Разработана с использованием методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В. Григорьева, П.В.Степанова.

Интернет ресурсы:


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Математика для увлеченных"

Программа  «Математика для увлеченных», направлена на развитие логического мышления обучающихся, формирование устойчивого интереса к математике, выявление и развитие их математических способносте...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Математика после уроков»

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика после уроков" для учащихся 5 класса....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «Математика после уроков»

Рабочая программа Внеурочной деятельности "Математика после уроков" , 5 класс...

Рабочая программа внеурочного модуля «Математика вокруг нас» 5 класс

Актуальность программыМатематика возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. Оторванность математических знаний школьного ...

Программа внеурочного курса " Математика в задачах" 6 класс.

Программа составлена в соответствии с ФГОС.Предлогаемый курс предназначен для развития математических способностей обучающтхся,для формирования элементов логической грамотности,коммуникативных умений ...

Программа внеурочной деятельности " Математика для увлеченных "

Цель программы: развитие у учащихся устойчивого интереса собственно к математике, знакомство учащихся с математикой как с общекультурной ценностью, выработка понимания ими того, что математика являетс...

Программа внеурочной деятельности "Математика для всех" для учащихся 8 класса

Программа  внеурочной деятельности «Математика для всех» позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики школьной программы и вопросами, выходящими за рамки школьной п...