Программа краткосрочных курсов "Азбука цвета" (нетрадиционные техники рисования)
учебно-методический материал на тему

Федорова Ирина Леонидовна

Использование нетрпадиционных техник рисовния помогают ребенку почувствовать себя свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными  средствами сделать труднее.Дают детям возможность удивляться и порадоваться миру.Всякое открытие чего-то нового.ю необычного несет радость, дает новый толчок  к творчеству, особенно для детей с задежкой психического развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю

Директор МБС(К)ОУ

«Школа-интернат № 1 VII вида»

г.Перми

___________________

«___»_________2015 г.

Согласовано

 зам.директора по УВР

______________________

«___»_____________2015 г.

Рассмотрено

на заседании ШМО

Протокол № ____  от

«___»________2015 г.

Программа  

 краткосрочных курсов

 «Азбука цвета»

(нетрадиционные техники рисования)

Воспитатель: Федорова Ирина Леонидовна

Количество часов в год:  8 ( 1 час в неделю)

Программа составлена на основе программы “Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации / авт.-сост. Л.В. Горнова и др. – Волгоград: Учитель, 2008”; программы «Цветные ладошки» (авт. И.А. Лыковой, 2008)


Пояснительная записка

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

                     В.А.Сухомлинский

Творчество (изобразительная деятельность) – это особая среда, способствующая развитию ребенка, где он ощущает себя защищенным и свободным в своих суждениях. Здесь могут взаимодействовать, развиваться и обучаться дети разного уровня развития, различного социального положения, то есть одаренные и с ограниченной патологией, с отставанием в психическом развитии, левши и правши, дети из обеспеченных и малоимущих семей. Главная задача педагога – развивать интерес к изобразительному искусству и потребность в нем.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или, хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.

 Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

Воображение и фантазия-это важнейшая сторона жизни каждого ребенка, но их необходимо постоянно развивать. Воображение возникает и развивается в процессе основных видов деятельности: игры, труда, общения, в том числе и через использование нетрадиционных техник рисования.

В коррекционно-педагогической системе воспитания и обучения детей с ЗПР важная роль принадлежит продуктивным видам деятельности, в том числе рисованию. Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. У детей развивается способность переносить усвоенные знания в новые условия. На занятиях с использованием нетрадиционной техники изображения развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, детям с ЗПР предоставляется возможность экспериментировать.

Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них развивается познавательный интерес, они начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса.

Как известно, дети с ЗПР часто копируют образец, предъявленный им. Нетрадиционные техники изображения не позволяют этого сделать, так как педагог вместо образца показывает только способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные техники изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они анализируют, сравнивают свои рисунки, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, проявляется фантазия.

В основном, дети с ЗПР копируют образец, предъявленный им, а нетрадиционные техники изображения не позволяют им этого сделать, так как педагог вместо образца показывает только способ действия. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы.

Такие занятия не утомляют школьников, а вызывают радостное настроение, помогают почувствовать себя свободными, уверенными в своих силах.

В данной программе используются различные нетрадиционные техники, которые вводятся поэтапно: от простого к сложному.

 Нетрадиционные техники рисования.

 

 1. Монотипия  предметная; 2. Тиснение; 3.Отпечатки  листьев;  4. Набрызг;

5. Восковые  мелки  +  акварель; 6. Оттиск  смятой  бумагой; 7. Рисование мыльной пеной (мыльными пузырями); 8. Рисование с помощью соли.

Эти игры с красками развивают не только воображение, фантазию, творчество, но и глазомер, координацию, чувство цвета и формы, способствуют развитию исследовательских способностей, так как им предоставляется возможность экспериментировать в процессе изобразительной деятельности.

Таким образом использование нетрадиционных техник изображения способствует развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы школьников с ЗПР в целом.

При составлении образовательной программы КСК взята за основу с внесением изменений и поправок: программа “Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации / авт.-сост. Л.В. Горнова и др. – Волгоград: Учитель, 2008”;

- программы «Цветные ладошки» (авт. И.А. Лыковой, 2008)

- Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1.

Новизна программы заключается в реализации системы воспитания и обучения на базе школы   детей, способных к использованию многообразных художественных техник в данном случае  нетрадиционных, их универсальности в самостоятельной творческой деятельности, расширении изобразительных возможностей детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции “творца”.

 

Программа актуальна, так как  несформированность у наших детей  графических навыков и умений мешает им выражать в рисунках задуманное. Среди трудностей, с которыми часто сталкиваются дети можно выделить - сложность изображения предметов тонкими линиями. И поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И как следствие, у детей гаснет интерес к изобразительному искусству, к желанию рисовать. Чтобы этого не происходило, я стала использовать нетрадиционные техники изображения, поэтому программа предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, определяющихся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения.

    Как сказал один мудрец: "Ребенок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь". И совсем не страшно, если наш маленький художник   перепачкается, главное - чтобы он получил удовольствие от общения с красками и  радовался результатам своего труда.

Основная цель программы

Развитие художественно-творческих способностей школьников в изобразительной деятельности посредством нетрадиционных техник и способов изображения.

Задачи:
Образовательные: 

1.Формировать представления о нетрадиционных техниках рисования.

2.Познакомить  со способами деятельности – тиснение, тычек, оттиск, и др. различными способами рисования.

3.Овладевать  основами, умениями  работы различными нетрадиционными видами рисования, формирование способности  к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию. 

4.Обогащать  знаниями  детей через  изучение  нетрадиционных техник рисования.

5.Овладевать   умениями применять  в дальнейшей жизни   полученные знания. 

Развивающие:

1.Развивать интерес к изучению народных промыслов. 

2.Повышать  уровень  навыков и умений в мастерстве детей в результате  своих работ.

3.Активизировать имеющийся опыт  на основе полученных знаний об окружающем мире в школе, на  кружке, применив их на  практике  ежедневно с усложнениями.

4.Формировать способность к самостоятельному  поиску методов и приемов, способов выполнения.

5.Развивать   опыт  творческой деятельности  в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании  композиций.

6.Развивать способности к личному самоопределению и самореализации  в дальнейшей жизни.  

Воспитательные: 

1. Воспитывать ответственность при выполнении работ,  подготовке к  ярмаркам,  выставкам.

2. Соблюдение правил  техники безопасности. 

4. Стремление к  собственному поиску, самостоятельности.

5. Понимание необходимости  качественного выполнения образа 

6. Конструктивное взаимодействие  с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой  моторики, глазомером. 

Возрастная категория детей – Программа предназначена для освоения материала в течение 1 года  детьми возрастных групп:  7 - 13 лет. В зависимости от желания и способности ребенка он может быть зачислен в группу независимо от возрастных рамок. В группах могут обучаться школьники разного возраста. Уровень подготовки детей - начальный.

Срок реализации программы – 2 мес.

Форма и режим проведения занятий

Форма проведения занятий – групповая. Занятия требуют от учащихся большой концентрации внимания, терпения, зрительной нагрузки, а от педагога – постоянного наблюдения за детьми и практической помощи каждому. Учитывая эти сложности, для эффективности выполнения данной программы группы состоять из 12-15 человек.

Режим занятий – рассчитан  на 8  часов  в год, занятия рекомендуется проводить 1 раз в неделю. Структура занятий выстроена с учетом здоровьесберегающих технологий. Занятия проводятся при постоянной смене деятельности.

При организации образовательного процесса наиболее эффективно образовательная область программы интегрируется со следующими образовательными областями:

•«Коммуникация» - развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практического овладения воспитанниками нормами речи;

• «Познание» - сенсорное развитие,  формирование целостной картины мира, расширение кругозора в серии изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений;

• «Чтение художественной литературы» - использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и художественного вкуса;

• «Физическая культура» - развитие мелкой и крупной моторики, использование на образовательной деятельности художественно-творческого цикла физкультурных минуток, двигательных заданий, формирование правильной осанки;

• «Музыка» - использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства;

• «Труд» - формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование умения готовить и убирать свое рабочее место, бережно относиться к пособиям и материалам, наводить порядок после игр и образовательной деятельности;

•«Безопасность» - формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности;

•«Здоровье» - цветотерапия, формирование первоначальных представлений о здоровом образе жизни при изображении на темы здоровья. Использование на образовательной деятельности художественно-творческого цикла глазной гимнастики, пальчиковых игр, приемов самомассажа рук;

•«Социализация» - формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, реализация партнерского взаимодействия «взрослый – ребенок».

Развивающая среда

Изобразительный материал:

Традиционный – гуашь, акварель, кисти широкие и узкие, жесткие, листы бумаги ф. А3, А4., цветные восковые карандаши, цветная бумага, ножницы, витражные краски,  салфетки, пальчиковые краски, клеенки для лепки, баночки для воды

Нетрадиционный – осенние сухие листья;  

воск(свеча);

разнообразный сыпучий материал;

разнообразные пустые коробочки, трубочки для печатанья;

ватные палочки;

трубочки для коктейля;

кусочки поролона;

пластилин.

Технические средства обучения : аудио, ноутбук, мультимедиа проектор,

аудиовидеозаписи согласно темам деятельности

Иллюстративный ряд: иллюстрации известных художников; образцы, выполненные в нетрадиционной технике, нетрадиционным способом.

Формы и методы занятий.

В процессе занятий используются различные формы занятий: 
■ традиционные, комбинированные и практические занятия, игры, праздники, конкурсы, творческие проекты, открытые уроки.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

■ словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);

■ наглядный: показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдений.

  • показ (выполнение) педагогом, работа по образцу;

■ наглядный: (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

■ объяснительно — иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

■ репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

■ исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

■ фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

■ индивидуально — фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

■ групповой – организация работы в группах;

■ индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др..

Использование этих методов на занятиях осуществляется с учетом специфики, задач, содержания занятия.

Условия реализации программы

Для организации успешной работы необходимо иметь оборудованное помещение (кабинет)  для проведения занятий, которое должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям. До начало занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения.

Также  представлены в достаточном объеме наглядно-информационные материалы, компьютер, проектор, экран.

Учитывая специфику работы детей с различными красками и дополнительными  материалами, необходима инструкция по технике безопасности.


Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование темы

(техники)

Количество часов

всего

практика

1

Вводное занятие. Цели, задачи занятий. Техника безопасности. Правила пользования инструментами.

1

2

 «Красивые бабочки»

(Монотипия  предметная)

1

1

3

«Осенний лес»

(Отпечатки  листьев)

1

1

4

 «Каменный дом»

(Рисование методом напыления

(набрызг))

1

1

5

 «Фруктовая мозаика» (Восковые  мелки  +  акварель)

1

1

6

«Алые маки»

 ( Оттиск  смятой  бумагой)

1

1

7

 «На морском дне»

 (Рисование мыльной пеной

(мыльными пузырями))

1

1

8

«Новогодняя ночь»

(Рисование с помощью соли)

1

1

Итого

8

7


Содержание программы

 

Тема

(Техника)

Цели

Средства выразительности

Материал

Способ получения изображения

Примечание Другие возможности использования  техники

1. Вводное занятие

Познакомить с организацией рабочего места для работы нетрадиционными техниками рисования;

Средствами выразительности;

Материалами необходимыми для работы 

Что такое средства выразительности  с практическим выполнением

Материалы необходимые для работы на занятиях

Организация рабочего места. Рассказ учителя о целях и задачах работы. Техника безопасности при работе. Планирование работы кружка.

2. «Красивые бабочки»

(Монотипия  предметная)

Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление.

Развивать чувство цвета, фантазию, соблюдать симметрию при дорисовывании.

пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции

бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Лист бумаги для рисования разделить на две равные части, сложив его пополам. На одной части нарисовать половину симметричного предмета. Пока краска не высохла, наложить чистую половину листа на изображение и прогладить ладонью. Раскрыть лист и при необходимости дорисовать сюжет. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

3.«Осенний лес»

(Отпечатки  листьев)

Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать интерес к рисованию, воображение. Воспитывать любовь к природе.

Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя технику печатанья сухими листьями. Развивать чувство композиции, цвета

Развивать интерес к результатам рисования, понимать рисунок, как средство передачи впечатлений. Воспитывать самостоятельность в создании образа.

фактура, цвет

  

бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

покрыть листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

 

4. «Каменный дом»

(Рисование методом напыления

(набрызг))

Познакомить с новым способом рисования «набрызг». Учить создавать образ дворца из разных прямоугольников. Развивать воображение, насыщая рисунок деталями.

Учить  готовить ткань для работы, наносить рисунок по трафарету

 точка, фактура

  

бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5´5 см).

На  одном листе бумаги нарисовать контур предмета и аккуратно вырезать его. Силуэт предмета отложить в сторону. Наложить лист бумаги, из которого был вырезан контур, на другой цельный лист, скрепить их. Зубную щетку с краской держат на небольшом расстоянии от листа бумаги. Взять палочку и проводить ею по ворсу движением на себя. Краска напыляется на бумагу мелкими капельками. Когда она высохнет, снять верхний лист.

5. «Фруктовая мозаика» (Восковые  мелки  +  акварель)

Учить детей сочетать технику рисования восковыми

карандашами и акварелью.

Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу.

Дать представление о натюрморте; учить рисовать овощи, фрукты разными изобразит материалами

цвет, линия, пятно, фактура

восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Выполнить рисунок восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрасить лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным

6. «Алые маки»

 ( Оттиск  смятой  бумагой)

Учить рисовать животных. Закрепить умение детей рисовать кисточками разных размеров. Расширять знания о цветах, животных, сказочных героях.

Учить новому способу рисования, воспитывать интерес к художественному экспериментированию, развивать мелкую моторику.

пятно, фактура, цвет

блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Прижать  смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

7. «На морском дне»

 (Рисование мыльной пеной

(мыльными пузырями))

Познакомить детей с новым способом получения изображения. Развивать творческие способности, воображение.

пятно, фактура, цвет

стакан с водой, гуашь, акварель, мыльный раствор, трубочка, бумага

Взбить пену, набрать ее губкой. Отжать пену с губки в краску, перемешать. Контур рисунка наметить простым карандашом (предметы должны быть относительно крупными). Выложить пену кистью на изображенные предметы. После того как рисунок высохнет, лишнюю пену сдуть.

8. «Новогодняя ночь»

(Рисование с помощью соли)

Создание живописной композиции – пейзажа. Закрепить умение изображать фон (земля, небо), разные деревья. Учить дополнять рисунок способом рисования сыпучим материалом (соль, манка).

Фактура, цвет

лист бумаги любого цвета, простой карандаш, акварель, соль, кисть , баночка для воды

Акварелью нарисовать рисунок. На влажный рисунок насыпать крупную соль. Соль насыпается на всю поверхность листа, пропитывается краской. После высыхания краски соль стряхивается, получаем необычную структуру, эффект зернистости придает объемность изображению


Структура занятия.

Структура может быть гибкой и изменяться от целей, задач, но включает в себя 3 этапа:

вводная часть – организационный момент, создание эмоционального настроения, объяснение с показом нового материала, мотивация;

основная часть – практическая – самостоятельная, творческая деятельность детей под руководством педагога, педагогом ведется индивидуальная работа по раскрытию замысла каждого ребенка

заключительная часть – анализ детских рисунков (рассматривание рисунков, положительные высказывания детей и педагога о выполненной работе).

Методические рекомендации

Для того, что бы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в изобразительной деятельности используются следующие методы и приёмы.

У детей младшего и среднего школьного возраста развито наглядно-образное мышление. Школьники младшего и среднего возраста не знакомы с нетрадиционными способами изображения и не в полной мере владеют разнообразным изобразительным материалом. Без овладения техникой рисования ребенок не чувствует себя свободным в изображении задуманного. Поэтому на занятии лучше использовать не образец для подражания, а показ нескольких способов изображения, оставляя за ребенком право выбора. Вариативный показ техники помогает выявить свойства художественных материалов, чтобы ребёнок смог воспользоваться ими для решения своего творческого замысла. Показ сопровождается инструкциями. По мере усвоения техники или способа, показ и указания становятся индивидуальными. Показ помогает детям увидеть сам процесс возникновения образа. Побуждая детей к созданию выразительных рисунков, активно используются методы и приёмы образного восприятия мира, проживания образа. Важно вовлечь детей в диалог, чтобы они не просто механически учились технике рисования, а эмоционально переживали ситуацию. Иногда, чтобы лучше понять и почувствовать образ, ребенку нужно сравнить его с чем-то очень близким и знакомым (деревья, как сугробы).

Художественное слово (стихи, загадки), придуманные истории, беседы, вопросы, музыка на занятиях помогут лучше воспринять образы и выразить их изобразительными средствами.

Просмотр и анализ детских работ в конце занятия – важное условие успешного развития детского изобразительного творчества. Во-первых, детям это нравится, а во-вторых, позволяет ребенку полнее осмыслить результат своей деятельности. Дети отмечают, обсуждают понравившиеся образы, элементы, способы изображения, делятся впечатлениями, рассказывают о своем рисунке. Анализ учит ребенка задуматься над тем, что у него получилось, как рисунок выглядит среди работ других детей.

С первых занятий необходимо стимулировать стремление детей к самостоятельности, творческой активности – поощрять за инициативность, экспериментирование с художественными материалами, нестандартное воплощение художественного образа. Возникшие у ребенка затруднения надо решать индивидуально, исходя из его творческого замысла и способностей.

Основными формами проведения занятий являются совместная деятельность педагога и ребенка, самостоятельная деятельность ребенка, индивидуальная работа с детьми.

При планировании учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, их подготовленность (дети более подготовленные, которые имеют небольшой опыт и более  активно проявляют себя в изобразительной деятельности), учитываются интересы, как отдельных детей, так и группы в целом.

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

- от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом,  преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению  все новых  и новых техник  в рисовании.

Методы работы с детьми:

- наблюдение;

-рассматривание произведений искусства, иллюстраций, картинок, слайдов;

 -упражнения и игры;

 - использование дидактических игр;

- знакомство с техникой нетрадиционного рисования.

Формы работы с детьми:

-индивидуальная и групповая;

 - работа в парах.

Результаты освоения программы 

На уровне ребенка:

  • желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества;
  • умения детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования;
  • развитие у детей мелкой моторики рук, тактильного восприятия, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно-двигательной координации, умений анализировать натуру;
  • внимания и усидчивости;
  • умение сочетать нетрадиционные изобразительные технологии для создания законченного образа и продукта;
  • умение  давать мотивированную оценку результатам своей деятельности; проявление желания участвовать в выставках детских работ;
  • развитие чувства прекрасного.

На уровне педагога

  • создание системы работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала;
  • повышение профессионального мастерства педагогов, самообразование, саморазвитие;
  • поиск, развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах художественно-эстетического воспитания детей
  • Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

На уровне родителей

  • повышение компетентности в вопросах  развития творческого воображения школьников средствами рисования в нетрадиционных техниках.
  • развитие интереса к художественной деятельности, к совместному с детьми творчеству.

На уровне педагогических технологий:

  • обогащение методов, приемов и форм работы по развитию творческого воображения у детей школьного возраста.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы

1.Организация выставок детских работ в классе, школе, оформление открыток, классных уголков, праздничных школьных газет.

2.Составление альбома лучших работ.

 Перспектива: 

  • Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования.

Список литературы:

Для учителя

Для учащихся

  • Сказки, обучающие рисованию. // Дошкольная педагогика. 2008. №2 (43)
  • Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения.- Яр., 1997.
  • http://www.maaam.ru/detskijsad/risovanie-v-tehnike-nabryzg.html
  • http://www.maaam.ru/detskijsad/risuem-zubnoi-schetkoy.html
  • Искусство – детям. Необыкновенное рисование. – М., “МОЗАИКА-СИНТЕЗ”, 2010.
  • http://www.rukikryki.ru/podelki/detskie-podelki-1902-risovanie-zubnoy-schetkoy.html
  • http://www.nsportal.ru/detskii-sad/risovanie/library/netraditsionnye-tehniki-risovaniya
  • http://www.club.7pd.ru/artikles/?id=draw
  • Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
  • Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
  • Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
  • Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.
  • Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
  • Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
  • Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
  • Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через искусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.
  • О.А.Куревина, «Синтез искусств», Линка-Пресс, Москва, 2003г.
  •  Н.А.Курочкина, «Дети и пейзажная живопись» времена года, Санкт-Петербург Детство-Пресс, 2004г.
  • Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» часть № 1, Москва, 2008г.
  • Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» часть № 2, Москва, 2008г.
  •  М.Дрезина «Игры на листе бумаги», Москва, 1998г.
  • Е.М. Аллекова. Живопись. – М.: Слово, 2007
  • Г. Беда Живопись и ее изобразительные средства. – М., 2008
  • Н.А Горяева Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2007.
  • Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД “Корифей”, 2007
  • В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2010
  • С.В. Кульневич “Не совсем обычный урок”, Издат. программа “Педагогика нового времени”, “Воронеж”, 2006 год.
  • А.А.Павлова, Е.И .Корзинова Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2006
  • В.В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр “Владос”, 2009

  • Сказки, обучающие рисованию. // Дошкольная педагогика. 2008. №2 (43)
  • Искусство – детям. Необыкновенное рисование. – М., “МОЗАИКА-СИНТЕЗ”, 2010.
  •  Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.



Заключение

Использование нетрадиционной техники рисования стимулирует художественно-творческое развитие детей, положительно влияет на развитие способностей, умений и навыков детей.  Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих способностей у детей, педагог дает возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества. Легко и непринужденно дошкольники пользуются всеми нетрадиционными техниками, развивая фантазию, восприятие цвета, навыки нежного и легкого прикосновения. Так же решаются задачи развития психических познавательных процессов: восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и речи. Различные технологии способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев руки, глазомера, координации движений. У детей формируется умение ориентироваться на листе бумаги. Дети получают знания о свойствах материалов и способе работы с ними, с помощью чего у ребят развивается познавательный интерес.

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это своеобразные игры с различными материалами. В такой игре дети осваивают тот объем знаний, умений и навыков, который им малодоступен на обычных занятиях. Поэтому приемы нетрадиционной технике необходимо использовать для полноценного развития детей.  

Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным,  увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Польза от рисования пальчиками. Знакомство родителей и детей с техникой рисования.

Развитие мелкой моторики кисти ребенка способствует развитию речи в раннем дошкольном возрасте. Центр, отвечающий за движения, расположен в мозге рядом с центром речи, и когда начинает работать первый...

Занятие по ИЗО для дошкольников по изучению нетрадиционных техник рисования "Нетрадиционные техники рисования. Оттиск поролоном, Рисование пингвина"

Данное занятие знакомит учащихся 5-7 лет с одним из видов нетрадиционных техник рисования "оттиском поролонм". На самом занятии активно применяются ИКТ (для знакомства с новым материалом, проведения ф...

Технологическая карта Техника: «Рисование кисточкой и пальчиком» «Жирафы. Рисование гуашью.»

Технологическая картаТехника: «Рисование кисточкой и пальчиком» «Жирафы. Рисование гуашью.»...

Рисование в средней группе «Осенний пейзаж». Нетрадиционная техника рисования «Печать листьями».

Рисование в средней группе «Осенний пейзаж».Нетрадиционная техника рисования «Печать листьями»....

Рабочая программа дополнительго образования по нетрадиционной технике рисования "Сундучок".

С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, л...

"Удивительные цветы" нетрадиционная техника рисования

Рисование при помощи полиэтиленового пакета....