Элективный курс "История города Тирасполя"
методическая разработка (5 класс) на тему

Власова Алёна Олеговна

Элективный курс "История города Тирасполя" для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx25.03 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к элективному курсу

«История города Тирасполя»

   

        Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней. В современном обществе образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом    социально-экономического, политического и культурного  развития общества и его граждан. 

       Поиск новых подходов к школьному образованию, к обновлению его содержания, форм и методов не прекращается и в современных социально – экономических условиях. Взаимодействие настоящего с будущим не полноценно без глубокого освоения исторического прошлого своего родного города.

       Исследование истории городов в условиях современного исторического момента развития Приднестровья приобретает особую актуальность. Города сохраняют и продолжают концентрировать экономический, финансовый, культурный и интеллектуальный потенциал общества.

      Город в сегодня – это не только поселение с уникальной экономикой.

Он – носитель смыслов, ценностей, традиций и сущностных особенностей организации жизнедеятельности современного сообщества. Города предлагают разнообразие инноваций, человеческих ресурсов и знаний. Многие мировые процессы неразрывно связаны с городом.

     Важным условием адаптации человека к современной социокультурной ситуации является не столько совокупность усвоенных знаний, умений, способов поведения, сколько способность использовать эти знания для решения нестандартных и принципиально новых задач в различных сферах этой жизнедеятельности. Поэтому назначение школьного  образования видится сегодня в создании условий для формирований у учащихся целостной картины динамично развивающего мира,  становление системы отношений школьника с миром и с собой.

     Школьные уроки истории призваны внести вклад в решение этой глобальной задачи. В основе механизма становления исторического сознания эмоционально-осознанное понимание школьниками личностной сопричастности  к истории.  Включенность школьников в современную жизнь своей стороны позволяет им на конкретных примерах увидеть связь изучаемого материала истории Отечества с собственной жизнью.

     Важность краеведческих знаний для школьника очевидна. От того насколько глубоко школьник освоит краеведческие знания, будет зависеть качество и успешность формирования чувства патриотизма, ответственности и сопричастности к судьбе малой Родины. Краеведческие знания школьники должны получать в процессе как учебной, так и внеучебной деятельности. Преподаватели должны «зажечь» краеведческими знаниями, мотивировать школьников на создание нового знания о малой родине, регионе в котором они живут. Но для того, чтобы преподаватель мог заинтересовать школьника краеведческими знаниями, он сам должен быть заинтересованным.

        «Тирасполеведение» - это учебная дисциплина о Тирасполе, о столице ПМР, о любимом городе, его истории, жителях, достопримечательностях. В составе предмета - статистический портрет современного Тирасполя, история города от основания до наших дней, рассказы о знаменитых тираспольчанах. «Тирасполеведение» призвано пробуждать интерес у учащихся к изучению материалов краеведческого характера, направлено на воспитание патриотизма, уважительного отношения к собственной истории, духовному наследию. Этот предмет адресован всем, кто интересуется историей города, происхождением и значением названий улиц и площадей Тирасполя. «Тирасполеведение» - это не просто учебный предмет, а настоящий ключ к познанию традиций, путь к взаимопониманию людей, к их активному сотрудничеству и общественному согласию.

Цель курса: пробудить у учащихся уважительное и заинтересованное отношение к истории и  культуре своего города; помочь осознать себя наследниками и продолжателями его развития.

Задачи курса:

  • заложить знания об истории и культуре своего города;
  • познакомить с материальным наследием прошлого поколения;
  • ознакомить учащихся с местной и региональной исторической литературой о городе;
  • воспитывать корректные, дружеские отношения между учащимися в коллективно – деятельностных формах освоения курса;
  • развивать способность мыслить и чувствовать, делиться своими впечатлениями;
  • сформировать ценностное отношение к культурному наследию своего города.

Специфика содержания курса требует расширения «урочного пространства». Это посещение музеев, архива, выставок; сотрудничество с краеведами, работниками библиотек, местными мастерами, художниками и поэтами.

Основные виды деятельности и методы, используемые на занятиях, которые обеспечивают достижение поставленных целей

  1. Проблемные задания с организацией обсуждений, дискуссий, в большинстве случаев не предполагающих однозначных ответов.
    2. Семинарские занятия, лекции.
    3. Анализ биографий исторических деятелей.
    4. Устные сообщения учащихся с последующей дискуссией.
    5. Работа с дополнительной литературой, с источниками.
    6. Работа с дидактическим материалом (таблицами, картами, схемами).
    7. Тестирование.
    8. Практические работы, в том числе и на компьютере.
    9. Экскурсии.
    10. Интерактивность.

Педагогические условия реализации содержания курса

     Проектная и исследовательская деятельности при организации урока являются ведущими. Это способствует проявлению творческой инициативы учащихся: подбор материала для подготовки проекта, использование инновационных технологий для поиска интересующей информации и представления результатов своих исследований.

      Результатом проектно-исследовательской деятельности учащихся является продукт, произведенный собственными усилиями. Радость собственному успеху, значимость своей деятельности – все это способствует повышению мотивации учащихся к образовательному процессу в целом. Кроме того, в процессе проектной деятельности развивается творчество ученика, формируется активная жизненная позиция, осуществляется интеграция  содержания образовательного процесса. Особое внимание уделяется обучению детей работе с источниками информации.

       В ходе организации проектной и исследовательской деятельности школьников развивается умение работать в группе. Целью групповой работы является активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. Работая в группе, ребенок приобретает коммуникативные навыки, учится высказывать и отстаивать свою точку зрения, слушать и слышать собеседника, выполнять разные роли.

     Таким образом, проектно-исследовательская деятельность способствует достижению личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания.

      При таких условиях организации учебной деятельности, особых подходов требует методика оценивания результатов обучения учащихся.  Технология оценки развития исследовательских навыков учащихся построена на основе разработок А.С. Границкой («Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе»; книга для учителя - М.: Просвещение, 1991г.).

Данной технологией обеспечивается индивидуальное педагогическое сопровождение учащегося в развитии исследовательских навыков.

Этапы

Стадии

Подготовка

Планирование деятельности

Определение целевого ориентира исследования (конкурс, экзамен, конференция, самообразование, семинар и т. д.)

Выбор направления будущего исследования.

Определение актуальности и/или степени новизны исследования в выбранном направлении.

Определение степени сложности выбранного направления на данном этапе обучения

Определение связей с базовой программой по предмету. Определение степени владения учащимся знаниями/умениями по выбранному направлению

Определение связей с другими предметными областями.

Определение возможностей получения консультационной помощи специалистов по выбранному направлению. Определение спектра необходимых ресурсов.

Повторение и/или дополнение необходимой теоретической базы

Освоение и отработка необходимых навыков. Определение проблемного поля.

Формулировка темы.

Определение предмета, объекта исследования. Постановка цели исследования

Прогнозирование возможных результатов исследования (в т.ч. информационных продуктов)

Постановка задач. Составление плана исследования.

Разработка оптимального варианта графика работы.

Организация деятельности

Поиск источников информации

Определение способов сбора информации Определение форм представления информации

Обеспечение материальными ресурсами

Определение способов презентации полученных результатов (в т. ч. информационных продуктов)

Осуществление деятельности

Поэтапное выполнение задач исследования.

Сбор и уточнение информации.

Выделение базовых понятий исследования.

Структурирование информации и представление ее в оптимальной форме.

Создание информационного продукта.

Оценка

результатов

Оценка полноты выполнения поставленных задач

Анализ полученных результатов

Формулирование выводов

Представление результатов

Оформление конечного документа.

Составление резюме/тезисов.

Подготовка демонстрационных материалов.

Подготовка текста выступления на защите.

Прогнозирование возможных вопросов/ответов на защите.

 Очное представление результатов.

Рефлексия

Анализ выполнения плана исследования с последующей корректировкой графика работы.

Анализ соответствия полученных результатов поставленной цели.

Самооценка проведенной работы по критериям.

Оперативная корректировка деятельности.

Анализ успехов/неудач представления результатов работы. Определение перспектив дальнейшей деятельности.

Данную информацию, представленную в виде таблицы, можно использовать как лист самооценки и как шаблон для оценивания деятельности учащегося учителем.

       Программа рассчитана на изучение «Тирасполеведения» в 5 классе (17 часов), где наряду с эпизодическим краеведческим материалом уделяется внимание экскурсиям по памятным местам города, где предлагается изучение теоретического материала в сочетании с исследовательской работой учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Города мира"

Программа по элективному курсу "Города мира"...

Программа элективного курса "Город и его экология"

В системе географических знаний особое место приобретают знания о формировании и развитии городской среды жизни человека. В городских поселениях формируется особая (урбанизированная) среда, являющаяся...

Рабочая программа элективного курса "Город математики" для 7 класса

Данная программа призвана помочь учащимся развить умения и навыки в решении задач, научить грамотному подходу к решению текстовых задач....

Рабочая программа элективного курса "Город математики" для 8 класса

Практическая значимость программы заключается в определении основных сложностей формирования ключевых и предметных компетенций в средней школе при обучении математике, подготовке к ОГЭ в среднем звене...

Элективный курс « Город как среда жизни»

Элективный курс «Город как среда жизни» даёт возможность познакомить учащихся с экологией как комплексной, междисциплинарной областью человеческого знания. В содержание курса включен краеведческий мат...

Тирасполь – уездный город Российской империи

Тирасполь – уездный город Российской империи...

Презентация "Тирасполь – уездный город Российской империи"

Тирасполь – уездный город Российской империи...