Внеклассное мероприятие "Пословица - к народной мудрости ступенька"
план-конспект занятия (5, 6 класс) на тему

Балиткиева Ирина Михайловна

внеклассное мероприятие  "пословица к народной мудрости ступенька"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vnekl.mer_.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «Пословица – к народной мудрости ступенька»

 (4-6 классы)

Цель:

  • обобщение знания детей о пословицах и поговорках;
  • расширение информационной базы учащихся, знакомство с сокровищами общечеловеческой культуры;
  • формирование патриотических чувств, любви и интереса к народному творчеству.

Подготовительная работа:

    Заранее детям даются задания: найти пословицы и поговорки калмыцкого и английского  народов на тему труда, учебы, Родины и др. Классы делятся на две команды. Готовятся жетоны, которые дети будут получать за каждый правильный ответ.

Ход внеклассного мероприятия

Пословица недаром молвится.

Народная мудрость.

1. Кичәлд белдллһн:    - Мендвт, күүкд – көвүд, арһул суутн.

                                         - Ямаран бәәнәт? – Гем уга.  

                                         - Тана ээҗнр-аавнр, эк-эцкнр ямаран бәәнә? – Гем уга.

                                         - Йир сән.

Нааран оньган өгтн, кичәлән эклхмн.Эндр бидн кичәлдән олн-зүсн көдлмш кеҗ, намрин темдгдүд  шинжләд,  үлгүрмүд келхм. Кех көдлмш дала, келлһән ясулчкий.                                                                                                                                                                            

                                                                    «Чикн,чикн соңгс

                                                                      Соңгсан бичә март.

                                                                      Нүдн, нүдн  үз

                                                                      Үзсән бичә март.»

1. Күүндвр.  - Һаза ямаран җилин цаг? – Ода намр.

                   - Эндр ямаран теңгрин бәәдл?  - Эндр нарта өдр.

                                                                            - Салькта өдр.

                                                                             -Сәәхн өдр.

 Учитель (Ирина Михайловна). Величайшее богатство народа – это язык! Тысячелетиями накапливаются и живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. Меткий и образный русский язык богат пословицами и поговорками. Их десятки тысяч! Как на крыльях, перелетают они века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полёт эта крылатая мудрость…

   Лиза (ученица 6 класса): Пословицы и поговорки – это короткие, простые, но меткие и поучительные изречения. Они складывались ещё до того, как появилась грамотность. В пословицах народ передавал детям и внукам свои заветные правила жизни, учил их уму-разуму. Старинные пословицы живут и сегодня – в разговоре, в книгах. Пословицы украшают нашу жизнь, делают её живой и остроумной.

    Саша (ученица 6 класса): Русские писатели и поэты любили слушать, как говорит народ, зачастую используя потом его образные меткие выражения в своих произведениях. Александр Сергеевич Пушкин сказал: «Что за Роскошь, что за смысл, какой толк в каждой пословице нашей, что за золото!» Великий русский лингвист В.И.Даль на титульном листе своего труда «Пословицы русского народа» вынес народное изречение: «Пословица несудима». Пословица – мудрость народа, в ней отражена истина, а истину не судят.

   Лиза: Красна речь пословицей. 
 
Саша: Без пословицы не проживешь. 
 
Лиза: Старая пословица век не сломится. 
 
Саша: Пословица - всем делам помощница. 

Учитель  (Ирина Михайловна): Сегодня мы проводим конкурс на знание пословиц и поговорок среди ребят. Но для этого нам необходимо компетентное жюри (выбираем жюри из гостей).

Итак, мы начинаем! Представляем команды участников. Первая команда «Ученье – свет, а неученье – тьма», вторая команда «Сургуль уга кун сохр мет». А сейчас разминка для команд:

Разминка.

Продолжить пословицы и поговорки.

Что посеешь… (то и пожнёшь).

Без труда … (не выловишь и рыбку из пруда).

Сделал дело … (гуляй смело).

В гостях хорошо … (а дома лучше).

Взялся за гуж … (не говори, что не дюж).

С кем поведёшься … (от того и наберёшься).

Готовь сани летом … (а телегу зимой).

Как аукнется … (так и откликнется).

За двумя зайцами погонишься … (ни одного не поймаешь).

Заставь дурака молиться … (он себе и лоб расшибёт).

Сколько волка не корми … (а он всё в лес смотрит).

Чем дальше в лес … (тем больше дров).

    Учитель (Ирина Михайловна) .У каждого человека, ребята, есть Родина большая и малая. « Где родился, там и пригодился» - гласит народная мудрость.  

Первый конкурс: Вспомнить пословицы или поговорки о Родине.  

 Одна у человека родная мать, одна у него Родина.

Родина - мать, умей за неё постоять.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Своя земля и в горсти мила.

Только тому почёт будет, кто Родину не словом, а делом любит.

   Учитель (Ирина Михайловна). Народы всего мира считают труд главным делом своей жизни. Трудом создаются богатства нашей страны и каждого человека. А для вас, ребята,  главный труд – это учёба. Без труда нет человеку счастья. Народ уважает тружеников, а лентяев осуждает и высмеивает.

Второй  конкурс : Вспомнить пословицы о труде и учебе.

Деревья смотри в плодах, а человека смотри в делах.

Без труда мечта мертва.

Землю красит  солнце, а человека – труд.

Кто не работает, тот не ест.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Повторенье – мать ученья.

Мир освещается солнцем, а человек – знанием.

Эрдмәс үлү  эрднь уга. – Нет драгоценности превыше знаний.

Эрдм сурхд –көгшн уга»- «Учиться никогда не поздно»

Уханд уха немр. Ум - хорошо, а два - лучше.

Кир – кирдән, кем – кемдән. Всему свое время.

Мал асрхла, амн тоста. Что посеешь, то и пожнёшь. 

Цаг- мөңгнь. Делу время, потехе час.

 Адhcн кγγкн аавиннь барун бийд. Поспешишь – людей насмешишь.

Hyyжмулмудын ут тооhинь намрин сγγләр меддг. -Цыплят по осени считают.

Үлгүрин уханас сурһулин ухан даву. – Чем ум от природы, лучше ум  приобретенный.

    Учитель (Ирина Михайловна). У разных народов имеется много пословиц, сходных по смыслу. Иногда трудно даже определить, в какой стране появилась та или иная пословица. А сегодня мы поговорим  о калмыцких и английских пословицах.

Teacher (Валентина Николаевна): Дети, трудно переключиться с русского языка на английский, поэтому проведем фонетическую зарядку. Давайте разомнем немного наши язычки, поработаем над самыми трудными звуками. Первый звук-R

1. Children, repeat after me ,please—r,r,r  . Don”t  truble, until truble trubles you.(кстати тоже пословица, переводится примерно так - Не буди спящего зверя.

Второй звук- w,w,w.     Watch which way the cat jumps -  Смотри, куда кошка прыгает.

Третий звук  -   A fat cat sat on a hat and ate a fat rat.

2.  And now give English equivalents to these Russian proverbs about work, harvest and health.

A) Коси сено, пока солнце светит. - Ученик: Make a hay, while the sun shines.

b) Кто рано встает, тому бог подает - Ученик: Early to bed and early to rise makes a man healthy, wealthy and wise.

c) Что посеешь, то и пожнешь. -  Ученик:  As you sow, so you reap.

d) По яблоку в день и доктор не нужен. -  Ученик: An apple a day keeps the doctor away.

e) Лучше поздно, чем никогда -  Ученик: Better late than never.

f) Тружусь как пчелка - Ученик: I am buzy as a bee.

g) Через тернии к звездам - Ученик: Through hardships to the stars.

h) Знание- сила - Ученик: Knowledge is a power.

i) Китайская пословица, которую вы видите у нас в кабинете - Учитель открывает дверь, но войти ты должен сам. - Ученик:The teacher opens the door, but you must enter by yourself.

3. And now proverbs about house and friendship

a) Мой дом- моя крепость. - Ученик: My home is my castle

b) В гостях хорошо, а дома лучше. - Ученик: East or West, home is best.

c) Дом, мой милый дом.  -  Ученик:  Home, sweet home.

d) Друг познается в беде. - Ученик: A friend in need is a friend indeed.

e) Мир так тесен. -  Ученик: It is a small world.

f) Одна голова хорошо, а две - лучше.  -  Ученик:Two heads are better than one.

4. Next task (Третий конкурс): 

- Make a pantomime to these proverbs

    Ребята, каждая команда по очереди изображает пословицу в пантомима, а другая соответственно отгадывает. Вот необходимая атрибутика ( рядом на столе разложены необходимые предметы). Кстати, нужно использовать помимо всего этого также мимику и жесты.

Физминутка (Надежда Николаевна): Байрта бәәхлә иигәд ке, (хлопают)

                          Байрта бәәхлә иигәд ке. (хлопают)

                          Байрта бәәхлә нег-негән хәләһәд, (хлопают)

                          Эргәд-дуһрад  билия(хлопают)

                          Байрта бәәхлә иигәд ке, (щелчок)

                          Байрта бәәхлә иигәд ке. (щелчок)

                          Байрта бәәхлә нег-негән хәләһәд, (щелчок)

                          Эргәд-дуһрад  билия(щелчок)

Четвёртый конкурс: на карточках разного цвета написаны пословицы: на одной – начало, на другой окончание.

1 карточка – «поспешишь»,       2 карточка – «людей насмешишь»

не спеши языком,                        торопись делом

ум хорошо,                                   а два лучше

не сиди сложа руки –                  так и не будет скуки

скоро сказка сказывается,           да не скоро дело делается

семь раз пример,                          а один отрежь

скучен день до вечера,                коли делать нечего

каков мастер,                                такова и работа

терпение и труд                            все перетрут

старый друг лучше                       новых двух

все за одного,                                один за всех

учение – свет,                                а неученье – тьма

в гостях хорошо,                           а дома лучше

взялся за гуж,                                не говори, что не дюж

готовь сани летом,                        а телегу зимой

капля по капле                               и камень долбит

не имей 100 рублей,                      а имей 100 друзей

что посеешь,                                  то и пожнешь

маленькое дело лучше                  большого безделья

без труда не выловишь                 и рыбку из пруда.

    Учитель (Ирина Михайловна). Народная мудрость сурово осуждает тех людей, которые стремятся прожить свой век  за чужой счет. Едко высмеивают пословицы и поговорки лентяев.

Пятый конкурс: Вспомнить пословицы о лени и ленивых людях.

Лодырь хочет прожить свой век за чужой счёт.

Пусть работают дурак да медведь, а я буду в окно глядеть.

Ленивый одну работу два раза делает.

Ленивый всегда так: хлеба давай по пуду, а работать не буду.

Девка красива, да прясть ленива.

Голова завита, да делом не занята.

Залхугин герт түлән уга, зальгдгин герт хот уга. -   В доме ленивого нет     топлива, в доме пьяницы нет пищи.

Шестой конкурс: Конкурс «Узнай пословицу».

      Ребята рисуют  рисунки, на которых изображен сюжет пословицы. Команда соперников должна узнать эту пословицу. Каждая команда готовит по два  рисунка.

      Вторая часть – ребята заранее готовят рассказ, в который включено как можно больше пословиц. Побеждает команда, у которой интереснее сюжет рассказа и включено большее количество пословиц.

    Учитель (Ирина Михайловна). Вот и закончился наш конкурс. Мы хотим поблагодарить ребят за плодотворную работу, гостей за внимание и понимание.  

     А сейчас настало время подвести итоги конкурса. Слово предоставляется нашему жюри.

Подведение итогов конкурса. Награждение победителей.

Учитель (Ирина Михайловна). Пословицы и поговорки – это мудрый совет, тонкая мысль, доброе пожелание. Вовремя сказанные, они запоминаются на всю жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного занятия «Пословицы и поговорки – кладезь народной мудрости» (4 класс)

Занятие проводилось с учащимися, посещавшими кружок "Фольклорное наследие Англии" Они были разбиты на 4 группы, каждая из которых получила предварительно свое задание.Сценарий занятия был опубликован ...

презентация к внеклассному мероприятию "Пословица - к народной мудрости ступенька"

презентация к внеклассному мероприятию "Пословица - к народной мудрости ступенька"...

Методическая разработка к открытому внеклассному мероприятию «Народная мудрость гласит»

Урок – игра «Народная мудрость гласит» проводился в рамках месячника Культуры общения, рекомендованного Министерством образования Московской области Мероприятие нацелено на учащихся 1 курса колледжа.М...

Внеклассное мероприятие для 5 класса «В гостях у бабушки Савельевны. Творческая встреча на поляне народной мудрости»

Цель: обобщение и систематизация знаний о пословицах как одном из жанров устного народного творчества. Задачи: • организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний о посло...

Урок-лекция ко Дню славянской письменности и культуры по теме: "Азбука - к мудрости ступенька" (6 класс)

Цель урока - представить историю русского языка как неотъемлемую часть культурного и духовного наследия общества.Задачи - продемонстрировать учащимся историко-культурную взаимосвязь народов, проживающ...

Внеклассное мероприятие по русскому языку: КВН «Жемчужины народной мудрости»

Данное мероприятие в игровой форме проверит знания учащихся по теме «Пословицы и поговорки»; поможет акцентировать внимание на богатстве лексического состава русского языка, разнообразии е...

Внеклассное мероприятие по литературе "Кладезь народной мудрости"

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов по разделу "фольклор"...