Программа "Патриот"
рабочая программа на тему

РЫЧКОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей  и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_patriot.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Всякая благородная личность глубоко
осознает свое кровное родство,
свои кровные связи с Отечеством».
В.Г. Белинский

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа гражданско – патриотического воспитания военно-патриотического клуба «Патриот» разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственными программами «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005г», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010г», Уставом МОУ ДОД «  локальными правовыми актами. - Законом РФ «Об образовании»; Конвенцией о правах ребенка; Декларацией прав ребенка; Конституцией РФ.

Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей  и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Учреждение дополнительного образования детей, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от учреждения дополнительного образования детей содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Отличительные особенности программы.

Особенностью разработанной программы является: направленность на реализацию вариабельности, а именно, включение в занятия кружка «Патриот» нескольких разделов.                 « Изучение истории Вооруженных Сил РФ», « Строевая подготовка»,  «Огневая подготовка»,  «Спортивное ориентирование». Содержание каждого раздела построено, исходя из возрастных и психофизических возможностей, имеет свои задачи обучения. Программа предполагает  постепенное расширение и существенное  углубление знаний, развитие умений и навыков учащихся, более глубокое усвоение материала путём последовательного прохождения  всех разделов.

Первый раздел «Изучение истории Вооружённых сил РФ»  предусматривает приобретение учащимися  теоретических знаний и умений, овладение большим объёмом новых знаний.

Второй раздел «Строевая подготовка» предусматривает дисциплинированность, умение выполнять строевые приёмы на месте и в движении, умение выполнять команды.

Третий раздел «Огневая подготовка»  предусматривает стрельбу  из оружия по мишеням, изучение материальной части оружия, разборке и сборке АКМ.

В разделе «Спортивное ориентирование» ребята будут  учиться ориентироваться по компасу, карте и на местности.

             Содержание разделов программы предполагает вариантность использования предлагаемого материала (т.е. на каждом занятии  используются задания всех разделов), выбор которого направлен на раскрытие способностей воспитанников, формирование  культуры поведения и общения, воспитание любви к Родине.

Направленность программы: военно-патриотическая.

Программа предусматривает приобретение навыков  в области военного дела.

Работа кружка направлена на формирование у учащихся  основных знаний, умений и навыков по военно-патриотическому воспитанию. Дети обучаются стрельбе из пневматического оружия, строевым приёмам, умению ориентироваться на местности.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. 

Цель и задачи Программы

Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения. 

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

  • проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;
  • формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
  • утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
  • привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.

Срок реализации программы 3 года.

Возраст воспитанников: 14-16 лет

Формы реализации программы

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Принципы, положенные в основу массовых мероприятий

Патриотическое воспитание понимается как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга.

Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Этапы реализации Программы

I этап: проектный

Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.

Задачи: 

  1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
  2. Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
  3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
  4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап: практический

Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию кружка « Патриот»

Задачи:

  1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
  2. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.
  3. Расширять и укреплять связи и отношения учреждений дополнительного образования детей и культуры, спортивными школами города.
  4. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
  5. Проводить мониторинг реализации программы.
  6. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.

III этап: аналитический

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи: 

  1. Обобщить результаты работы учреждения.
  2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
  3. Спланировать работу на следующий период.

Механизм реализации Программы

Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое  сотрудничество с музеем, библиотеками, общественными организациями.

Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.

При планировании работы учитываются традиционные, институциональные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения институциональных, муниципальных, региональных, федеральных конкурсах.

Оценка эффективности реализации Программы

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры: 

  1. Сформированность гражданских навыков:
  • умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
  • знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
  • умение принимать и защищать свои решения;
  • готовность к участию в общественных делах;
  • готовность к образованию.
  1. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
  • патриотизм и любовь к Родине;
  • права и свобода человека и гражданина;
  • символика Российской Федерации;
  • национальное самосознание;
  • уважение чести и достоинства других граждан;- гражданственность.

Количественные параметры: 

  • включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
  • качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);
  • отсутствие детей с девиантным поведением;
  • участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
  • проведение мероприятий.

Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость

В результате реализации Программы ожидается:

  1. В учреждении, как в образовательной системе:
  • создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
  • обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
  • вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
  1. В образе выпускника:
  • в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
  • в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
  • в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
  • в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

Формы подведения итогов реализации программы

При подведении итогов реализации Программы проводится итоговый праздник, который включает в себя награждение лучших и самых активных учащихся в учебном году почетными грамотами, благодарственными письмами и призами; организацию итоговой выставки с художественно - прикладными и техническими работами; формирование лидерской группы из инициативных и активных участников программы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа включает в себя следующие направления:

1. Направление «Изучение истории Вооружённых сил»

Цель: Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

Задачи: 

  1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
  2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
  3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

Формы: тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.

2. Направление « Строевая подготовка»

Цель: формирование дисциплинированности, умение выполнять строевые приёмы на месте и в движении, команды.

Задачи: 

  1. Воспитывать сплочённость коллектива, уважительное отношение друг к другу, умение подчиняться.
  2. Формировать культуру проявления гражданской позиции.
  3. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

Формы: практические занятия, рассказ, показ.

3. Направление «Огневая подготовка»

Цель: воспитание у учащихся аккуратное отношение к оружию, целеустремлённость.

Задачи: 

  1. Обучить правилам пользования оружием, умению пользоваться им.
  2. Сплотить коллектив через совместные дела.
  3. Формировать навыки самооценки.

Формы: тематические беседы, коллективные дела, практические занятия.

4. Направление «Спортивное ориентирование»

Цель: научить пользоваться компасом, картой, местными признаками.

Задачи: 

  1. Сформировать навыки ориентирования и выживания.
  2. Повышать познавательный уровень.
  3. Создавать условия для участия в соревнованиях.

Формы: беседы, индивидуальное консультирование, игры, анкетирование, практические занятия, часы общения.

Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:

  1. Знаниевый компонент, основанный на предметном начале.
  2. Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.
  3. Систему тематических бесед, встреч с ветеранами.
  4. Активное сотрудничество с социумом и общественными организациями.

Учебно-тематический план

п/п

Количество часов по годам обучения

Название раздела

1 год

2 год

3 год

всего

теор

прак

всего

теор

прак

всего

теор

прак

1

Общефизическая и специальная физическая подготовка

60

8

52

60

8

52

60

8

52

2

Основы выживаемости

10

5

5

10

5

5

10

5

5

3

Ориентирование, топография

24

6

18

24

6

18

24

6

18

4

Стрелковая подготовка

40

2

38

40

2

38

 40

2

38

5

История Вооруженных Сил и силовых структур России

6

6

-

6

6

-

  6

  6

-

Содержание программы.

 Раздел 1. Общефизическая и специальная физическая подготовка

Теоретические занятия: история развития единоборств. Основы гигиены и закаливания. Методика самоподготовки. Тактика ведения боя. Внутреннее состояние бойца.

Практические занятия: строевые упражнения, упражнения на гибкость, на развитие осанки;  упражнение на развитие силы и скоростно-силовых качеств, общей, силовой, скоростной и специальной выносливости, упражнение на реакцию и ловкость, акробатика; самостраховка при падениях; тренировочные, спортивные и боевые стойки и позиции;  передвижения, повороты, обманные движения, вставания, захваты; защита от ударов; удары руками в голову и туловище; удары ногами; серии ударов, «Бой с тенью», работа на снарядах и «лапах».

Раздел 2. Основы выживаемости

Теоретические занятия: окружающая среда, опасности, возникающие в повседневной жизни; чрезвычайные ситуации локального характера; ЧС техногенного и природного происхождения, защита от последствий ЧС; гражданская оборона, радио, химическая, бактериологическая защита. Здоровье и здоровый образ жизни. Начальная медицинская подготовка. Первая медицинская помощь при травматизме. Первая медицинская помощь при отравлениях, тепловых, солнечных ударах, ожогах, обморожениях. Выживание в различных географических и климатических условиях.

 Практические занятия: первая медицинская помощь. Защита от оружия массового поражения. Выживание на местности в различных географических и климатических условиях: обустройство бивака, разведение костров и т.д. походная, маршевая подготовка.

Раздел 3. Ориентирование, топография

Теоретические занятия: стороны света. Азимут и дирекционный угол. Определение расстояний до ориентира по видимому размеру. Ориентирование по компасу и окружающим предметам. Пары шагов. Ориентирование по светилам. Карты, топографические обозначения, кроки, планы.

Практические занятия: измерение расстояний в парах шагов; выход в точку по азимуту и расстоянию; ориентирование по компасу. Прохождение маршрута по азимуту и расстоянию. Прокладка маршрута; ориентирование по окружающим предметам; ориентирование по светилам; чтение карт, ориентирование по ним; составление планов, карт, снятие крок, выкопировок.

Раздел 4. Стрелковая подготовка

Теоретические занятия: правила и меры безопасности при обращении с оружием. Основы теории стрельбы. Устройство и взаимодействие частей учебного, спортивного и стрелкового оружия;

 Практические занятия: тренировка в технике стрельбы; тренировка в стрельбе на кучность, результат.

Раздел 5.  История Вооруженных сил и силовых структур России

Теоретические занятия: история и традиции Вооруженных Сил и силовых структур России, символы воинской чести; основы обороны и безопасности государства. Назначение, состав, принципы строительства, виды, боевые возможности ВС и СС России на современном этапе. Основополагающие документы, определяющие основные положения по оборонноспособности и безопасности государств. Общие положения о воинской обязанности, законы РФ о воинской обязанности и военной службе. Структура, боевые возможности, техника и вооружение ВС и СС России. ВС и СС зарубежных стран, боевые возможности, техника и вооружение.

Используемая литература:

  1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.
  2. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9.
  3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.
  4. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
  5. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
  6. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания,2006.
  7. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.
  8. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.
  9. Фестиваль «Открытый урок», Москва, 2007-2008 уч. год.

Методическое обеспечение:

Плакаты.

Презентации.

Видеофильмы.

Макеты.

Стенды: «Боевое оружие», «Гражданская оборона», «Оказание первой медицинской помощи»,

             «Определение азимута на местности».

Телевизор.

Видеомагнитофон.

Компьютер.

Стрелковое оружие.

Тренажёры для ОФП.

Мишени.

ОЗК.

Автоматы.

Глоссарий:

ГО – гражданская оборона;

ЧС – чрезвычайные ситуации;

ВВС – военные вооружённые силы;

ВМФ – военно-морской флот;

ОЗК – общевойсковой защитный костюм;

АКМ – автомат Калашникова модернизированный;

Примерный тематический план занятий

(первый год обучения)

№п\п

дата

тема

теория

практика

всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Введение в образовательную программу

Общефизическая подготовка

История развития единоборств

Основы гигиены и закаливания

Методика самоподготовки

Тактика ведения боя

Внутреннее состояние бойца

Строевые упражнения

Упражнения на гибкость, развитие осанки

Упражнения на развитие силы и скоростно-силовых качеств

Упражнения на реакцию и ловкость

Акробатика

Основы выживаемости

Ориентирование, топография

Стрелковая подготовка

1

2

2

2

2

2

2

1

0

1

1

1

5

8

2

1

8

0

0

0

2

0

9

5

9

9

20

5

16

28

2

10

2

2

2

4

2

10

5

10

10

21

10

24

30

Всего:

32

112

144

Примерный тематический план занятий

(второй год обучения)

№п\п

дата

тема

теория

практика

всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Здоровье и здоровый образ жизни

Начальная медицинская подготовка

Первая медицинская помощь при травматизме

Первая медицинская помощь при отравлениях, тепловых, солнечных ударах, ожогах, обморожениях.

Выживание в различных географических и климатических условиях

Азимут и дирекционный угол

Определение расстояния до ориентира по видимому размеру

Ориентирование по компасу и окружающим предметам

Ориентирование по светилам

Карты, топографические обозначения, кроки, планы

Защита от оружия массового поражения

Выживание на местности в различных географических и климатических условиях: обустройство бивака, разведение костров и т.п

Правила и меры безопасности при обращении с оружием

История и традиции Вооружённых Сил

и  силовых структур России

Специальная физическая подготовка

2

4

2

2

2

2

2

1

1

2

2

5

4

10

2

0

6

2

0

4

2

2

2

5

2

3

2

10

16

0

45

2

10

4

2

6

4

4

4

6

3

5

4

15

20

10

47

Всего:

43

101

144

Примерный тематический план занятий

(третий год обучения)

№п\п

дата

тема

теория

практика

всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

История Вооружённых сил и силовых структур России

Символы воинской чести

Основы обороны и безопасности государства

Основополагающие документы, определяющие основные положения по обороноспособности и безопасности государств

Общие положения о воинской обязанности

 законы РФ о воинской обязанности и военной службе

Структура, боевые возможности, техника и вооружение

Основы теории стрельбы

Устройство и взаимодействие  частей учебного, спортивного и стрелкового оружия

Тренировка в технике стрельбы

Тренировка в стрельбе на кучность

Ориентирование на местности

Прохождение маршрута по азимуту

Строевая подготовка

Работа на снарядах и «лапах»

Специальная физическая подготовка

Итоговые занятия. Зачёт.

5

2

2

5

4

4

2

5

0

0

5

3

2

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

25

10

10

15

20

19

4

5

2

2

5

4

4

2

5

25

10

15

18

22

20

Всего:

41

103

144

                      Методическое обеспечение программы

      Занятия по программе призваны способствовать  формированию у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, навыков безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного,  техногенного и индивидуальной системы здорового образа жизни.

      Эффективность программы зависит от наличия соответствующего методического оснащения. Это объясняется особенностями курса, в первую очередь его многопрофильностью и практической направленностью.

       

              Организация процесса образования строится с использованием таких классов технологий, как игровые и системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности. Реализация игровых приемов и ситуаций происходит практически на каждом занятии. В систему игр входят такие группы как: обучающие, познавательные, воспитательные, развивающие, профориентационные и психологические. Игры в среднем школьном возрасте способствуют самоутверждению, имеют юмористическую окраску, ориентированы на подвижную деятельность. Участие в них является подготовкой для создания работы по гражданско-патриотическому воспитанию. Деятельность кружка строится по методике коллективной творческой деятельности (КТД).

              Конкретные методы, используемые при реализации программы:

в обучении - практический (отработка строевых приёмов, стрельба, ориентирование по компасу на местности, отработка нормативов по ГО); наглядный (изучение материала по видеофильмам, плакатам, макетам); словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (в основном чтение, изучение, составление плана); видеометод (просмотр, обучение).

в воспитании - (по Г. И. Щукиной) - методы формирования сознания
личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример). Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения). Методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).

Опыт практической деятельности по реализации программы позволил сформировать единое агитационно-пропагандистское пространство через проведение массовых школьных мероприятий среди классов школы по патриотическому воспитанию, используя такие основные формы деятельности:

  • Соревнования среди членов кружка;
  • Участие в городских конкурсах и состязаниях;
  • Встречи с интересными людьми;
  • Шефская работа с начальным звеном;
  • Показательные выступления;
  • Праздники;