внеклассное мероприятие. в гостях у героев мордовских сказок
презентация к уроку (5 класс) на тему

Солдатова Надежда Егоровна

Заинтересованность   учащихся   5 -6 классов  к чтению  сказок и занимательной математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_geroev_mordovskih_skazok.rar2.63 МБ
Microsoft Office document icon vn.meropr.doc938.5 КБ

Подписи к слайдам:

МБОУ «Гимназия №1»г. Рузаевка Республика Мордовия учитель математики Солдатова Надежда Егоровна
Вопросы для 1- й командыВопросы 1-й команде1) Наибольшее натуральное число?2) Что такое абак?3) Прибор для построения окружности.4) Забор для математических действий?5) Место непослушного ребёнка?6) Может ли при умножении получиться 0?7) Числа, соединенные знаками действий (образец для подражания)8) Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? 9) Если перевернуть эту цифру сверху вниз, то она уменьшиться на три.
1) Наименьшее натуральное число?2) Что легче: 1 кг ваты или 1 кг соли?3) Прибор для измерения и построения углов?4) Близкий родственник квадрата?5) Может ли при делении получиться 0?6) Число, которое получается при сложении нескольких чисел? 7) Трудный путь от условий к ответу? 8) У лестницы 15 ступенек. Какая ступенька у неё средняя? 9) Есть у уравнения и растения?
Двое конькобежцев на соревнованиях пробежали по стадиону 8 кругов. По сколько кругов пробежал каждый? В карманах денег поровну. Если из одного переложить в другой 3 руб., на сколько рублей во втором станет больше? Что больше 25 или 52? Воинские части расположены в круге радиуса АО. Отрезки — пути движения связных из части в часть. Известно, что FE | С0, FK | АВ, CD | АВ. Связной из Е в К прошел 5 км. Сколько километров прошел связной из В в А?
1) t:9=14 2)192:s=16 3)200-x=46 4)148+z=342 5)12k=144 6) f-32=178 7) d+23=169 8)11n=132

1.Четыре брата бегут, друг друга не догонят 2.Выходили 12 месяцев, выносили 52 сокола, выпускали триста шестьдесят пять лебедей. 3.У двух матерей по пять сыновей, одно имя всем. 4.Два конца, два кольца, в середине гвоздик. 5.Живут два друга, глядят в два круга. 6.Стоит поперёк входа. Одна рука в избе, другая на улице.7.У него 4 лапки,Лапки- цап-царапки,Пара чутких ушей.Он гроза для мышей
1-й команда: Треугольник, сложение, квадрат, отрезок, линейка.2-й команда: Круг, вычитание, уравнение, прямая, циркуль.
Составить высказывание о математики К.Ф.Гауса «Математика- царица наук. А арифметика царица математики» из отдельных слов.Из слова «МАТЕМАТИКА» составить другие слова.Придумать слова связанные с математикой на заданную букву. (буква Д).
Назовите два числа, разность которых равна их сумме. Назовите два числа, сумма которых равна их произведению. Солдату - новичку дали задание оформить панно. И прежде, чем дать краску для закрашивания заштрихованного квадрата, предложили вычислить, сколько потребуется ему краски, если известно, что на закрашивание всего квадрата АВСD потребуется 400 г краски. Одна нога и шапка, а головы - то нет. Под двумя дугами два яблока с кругами.Когда сухо — клин, когда мокро — блин, одна нога, и та без сапога. Два брюшка, четыре ушка. Пять чуланов, а ход один. За мерой ноту вставишь вдруг.И целое найдешь среди подруг. Число и нота рядом с ним, Да букву припиши согласную.А в целом — мастер есть один. Он мебель делает прекрасную. Предлог и малое число. За ним мы букву скажем, А в целом — ты найдешь его. Почти под домом каждым. Через мост проехали 20 автомобилей и велосипедов, и всего 50 колес. Сколько было машин и велосипедов?


Предварительный просмотр:

г. Рузаевка    Республика Мордовия

МБОУ «Гимназия №1», учитель математики Солдатова Надежда Егоровна

Внеклассное мероприятие по математике для 1-5 классов

Час веселой математики    или

«В гостях у героев мордовских сказок»

Цель: Развитие познавательного интереса к предмету математика, выявление и развитие  математических способностей.

Знакомство с героями мордовских народных сказок.

 Побуждение интереса к чтению.

План:

  1. Организационный этап:

- Формирование команд

- Придумать название.

  1. Основная часть:

1) Объяснение этапов конкурса, представление жюри, команд

2) Вопросы-ответы (разминка)

3)  Конкурс капитанов

4) отыщи пример по ответу

5) Загадки

6) Весёлый счёт

7) Конкурс художников

8) Кто во что горазд

9) Кто больше.

Ход мероприятия

I. Вступление

Мордва ли вошла в Русь? Русь ли пришла в мордву? Они по воле матери-истории встретились на одной земле, чтобы сохранять и укреплять друг друга. Сегодня я вас приглашаю не в простое путешествие  в лес или по городу, а в мир мордовских сказок, стихов, загадок. В мир, который любят взрослые и дети.

 В мордовских народных сказках много персонажей, с некоторыми из которых мы сегодня с вами встретимся, и будем выполнять их задания  во внеклассном мероприятии часе веселой математике или «В гостях у героев мордовских сказок». Слайд 1,2

             

В игре участвуют 2 команды:

- «»    капитан  

- «»    капитан  

А чтобы судить команды, а затем объявить победителя, нам необходимо жюри, которое я предлагаю выбрать из наших гостей!!!

Жюри:

Читали  ли вы мордовские народные сказки? Если читали, то наверняка узнаете этого героя.

Да, это Вирява   (Слайд3)

Вирява – древняя мифологическая покровительница леса у мордвы («вирь» – лес, «ава» – мать, женщина). «Она же, – царь, пастух волков, медведей и всех лесных зверей, сильнее не только человека, но и нечистых духов». Образ Вирявы противоречив. Чаще всего она виделась как обыкновенная женщина с распущенными до пят волосами в полном национальном наряде: «Раньше Виряву рисовали в белой одежде, длинной рубашке, которую называли палицей. Эрзянская домотканая рубашка. Волосы распущены. Зубы острые, выступают наружу. Большезубая, некрасивая». В другом рассказе она предстала в свадебном наряде, в шесть полос вышитой рубашке, с лентами. Нередко же вместо подробного, детального описания говорилось, что Вирявы как люди, только собой некрасивые, и одеты в белую одежду.

Лес был одновременно и почитаемым, и страшным пространством. Его хозяйка, как и всякие лешие, редко показывалась людям — чаще слышали ее громкий хохот; она могла изменять свой облик и нрав. Вирь-ава меняла свой рост — в лесу была вровень с деревьями, в поле — с травой. Она была способна прийти в село в виде кошки, собаки, а то и волка. Вирь-ава могла  вывести  заблудившегося из лесу, а могла и погубить, защекотать до смерти. Уйти от нее можно, только пятясь задом — тогда она не разберет, куда ведут следы.

Для конкурса разминка приготовила нам вопросы.

А чтобы начать наш  первый конкурс, проведем жеребьевку.

1. Разминка.

Слайд4                   Вопросы для 1- й команды

ВопросыВопрввввввврпппп 1-й команде

1) Наибольшее натуральное число?

[Нет.]

2) Что такое абак?

[Счеты.]

3) Прибор для построения окружности.

[Циркуль.]

4) Забор для математических действий?

[Скобки]

5) Место непослушного ребёнка?

[Угол.]

6) Может ли при умножении получиться 0?

[Да.]

7) Числа, соединенные знаками действий (образец для подражания) (Пример)

8) Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (без дроби)

9) Если перевернуть эту цифру сверху вниз, то она уменьшиться на три. (9)

Слайд5                 Вопросы для 2- й команды

Вопросы 2-йВопросы  команде

1)  Наименьшее натуральное число?

[1]

2) Что легче: 1 кг ваты или 1 кг соли?

[Равны.]

3) Прибор для измерения и построения углов?

[Транспортир.]

4) Близкий родственник квадрата?

[Прямоугольник]

5) Может ли при делении получиться 0?

[Да.]

  6) Число, которое получается при сложении нескольких чисел? (сумма)

7) Трудный путь от условий к ответу? (решение)

8) У лестницы 15 ступенек. Какая ступенька у неё средняя? (восьмая)

9) Есть у  уравнения  и  растения? (корень)

                                              Слайд 6    2. Конкурс капитанов

  1. Двое конькобежцев на соревнованиях пробежали по стадиону 8 кругов. По сколько кругов пробежал каждый? (Ответ: по 8 кругов)
  2. В карманах денег поровну. Если из одного переложить в другой 3 руб., на сколько рублей во втором станет больше? (Ответ: на 6 руб.)
  3. Что больше 25 или 52? (Ответ: 25)
  4. Воинские части расположены в круге радиуса АО. Отрезки — пути движения связных из части в часть. Известно, что FE | С0, FK | АВ, CD | АВ. Связной из  Е в К прошел 5 км. Сколько километров прошел связной из В в А? (Ответ: 10 км)

Слайд 7     3 . Отыщи по ответу

Как и у русского народа, так и у мордовского народа есть хранители дома, так назыаемые домовые. Кардаз-сярко-озкс, т. е. домовой, сохраняющий мир и изобилие в доме; считалось, что он обитает в яме во дворе под священным камнем.

         Хранительница хозяйства – Юртава, часто встречается нам в мордовских народных сказках. Она любит во всём порядок.   Юртава предлагает вам посоревноваться в умении быстро и правильно найти пример, ответ которого у вас в руках.

Слайд8

1) t:9=14            5)12k=144

2)192:s=16         6) f-32=178

3)200-x=46        7) d+23=169

4)148+z=342     8)11n=132

СЛАЙД10

3.Отгадать загадки.
(Каждый пишет свой ответ на листочках)

Вы знаете,  что домовые очень любят загадывать загадки.  Кудата приготовил нам загадки  

1.Четыре брата бегут, друг друга не догонят   (Колёса)

2.Выходили 12 месяцев, выносили 52 сокола, выпускали триста шестьдесят пять лебедей. (год, месяцы, дни)

3.У двух матерей по пять сыновей, одно имя всем.  (Руки и пальцы)

4.Два конца, два кольца, в середине гвоздик. (Ножницы)

5.Живут два друга, глядят в два круга. (Глаза и очки)

6.Стоит поперёк входа. Одна рука в избе, другая на улице.(Дверь)

7.У него 4 лапки,

Лапки- цап-царапки,

Пара чутких ушей.

Он гроза для мышей (кот).

                                                    СЛАЙД  11

5. Весёлый счёт.

-Сейчас проведём игру-соревнование. Эту игру предложил нам Куйгорож –гном обладающей гигантской силой, приносящий  в дом богатство. Сам он в счёте не силён и хочет посмотреть, как считаете вы.

Перед вами две  одинаковые таблицы с числами от1 до 20. Числа написаны не по порядку, а разбросаны по всей таблице. От каждой из команд выходят по одному участнику и по команде ведущего начинают счёт , показывая числа указкой. Выигрывает тот, кто быстрее закончит счёт.

Слайд12

14

8

12

4

10

13

1

15

3

17

20

7

19

6

9

11

5

2

16

18

Слайд 13   Видява - богиня воды.

Ведь-ава, водная богиня, была покровительницей плодородия: весной отправлялись к источникам молить Ведь-азор-аву о ниспослании плодородного дождя, опрыскивали все водой, магически имитируя ливень. Одновременно она считалась покровительницей чадородия и рыболовства и опасным духом. Образ Ведь-азор-авы или Ведень-кирди («Хозяйки воды») иногда особо выделялся среди многочисленных водяных «матерей» — ведь-ав, в том числе и по внешнему виду. Она обитает в океане, одета в серебристое платье, иногда имеет рыбий хвост: о своем появлении извещает других ведь-ав нежным звоном маленького колокольчика. Ведь-ава могла появляться на берегу в виде голой женщины с длинными белыми волосами, которые она расчесывает, как и седобородый Ведь-атя, или в виде безобразной старухи; могла превращаться в разных животных и рыб, заманивать купающихся на глубокое место. Те, кому удавалось выплыть, избавившись от водяных, приносили жертвы — мелкие деньги, пшено для еды и хмель для пива.

C:\Users\ADMIN\Desktop\семинар\Рисунок1.jpg

                                                             Слайд 14

  1. Конкурс художников

Слайд 15

  • Нарисовать с закрытыми глазами фигуру:
  • ПРЯМОУГОЛЬНИК.   ТРЕУГОЛЬНИК.   КРУГ.  КВАДРАТ.

                                       Слайд 16  Сюлгам

                                      Слайд 17

7. «Кто во что горазд»

Командам предлагается список математических терминов, нужно без слов попытаться передать их смысл. Команда-соперница должна их угадать. В конкурсе участвуют по одному учащемуся от команды.

Задания 1-й команде

Для 1-й команды: Треугольник, сложение, квадрат, отрезок,

 линейка.

Задания 2-й команде

Для 2-й команды: Круг, вычитание, уравнение, прямая,  циркуль.

                                        Слайд18  Мордовский  «содыця»

«Содыця, содай» – так называла мордва людей, занимающихся врачеванием. Слово это дословно обозначает «знающий». Они могли растолковать сон, отгадать всевозможные приметы, могли предсказывать. -Мордовский «содыця» – это не просто знахарь, но и маг, колдун, волшебник. Знахарством большей частью занимались пожилые женщины, которые имели опыт врачевания и к тому же применяли магические действия. Мордовский «содыця» прибегал к магическим обрядам в разных сферах жизнедеятельности. Помогал человеку вернуть здоровье, охранял от «сглаза», улучшал  хозяйственные дела и даже стремился помочь процессам, протекающим в природе. Особенно ворожба применялась  в любовных и половых отношениях.

                                        Слайд 19

8. Конкурс «Кто больше ? »

  • Составить высказывание о математики К.Ф.Гауса «Математика- царица наук. А арифметика  царица математики» из отдельных слов.
  • Из слова «МАТЕМАТИКА» составить другие слова.
  • Придумать слова связанные с математикой на заданную букву.  (буква  Д).

                                         Слайд 20    9. Задания болельщикам

  1. Назовите два числа, разность которых равна их сумме. (Ответ: 0 + 0 = 0 — 0).
  2. Назовите два числа, сумма которых равна их произведению. (Ответ: 2+ 2 = 2 ۰ 2)
  3. Солдату - новичку дали задание оформить панно. И прежде, чем дать краску для закрашивания заштрихованного квадрата, предложили вычислить, сколько потребуется ему краски, если известно, что на закрашивание всего квадрата АВСD потребуется 400 г краски. (Ответ: 200 г)
  4. Одна нога и шапка, а головы - то нет. (Гриб)
  5. Под двумя дугами два яблока с кругами. (Глаза)
  6. Когда сухо — клин, когда мокро — блин, одна нога, и та без сапога. (Зонт)
  7. Два брюшка, четыре ушка. (Подушка)
  8. Пять чуланов, а ход один. (Перчатка)
  9. За мерой ноту вставишь вдруг.И целое найдешь среди подруг. (Галя)
  10. Число и нота рядом с ним, Да букву припиши согласную.А в целом — мастер есть один. Он мебель делает прекрасную. (Столяр)
  11. Предлог и малое число.  За ним мы букву скажем, А в целом — ты найдешь его. Почти под домом каждым. (Подвал)
  12. Через мост проехали 20 автомобилей и велосипедов, и всего 50 колес. Сколько было машин и велосипедов? (Ответ: 5 машин и 15 велосипедов)

                              А с каким счётом закончилась наша игра, мы узнаем  у жюри.  

                             Слайд21   Спасибо!!!

Однажды, сидя в автобусе, я решила сделать несложный подсчёт.

Полагаю, что вы мне в этом поможете.

Итак, я вошла в автобус и пересчитала всех пассажиров. Их было 22.

Автобус тронулся, затем остановился. На первой остановке вошло 6 человек, вышло 4 (будьте внимательны). На следующей остановке вошло10 человек, никто не вышел. Потом на остановке вошло3 человека, а вышло8. На следующей остановке вошло 4 человека, а вышло 7.

А потом на остановке

Пассажир один вошёл

С целой кучею обновок.

Сколько было остановок?   (Пять)

Недалеко от берега стоит корабль со спущенной на воду верёвочной лестницей вдоль борта. У лестницы 10 ступенек. Расстояние между ступеньками равно 30 см. Самая нижняя ступенька касается поверхности воды. Океан сегодня спокоен, но начинается прилив, который поднимает воду за каждый час на 15 см. Через, сколько времени покроется водой третья ступенька верёвочной лестницы?

(Вода никогда не покроет третьей ступеньки, потому, что с водой

поднимутся и корабль и лестница)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие " В гостях у В.Я. Шаинского"

Сценарий внеклассного мероприятия для начальной школы "В гостях у В.Я.Шаинского"...

Внеклассное мероприятие «В гостях у Незнайки».

Внеклассное мероприятие для ребят 6 класса....

Внеклассное мероприятие: "Здравствуй, гостья Зима!"

"Здравствуй, гостья Зима!". 5–6-й классыРябова Татьяна Николаевна,  учитель Внеклассная работа.Игра состоит из семи туров: «Литературный», «Спортивный», «Зоологический», «Исторический»...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "В гостях у природы"

Методическая азработка внеклассного мероприятия по экологическому воспитаниюЦелевая аудитория : подготовительная группа ДОУ, начальные классы ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "В гостях у природы"

Методическая разработка может быть использована для детей начальной школы...

внеклассное мероприятие "В гостях у Самоделкина"

мероприятие воспитывает уважительное отношение к людям труда и потребности трудиться....

внеклассное мероприятие "В гостях у Самоделкина"

план проведения внеклассного мероприятия...