Внеурочное мероприятие"Праздник урожая"
материал (5, 6 класс) на тему

Сценарий проведения открытого мероприятия для 5-6 классов,посвященный окончанию сезонных с/х работ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnik_urozhaya.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная

школа № 211

с углубленным изучением французского языка имени Пьера де Кубертена

Центрального района  Санкт - Петербурга

191186, Санкт - Петербург, ул.Гороховая, 20                                  тел./факс 315-98-96

       sch211@center-edu.spb.ru                                                               http://211spb.ru

 

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Праздник урожая»

.

Брехова Лилия Павловна

Санкт-Петербург

2015 год


  1. Введение (цели и задачи)        2-3
  2. Подготовка к мероприятию

«Праздник урожая»        4

  1. Пояснительная записка        5
  2. Проведение «Праздника урожая»

Сказка про репку

Конкурсы        6-15

  1. Заключение        16
  2. Список литературы        17

Каждый год осенью в нашей 211 школе имени Пьера де Кубертена с углубленным изучением французского языка проходит декада биологии. Темы, входящие в предметную декаду бывают самые разные, но уже неоднократно в рамках недели биологии у нас проходит «Праздник урожая» для 5-тых и 6-тых классов.

Почему «Праздник урожая»?

Из всех средств массовой информации и из собственного опыта, мы знаем, как полезна для человека растительная пища, сколько в ней витаминов, какой сбалансированный минеральный состав и даже яркая окраска плодов способна вылечить осеннюю хандру и депрессию.

Как правило, овощи и фрукты, а также всевозможные блюда, приготовленные из них, но присутствуют в нашем рационе. Мы привыкаем к ним и забываем о их уникальности. Ведь каждое растение имеет свою родину - место происхождения, свою историю завоевания других мест произрастания, свое значение для природы и человека.

Но, чтобы получить хороший урожай, необходимо знать основные агротехнические приемы, которые используются для выращивания растений, биологию данного растения. И во время подготовки к данному празднику, ребята штудируют эти сложные вопросы, они узнают интересные сведения о каждом растении и полученная информация становится для учащихся значимой, онц по-другому начинают смотреть на привычный на нашем столе картофель, они узнают, что капуста была когда-то даже лакомством и многое другое. С этой информацией им хочется поделиться с родителями, друзьями, знакомыми.

Более того, «Праздник урожая!» - это не просто набор конкурсов. Это действительно праздник!

Часто ребята используют национальные костюмы, эстетически грамотно оформляют столы, готовят вегетарианские блюда, сочиняют стихи, поят песни. Поэтому в зале, где проходит мероприятие, царит праздничная атмосфера.

Но, чтобы атмосфера действительно была таковой, ребята и организаторы праздника заранее готовятся к этому событию: выбираются команды-участницы, читается дополнительная литература, рекомендуемая учителем, записываются интересные рецепты блюд. Каждый «Праздник урожая» отличается от предыдущего: иногда учащиеся показывают сказку, достаточно часто проходят дегустации овощей и плодов, а также возможны конкурсы стихов и песен на заданную тему.

Цели данного мероприятия:

  1. Создание условий для саморазвития, самопознания и самореализации личности, что позволяет ребятам почувствовать себя успешными и значимыми, как для себя лично, так и для коллектива.
  2. Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, повышать интерес к биологии и общественно-полезному труду.
  3. Привитие знаний и умений, необходимых в повседневной жизни.
  4. Создание стимула в приобретении самостоятельно дополнительных знаний по теме, а эта цель становится особенно актуальна из-за сокращения часов в планировании по изучении растений в 6-х классах

Благодаря данному внеклассному мероприятию решаются следующие задачи:


  1. Возможность определиться с выбором профессии в дальнейшем.
  2. Активизируется развитие инициативы, коммуникативных и организационных навыков, что способствует формированию социального статуса человека, помогающего ему адаптироваться к различным социальным условиям.

Итак, нетрадиционные формы обучения, каким и является «Праздник урожая», позволяют повысить навыки самообразования, практического умения учащихся, расширить их кругозор.

Играя, отвечая на вопросы викторин, решая головоломки и т.д. ребята не только многое узнают об удивительном мире природы, но и учатся делать умозаключения, придумывать гипотезы, запоминают названия растений нашего края.


Пояснительная записка к проведению мероприятия.

«Праздник урожая» проводится для учащихся 5-х - 6-х классов. Иногда, по усмотрению учителя, включаются команды 7-х классов.

Количество конкурсов может варьироваться в зависимости от уровня развития учащихся, их возраста, физической и моральной зрелости.

При участии команд 7-х классов добавляются вопросы теоретического плана, включающие основы агротехнических приемов выращивания овощей.

Отдельно оценивается жюри оформление столов, на которых должны быть поделки, осенние букеты, причудливые овощи и фрукты или овощи больших размеров, а также блюда, приготовленные из овощей и фруктов.


Подготовка к мероприятию.

В празднике участвуют команды 5-х и 6-х классов

От каждого класса выбирается команда из 8 человек, даются задания:

  1. подготовить представление команды (визитная карточка)
  • соблюдение тематики праздника
  • оригинальность и творчество
  • артистизм исполнения
  • музыкальное сопровождение
  • художественное оформление, костюмы
  1. подготовить блюдо из овощей и фруктов и рассказать о его пользе
  2. к конкурсу «Дары природы» подготовить поделки, композиции, интересные овощи и фрукты, выращенные на огороде
  3. принести 0,5 листа ватмана, карандаш, фломастеры, краски

А также команды читают литературу, рекомендованную учителем, и самостоятельно ищут материал, в котором можно почерпнуть сведения об овощах и плодах, произрастающих в нашей местности и на других материках.


Проведение праздника.

Ведущий:                (открывает праздник стихами Маргариты Алигер)

Обожаю это время года!

Праздник золота и багреца.

Синяя шумящая свобода,

Ясность неизбежного конца!

А ведь как металось и хлестало!

Шли дожди, трепали их ветра.

Справилась природа, и настала Эта драгоценная пора!

- И сегодня в этот осенний день мы собрались на «Празднике урожая». Посмотрите какое обилие овощей и плодов находится на столах каждой команды-участницы, какие великолепные блюда созданы на основе собранного урожая!

Но, для того чтобы богатый урожай овощей радовал нас, необходимо было приложить немало усилий.

( на сцену выходят учащиеся, представляющие различные овощи: морковь, редис, картофель, помидоры, и читают стихотворение):

Мы культуры овощные, Клубневые, зеленные,

Не одна нас здесь семья,

Нас запомните, друзья!

Мы морковь и патиссоны,

Лук, редиска, кабачок,

Редька, свекла и чеснок, Огурец, капуста, боб, Сельдерей, салат, укроп.

Мы растем на грядках дружно, Но уход нам все же нужен,

Нас спаси от насекомых, Прополи, полей, взрыхли, Пасынки и томат и перец, Подкорми и... отдохни!

Всё! Теперь ты с урожаем Будешь Новый год встречать. Потрудись ты также в школе, Выучи всё-всё на пять!

(уходят со сцены)

Ведущий: - Вот и наши герои приложили много стараний и вырастили чудо-корнеплод.

А сейчас предлагаем посмотреть Вам сказку, а о чем пойдет речь в этой сказке вы узнаете из загадки:

«Держится за землю крепко, вылезать не хочет ... репка!» (отвечают хором)


СКАЗКА ПРО РЕПКУ

На новый лад

ведущий, дед,

бабка Матрёна, собака Жучка, кот Мурлыка, мышонок,

(на сцене стоит вырезанная из картона большая репка)

Ведущий:        Посадил дед репку. Семечко посадил, а выросла репка огромная, большая

крепкая.

(выходит на сцену дед)

Дед:        Ну и репка! Вот так чудо! Не в земле же оставлять, но тянуть один не буду)

Надо помощь вызывать. Эй, бабуля, друг мой милый, приходи скорее в дом, слабы старческие сила, репку вытянем вдвоем!

Ведущий:        Как же деду не помочь? Отвечает:

(выходит на сцену бабка Матрена)

Бабка:        Я не прочь. Закатала рукава, репку ухватила.

(дед с бабкой пытаются вытащить репку)

Вместе:        Раз-два, раз-два!

Ведущий:        Но не тут-то было!

Дед:        Что же делать? Как нам бьггь? Может внучке позвонить?

Бабка:        Что ты, дед, зачем тревожить? У неё сегодня может дел своих невпроворот

в хоре Машенька поет, а еще танцует, вяжет, лепит, шьет, рисует, а уроки задают, а еще полезный труд.

Дед:        Это в школе, а у нас поистрачен сил запас.

Не серди меня, Матрена, отойди от телефона.

(дед звонит по телефону внучке. Прибегает внучка)

Внучка:        Дедушка, а где же репка? Ну и ну, вот это да!

Пригласить бы всех сюда! Я глазам своим не верю.

Вот так чудо корнеплод! Ни в какие наши двери, он, конечно, не войдет.

Дед:        Хватит, внучка, восхищаться.

Бабка:        Надо делом заниматься.

(пытаются втроем вытащить репку)


Внучка:        Бабку ухватила, закатала рукава.

Вместе:        Раз-два, раз-два, ...

Ведущий:        Но, не тут-то было!

Внучка:        Бабушка, а может Жучку нам позвать?

Ведущий:        Сказала внучка.

Внучка:        Хоть она не велика, но поможет нам всегда.

Жучка, Жучка, друг мой милый помоги своею силой!

(на сцену выбегает Жучка)

Вместе:        Эх, раз, ещё раз, не жалеет репка нас!

Внучка:        Очень жалко.

Ведущий:        Плачет внучка.

Жучка:        Ничего.

Ведущий:        Сказала Жучка.

Жучка:        Если выдернуть не можем, кот уж точно нам поможет.

Эй, Мурлыка, соня, эй! Поспеши сюда скорей, позабудь о наших ссорах, не мечтай об этом скоро. Видишь репку не достать, можешь к нам в цепочку встать?

(на сцене появляется кот Мурлыка)

Кот Мурлыка:        Ладно уж, уговорили. Я, Мурлыка, нынче в силе. Столько выпил

молока, отлежал уже бока.

(пытаются вместе вытащить репку)

Вместе:        Ну-ка дружно, ну-ка вместе. Репка всё равно на месте!

Внучка:        Что же делать?

(прибегает мышонок)

Мышонок:        Раз, два, три, четыре, пять! Если сделать нам зарядку, будет легче нам

достать.

Вместе:        Эх, раз, ещё раз. Научи, мышонок, нас!

А теперь ещё раз! Эх, раз, ещё раз, получилось!

(Все вместе, дружно вытягивают репку!)

Конец сказки!


Ведущий праздника:

- Осень. Волшебная пора, когда закончен сбор урожая, сделаны заготовки впрок и можно отдохнуть. А во время отдыха хорошо бы блеснуть эрудицией и поучаствовать в конкурсах на «Празднике урожая».

Итак, команды, добро пожаловать на праздник!

(Звучит песня «Что такое осень...» и команды входят в зал)

Ведущий представляет жюри и начинаются состязания в конкурсах между командами.

1 конкурс. Представление команд, (максимальная оценка - 5 баллов)

Критерии оценки конкурса:

  • соблюдение тематики праздника
  • оригинальность и творчество
  • артистизм исполнения
  • музыкальное сопровождение
  • художественное оформление, костюмы 2 конкурс. «Знайки»

Командам раздаются списки с вопросами, на которые необходимо ответить 3 минуты. Каждый правильный ответ - 1 балл

Вопросы:

  1. Что можно сделать из тыквы?
  2. Что можно сделать из кукурузы?
  3. Что означает слово помидор?
  4. Что означает слово картофель?
  5. из каких растений получают ткани?
  6. Из каких растений получают масло?
  7. Кто привез в Россию картофель?
  8. Кто привез в Европу помидоры?

Звучит песня «Падают, падают листья...»


3 конкурс. «Дегустатор»

Определить по вкусу и запаху растения, использованные для заваривания фиточая (могут быть для заварки использованы - гибискус, шиповник, мята, ромашка, лимон, яблоко и т.д.).

За один правильный ответ - 1 балл.

Каждому участнику команды выдается стаканчик с чаем. В течении 3 минут проходит дегустация.

(Звучит песня о чае)

Во время дегустации фиточая ведущий предлагает болельщикам отгадать загадки:

  1. Захотелось плакать вдруг, слезы лить заставил ... (ЛУК)
  2. Набирай скорее в миску краснощекую ... (РЕДИСКУ)
  3. Отыскали, наконец, и зеленый ... (ОГУРЕЦ)
  4. Под кустом копнешь немножко, выглянет на свет .. .(КАРТОШКА)
  5. Завалился на бочок лежебока ... (КАБАЧОК)
  6. Разве в огороде пусто, если там растет ... (КАПУСТА)
  7. Удивляет горожан темнокожий ... (БАКЛАЖАН)
  8. За ботву, как за веревку, можно вытянуть ... (МОРКОВКУ)
  9. Кто, ребята, не знаком с белозубым ... (ЧЕСНОКОМ)

4 конкурс. «Загадки»

Ведущий читает командам загадки. За каждый правильный ответ - 1 балл.

Не корень, а в земле,

Не хлеб, а на столе

И к пище приправа

И на микробов управа

(ЛУК)

На грядке, за амбаром Разросся стебель шаром.

(КАПУСТА КОЛЬРАБИ)

Желтая курица Под плетнем дуется Толста и толстокожа Всю жизнь проводит лежа

(ТЫКВА)


  1. Девица белолица Солнца не выносит,

Зонтик себе просит.

(ЦВЕТНАЯ КАПУСТА)

  1. С перьями, да не птица,

В чешуе, но не рыба.

(ЛУК)

  1. Есть красавица одна - И румяна, и стройна.

Хоть в землянках век живет,

А большой от всех почет.

(МОРКОВЬ)

  1. Корень, стебель, лист, плоды - Все негодно для еды,

А засажен огород!

Что же мы положим в рот?

(ЦВЕТНАЯ КАПУСТА)

  1. Что за ягода: горька, да не рябина,

Черна, да не черника,

Растет не в лесу, а в огороде,

И не помещается во рту?

(БАКЛАЖАН)

  1. Хоть чином не хан,

На голове - султан,

И с золотом кубышки Запрятаны подмышки.

(КУКУРУЗА)

  1. Цветок - напрасный,

Плод - опасный,

А поле все засажено.

(КАРТОФЕЛЬ)

  1. Золотое решето Черных домиков полно Сколько черненьких домиков - Столько беленьких жильцов.

(ПОДСОЛНЕЧНИК)

  1. Вот диковина:

На ветке - Морковина!

Висит, краснеется,

На солнце греется!

(КРАСНЫЙ ПЕРЕЦ)

  1. Телятки гладки Привязаны к грядке.

Лежат рядками,

Зелены сами.

(ОГУРЦЫ)

  1. С ним сдружились мы давно,

Дарит он крупу и толокно,

И муку, и кашу, и печенье...

Благодарим его за угощенье.

(ОВЕС)


5 конкурс. Анаграммы».

Команды должны отгадать за 3 минуты, какой овощ зашифрован в анаграммах. За каждый правильный ответ - 1 балл.

ЦРЕПЕ (ПЕРЕЦ)

ДЕСИР (РЕДИС)

КВАРЮБ        (БРЮКВА)|

АПЕР (РЕПА)

ПЕНСУТР        (ТУРНЕПС)

КЕРЬДА        (РЕДЬКА)

ЖАБНАЛАК         (БАКЛАЖАН)

САЖАРП         (СПАРЖА)

КЛЕСВА         (СВЕКЛА)

  1. КОНКУРС. «Овощи в литературных произведениях»

Команда, первая поднявшая руку и правильно ответившая получает

1 балл.

  1. Как в сказке «Приключения Незнайки и его друзей» Н.Носова назывался ручей в Цветочном городе?

(ОГУРЦОВАЯ РЕКА)

  1. Какие овощи, выращенные своими руками, привозил Урфин Джюс на Праздник Угощения в Изумрудный город в сказке А.Волкова «Тайна заброшенного замка»?

(ЗОЛОТУЮ МОРКОВЬ, ГОЛУБЫЕ ОГУРЦЫ)

  1. Что нарвали в колхозном огороде Котька и Павлик в рассказе Н.Носова?

(ОГУРЦЫ)

  1. Чем швыряли в «живую шляпу» Владик и Володя в рассказе Н.Носова?

(КАРТОФЕЛЬ)

  1. С помощью какого овоща распознали настоящую принцессу в сказке Г.Х.Андерсена «Принцесса на горошине»?

(С ПОМОЩЬЮ ГОРОХА)

  1. Что предложила свинка, баюкая непослушного мышонка, в «Сказке о глупом мышонке» С.Маршака?

(«ДВЕ МОРКОВКИ ПОДАРЮ»)


  1. Какой овощ сеяли мужик и медведь в русской народной сказке «Вершки и корешки»?

(РЕПУ)

  1. конкурс. «Художники».

Команды за 5 минут должны нарисовать свой любимый овощ будущего и представить его.

Рисунок оценивается в 2 балла, представление - 3 балла.

  1. конкурс. «Черный ящик». Команда за правильный ответ получает 1 балл.
  1. Во время войны за независимость в США английский шпион, сумевший устроиться поваром у генерала Вашингтона, приготовил ему блюдо с использованием ядовитых, как тогда считалось, плодов. Написав записку об отравлении Вашингтона, он покончил с собой. Эта записка была найдена только через много лет. Каким же овощем пытался отравить Вашингтона британский агент?

(помидором)

  1. Этот фрукт, употребляемый в сыром виде, признан самым питательным в мире, а испанцы из-за зеленой пупырчатой шкурки прозвали его «аллигаторовой грушей».

(авокадо, 100гр. - 163 Ккал)

  1. У реки Ориноко (Южная Америка) в 1523 году собралось большое войско испанцев - завоевателей Нового Света. Они приготовились дать индейцам решительное сражение. Испанцы были хорошо вооружены и не сомневались в своей победе, но вдруг они увидели индейцев с большими сковородами в руках. На сковородах горели раскаленные угци. Время от времени индейцы бросали на горящие угли какой-то порошок. К верху поднимался густой дым и ветер направлял его в сторону испанцев.

Что за порошок находится в черном ящике и как развивались события дальше?

(молотый красный перец. Испанцы стали чихать, кашлять и плакать (в плодах красного перца содержится острое вещество капсаицин, раздражающее слизистые оболочки рта, горла и носа) В этот момент на головы испанцев обрушились тамагавки индейцев).

  1. Ученые древности, разрезая этот овощ поперек, объясняли ученикам строение Вселенной. Что за овощ в черном ящике?

(лук)



11 конкурс. «Любимый рецепт».

Представляется и оценивается блюдо,
приготовленное заранее (1-5 баллов)

Критерии оценки:

  1. Вкус блюда (блюдо из овощей или фруктов)
  2. Оформление
  3. Представление

12 конкурс. «Гармония во всем».

Жюри оценивает оформление стола команды. (1-5 баллов)

Звучит музыка.

Жюри подводит итоги.
Команды награждаются призами!


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Вот и закончился праздник, подведены итоги, выбраны победители.

Конечно, каждой команде хочется занять 1 место, но соревнование - есть соревнование, и кто-то занимает 1 место, а кто-то 4 или даже 5 место. Но никто не остается без внимания. Для каждой команды и участника находятся свои слова похвалы, дарятся призы.

А самое главное, приобретается опыт и он многогранный: это и опыт общения, и опыт работы в команде, в коллективе, Опыт быстрого реагирования на изменяющиеся условия, новую информацию. Это и умение показать свои способности, таланты, свой творческий потенциал, умение слушать других и самому быть услышанным, умение сопереживать, а также умение применять свои знания на практике.

Эмоциональная сторона вечера тоже никого не оставляет равнодушным. Останутся фотографии, видеосъемки, а самое главное, что останутся воспоминания, и я надеюсь, они будут приятными.


Список литературы:

1 Балабанова В.В. и др. «Предметные недели в школе: Биология, экология, здоровый образ жизни». Изд. «Учитель», Волгоград, 2001г.

2 Галеева Н.Л. «Интегрированные биологические декады». Москва, 2008г.

3 Демьянков Е.Н. «Биология в вопросах и ответах». Москва, 1996г.

4 Денисова Г.А. «Удивительный мир растений». Москва, 1981г.

5 Евдокимова Р.М. «Внеклассная работа по биологии». Саратов, 2005г.

6 Журнал «Биология в школе». №5/1989г., №6/1990г., №5/1993г.

7 Малашенков С.А. «Предметная неделя биологии в школе». Волгоград, 2006г.

8 Модестов С.Ю. «Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ». СПб, 1998г.

9 Мясникова С.Л., Юстус Н.О. Чебоксары, 1998г.

10 Парфилова Л.Д. «Тематические игры по ботанике». Москва, 2002г.

11Рохлов В., Теремов А., Петросова Р., «Занимательная ботаника». Москва, 1998г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Праздник урожая"

разработка внеклассного мероприятия...

Внеклассное мероприятие "Праздник урожая"

Данный материал очень занимательный для проведения "Осеннего бала"....

Спортивное мероприятие "Праздник урожая"

Спортивное мероприятия для детей подготовительных групп....

Общешкольное мероприятие "Праздник урожая"

Материал мероприятия разработан и проведен с воспитанниками 3 класса....

Разработка сценария общешкольного мероприятия "Праздник урожая"

В разработке можно найти веселые конкурсы и задания для проведения мероприятий посвященных празднику урожая или осенниму балу. Шуточная сказка про репку. Праздник рассчитан на 5-9 класс.Разработка соп...

Сценарий общешкольного мероприятия "Праздник урожая

Сценарий для проведения праздника урожая среди учащихся 5-9 классов. В данном сценарии представлены конкурсы, викторины, музыкальные номера....

Сценарий внеурочной деятельности "Праздник Урожая"

Здесь представлен сценарий «Праздника урожая», центром которого является большая игра для всех гостей, включающая в себя много песен, жестовых и хороводных игр, стихотворений. Этот материа...