Окружной дискуссионный клуб старшеклассников
рабочая программа на тему

Программа Клуба старшеклассников будет полезна классным руководителям, заместителям по УВР и руководителям молодёжных организаций

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc318 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Волчихинская средняя школа №1»

        Волчихинского района Алтайского края

        

 

«Рассмотрено»                

на заседании ШМО

 классных руководителей:

15.08.2014                

«Согласовано»: с зам.директора по УВР

 Штокаленко В.Н.

        

30.08.14 год

«Утверждаю»

Директор школы

Фисенко В.Н.

 №   2   приказа    

     30 .08.14 год

   ПРОГРАММА

«ОКРУЖНОЙ ДИССКУССИОННЫЙ КЛУБ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

«Гражданский форум»

                                                        Составили: учителя иностранного языка

Муниципального казённого общеобразовательного учреждения

«Волчихинская средняя школа №1»

с. Волчиха Волчихинского района Алтайского края

Потапенко Ирина Леонидовна

Конушкина Юлия Александровна

2014

 

Пояснительная записка

«Конечная цель всякого воспитания –

воспитание самостоятельности посредством самодеятельности».  

Адольф Дистервег        (немецкий педагог)

Актуальность.

Мы живем в период активного формирования гражданского общества. Молодежь была и остается самой активной социальной группой. Один из серьезных рисков современности – борьба за молодежь всяческих экстремистских группировок и недобросовестных политиков, которые пытаются навязать подросткам свою идеологию.  Социальная,  экономическая и геополитическая ситуация, на фоне которой происходит развитие наших детей, приводит к тому, что многие молодые люди с тревогой смотрят в завтрашний день, не хотят или не могут самостоятельно находить решение в конфликтной ситуации. Подростки испытывают огромные психологические трудности при определении своих жизненных целей и перспектив. Общее настроение пессимизма и пассивности свойственно многим старшеклассникам сегодня.

    Другой вызов – уход молодежи в «параллельную реальность» компьютерных игр и самоустранение от участия в общественных процессах.  За последние 10 лет в обществе сложился больше, отрицательный, чем положительный стереотип старшего школьника, вот на пример какие фразы можно услышать в адрес современной молодежи:   «…потерянное поколение…», «…кроме интернета и игр по сетке ничего не видят. Нет никаких моральных ценностей….»,  «… ничего не умеющие делать и не желающие ничего делать, с наушниками в ушах и с мобильником в руках, вечно сидящего за компом».  Нехватка живого общения делает детей замкнутыми, неумение или стеснение выразить свои мысли зачастую приводит к конфликтам со сверстниками, учителями, родителями.

Ещё одна проблема – это отношение к молодежи как к потребителям со стороны взрослых и родителей, которые считают, что они старше и мудрее, поэтому могут диктовать свои условия детям, которые от них зависят. Любая активность со стороны подростков, если она не контролируется или не поддерживается взрослыми, считается вызовом, нарушением принятых норм. Это приводит к инфантильности и безответственности молодых людей.

Традиционные формы воспитательной работы в школе чаще всего ставят подростков в определённые рамки, где они должны играть социальные роли, навязанные педагогами, которые лучше знают «что делать и как делать». В результате, подростки теряют интерес к классным часам и мероприятиям, проходящих по шаблонному сценарию учителей, которые не учитывают инициативу и интересы самих старшеклассников. Школьные предметы не дают возможности реализовать творческие, коммуникативные и интеллектуальные способности учащихся.

Как мы можем изменить сложившиеся стереотип современной молодежи? Как  мы можем помочь школьнику стать самодостаточной личностью с активной гражданской позицией, способной самостоятельно принимать решения?

Анализируя вышеперечисленные проблемы, мы пришли к выводу, что необходимы такие педагогические технологии, которые изменили бы традиционную систему воспитания в школе,  которые отвечали бы потребностям и желаниям самого ученика, учитывали закономерности формирования активной личности, давали детям возможность проявить свои творческие, организаторские, интеллектуальные способности.

Новизна.  Понимая это, осознавая, что никто, кроме самой молодежи не сможет эффективно решать ее проблем, мы решили создать Дискуссионный клуб старшеклассников – это инновационная форма воспитательной работы, которая объединяет в себе современные педагогические технологии,  новые методы общения и новые пути организации коммуникации и самоуправления в учебно-воспитательном процессе.

Дискуссионный клуб - это коммуникативное пространство, где участники могут высказать свое мнение, предлагать какие-либо идеи или задать интересующие вопросы на абсолютно любые темы.

Окружной дискуссионный клуб старшеклассников «Гражданский форум» - это сетевая молодёжная организация, которая объединяет старшеклассников разных школ в пределах образовательного  округа.

Структура Окружного  Дискуссионного Клуба  Старшеклассников «Гражданский Форум»

Волчихинского района Первого Образовательного округа.

Цель: Формирование гражданской активности и механизмов конструктивного социального поведения в молодежной среде

Задачи: 

  • сформировать активную гражданскую позицию старшеклассников.
  • создать условия для неформального общения старшеклассников, помочь им адаптироваться в условиях современной жизни; реализовать свои потребности в самосовершенствовании и     самоутверждении ;
  • сформировать умение участвовать в дискуссии: научить подростков критически мыслить, уметь смотреть на вещи с разных точек зрения, логически выстраивать аргументацию, убеждать, грамотно представлять и культурно отстаивать свою точку зрения;
  • способствовать формированию  важнейших для развития личности творческих,  организаторских,  ораторских и  лидерских  навыков;
  • создать новую модель школьного самоуправления, основанную на инициативе активных старшеклассников;
  •  систематически информировать о работе клуба через СМИ
  • воспитывать нравственные черты характера;
  •  пропагандировать здоровый образ жизни;

Таким образом, школьный клуб старшеклассников как форма работы с подростками,  имеет основной целью помочь подросткам узнать себя, свои сильные стороны, развить у них чувство собственного достоинства, научить их преодолевать неуверенность, страх, повышенное волнение в различных ситуациях, наиболее успешно и точно реализовать себя в поведении и деятельности, утвердить свои права и собственную ценность, не только не ущемляя прав и ценности других людей, но и способствует их повышению.

     Клуб является открытым, добровольным, самодеятельным, общественным молодежным объединением старшеклассников

               Рабочая программа школьного клуба старшеклассников создана как средство  способствующее развитию творческих способностей обучающихся, развитию познавательных интересов и даёт право обучающимся сочетать различные направления и формы занятий. Деятельность по организации работы школьного клуба старшеклассников осуществляется в свободное от основной учёбы время и отличается свободой выбора направлений и возможностью смены сферы деятельности обучающегося в течение года.

Деятельность учащихся в школьном клубе старшеклассников характеризуется добровольностью, инициативностью и активностью всех участников (детей, родителей, педагогов), а также отсутствием жесткой регламентации и жесткого результата. В основе работы клуба — неофициальное общение подростков и взрослых, товарищество, уважение, сотрудничество, детская инициатива и самоуправление.

Деятельность школьного клуба старшеклассников носит неформальный и комфортный характер для всех участников.

Занятия школьного клуба проводятся 1 раз в неделю

Встречи окружного дискуссионного клуба проводится 1 раз в учебной четверти.

Этапы реализации программы.

Каждый учебный год содержит три этапа:

  1. Подготовительный (сентябрь – декабрь 2014 года)
  • разработка проекта создания молодежного клуба
  • установление взаимодействия со старшеклассниками других образовательных учреждений;
  • изучение проблем, волнующих молодежь округа;
  • знакомство и командообразование  участников клуба
  • разработка символики и устава клуба
  • проведение заседаний клуба по плану
  1. Этап реализации программы (январь-апрель 2015 года.):
  • реализация принципов наставничества и самоуправления в школах округа, проведение мероприятий
  • проведение предвыборной компании и выборов президента и членов Окружного молодёжного парламента
  • создание школьных служб примирения, обучение медиаторов
  • отчеты о работе и аналитические материалы, размещаемые в средствам массового информирования;
  1. Заключительный этап (май – июнь 2015 года) – подведение итогов, главный из которых – работающий молодежный клуб – координатор молодежных инициатив. Планирование новых задач, встреч, поиск новых друзей

Реализация целей и задач осуществляется следующими условиями работы:

1. Материальные условия:

- наличие помещения для заседаний организационного комитета и для проведения дискуссии как в режиме видеоконференции, так и обычном режиме;

- технические средства (компьютерный класс, аудио- и видео-  материалы , доступ в Интернет и т. д.).

2. Организационные условия:

- организация самоуправления школьного клуба старшеклассников с помощью инициативной группы учащихся (волонтерское движение).

- создание коллектива единомышленников

3. Психологические условия:

  • создание условий работы, в которых формируются отношения сотрудничества, доверия и взаимоуважения
  •  подбор волонтеров, умеющих управлять ученическим коллективом в процессе определения темы клубного заседания
  • формировать искренние, доброжелательные отношения в клубе, что повлияет на эмоциональное восприятие жизни.

Формы работы

С учётом психолого-педагогических особенностей старшеклассников (9 -11 класс) организация деятельности осуществляется с использованием активных групповых и индивидуальных форм обучения.

  • дебаты (обмен аргументами и контраргументами)
  • диспут (обсуждение с наличием одного или нескольких выступающих с основными докладами)
  • мозговой штурм
  • круглый стол (подготовленное обсуждение по заранее поставленной проблеме с выделением определенных вопросов)
  • ток-шоу
  • Аквариум (разделение участников на обсуждающих и наблюдающих за ходом обсуждения с целью его анализа)
  • Тематические занятия
  • Мастер-классы
  • Тренинги
  • Викторины
  • Презентации
  • Интеллектуальные игры
  • Верёвочный курс, спортивные игры и соревнования, эстафеты
  • благотворительные, социально-общественные, гражданско-патриотические акции;

Современные образовательные технологии, которые используются в работе клуба:

  • коллективная система обучения и воспитания;
  • исследовательские методы в обучении;
  • проектные методы обучения;
  • технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
  • обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии

Направления деятельности.

  1. Гражданско – патриотическое воспитание;
  2. Воспитание толерантности;
  3. Духовно – нравственное воспитание;
  4. Интеллектуальное развитие.
  5. Волонтёрское движение, реализация проекта «Бумеранг добра»
  6. Семейное воспитание;
  7. СМИ
  8. Наставничество, школьное самоуправление

СОТРУДНИЧЕСТВО КЛУБА С СОЦИОКУЛЬТУРНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ РАЙОНА

   

Окружной дискуссионный клуб старшеклассников «Гражданский форум»  имеем свой устав, в котором отражена символика клуба (эмблема, гимн, девиз)  и общие положения работы

ПРАВИЛА РАБОТЫ В КЛУБЕ

1. Правило поднятой руки.

2. Отказаться от агрессии, быть позитивно настроенным.

3. Критикуя, предлагать.

4. Слышать и слушать друг друга (не перебивать).

5. Не злоупотреблять предоставленным словом (соблюдать регламент).

6. Критиковать идеи, а не личность (уважительно относиться к   собеседнику).

7. Не навязывать свое мнение.

8. Толерантное отношение к другим мнениям и позициям.

9. Избегать поучений.

10. Сдерживать эмоции.

11. Развивать дискуссию, не повторяться, предлагать новые идеи.

12. Иллюстрировать свои мысли примерами.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

 Главная задача современного педагога – развить в детях чувство гражданина своей страны, человека, умеющего не только ценить духовные и культурные ценности, накопленные человечеством, но и стремящегося их умножать. Работа ШКОЛЬНОГО КЛУБА не имеет жестких рамок результативности, так как  эффективность деятельности могут оценивать сами учащиеся, педагоги, родители  как долгосрочную, так и краткосрочную.

Среди краткосрочных результатов можно назвать:

  1. создание компьютерных презентаций по заданной теме
  2. организация волонтерского движения в школе
  3. организация органов самоуправления в школе
  4. активизация деятельности участников клуба в учебной и общественной жизни школы
  5. сплочённый коллектив, способный самостоятельно решать важные жизненные вопросы.

Среди долгосрочных результатов можно выделить:

  1. приобретение знаний, обеспечивающие успех в деловой жизни (овладение компьютером и электронными средствами связи, и т.п.)
  2. умение добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения
  3. навык проявлять свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.
  4. Компетентная  конкурентно, социально и профессионально мобильная личность, владеющая ИКТ, способная  обеспечить устойчивое повышение качества собственной жизни и общества в целом

Данная программа адаптирована к условиям средних образовательных учреждений и рекомендована в помощь педагогам и старшеклассникам, осваивающим новые методы общения и новые пути организации коммуникации и самоуправления в учебно-воспитательном процессе.

Список литературы

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА:

1.        Дебаты/пособие для учащихся и педагогов/. М.: Наука, 2001, при поддержке Фонда Сороса и Института “Открытое Общество”.

2.        Пашкевич С. Дебатный Клуб старшеклассников/пособие для начинающего тренера/. Екатеринбург, Дом Учителя, 2003.

3.        Website Internet, home-page Worldwide Web at hhpt: //www./osi. hu. /debate/.

4.        Бернс Р. Я-концепции и воспитание. Пер. с англ. /Общ. ред. и вступ. ст. В. Пилиповского, М.: 1986.

5.        Буева Л. Человек: деятельность и общение. М.: Просвещение, 1978.

6.        Кан-Калик В. Грамматика общения. М: Просвещение, 1995.

7.        Маленкова Л. Культура общения или искусство диалога. Программа воспитания школьников. М.: “Ноосфера”, 1996.

8.        Миславский Ю. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М.: Просвещение, 1991.

ЛИТЕРАТУРА СТАРШЕКЛАССНИКОВ:

1.        Дебаты/пособие для учащихся и педагогов/. М.: Наука, 2001, при поддержке Фонда Сороса и Института “Открытое Общество”.

2.        Website Internet, home-page Worldwide Web at hhpt: //www./osi. hu. /debate/.

3.        Маленкова Л. Я – человек. Старшеклассникам о самопознании и самовоспитании. М.: “Ноосфера”, 1996.

4.        Поляков С. Тренинг общения. Групповые дискуссии. Выпуск 2. Ульяновск, 1996.. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дискуссионный клуб в школе.

Одна из современных педагогических технологий -проведение дискуссий. О создании дискусионного клуба, первых шагах этот материал.Сценарий одного из заседаний клуба....

Создание дискуссионного клуба "альянс" на базе МКОУ СОШ №2 с УИОП пгт. Восточный

Для чего нужен дискуссионный клуб?  Во-первых, клуб создаётся для того, чтобы люди могли свободно общаться на равных. Ведь некоторые индивиды ущемляют других людей при разговоре, не дают полность...

Программа дискуссионного клуба "СКРИЖАЛИ"

Дискуссия - одна из интерактивных форм деятельности учителя и обучающихся в школе. В то же время дискуссию можно рассматривать как основное ядро в формировании духовно-нравственной личности. Дис...

план работы дискуссионного клуба "Дебаты"

Эта программа расчитана на учеников 9-х классов. Имеет форму факультатива....

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ

Дискуссионный клуб "Speak and Listen" был организован в нашей школе с целью создания дополнительных условий для развития коммуникативной компетенции обучающихся, формирования навыков публичного выступ...

Заседание дискуссионного клуба

На заседании дискуссионного клуба учащиеся рассматривают вопросы о безопасном использовании сетевых ресурсов...

Заседание дискуссионного клуба"А зачем мне физика?" (ток-шоу)

Материал по внеурочной работе по физике....