Досуг с русскими играми
учебно-методическое пособие на тему

Ирина Валерьевна Скатулова

Русский народ не только работал, но и умел развлекаться, играя в игры.

Нельзя допустить, чтобы замечательные игры детства забылись, затерялись, ушли в небытие. Нужно учить детей играть! Учиться, вместе с ними заново, играть! Как сказал известный педагог В.А.Сухомлинский «Игра - не просто детская забава, а животворный источник радости, благородных чувств и стремлений».

Скачать:


Предварительный просмотр:

В России всегда любили играть в игры, как подвижные, так и нет.

Русские игры очень разнообразны, в них заложен дух и история русского народа. К сожалению, в век компьютеров русские люди забывают народные игры, которые развивают ловкость силу и стремление к победе.

Наши люди сейчас если и играют в подвижную игру то это футбол, но почитайте правила русских народных игр, и уверяю вас, найдете много интересных и захватывающих игр, как для детей, так и для взрослых.

Русский народ не только работал, но и умел развлекаться, играя в игры.

Нельзя допустить, чтобы замечательные игры детства забылись, затерялись, ушли в небытие. Нужно учить детей играть! Учиться, вместе с ними заново, играть! Как сказал известный педагог В.А.Сухомлинский «Игра - не просто детская забава, а животворный источник радости, благородных чувств и стремлений».

Многие игры требуют разделения на команды. Каждая команда придумывает себе название (названия птиц, животных, городов, стран и др), выбирают капитана, который участвует в жеребьевке, чтобы не было споров и раздоров. Ведущий, например, зажимает камушек в руке, угадал – и спору конец. Играя, нужно подчиняться требованиям капитана и действовать в интересах команды, а не в своих личных. Чтобы играть не надоедало – нужно вносить в игру различные правила, узнавать новые правила и варианты игры.

Играть нужно честно, дружно, соблюдая правила. Нужно помнить о законе всех игр «Один за всех и все за одного».

Привожу несколько примеров игр. Они прекрасно взбадривают, развивают силу, ловкость, прыгучесть, улучшают координацию движения, являются хорошей разминкой перед другой игрой.

Чехарда.

Встать друг за другом с промежутками до пяти шагов. Голову пригнуть и самим согнуться, опираясь на согнутую в колене ногу. Последний разбегается и по очереди перепрыгивает через стоящего впереди, опираясь руками о его спину. Играющие постепенно выпрямляются, увеличивая высоту прыжка. Каждый перепрыгнувший становится впереди. Кому прыжок не удался, встает впереди.

Парная чехарда.

Игроки строятся за общей линией, которая становится стартом и финишем. Одновременно соревнуются две пары. Перед каждой из них становится на равном расстоянии отметка для поворота (кегля, стойка). Один в паре принимает положение стоя, согнувшись для чехарды. По сигналу учителя второй игрок выполняет опорный прыжок через первого, делает шаг вперед  и принимает такое же положение. Пара, раньше вернувшаяся к исходной линии, соревнуется со следующей парой. Побеждают игроки, сумевшие выиграть у трех пар.

Перетяни за черту.

Команды становятся друг против друга. По сигналу соревнующиеся хватаются за руки и стараются перетянуть противника через черту. Переступивший черту обеими ногами считается пленником и выходит из игры. Победитель теперь может помочь товарищем – обхватив за талию игрока команды, вместе с ним перетягивает противника. Побеждает команда, захватившая больше пленных.

Пятнашки по кругу,  «Второй лишний», «Третий лишний».

Играющие располагаются по кругу на расстоянии вытянутых рук. Выбирают двух водящих, один из которых становится «пятнашкой», а другой убегающим. Перед началом игры они становятся за кругом с разных сторон.

По сигналу «пятнашка» бежит вдоль круга, стараясь осалить убегающего. Последний же, когда его начинают настигать, становится в круг между остальными игроками в любое место. В тот момент сосед, оказавшийся справа, становится убегающим, а «пятнашка» продолжает его преследовать. Если «пятнашке2 удалось коснуться рукой убегающего, то они меняются местами.

Чтобы усложнить игру, можно ввести такое правило. Если убегающий встал в круг, то сосед, оказавшийся справа, делается «пятнашкой», а бывший 2пятнашка», не теряя времени должен от него убегать. Во время игры участникам не разрешается бегать через круг..

Аналогична игра «Второй лишний». Убегающий в любой момент может встать впереди одного из игроков, а тогда оказавшийся сзади становится убегающим. Если игроков много, они становятся парами в затылок друг другу. В этом случае «Третий лишний» убегающий становится впереди любой из пар, и оказавшийся третьим убегает.

Горелки.

Проговаривается поговорка:

Косой, косой

Не ходи босой

А ходи обутый,

Лапочки закутай.

Если будешь ты обут,

Волки зайца не найдут,

Не найдет тебя медведь

Выходи, тебе гореть!

Играющиеся, держась за руки, становятся парами в затылок друг к другу. Впереди колонны водящий. Как только сказана поговорка или прозвучит другая команда, последняя пара разъединяет руки и бежит вперед: один – по левую, другой по правую сторону колонны. Задача – увернуться от водящего и успеть взяться за руки.

Если водящему удается поймать одного из игроков, он вместе с пойманным становится первой парой колонны, а водить идет оставшийся без пары. Если игроки сумеют перехитрить водящего и взяться за руки, то они идут в голову колонны. Водящий же начинает все с начала.

Прятки.

Прятки – это простая, но увлекательная игра. В прятки можно играть в любое время года и в любом месте. Игра уже начинается уже с определения водящего. По считалке выбирается водящий. (например:

А,Б,В,Г,Д,Е,Ж -  ЕДЕТ ЖАБА НА ЕЖЕ,

З, И,К,Л,М,Н,О – ЗАЙКА ГЛЯНЬ КО МНЕ В ОКНО.

Ц,Ч,Ш,Щ,Э,Ю,Я - А У ЩУКИ ЧЕШУЯ.)

Когда водящий таким образом определится, он становится лицом к стене и, закрыв глаза, начинает считать, например до 50, чтобы остальные успели спрятаться. Потом кричит : «Раз, два, три, четыре, пять – я иду искать». Игра продолжается до тех пор, пока не найдутся все спрятавшиеся. Обнаруженный первым, становится водящим.

Классики.

Для этой игры подойдет любая площадка – утоптанная земляная или заасфальтированная. Начертить прямоугольник шириной в 1 метр и длиной 2 метра. Прямоугольник расчертить на классы.

Теперь о игре. Прежде всего нужно установить очередь – кто за кем будет играть. А правила такие. Играющий становится перед чертой и бросает небольшой камушек в первый прямоугольник – первый класс. Затем необходимо на одной ноге прыгнуть в первый класс и ударом ноги выбить камешек  за пределы фигуры, перепрыгнуть через черту назад. Затем камушек бросают во второй класс, допрыгивая до нее на одной ноге, и тоже выгоняют камушек за черту. Так проходят все классы.

В «дом», где разрешается встать на обе ноги, можно попасть только перепрыгнув через «огонь». Вогнавший камешек в «огонь» подвергается «экзаменам» - зажав камушек под коленом, он должен проскакать на одной ноге все классы. Если камушек уйдет не в тот класс или ляжет на черту, то промахнувшийся уступает место другому играющему. Такому же наказанию подвергается наступивший на черту.

В эту игру могут играть как девочки, так и мальчики.

Казаки – разбойники.

В казаки-разбойники играют и мальчики и девочки. Играть можно где угодно были бы укромные места и были бы места для прятанья. И знайте, чем больше игроков, тем интереснее будет игра. Разбойников и казаков можно отличать по разделительным цветам, лентам, повязкам (например: нарукавные яркие повязки).

Затем дети делятся на две команды казаков и разбойников. Разбойники разбегаются прятаться, а казаки первым делом выбирают место для «темницы», куда потом будут приводить пойманных разбойников. (Темницей может быть угол двора, дерево, или другое неприметное место. Границы ее можно обозначить камнями или палками).

Но вот казаки идут на поиски разбойников. Нужно не только увидеть разбойника, но и догнать, и запятнать его.

Как только первый разбойник попался, поймавший его казак ведет его в «темницу». Ведет он его за рукав, при этом разбойник не может вырываться и должен идти смирно. Но если по какой-то причине казак отпускает руку, разбойник может убежать.

Основное правило игры заключается в том, что разбойники могут выручать попавших в беду товарищей. Если, например, кого-то ведут в темницу, то любой разбойник может подбежать и запятнать казака – тогда казак обязан отпустить разбойника и оба убегают прятаться снова.

Но если казак успел увернуться и сам запятнает подбежавшего разбойника, то уже в «темницу» ведет обоих.

Переловить и заключить в «темницу» всех разбойников дело не простое.

Задача казаков – выследить разбойников. Но не тоже не лыком шиты, если видят приближающего казака, затаиваются, отползают подальше, пропуская казаков мимо. Поэтому казакам нужно тоже передвигаться скрытно. Когда в «темницу» наловили много разбойников, охранять темницу остаются уже побольше казаков.

Задача разбойников понадежней спрятаться.

В этой игре полный простор для фантазии и выдумки!!!

Лапта.

Это самая народна, интересная и полезная игра. Она развивает дыхание, ловкость, быстроту, изворотливость, смекалку, меткий глаз и твердую руку. Слабакам и лентяям не место в этой игре.

Одна из схем игры. На площадке с одной стороны проводят линию - кона, а с другой – линию города. Пространство между ними (поле) может быть самым разным: в длину – 40,60,100 и более шагов. Зависит от возраста и физической подготовленности детей. Границы у поля должны быть обозначены. Одна команда (водящие) размещается в поле, другая – становится за чертой города. Один из водящих тоже остается в городе для подачи мяча бьющим (метальщикам). Капитан команды метальщиков устанавливает очередь ударов по мячу.

Игрок берет лапту (биту) и выходит на площадку подающего. Подавальщик подбрасывает мяч, метальщик стремится отбить его лаптой как можно дальше в поле. Каждый игрок, пробежавший до конца и вернувшийся обратно в город, приносит своей команде очко и получает право на очередной удар. Поэтому метальщик, сделав удар, рассчитывает – бежать ему или нет.

Предположим, побежал, а водящие, схватив мяч, осалили его. В таком случае все устремляются в город, и если их не пересалили, то становятся бьющей командой, а неудачники идут в поле водить.

Если водящие поймали мяч на лету, то все- команда, поймавшая мяч спокойно идет в город, а бывшие горожане идут в поле водить.

С собой биту после удара забирать нельзя, пробежки можно производить зигзагами, падать и прыгать от мяча.

Можно для еще большего интереса менять правила, добавлять различные нюансы. Как говорится, кому как нравится!

Лапта – игра коллективная и успех в ней зависит от слаженности команды, эгоизм в лапте отсутствует.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Студии организаторов досуга «ЮККА» «ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО – ИГРА!»

Программа предназначена для обеспечения образовательной деятельности в студии организаторов досуга учреждения дополнительного образования. Программа направлена на формирование у подростков умений и на...

Логопедический досуг "Буква Щ играет в прятки"

Методическая разработка  логопедического досуга для детей старшего дошкольного возраста с Тяжелом нарушением речи Общим недоразвитием речи III уровня речевого развития....

Традиционные русские игры на Масленицу.

Подборка традиционных русских игр для проведения мероприятий на Масленицу....

Спортивно - развлекательный досуг "В Олимпийские игры играем - стать спортсменами желаем"

Педагог дает представление детям об Олимпийских играх, как соревнуются спорсмены; предлагает детям различные спортивные игры, создает атмосферу радости и эмоционального благополучия....

Спортивно — развлекательный досуг «В Олимпийские игры играем — стать спортсменами желаем»

формировать у детей представление об Олимпийских играх, как соревновании в целях физического совершенствования, создать атмосферу радости и эмоционального благополучия.прививать детям любовь к спорту ...

Городки - старинная русская игра

История появления игры "Городки". Развитие городошного спорта....