Мысли о воспитании
материал на тему

Эссе написано для участия в конкурсе "Самый классный классный"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mysli_o_vospitanii.docx17.93 КБ

Предварительный просмотр:

Только кажется, что человечество занято торговлей, договорами, войнами, науками, искусствами; одно дело только для него важно и одно только дело оно делает — оно уясняет себе те нравственные законы, которыми оно живет. И это уяснение нравственного закона есть не только главное, но единственное дело всего человечества.

Л.Н.Толстой.

… Издавна на Руси говорили так: «Людей много, да человека нет». Мудрые наши предки были уверены в том, что факт рождения ребенка еще не делает ребенка человеком. Дитя станет или не станет Человеком? Почему да или нет? Эти вопросы они ставили перед собой, и, чтобы  передать жизненный опыт от поколения к поколению, существовали институты «кормильства», «дядек», «мастеров грамоты», «кумовства»... Воспитание было таким же общественным явлением, как и любая деятельность человека.

Что есть воспитание? Это нравственное образование, развитие и утверждение лучших человеческих качеств. Условное воспитание формирует лицемерные качества.  «Интеллигентным притвориться нельзя». Как нельзя притвориться сердечным, искренним, порядочным, верным, трудолюбивым, милосердным, ведь рано лил поздно сквозь внешнее, наносное, проступит фальшь. Ведь никакое золото мира, никакие связи, положение в обществе не « сделают ножку маленькой, а сердце добрым».

А что же сделает? Как помочь ребенку взрастить в себе, укрепить и сделать нормой жизни эти нравственные качества?

«Детоводительством», педагогикой называли древние греки совместный, рука об руку, путь ребенка и взрослого к достижению заветной цели – стать Человеком и Человеком прожить жизнь. Для этого ребенка надо воспитывать, учить его видеть красоту мира, человеческих отношений, произведений искусства, прочувствовать силу и мощь ума и таланта.

Многие философы античности искренне считали воспитание искусством, ведь, по мнению Платона, «человек есть существо самое кроткое и самое божественное, если он будет укрощен настоящим воспитанием, если же его не воспитывать или давать ему ложное воспитание, то он будет самым диким из всех, кого производит земля». А Сократ, вторя Платону, называл нравственное образование и воспитание себя и своих близких «одной из священных обязанностей каждого человека».

Поэтому, на мой взгляд, воспитание должно быть направлено на то,  чтобы человек постоянно чувствовал потребность задавать себе вопросы: кто Я, каков Я, зачем Я пришел в этот мир, что Я оставлю после себя? Чтобы приучался анализировать свои слова, поступки и помышления, ощущал свою неразрывную связь с родными, близкими, с другими людьми, с историческими судьбами своего народа, своей страны и  ее традициями, с миром, наконец. И чтобы делал сознательный выбор, руководствуясь общечеловеческими, общественно одобряемыми и передаваемыми от пращуров к потомкам образцами поведения, нравственными ценностями. При этом чрезвычайно важно, что на самом деле думает ребенок, как это отражается в его душе, какими мотивами он руководствуется, к каким выводам приходит.

Путь освоения и принятия нравственных ценностей сложен и тернист,  если учесть, как усложнен, многообразен и подчас противоречив мир, в котором мы живем. И достичь результата можно, если помочь ребенку преодолеть страх перед неизведанным, научить его не бояться трудностей, ставить перед собой ясные, понятные, нравственные цели и задачи и их реализовывать, и объяснить,   что благой цели  нельзя достичь безнравственным способом, что существует тесная, мотивированная связь между поведением человека и последствиями этого поведения.

Поэтому основная цель воспитания, как мне кажется, - предоставить ребенку, подростку возможность проектировать будущее, осознанно выбирать путь в него. Успешным будет тот, кто не  станет ждать алгоритма, а, имея определенный духовный, творческий, интеллектуальный опыт, научится его применять. Здесь важно понимать, что воспитание не гиперопека, не попытка оградить ребенка от неприятностей, не обучение нравственности только на чужих ошибках, не система запретов и наказаний, не трескучие разговоры о морали.  Ребенок должен пройти весь путь от поступка до его последствий; испытав при этом всю гамму чувств, человек должен понять, что будет, если он поведет себя неправильно, безнравственно, безответственно. Тогда он сделает выводы и не поступит так впредь, ведь такое асоциальное поведение рано или поздно обернется горечью и болью для него и для его близких. А задача воспитателя – быть рядом, создавать условия для того, чтобы воспитанник получил возможность экспериментировать, социализироваться, развиваться. Ведь развитие – это не что иное, как расширение возможности выбора.

Тысячелетиями  общество вырабатывало надежные методы воспитания личности, способной принимать решения и отвечать за них. Доверимся же опыту предков, осмыслим его творчески и применим их богатое наследие.

Но знания теории, методики, технологий и приемов недостаточно. Воспитанием может и должен заниматься тот, кто понимает, чувствует, любит людей, кто может передать горение своего сердца, биение своей мысли, кто щедр, готов к общению и самовоспитанию и самосовершенствованию, кто понимает, что человек, особенно ребенок, вольно или невольно будет стараться соответствовать образу, который ему предлагают, выступать в той роли, которая ему назначена, или сопротивляться, отказываться от предлагаемого образца. Здесь категорически недопустимы  насилие, фальшь, ложь во спасение, жесткая критика, потому что если постоянно нелицеприятно оценивать ребенка, он научится ненавидеть, будет агрессивным и замкнутым. Искренность, понимание, стремление к сотрудничеству, терпимость и честность – вот союзники воспитателя, вот качества, которыми он должен обладать, чтобы ребенок ему поверил.   Ведь именно на Вере, Надежде и Любви стоял, стоит и стоять будет наш общий  дом, Россия, весь мир!

                                        Михайловская Е.В.,                                                                                         учитель русского языка и литературы

                                        

                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мысли о воспитании

Несколько практических советов в отношении с подростком...

Окружной конкурс «Самый классный классный» ІІ тур Эссе «Мои мысли о воспитании»

Мои мысли о воспитании…Человек не нуждается в воспитании, ему нужен шанс – быть человеком.Николай Вавилов Начиная со времён Цицерона «О времена! О нравы!», если не раньше, перед обществом возника...

Мысли о воспитании

Находящаяся в тесной связи с обучением, воспитательная работа углубляет знания, расширяет способы деятельности, создает условия для реализации индивидуальных способностей школьников, побуждени...

Мысли о воспитании

Работа классного руководителя очень сложная, потому что воспитывая маленьких мальчишек и девчонок, формируешь личность. Свои размышления  о воспитании  - это итог 5 лет работы классным руков...

Мысли о воспитании

Наши дети — это наша старость.Антон Семенович МАКАРЕНКО...

Эссе по педагогике по книге Джона Локка “Мысли о воспитании» (1693).

Данное эссе раскрывает мой взгляд на теорию педагогики Джона Локка....

«МЫСЛИ О ВОСПИТАНИИ»

«МЫСЛИ О ВОСПИТАНИИ»(эссе)Когда думаешь или разговариваешь с коллегами о воспитании детей, то всегда возникает вопрос: кто главнее в воспитании учащихся – семья или школа? И  очень соблазни...