Семинар-практикум для классных руководителей «Формы внеклассной работы по нравственному воспитанию»
методическая разработка на тему

Гайсина Алена Витальевна

Данный семинар  имеет практическое назначение и позволяет создать необходимую базу для совершенствования  внеклассной работы по нравственному воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deyatelnost_klassnogo_rukovoditelya.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум на тему «Формы внеклассной работы по нравственному воспитанию».

Эпиграф: Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи – горе несравнимо ни с каким другим. Демокрит

Каждый человек, обучаясь  в школе, имеет дело с людьми, которые выбрали профессию  педагога. Педагог сегодня – это спектр функций, главная из которых воспитание человека в самом широком смысле слова. И если мы говорим о воспитании, то, в первую  очередь, говорим о педагоге, который сочетает в себе качества и психолога, и воспитателя, и психотерапевта, так как именно к нему обращаются ученики со своими бедами и радостями, конфликтами с родителями, ему поверяются детские тайны. Как же все правильно организовать педагогу? Какие формы работы с классом должны стать приоритетными для классного руководителя? Какие функции каждом направлении являются главными? Какие диагностико-коррекционные методы помогут сделать  работу классного руководителя эффективной? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в процессе нашего семинара, который посвящен нравственному воспитанию.  Нравственное воспитание детей касается не только классных руководителей , а каждого педагога. Любой педагог обязан приобщать детей к нравственному поведению.

Цель работы:

  • Формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям;
  • Формировать у  учащихся осознание ценности человеческой жизни;
  • Обогащение эмоционального мира учащихся нравственными переживаниями и формирование  у них нравственных чувств;
  • Систематическое накопление и обогащение опыта нравственного нравственного поведения  учащихся путем организации их практической деятельности;
  • Организация нравственного самовоспитания учащихся.

Что может сделать классный руководитель  в этом направлении?

  1. Развивать желание знать, понимать и действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных  ситуациях;
  2. Воспитывать умение бороться и выживать  в экстремальных ситуациях. Приводить примеры выживания других людей  в подобных ситуациях.
  3. Воспитывать интерес ученика  к самому себе, желание самосовершенствоваться.
  4. Развивать волевые качества ученика, способности критическому осмыслению своих  сильных и слабых сторон.
  5. Сотрудничать  с родителями и педагогами в этом направлении, используя активные формы взаимодействия.
  6. Формировать позитивное отношение к обычаям, традициям своего народа, своей семьи; умение слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы о самом себе.

Основные понятия направления «Нравственность»

Нравственный выбор, нравственное просвещение и поведение, выдающиеся люди и их нравственные ценности, самоактуализация, самореализация, жизненные ценности и правила, знание этических учений, нравственный опыт.

Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, личностно-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения и ситуации в коллективе класса. Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания. Поэтому сегодня наш семинар-практикум посвящен формам работы классного руководителя по направлению «нравственность».

 В современном образовании нравственное воспитание учащихся обретает не меньшую, если не большую значимость, чем знания, умения и навыки. Поэтому деятельность классного руководителя должна быть направлена на то, чтобы научить детей любить людей и жизнь, приобщать их к национальным и общечеловеческим ценностям. А формы работы классного руководителя определяются исходя из педагогической ситуации, сложившийся в школе и в данном классе, из традиций. Количество форм бесконечно: беседы, тренинги, дискуссии, игры, состязания, походы, экскурсии, конкурсы и т.д. Но особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час – форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут в данном случае нравственные проблемы. На формирование нравственной личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающими являются педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений. В связи с этим главную роль в нравственном воспитании учащихся отводят классному руководителю. А помогут классному руководителю в воспитании личности такие формы внеклассной работы как:

  1. тематические классные часы;
  2. тренинги нравственного самосовершенствования;
  3. дискуссии по нравственной тематике;
  4. организация цикла нравственных бесед;
  5. изучение нравственного наследия, имеющего общечеловеческий характер: золотое правило нравственности, заповеди Нагорной Проповеди;
  6. изучение нравственного наследия писателей и поэтов страны;
  7. экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами страны, города:
  8. праздничные поздравления одноклассникам, педагогам, сюрпризные моменты, конкурсы;
  9. методики по изучению нравственного развития личности.

Конечно, трудно предположить полный список форм, универсальный по данному направлению,  т.к. воспитательная работа может быть построена в различных ключах. Тем не менее мы попытаемся представить самые распространенные и традиционные формы воспитательной работы, которые подойдут значительной части педагогов. Все представленные формы могут проводиться с участием как одного класса, так и для определенного звена, параллели.

Начнем с начального звена, именно в начальной школе начинается закладывание основы для развития нравственной, духовно богатой личности.

Поэтому мы предлагаем следующую методику «Хранилище человеческих качеств».

Цель: изучение уровня нравственного развития личности и коллектива, а также её последующее развитие.

Ход проведения: методика рассчитана на младший возраст школьников и проводится в форме игры (объяснение методики).

Данная методика дает возможность самим детям поставить перед собой задачи по развитию своей личности и коллектива.

Чем младше дети, тем важнее, чтобы возникающие в их сознании мысли и чувства были зафиксированы в образной форме на бумаге. Дети любят рисовать, и именно рисунок помогает понять им и выразить свой мир, осознать сущность многих явлений. Например: провести классный час, на котором поговорить о милосердии, в рамках которого познакомить с отрывком из писаний Буддизма, в котором все люди по степени проявления милосердия делятся на 3 группы:

  • первые – подобны засухе;
  • вторые – небольшому дождику;
  • третьи – дождю, захватывающему все кругом.

А затем дать задание:

Нарисуйте свое ощущение от людей «подобных засухе», «небольшому дождю», «дождю, захватывающему все кругом». После чего сравнить эти рисунки, сделать выводы. Цветопись конечно же играет большую роль в подведении итогов.

Еще с помощью игры можно активизировать нравственное развитие младших школьников, также с помощью игры ребенок естественно входит в ситуацию нравственного содержания и одновременно при этом активизирует нравственное сознание, чувство, поведение детей. Также игра – это наиболее привлекательный вид деятельности для ребенка, в котором он может самовыразиться  и «просить» в игровом образе и одновременно приобрести определенный нравственный опыт.

Итак, игра – драматизация

Цель – реализация самого себя в несвойственных для себя позитивных проявлениях или, наоборот, осознать негативные стороны своего поведения. В данном случае инсценировка стихотворения А. Барто «Как на мамины именины».

Ход работы: анализ и осмысление сценического материала. После прочтения проанализировать каждую фразу, а затем пробовать играть. Важно, чтобы дети почувствовали за комедией драму. А учителю важно проследить, какие чувства вызвала эта инсценировка: смех (осмысленный ли он?), жалость, осуждение - ?

Игровое моделирование  - это создание воображаемых ситуаций нравственного выбора. Такого рода ситуации позволяют не только диагностировать уровень нравственного развития ребенка, но и стимулирует его самосознание, требует от ребенка самостоятельного проектирования своих действий, проникновение во внутреннее состояние изображаемого персонажа. Вот все это развивает у ребенка очень важную способность – это способность к эмпатии.

Эмпатия – понимание, основанное на переживании другому человеку. А это одна из доставляющих нравственной модели личности.

Например: игра «Моющая машина».

В начальной школе очень важным является момент определения уровня нравственности у учащихся, а затем ещё более значимой задачей является направление ребенка  в правильное русло, также начать развивать у учащихся чуткость, понимание состояния другого человека, доброту, умение проявлять воспитанность, вежливость, коротко говоря, это закладывание нравственно высокой основы.

СИМВОЛИЧЕСКИЙ РИСУНОК

Чем младше дети, тем важнее, чтобы возникающие в их сознании мысли и чувства были зафиксированы в образной форме на бумаге. Дети любят рисовать, и именно рисунок помогает понять им и выразить свой мир, осознать сущность многих явлений. Например: провести классный час, на котором поговорить о милосердии, в рамках которого познакомить с отрывком из писаний Буддизма, в котором все люди по степени проявления милосердия делятся на 3 группы:

  • первые – подобны засухе;
  • вторые – небольшому дождику;
  • третьи – дождю, захватывающему все кругом.

А затем дать задание:

Нарисуйте свое ощущение от людей «подобных засухе», «небольшому дождю», «дождю, захватывающему все кругом». После чего сравнить эти рисунки, сделать выводы. Цветопись конечно же играет большую роль в подведении итогов.

ИГРА «МОЮЩАЯ МАШИНА»

Чтобы ученики смогли прочувствовать смысл и необходимость доброжелательного отношения друг к другу, а затем  потренироваться в выражении добрых чувств по отношению к другим, предлагаем им выстроиться в две параллельные шеренги лицом друг к другу и представить, что они – моющая машина, через которую пройдет каждый играющий. Задача «машины» - «помыть» того, кто пройдет через неё, сделать его более радостным и счастливым. Для этого можно похлопать его по плечу, пожать руку, сопровождая свои действия словами похвалы, одобрения. При любом грубом движении или слове машина «ломается». Игра начинается снова. Обсуждение, проведенное после игры, поможет ученикам разобраться в тех чувствах, которые возникли у них, когда они получали доброжелательные и недоброжелательные воздействия, а также в том, что сами испытывали, совершая те или иные действия.

Следующий возраст 5-6 классы (10-12 лет).

Для данного возраста основным является работа с терминами, понятиями, которые составляют теоретическую базу направления «Нравственность». Примерная тематика классных часов для 5-6 классов:

  1. Что такое нравственность (форма проведения - беседа)
  2. Происхождение морали (диспут)
  3. Нравственные учения мира (беседа)
  4. Азбука нравственности (беседа с элементами инсценировки)
  5. Доверие и честность (дискуссия)
  6. Цикл классных часов «Я в мире… Мир во мне…», в который входят следующие темы: «Легкомыслие. Разумность. Леность. Трудолюбие. Скупость. Щедрость. Бережливость. Тактичность. Человеколюбие. Мизантропия.»

Данные разработки помогут нам в нравственном воспитании учеников, так как изменения, произошедшие за последние несколько лет в нашем обществе, делают настоятельно необходимым теоретический пересмотр системы ценностей. Изменения в молодежной субкультуре – игнорирование опыта предыдущих поколений, мнения взрослых, недоверие идеалам, приоритет материальных ценностей над духовными, эгоизм, индивидуализм, рост сексуальной нетрадиционной ориентации во взаимоотношениях – все это повлияло на содержание и структуру воспитательной деятельности современной школы. Поэтому нельзя не согласиться с В.Г. Белинским: «Есть много родов воспитания, но всех выше должно стоять образование нравственное». А психологи вообще считают, что после школы все школьные науки, как правило, забудутся, оставив в памяти лишь общие представления. Другое дело – мораль, нормы нравственности, ведь для дальнейшей жизни человек должен в совершенстве владеть законами нравственности.  Поэтому начиная с 5-ых классов, классный руководитель обязан строить тематические часы общения по направлению «Нравственность» по средствам  осознания у детей общечеловеческих ценностей.  Также в 5-6 классах важен такой аспект, как смена учителя, а зачастую и коллектива класса. Поэтому ученик попав в новый коллектив, не сразу же в нем освоится и может случиться так, что у ребенка начнутся очень большие проблемы при общении с одноклассниками и стрессовые ситуации. Помочь, прежде всего, должен классный руководитель. Мы предлагаем в целях сплачивания коллектива и знакомства детей друг с другом провести следующие психологические тренинги:

                                               

«Ода себе»

Цель: выяснение своих достоинств, осмысление своей жизни и личного участия в ней.

Задание: возьмите листок бумаги и попробуйте подумать о себе и о своей жизни. У вас есть возможность написать оду себе – хвалебную песнь, написать так, чтобы были перечислены ваши достоинства и было понятно, что живете вы не зря.

После выполнения упражнения идет обсуждение.

Подведение итогов.

Предлагаем темы для бесед:

  • Горе людям, не знающим смысла своей жизни.

  • Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.

  • Жизнь, которая не оставляет прочных следов, стирается при всяком шаге вперед.

               Данные тренинги помогут учителю выяснить для себя, каким образом ученики осмысляют свою жизнь, какие у них достоинства. Также дети познакомятся друг с другом, обменяются чувствами.

Далее 7-8 классы. Это возраст 13-14 лет, который характеризуется подростковым периодом. Это сложный возраст. Поэтому большое внимание при проведении классных часов по направлению «Нравственность» нужно уделить работе по формированию толерантного и уважительного отношения к окружающему миру, а главное практиковать учащихся в умении находить компромиссы при решении конфликтных ситуаций.

Примерные темы и формы  часов общения, рекомендуемых для данного возраста:

  1. Неконфликтность, уважение, толерантность (ролевая игра-диспут)
  2. Конфликт рук (исследование)
  3. Как избежать конфликта (ролевая игра)
  4. Здравствуй, человек! (дискуссия)
  5. Каждого в жизни ждут свои алые паруса (беседа)
  6. О добре (беседа)
  7. Расскажи мне обо мне (круглый стол)
  8. Легко ли взрослеть (беседа).

Также обязательным является для классного руководителя проведение диагностики толерантного поведения, которая поможет выявить конфликтных учеников. Мы предлагаем провести следующие упражнения, игры с целью профилактики конфликтного поведения, о которых расскажет Лиля Сабитовна – социальный педагог гимназии.

Следующие рекомендации мы предлагаем для 9-10 классов. Это уже вполне самостоятельные ребята, которым зачастую приходится принимать важные решения, последствия которых проявятся на долгие годы. Это должны быть их самостоятельные решения. Но мы педагоги должны постараться сориентировать, ненавязчиво и вдумчиво оценить происходящее вокруг.

Примерные темы и формы проведения часов общения:

  1. Человек, как звезда, рождается (беседа)
  2. Идея достойной жизни (беседа)
  3. О милосердии (беседа)
  4. Погружение в мир своего Я (дискуссия)
  5. В чем счастье? В том, что я живу (диалог)
  6. Смысл жизни – это то, что придает ей ценность! (диалог)
  7. О верности и долге (беседа)
  8. Я в мире. Мир во мне (беседа с элементами диагностики).
  9. Мир огромен (литературная беседа)

Данные разработки помогут классным руководителям дать правильное направление в будущую жизнь старшеклассникам, научить рассуждать о судьбах людей.

 

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический семинар "Возрастной подход в деятельности классного руководителя. Формы и методы работы с учащимися"

В рамках практического семинара рассматриваются психологические особен­ности детей разного возраста и основные формы и мето­ды работы с ними. Проблемные формы овладения теоретическим материалом позвол...

Внеклассная работа по нравственному воспитанию в 5-А классе

В моем докладе речь пойдет о нравственном воспитании. Построен он на реализованных общешкольных проектах и внеклассных мероприятиях, способствовавших выполнению задач нравственного воспитания учащихся...

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Содержательный аспект работы классного руководителя по профилактике суицидов среди детей и подростков».

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Содержательный аспект работы классного руководителя по профилактике суицидов среди детей и подростков».  ...

Семинар-практикум для педагогов на тему: "Содержательный аспект работы классного руководителя по профилактике суицидов среди детей и подростков"

На сегодня наука еще не в состоянии точно регистрировать суицидальные намерения, так как психологи не могут охватить вниманием всех подростков и их социальные ситуации дома, в школе, в дружеском общен...

Семинар-практикум по теме «Классный час как одна из форм организации воспитательного процесса»

Классный час – это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы (Н.И. Болдырев)Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентационн...

Выступление на районном методическом объединении классных руководителей "Формы и метод работы с неблагополучными семьями"

Формы и метод работы с неблагополучными семьями   Что может быть семьи дороже? Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью,...

Семинар-практикум «Конструктивное взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся категории группа риска»

Семинар-практикум «Конструктивное взаимодействие классного руководителяс родителями учащихся категории "группа риска"»...