Программа курса внеурочной деятельности: "Родничок".
методическая разработка на тему

Чибисова Валентина Евгеньевна

Программа курса внеурочной деятельности, общеинтеллектуальное направление. Включает в себя: пояснительную записку, формы и режим работы. содержание программы, тематическое планирование разделов, ожидаемые результаты, способы отслеживания и контроля результатов и календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx38.54 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал

МКОУ Богородской средней общеобразовательной школы

Нестиарская основная общеобразовательная школа

Программа

курса внеурочной деятельности.

«Родничок»

(общеинтеллектуальное направление).

Руководитель:

Чибисова В.Е. учитель экологии

Программа курса внеурочной деятельности

«Родничок»

(общеинтеллектуальное направление).

1.Пояснительная записка

Все мы – дети “Природы”. Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания.

Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов:

  • систему экологических знаний (естественно - научных, ценностно-нормативных, практических),
  • экологическое мышление,
  • культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма),
  • культуру экологически образованного поведения характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка.

Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.

Культура – это та область человеческого бытия, в основании которой лежат  общечеловеческие ценности. Поэтому очень важно сделать эти ценности достоянием личности.

Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.

Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения.

Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.

Данная программа поможет  формировать культуру поведения детей в природе, научить их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины и привьёт интерес к художественной литературе.  

          Цель программы:

Формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры).

          Задачи программы:

Обучающие:

  • Учить детей быть ответственными за свои поступки.
  • Формировать культуру поведения в природе.
  • Обогащать представления об окружающем мире.

Развивающие:

  • Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).
  • Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.
  • Развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
  • Формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
  • Развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.

Воспитательные:

  • Прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру.
  • Воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям через художественную литературу.
  • Воспитывать потребность в общении с природой.
  • Способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности.
  • Способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.

 Социальные:  

  • Воспитывать умение делать выбор и нести за него ответственность.
  • Учить адаптироваться к окружающей жизни; умению определять свои отношения с другими людьми.
  • Формировать здоровый образ жизни.
  • Оказать помощь в формировании жизненных ценностей.

Программа кружка “Родничок” разработана для учащихся 1-8 классов.

Срок реализации: 1 год

 Организационно-педагогические основы обучения: набор осуществляется по желанию детей, с учётом их склонностей, путём собеседования.

2. Формы и режим занятий.

Занятия проводятся: 1 раз в неделю по 1 часу.

Основные виды деятельности детей:

  1. Учебное занятие.
  2. Практическая  работа.
  3. Игра.
  4. Творческая работа.
  5. Выставки.
  6. Проекты

 Педагогическая идея состоит в выработке мотивации:

  • К дальнейшему углублению знаний в сфере интересов.
  • К формированию таких качеств, как целеустремлённость, твёрдость, стремление к риску, терпение.
  • К воспитанию чувства ответственности, доброты, милосердия, гуманного отношения к окружающему миру.

Подходы к образовательному процессу основаны на педагогических принципах обучения и воспитания.

  1. Принцип добровольности (зачисление ребёнка в группу возможно только по его желанию).
  2. Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей и связанное с этим формирование разновозрастных и разноуровневых учебных групп школьников).
  3. Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.
  4. Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка).
  5. Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).
  6. Принцип ориентации на успех.
  7. Принцип взаимоуважения.
  8. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью).
  9. Принцип связи обучения с жизнью.
  10. Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся.
  11. Принцип креативности (творчества) и коллективности в клубе.
  12. Принцип научности содержания и методов образовательного процесса.
  13. Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребёнку).

3. Содержание программы.

Курс программы состоит из 10 разделов.

1 раздел – “Введение в экологию”

Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.

2 раздел – “Молчаливые соседи”

В этом разделе программы дети учатся общаться с братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес, эмоциональную сферу.

3 раздел – “Пернатые друзья”

Многие дети совсем не знают и не различают птиц, часто встречающихся в нашей местности. Поэтому в программу включен раздел “Пернатые друзья”.  На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Как свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями “зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и проведение открытия “птичьей столовой”.

4 раздел – “О чем шепчут деревья”

Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву.  Но вот приближается осень, и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он сбрасывается. На зиму деревья запасают в стволах и ветках крахмал и впадают в постоянную спячку, как суслики, бурундуки, сурки.

Зимой и летом одним зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых лесопосадок. Лесники охраняют свои территории леса. Об этих и еще многих особенностях роста и развития деревьев планируется рассказать в этом разделе.

Поможет в этом тематическая полка « Лес говорит с нами всеми чудесами» в Богородской сельской библиотеке.

5 раздел – “Загадки животного мира”

Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В.Бианки, С. Чарушина.

В течение всего учебного года в Богородской сельской  библиотеке  работает  экологическая выставка « Сберечь сегодня - сохранить  навсегда !» Литература с которой помогает детям  найти нужную информацию.

6 раздел – “Секреты неживой природы”

Сломал ребенок зеленую веточку, мы убеждаем: “Ей же больно”. Восхищаемся зимой букетами роз, хризантем, тюльпанов: “Они живые”. А сколько интересного происходит с явлениями неживой природы. Заволакивающий все вокруг туман состоит из мельчайших капелек воды. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки росы. Это тоже вода, но в жидком состоянии. В природе вода бывает еще и в твердом состоянии. Это хорошо знакомые снег и лед. Но как они образовались? Осенью над головой висят тяжелые, слоистые облака. Как они появились? Небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди. Почему? И куда ветер гонит облака? С этими и другими вопросами дети знакомятся в шестом разделе программы.

7 раздел – “Оранжерея на окне”

Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горшочках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения..

8 раздел – “Человек – часть живой природы”

В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся выращивать лук в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с землей.

9 раздел – “Охрана природы”

В этом разделе дети знакомятся с понятием “Красная книга”, узнают о редких видах растительного и животного мира.

10 раздел – “Досуговые мероприятия”

Мероприятия этого раздела позволяют в интересной игровой форме познавать окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать экологическую культуру детей.

 4. Тематическое  планирование разделов.

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

1

Введение в экологию

7

2

Молчаливые соседи

5

3

Пернатые друзья

4

4

О чем шепчут деревья

4

5

Загадки животного мира

2

6

Секреты неживой природы

3

7

Оранжерея на окне

3

8

Человек – часть живой природы

5

9

Охрана природы

1

10

Досуговые мероприятия

2

 

ИТОГО:

36

5. Ожидаемые результаты.

Воспитанники должны знать:

  • Основы экологической культуры.
  • Некоторые особенности природы своего края.
  • Основные признаки времен года.
  • Значение природы для человека.
  • Группы растений и животных.
  • Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
  • Правила поведения в природе.
  • Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.

Воспитанники должны уметь:

  • Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
  • Выполнять правила личной гигиены.
  • Различать изученные растения, животных.
  • Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.
  • Подкармливать птиц в простейших кормушках.
  • Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
  • Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.

  1. Способы отслеживания и контроля результатов обучения.

Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:

  • самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений, обзоров для выступлений перед аудиторией, выполнения реферативных работ, их защита в группе;
  • контрольные формы работы: тесты, контрольно – познавательные игры;
  • открытые занятия в игровой форме;
  • участие в массовой внеучебной деятельности;

7. Тематический план.

п/п

Наименование раздела

Всего

часов

Тема

Содержание занятий, формы, методы, приёмы и средства обучения

1

Введение в

экологию

7

1.Вводное занятие. Почему мы часто слышим  слово «Экология»?                                                                

Беседа «Экологическая ситуация в городе»

Игра «Почемучки»

2. Веселое путешествие в природу

Экскурсия в парк. Сбор природного материала.

3.Пр.зан. Творческая мастерская

Изготовление поделок из природного материала.

4.Я и мир вокруг

Беседа. Конкурс рисунков «Я и природа»

5. Природа и искусство

Знакомство с творчеством художников, музыкантов.

6.Отношение человека к природе

Беседа о правилах поведения в природе, значении природы для человека. Акция «Сохраним село чистым!»

7.Экологическая безопасность.

Беседа о катастрофах в природе. Конкурс рисунков «Пожар и природа»

2

Молчали вые соседи

5

1. Наблюдения за домашними животными. Кто живет в нашем доме?

Беседа о домашних животных. Конкурс рисунков «Наши братья меньшие».

2 Породы собак.

Знакомство с разными породами собак. Сбор иллюстраций. Работа с энциклопедической литературой.

3. Породы кошек.

Знакомство с разными породами кошек. Познавательно-развлекательная программа «В гостях у тети кошки». Сбор иллюстраций. Работа с энциклопедической литературой.

4. Чем питаются домашние животные?

Беседа «Чем питаются домашние животные». Рассказ детей  на основе наблюдений.

5. Как ухаживать за своим питомцем?

Рассказ-описание «Мой любимец»

3

Пернатые друзья

4

1.Прогулка в рощу «Мы – друзья птиц».

Наблюдение за птицами.

2. Экологическая акция «Поможем птицам!»

Изготовление кормушек. Открытие птичьей столовой «Хлебные крошки»

3Прогулка в парк.

«Операция «Подкормка»»

4.Художественное слово о птицах

Разучивание стихов, загадок о птицах.

4

О чем шепчут деревья

4

1. Этажи леса.

Беседа. Знакомство с разными видами растений.

2. Экскурсия «По тропинке в лес пойдем»

Наблюдение за деревьями

3.Мы – художники.

Рисование дерева в разные времена года

4. Загадки леса

Викторина о лесе.

5

Загадки животного мира

2

 1. Зимовье зверей

Беседа«Как звери проводят зиму»; «Санитары леса»

Викторина «Знакомые незнакомцы». Творческая работа об одном лесном жителе.

Любопытные факты о живой природе

Интересные сведения о жизни животных.

6

Секреты неживой природы

3

1.Природа – наш общий дом

Презентация.

2. Времена года.

Беседа, загадки, пословицы, поговорки о временах года. Работа с литературой. Поиск пословиц, загадок о временах года. Оформление книжки-малышки «У каждого месяца свои порядки. Приметы»

3. Цикл наблюдений за водой, снегом, льдом. Как бороться с гололедом.

Презентация . Экологическая акция «Гололед»

7

Оранжерея на окне

3

1.«Весенние радости»

Экологический турнир.

2.Аптека на окне

Беседа. Знакомство с растениями-целителями. Практическая работа «Изготовление лечебного средства»

3.«Весна – чудесная пора.»

Познавательный час.

8.

Человек – часть живой природы

5

1. Люди разные нужны, люди всякие важны.

Знакомство с профессиями людей.

2. Выращивание лука в домашних условиях.

Посадка лука в классе. Уход за ним.

3. Человек! Будь природе другом!

Брейн - ринг. Разучивание стихов, загадок, песен о природе. Выставка мини-плакатов об охране природы.

4. Вредные привычки.

Беседа о вреде никотина на здоровье нашего организма.

Ресурсный круг «Вредные привычки по отношению к окружающей нас природе» Акция «Нет - вредным привычкам!»

5. Выпуск тематических газет «Лекарственные растения», «Перелетные птицы», «Бабочки»

Подбор материала и оформление газет в рамках недели природоведения».

9

Охрана природы.

1

1.Красная книга – важная книга. Охраняемые животные и растения нашего края.

Беседа, знакомство с Красной книгой. Растения и животные нашего края, занесенные в Красную книгу.

10.

Досуговые мероприятия

1

1. Посвящение в экологи.

Викторина с экологическими заданиями.

1

2. Праздник друзей природы

Стихи, песни, загадки о природе. Выставка сочинений, рисунков, поделок из природного материала.

ИТОГО

36


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по внеурочной деятельности "Родная сторона"

Программа по внеурочной деятельности "Родная сторона" предназначена для учеников 4-6 классов специальной (коррекционной) школы  VIIIвида....

Презентация курса внеурочной деятельности "Родная Самара" для учащихся 5 классов

курс нацелен на формирование ценностных ориентаций и духовно-нравственных качеств обучающихся в 5 классе посредством развития познавательного интереса к богатой этнографической культуре Самарского кра...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Родное слово» для 2 класса

В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые – первостепенная задача в нравственном и патрио...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Родное слово» для 9 класса

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Родное слово» для 9 класса...

Рабочие программы по курсу внеурочной деятельности "Родной край" - подготовка к олимпиаде по -краеведению.

Внеурочная детельность "Родной край" -5 -7 - классы-подготовка к олимпиаде по краеведению -Худи Н.А....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Родные истоки" 7 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Родные истоки" 7 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Родное слово"для 5-9 классов.

Содержательно курс «Родное слово» соотносится с учебным предметом «Литература», дополняя его подборкой текстов, направленных на личностное развитие обучающихся в соответствии с...