Художественная гостиная "Два с половиной века музея "Эрмитаж"
классный час (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Шуклина Елена Валентиновна

Данный материал можно использовать для уроков МХК и искусство, а так же для классных часов и внеклассной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа №55»

ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА города САРАТОВА

Художественная гостиная

«Два с половиной века музея «Эрмитаж»»

6-7 классы

 

                    Шуклина Елена Валентиновна,

                учитель черчения и изобразительного

                                                      искусства  первой квалификационной

     категории

город Саратов

2015 год

Сценарий художественной гостиной

«Два с половиной века музея «Эрмитаж»»

Ведущий 1. Здравствуйте, друзья! Вы, конечно, в курсе, что 7 декабря 2014 года, наш старейший музей  Петербурга отметил свой юбилей. А что это за музей? (ждет ответ) Сколько лет ему исполнилось?(ждет ответ)   А знаете ли вы, кто положил начало его знаменитой коллекции и с какой целью она собиралась?(ждет ответ) (Начало презентации. (Слайд 1-2). Правильно. Всему виной была наша императрица Екатерина II. (Слайд 3) Только благодаря ей, петербургский «Эрмитаж» является самым старейшим и богатейшим музеем мира. А давайте познакомимся.  Встречайте. Великая императрица Екатерина Алексеевна. (Входит ученица в костюме императрицы Екатерины II)

Екатерина II.  Доброго дня вам, недоросли! Рада видеть вас всех в полном здравии! Если позвали, значит молодежь 21-го века знает и помнит меня?

Ведущий 1. Конечно. Да ещё с какой благодарностью вспоминает Вас!  Посмотрите, какой фильм к юбилею музея сняли про Ваш эрмитаж. (Слайд 4)

Демонстрируется фильм. «Эрмитаж. Сокровища нации. 2014» Телеканал «Россия» с 1.00 до 11.00 минуту.

Екатерина II.  И всё? А что же было дальше?

Ведущий 1. В 1834 году, в декабре месяце, случился страшный пожар, уничтоживший Зимний дворец. Крыша полностью сгорела, деревянные перекрытия рухнули.

Екатерина II.  И что же, всё погибло? И дворца больше нет?

Ведущий 1.  Что Вы? Мебель, книги, столовое серебро, иконы, фарфор, картины, даже трон, чудом  удалось спасти. В этом помогла рота гвардейцев. Всё выносили прямо на снег, прямо на площадь перед дворцом. Дорогу огню в «Эрмитаж» успели преградить, наглухо заложив кирпичом проёмы переходов, окон и дверей.  Поэтому ни «Эрмитаж», ни коллекция не пострадали. А вот Зимний дворец... Его восстановили через год, для этого нанимали лучших архитекторов того времени, но интерьеры были уже другими, прежней оставили только главную лестницу.

 Ведущий 2.  Музей нередко страдал от запретов, цензуры и просто от дурного вкуса и власти, и зрителей. Так три века назад  нравам и вкусам боярской  России вызовом стала Венера Таврическая. (Слайд  5 ) Её купил ещё Пётр1. Он привёз её из Италии в Петербург  и поставил в Летнем саду. «Смотрите на богиню!» Но обыватели не оценили красоты Венеры. Толкались  и фыркали, тыча пальцами «Голая баба...» К античной деве сначала приставили солдата с ружьём, а потом  и вовсе убрали во дворец от греха подальше.  В настоящее время     Венеру Таврическую можно увидеть в залах «Эрмитажа».

Екатерина II.  Помню, помню эту прекрасную античную статую без рук. Удивительно, столько времени прошло, а она всё так же восхитительна!

Ведущий 2.  Да Вы присаживайтесь, Екатерина Алексеевна. Мы ещё о многом можем Вам рассказать. (Слайд 6). Вот например, император Павел1 Зимний дворец не любил и вольностей тоже не терпел. (Слайд 7). Поэтому «Данаю» Рембрандта сослал на склад, как непристойную.

Сохранилось немало историй о том, как Николай1 решал судьбу знаменитой коллекции. (Слайд 8). Он разбирался в живописи неважно. И если считал, что это фламандский художник, то переубедить его не могли. Если картина ему не нравилась, велел её уничтожить, либо продать её в виду низкой художественной ценности. И ослушаться никто не мог.

 Но именно Николай1 сделал коллекции поистине царский подарок, он построил новый «Эрмитаж». (Слайд 9-10). В феврале 1852 года 10 атлантов впервые подняли на своих руках петербургское небо. И при огромном стечении народа новый корпус «Эрмитажа» был торжественно открыт. Это был первый в России публичный музей. Здесь было много воздуха и света. В просторных залах разместились коллекции картин, древняя и новая скульптура, посуда: фарфор и серебро, оружие, доспехи. Получить сюда пригласительный билет  было делом  хлопотным. Дамы допускались в придворных платьях, мужчины во фраках или мундирах. Шпаги следовало оставлять при входе. Музей работал часа 2-3 в день. И то, если сам государь не желал совершить по нему прогулку.

Именно при Николае1 здесь был установлен первый лифт.  Появляется телефон, оптический телеграф, подводят водопровод. Позже, перед первой мировой войной, здесь создают систему кондиционирования, тянут электрические провода. Говорят, что когда здесь впервые включили ламповое освещение, это произвело настоящий фурор.

После смерти Николая1 в Зимнем дворце царские семьи почти не живут.

Ведущий 3. С 1905 года в залы музея пускают только по паспортам. Так начинался 20-й век, самый трудный для музейщиков. А знаете ли вы, что зимний дворец был кроваво-красного цвета? (Слайд 11). И это казалось глубоко символичным. Так как он явился свидетелем кровавого воскресенья, революционных событий, объявления первой мировой войны. Фасад перекрасят в начале 30-х годов и подберут лазорево-зелёный цвет, (Слайд 12)  каким мы его знаем и сейчас.

 В начале 1914 года газеты Европы, от Лондона до Берлина, разнесли сенсацию: в Петербурге музей украсил новый шедевр молодого Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком» (Слайд 13) из коллекции Бенуа. Увидеть новинку собрался и весь петербургский свет. Никто тогда не знал, что это будет последняя ценная покупка царской эпохи. И что сама улыбка мадонны станет будто печальным предостережением. Такого чувства покоя больше не будет.

С началом первой мировой войны этот покой закончится. Коллекции    императорских регалий, бриллиантов, золота, самоцветов, картин, скульптур  будут  эвакуированы в Москву, в Оружейную палату Кремля. И только в конце 20-го года, после долгих переговоров, вернутся обратно.

 (Слайд 14-15). В самом дворце в 1915 году разворачивают лазарет для раненных солдат, оборудованный по последнему слову техники, супер современный госпиталь.

А в 1917 году сюда заезжают новые жильцы, временное правительство. (Слайд 16). Сам Александр Керенский работает  в кабинете императора. Где работает, там и спит, будто другого места для него и  нет. Зимний дворец безвозвратно разорен и брошен, а вот «Эрмитаж» остался нетронутым.

В начале ноября 1917 году Анатолий Васильевич Луначарский (Слайд 17), новый нарком просвещения, подписывает указ об охране дворца. На ровне с «Эрмитажем» он объявлен государственным музеем.

Революционер.(ученик одет в кожаные куртку и кепку, ремень, с красной повязкой на рукаве)  Я не понимаю, к чему нам это старьё? Выкинем барахло культуры на свалку истории! Даёшь авангард! Поддерживаю Маяковского. Как лихо сказано: «Белогвардейца найдете и к стенке! А Рафаэля забыли? Забыли Растрелли вы? Время пулям по стенке музеев тенькать. Стодюймовками глоток старье расстреливай!» А как умно сказал Малевич! «Главное, не дать на наших революционных площадях воздвигнуть умерший стиль Рамзесов!»

Ведущий 3. А известно ли Вам, что через много лет, в начале 21-го века, печально известная картина Малевича «Черный квадрат» (Слайд 18) появится  именно в залах «Эрмитажа»? Говорят, что это  последний его черный  квадрат из четырёх. И что  именно его  несли за гробом художника в 1934 году.

Ведущий 4. В начале 30-годов двадцатого года в «Эрмитаж» пришла большая беда, шесть лет кошмара, названного одним словом «распродажа».

Революционер. Вот это по-нашему. Хоть польза будет от этого старого хлама!

Ведущий 4.  В стране шла индустриализация, а в советской стране средств на её осуществление просто не было. Но если стране нужны деньги, к чему хранить в «Эрмитаже» столько ненужных вещей? И с 1928 года  на аукционах Берлина и  Лондона пошли с молотка  вещи из фондов музея. Сначала табакерки, парадные сервизы, рыцарские доспехи, монеты, иконы, а затем начали продавать картины. Много картин. Валюта добывалась за наше «старье». Так и говорили: «Наше старьё». С молотка ушли Кранах, Тициан, Каналетто, Рафаэль, Рембрандт. Число проданных вещей за два года перевалило за 19,5 тысяч. Из залов полотна забирают ночью. Картины перевешивают с места на место, чтобы меньше было заметно обнаружить пропажу. Опасаются международного скандала. А вдруг подумают , что у России дела идут плохо? Шедевры начинают продавать на заказ: Рубенс, Рафаэль, Рембрандт... Хранители пытались бунтовать, но тщетно. И только когда приказали выдать «Мадонну» Леонардо да Винчи и скифское золото, это стало последней каплей. И тогда в конце 1932 года они осмелились обратиться за помощью к товарищу Сталину.  В своем письме они просят остановить разграбление музея. Изъятия из фонда музея прекратились. Продажи  сошли на нет. Вещи, которые не успели продать, вернулись в музей. За эти годы «Эрмитаж» потерял тысячи предметов, десятки великих полотен. Среди них Веронезе, Веласкес, Тициан, Ботичелли, четыре Рубенса,семь полотен ван Дейка, десять Рембрандта, два шедевра Рафаэля, одно ван Эйка. Отдали то, что покупала еще Вы, Екатерина Алексеевна. Теперь эти полотна украшают музеи Лондона, Вашингтона, Нью Йорка, Лиссабона, Парижа. Если бы «Эрмитаж» продал ещё 15 таких полотен, то он бы утратил статус величайшей коллекции мира.

 И вот новое потрясение. Война.(Слайд 19). Уже в первый день издается приказ: снять и убрать 40 выдающихся полотен в бронированный зал, где всегда хранится скифское золото и драгоценности, начать эвакуацию вещей. Рамы оставляют пустыми на стенах зала, это потом поможет вернуть вещи на место. Отправляют два эшелона вещей в Свердловск, часть вещей прячут в подвалах печально известного ипатьевского дома. Третий отправить не успевают. Начинается блокада. 350 ящиков так и простоят четыре года в галерее Растрелли.

Первый раз Ленинград бомбят 8 сентября. Один снаряд разорвался совсем рядом. От взрыва пострадали атланты. Другой снаряд разорвался на площади. От взрыва вылетели все стекла с этой стороны дворца. В залах лежал снег, паркет покрылся льдом.

(Слайд 20). Гигантские подвалы дворца становятся бомбоубежищем. В первую блокадную зиму здесь живут почти 2 тысячи человек. Все дни блокады здесь водят экскурсии для солдат, даже перед пустыми рамами.

Оба эшелона вернулись из эвакуации обратно в Ленинград в октябре 1945 года. И уже 8 ноября залы были вновь открыты для публики.

Ведущий 5. В мирное время стало традицией показывать музей любой высокой делегации, посещающей  Ленинград.

В «Эрмитаже» экспонировались Святослав Рерих, в 1956 году Пабло Пикассо, запасники пополнялись работами импрессионистов. Сюда привозят шедевры Лувра, Дрездена, Метрополитена, Каира.

Для картин созданы идеальные условия хранения. Для их защиты используют бронированное стекло.

 В этом возникла необходимость после случая с «Данаей» Рембрандта. (Слайд 21-22). В июне 1985 года здесь случилась трагедия, которая потрясла музейщиков всего мира. Ранним утром, на глазах десятков посетителей,  к «Данае» Рембрандта подошел человек. И никто не успел понять, что случилось, как он уже выплеснул на неё какую-то жидкость и наносил по полотну удары ножом. Краска на глазах превращалась в бурую массу. Покушение на «Данаю» сотрудники приняли, как личную беду. Они спасали полотно Рембрандта, как спасают живого человека. В борьбу вступили лучшие реставраторы «Эрмитажа» и впереди у них был очень трудный путь. Обратно в зал «Даная» вернулась только через 12 лет и под бронированным стеклом. Имя преступника здесь не произносят до сих пор.

(Слайд 23) Вот так насыщенно прошли два с половиной века величайшего музея мира. Музей, который начала Екатерина Великая, широко открывает свои двери для всех желающих. Большое Вам спасибо, Екатерина Алексеевна, что подарили нам эту радость общения с прекрасным.

Источники:

1. Текст составлен на основе содержания видеофильма «Эрмитаж. Сокровища нации. 2014» Телеканал «Россия».

2. http://i.allday.ru/uploads/posts/2009-09/1253184792_danae-3176x2860.jpg

3. http://ic.pics.livejournal.com/timex4you/20260846/32506/32506_original.jpg

4. http://stonehead.kz/wp-content/uploads/2012/06/062.jpg

5. http://fr.academic.ru/pictures/frwiki/65/Atlantes-Saint_Petersburg-5.jpg

6. http://www.hellopiter.ru/image/DSC0989068768888.jpg

7. http://www.world-war.ru/ermitazh-v-dni-blokady/

8.http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/9/106/850/106850914_Nikolaevskiy_zal_Gospitalnaya_palata.jpg

9. http://pics2.pokazuha.ru/p442/i/d/7037933ddi.jpg

10. http://img-fotki.yandex.ru/get/3209/fotosait99.2e/0_215a1_f66b61be_orig

11.http://www.tsarselo.ru/images/photos/b739c24b31215cd527d14d401af391a5.jpg

12. http://vb2.userdocs.ru/pars_docs/refs/4/3371/3371_html_m31202082.jpg

13.http://senat.org/Ekaterina-II.jpg

14. http://img-2007-08.photosight.ru/15/2250040.jpg

15. http://www.20art.ru/images/Bk2.jpg

16.http://img23.binimage.org/b7/32/2e/paul_i_russia.jpg 17.http://img1.liveinternet.ru/images/foto/b/3/698/2385698/f_15999415.jpg

18. http://stat17.privet.ru/lr/091ef402620aba54270262b4c27ab151

19. http://cultcalend.ru/upload/images/276/zim4.jpg

20. http://politikan-news.net/upload/gallery_big/d4bbd1-3.jpg

21. http://www.hrvatski-vojnik.hr/hrvatski-vojnik/0092004/bpictures/23_kerenski%202.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и презентация к уроку истории в 8 классе по теме "Художественная культура второй половины XVIII века"

урок комбинированного типа с использованием мультимедийной презентации и театрализации...

«Синтез искусств в художественно- эстетическом образовании XXI века»

Формирование синестетического» восприятия музыки у учащихся 2 класса (на примере цикла внеурочных занятий «Детский альбом»...

Литература первой половины ΧΙΧ века.

Материал для приема зачета...

Презентация "Два с половиной века музея "Эрмитаж"

Презентация сопровождает выступления художественной гостиной с одноимённым названием....

Художественная культура второй половины 19 века

Пояснительная записка.Раздел «Художественная культура второй половины 19 века»«Мировая художественная культура» (9-11 кл.) Автор Л.М. Предтеченская10 классЦели и задачи урокаСпособствовать развитию ум...


 

Комментарии

Шуклина Елена Валентиновна

К этим выступлениям посмотрите Презентацию "Два с половиной века музея "Эрмитаж".