Классный час на тему:"Детство,опаленное войной".
классный час (8 класс) на тему

Гаврилова Людмила Георгиевна

9 мая наша страна отметила 70-летие со дня Великой Победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. В то время много юных героев погибло в борьбе за мир и свободу нашей Родины. И эта тема посвящена именно им,тем мальчишкам и девчонкам,чье детство оборвалось в 1941 году,для того,чтобы наши дети знали,какими были их ровесники,как они любили свою Родину и отважно сражались с сильным и жестоким врагом.Они порой делали то,что не под силу было сильным мужчинам.Они совершили истинный подвиг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_detstvoopalennoe_voynoy.docx33.68 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие   

           «Детство, опаленное войной».                                                         

 Цель: Сформировать представление воспитанников о Великой Отечественной войне и ее героях, развивать и воспитывать патриотические чувства на ярких примерах героизма нашей армии, храбрости  и мужества народа, показать героизм и мужество детей-подростков в военное время.

       Задачи:

  1. Показать, какое большое историческое значение имеет День Победы в истории нашей страны.
  2. Воспитывать чувство долга, патриотизма, любви к Родине.

Ход внеклассного мероприятия

 Ι. Вступительное слово.

(1 –й слайд – Детство, опаленное войной).

Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня  мы собрались, чтобы вспомнить и почтить память таких же, как и вы, девчонок и мальчишек, которые очень любили петь песни, играть, учиться, жить в дружбе. Но за такую жизнь им пришлось заплатить слишком  дорогую  цену.

         О чем мечтают больше всего люди?

Да, все добрые люди хотят на Земле мира, чтобы никогда на нашей планете не свистели пули, не разрывались снаряды, а от этих пуль и снарядов не гибли дети и все живое на Земле.

Воспитатель:

 Вспомним сегодня то страшное явление, которое зовётся коротко «война». Войн на земле было много, да и сейчас они не прекращаются. Мы вспомним о войне, которая не зря зовётся Великой. Сколько горя она принесла, сколько унесла человеческих жизней разных народов. В те годы весь шар земной был в тревоге. Но больше всего досталось детям. Сколько мужества и героизма они проявили, встав вровень с взрослыми на защиту нашей страны. Дети принимали участие в сражениях, воевали и в партизанских отрядах, и в тылу врага. Многие погибли.

ΙΙ.Информационный блок.

«Детям войны посвящается» ( 2 –слайд )

«Дети и война – нет более  ужасного сближения противоположных вещей на свете». А. Твардовский.

Воспитанник:

Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими героями!

Р.Рождественский.

Воспитатель: До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть её врагам. Это маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами и братьями. Сражались повсюду. На море, в небе, в партизанском отряде, в Брестской крепости, в Керченских катакомбах, в подполье, на заводах. И ни на миг не дрогнули юные сердца! Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок.

«Июнь 1941 года ( 3 слайд).

«Вставай, страна огромная» (4 слайд).

 Звучит песня «Священная война»

Воспитатель:

В тот далёкий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. Дети войны. Они рано и быстро взрослели.

«У войны не детское лицо»(5 – слайд).

1 воспитанник:

Солнечным ранним утром в июне,

В час, когда пробуждалась страна,

Прозвучало впервые для юных -

Это страшное слово «Война».

2 воспитанник:

Чтоб дойти до тебя, сорок пятый,

Сквозь лишения, боль и беду,

Уходили из детства ребята

В сорок первом году.

Воспитатель: 22 июня 1941 года началась большая, жестокая война. На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и старые, и молодые. Наши солдаты эшелонами уходили защищать Родину, тогда еще не зная о том, что война не скоро закончится.

«Все для фронта – все для Победы»(6 слайд)

  Воспитанник:      

 А в тылу оставались женщины, старики, дети. Немало выпало испытаний на их долю. Они рыли окопы, вставали к станкам, гасили на крышах зажигательные бомбы. Тяжело было.

«Отцы на фронт ,дети на заводы(7 слайд)

Воспитатель: Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. Дети гибли от бомб и снарядов, они умирали от голода в блокадном Ленинграде, их бросали живыми в охваченные огнем хаты белорусских деревень, их превращали в ходящие скелеты и жгли в крематориях концлагерей. И не согнулись они под этой тяжестью. Стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

1 воспитанник:

Юные безусые герои,

Юными остались вы навек.

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев сейчас тому причиной,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

2 воспитанник:

Сколько вас? Попробуй перечислить,

Не сочтешь, а впрочем, все равно,

Вы сегодня с нами, в наших мыслях,

В каждой песне, в легком шуме листьев,

Тихо  постучавшихся в окно.

Воспитатель: Много юных героев погибло в борьбе за мир и свободу нашей Родины в годы Великой Отечественной войны. Их портреты вы увидите сегодня, они как будто с нами.

 3 воспитанник :

Герои не забудутся, поверьте!

Пускай давно закончилась война,

Но до сих пор все дети

Погибших выкликают имена.

Рассказы о героях (сопровождаются показом слайдов).  

(Слайд 8).Валя Зенкина.

 Брестская крепость первой приняла на себя удар врага. Рвались бомбы, снаряды, рушились стены, гибли люди и в крепости, и в городе Бресте. С первых минут ушёл в бой Валин отец. Ушёл и не вернулся, погиб героем, как многие защитники Брестской крепости. А Валю фашисты заставили под огнём пробираться в крепость, чтобы передать её защитникам требование сдаться в плен. Валя в крепость пробралась, рассказала о зверствах фашистов, объяснила, какие у них орудия, указала место их расположения и осталась помогать нашим бойцам. Она перевязывала раненых, собирала патроны и подносила их бойцам. В крепости не хватало воды, её делили по глотку. Пить хотелось мучительно, но Валя снова и снова отказывалась от своего глотка: вода нужна раненым. Когда командование Брестской крепости приняло решение вывести детей и женщин из-под огня, переправить на другой берег реки,  маленькая санитарка Валя Зенкина просила оставить её с бойцами. Но приказ есть приказ, и тогда она поклялась продолжить борьбу с врагом до полной победы. И Валя клятву сдержала. Разные испытания выпали на её долю. Но она выдержала. Выстояла. И свою борьбу продолжила уже в партизанском отряде. За отвагу и мужество орденом Красной Звезды наградила Родина свою юную дочь.  

(Слайд 9).Зина Портнова.

–Ленинградская школьница Зина Портнова летом 1941 года поехала на каникулы к бабушке в Белоруссию. Там ее и застала война. Спустя несколько месяцев Зина вступила в подпольную организацию «Юные патриоты». Девочка отличалась бесстрашием и смекалкой. Однажды её арестовали, возможно, всё обошлось бы, если бы Портнову не опознал предатель. Её долго и жестоко пытали. На одном из допросов Зина выхватила у следователя пистолет и застрелила его и еще двух охранников. Её схватили и вскоре казнили. Зинаиде Портновой  посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.  

(Слайд 10).Валя Котик.

– Родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик с друзьями решили бороться с врагом. Ребята собирали на месте боев оружия, которые потом партизаны на возу с сеном переправляли в отряд. Коммунисты  доверили Вале Котику быть связным и разведчиком своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов и порядок смены караула. Был дважды ранен. Указом Верховного Совета СССР  ему присвоено звание Героя Советского Союза.

(Слайд 11). Марат  Казей .

 Партизан-разведчик, немало полезных сведений добыл он. В очередной разведке он попал в окружение фашистов, дождался, пока кольцо сомкнётся, и взорвал себя вместе с врагами.11 мая 1944-го года, возвращаясь с задания, Марат и командир разведки наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами. Звание Героя Советского Союза Марату Казею было присвоено в 1965 году, через 21 год после гибели.

(Слайд 12). Леня Голиков.

 Он был, как и мы, школьником. Жил в деревне, в Новгородской области. В 1941 году стал партизаном, ходил в разведку, вместе с товарищами взрывал вражеские склады, мосты. Был в его жизни бой, который Лёня один на один вел с фашистским генералом. Лёня подбил гранатой легковой автомобиль, из неё выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. В портфеле оказались очень важные документы, штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву. Из Москвы пришел приказ: наградить самой высшей наградой всех, кто захватил такие важные документы. Так пионер Лёня Голиков стал Героем Советского Союза. Он погиб смертью храбрых в неравном бою с фашистами 24 января 1944 года. Ему было 16 лет.

(Слайд 13)Таня Савичева. Звучит песня «Ленинградские мальчишки».

Воспитатель:

  Она жила в блокадном Ленинграде. Умирая от голода , Таня отдавала последние крошки хлеба другим людям, из последних сил носила песок и воду на чердаки, чтобы было чем тушить зажигательные бомбы. Таня вела дневник, в котором рассказывала о том ,как умирала от голода и холода её семья.

 Воспитанник: В те жуткие дни Таня сделала девять коротких записей: "Женя умерла 28 декабря в 12.00 утра 1941 года»

« Бабушка умерла 25 января  в 3 часа 1942-го»

«Лека умер 17 марта в 5ч. Утра 1942 года»

«дядя Вася умер в 2 часа ночи 14 апреля 1942 года»

«дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года»

« мама умерла 13 мая в 7.30 утра 1942 года ".

 А дальше — без даты: «Савичевы умерли». « Умерли все».  «Осталась одна Таня».

       Не удалось спасти и Таню. Даже после того, как ее вывезли из блокадного города, истощенная голодом и страданиями девочка уже не смогла подняться.

(Слайд 14) Аркадий Каманин  мечтал о небе, когда был ещё совсем мальчишкой. Когда началась война, он пошёл работать на авиационный завод. Опытные пилоты, пусть всего на несколько минут, случалось, доверяли ему вести самолёт. Однажды вражеской пулей было разбито стекло кабины. Лётчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и мальчик посадил самолёт на свой аэродром. После этого Аркадию разрешили всерьёз учиться лётному делу, и вскоре он начал летать самостоятельно. Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолёт, подбитый фашистами. Под сильнейшим миномётным огнём Аркадий приземлился, перенёс лётчика в свой самолёт, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной Звезды. За участие в боях с врагом Аркадий был награждён вторым орденом Красной Звезды. К тому времени он стал уже опытным пилотом, хотя было ему пятнадцать лет.

(Слайд 15) Володя Дубинин                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

 был одним из членов партизанского отряда, воевавшего в каменоломнях  вблизи Керчи. Вместе со взрослыми в отряде сражались пионеры Володя Дубинин, а также Ваня Гриценко и Толя Ковалев. Они подносили боеприпасы, воду, питание, ходили в разведку. Поскольку Володя был самым маленьким, то ему удавалось выбираться на поверхность по очень узким лазам не замеченным врагами. Уже после освобождения Керчи Володя Дубинин вызвался помогать сапёрам при разминировании подходов к каменоломням. От взрыва мины погибли сапёр и помогавший ему Володя Дубинин. Юный разведчик Володя Дубинин был посмертно награждён орденом Красного Знамени.

(Слайд 16) Звучит песня «День Победы».

Воспитатель: В этом году День Победы наша страна будет праздновать так же, как и в далеком уже 45-м. Этот праздник остается радостным и трагическим. Никогда не исчезнет из памяти народной гордость за Великую Победу, память о страшной цене, которую за нее заплатил наш народ.  Но эти жертвы не были напрасными, фашисты были разбиты. 9 мая 1945 года Берлин, последний оплот фашизма, пал. Все небо взорвалось салютом долгожданной победы.

ΙΙΙ.Интерактивная беседа.

Воспитатель:

Вы сегодня вспомнили лишь несколько имен юных героев. Они были обыкновенными мальчишками и девчонками. Они очень хотели жить .Но видеть свою Родину в рабстве у фашистов они не хотели. Как вы думаете, какая сила двигала этими детьми?(ответы детей :Ими двигала ненависть к фашизму ,любовь к своей стране ,они хотели быть свободными людьми,а не рабами).

 ΙΥ.Заключительное слово.

Сегодня мы говорили о детях –героях .Эти девчонки и мальчишки не играли в войну – они показывали чудеса храбрости и мужества и погибали по-настоящему.Они совершали подвиги не за деньги, не за награды -просто они хорошо знали цену таким словам ,как «патриотизм», «подвиг», «честь», «Родина».

Последний слайд .Вечный огонь «Реквием» Моцарта.

Воспитатель: Склоним голову перед памятью тех, кто не вернулся, кто остался на полях сражений, умер от холода и голода, скончался от полученных ран.

Воспитанники:  

1.- Помните! Через века, через года. Помните, о тех, кто уже не придет никогда, Помните!

2.- Тех, кто шел в бой за Родину. Выстоял и победил.

3. -Тех, кто выстоял стужу блокадных ночей.

4. – Тех, кто улетел вместе с дымом из Бухенвальдских печей.

5. – Тех, кто на речных переправах шел, словно камень ко дну.

6.- Тех, кто на века канул в фашистском плену.

7.- Тех, кто ради победы  сердце отдать был готов.

Все вместе: Всех, кто ушел в бессмертие. Помните! (минута молчания, зажечь свечи)

Υ.Подведение итогов ( Рефлексия).

Сегодня мы как бы прикоснулись к жизни целого поколения – военного поколения. Какие мысли и чувства пробудила в вас эта информация?

(Начинаешь ценить мирную жизнь ,наше безмятежное детство, стало стыдно за свое хамство ,пренебрежение, грубость по отношению к старикам.

На этом наше мероприятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: «Великая Отечественная война в воспоминаниях наших земляков, Орловой Эльвиры Петровны и Воробьёва Владимира Васильевича», проведённый в 8 – 9 классах.

Сценарий составлен в традиционной форме: информационный блок. Следует избегать излишнего пафоса, громких слов о патриотизме. Каждый может определить свою роль в этом мероприятии: подготовка устных соо...

Разработка классного часа на тему "Великая Отечественная война"

Данная работа содержит методический материал на тему "Поклонимся великим тем годам..."...

Классный час с презентацией "Детство,опаленное войной"

Классный час "Детство,опаленное войной" проводится в 5-6 классе. Содержит конспект мероприятия,презентацию .Способствует нравственному и патриотическому воспитанию детей....

Классный час на тему "Зачем, ты, война, наше детство украла?"

Рассказать обучающимся - подросткам о детях войны, их сверстниках, о подвигах совершенных ими во время Великой Отечественной войны....

Презентация для классного часа, посвященного теме Великой Отечественной войны

В презентации использованы фотографии военных лет, которые вместе с музыкальным сопровождением помогут школьникам окунуться в атмосферу того непростого времени. Предполагается использовать вместе с пе...

Встреча с интересными людьми.Классный час на тему "Первая МИРОВАЯ ВОЙНА"

Встреча с интересными людьми.Классный час на тему "Первая МИРОВАЯ ВОЙНА"...

Вопросник по теме «Детство, опаленное войной»

«Детство, опаленное войной» Вопросы для детей и родителей...