Беседа "14 ноября. День Кузьмы и Демьяна. Кузьминки-зимние. Встреча зимы "
классный час (5 класс) на тему

Материал предназначен для беседы. Рассказывается о русском народном празднике "Кузьма - Демьян". Как наши предки отмечали этот праздник на Руси, какие обычаи соблюдали, пословицы, поговорки.Цель - нравственное воспитание, знакомство с русской культурой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 14_noyabrya.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

           Беседа

«14 ноября - День Кузьмы и Демьяна. Кузьминки-зимние. Встреча зимы»

14 ноября. День Кузьмы и Демьяна. Кузьминки-зимние. Встреча зимы

(слайд 1,2)

Какой сейчас идет месяц?

Осень …. Ноябрь - Поздняя осень …

Слайд 3,4

Про ноябрь говорят , что этот месяц встречает зиму.

Ноябрь: встреча зимы ...

 

.   В ноябре много русских народных праздников. Перелистаем странички ноябрьского народного календаря.
Слайд 5


4 ноября в России празднуют День народного единства. 

Слайд 6

4 ноября церковь отмечает праздник Казанской иконы Богоматери, установленный в честь избавления Москвы и всей России от поляков в 1612 году.

  Казанская икона Пресвятой богородицы – всенародная святыня. Много раз «матушка Казанская» указывала путь к победе православному воинству.

Перед иконой Казанской Богоматери молился Дмитрий Пожарский и московское ополчение перед битвой с поляками, Пётр1 перед Полтавской битвой, Михаил Илларионович Кутузов перед Бородинским сражением, был совершён молебен и перед Сталинградским сражением.

.   Кроме того, Казанская считалась одним из самых главных женских праздников, а также днём крайне удачным для замужества. Недаром  же говорили в народе: «Кто на Казанскую женится – счастлив будет»
Слайд 7
.  21 ноября - Михайлов день – весёлый и сытный праздник. Во всех деревнях пиры, и в избах везде гости. По учению церкви, Михаил Архангел – главный военачальник над всеми ангельскими чинами.

. По русскому народному поверью, именно архангел -- Михаил налагает на Диавола цепи, а скованы цепи «кузнецами» - Косьмою и Демьяном.
Слайд 8
А 14 ноября в народе называют зимними  Кузьминками, утверждая, что «Кузьминки – об осени поминки». В этот день в старину молодые парни и девушки и парни провожали осень и встречали зиму.

Это старый русский народный праздник, праздник урожая, праздник Рода, первый зимний праздник, начало зимы. В этот день устанавливается первый непрочный зимний путь, о чем свидетельствуют поговорки и пословицы:

  • "Демьянов путь - не путь, а только зимы перепутье",
  • "Закует Кузьма-Демьян, до весны не расковать",
  • "Демьян, окамени воды".

В народе этот день называли просто Кузьминки, да еще и приговаривали:

  • "Кузьминки - об осени поминки",
  • "Кузьминки - встреча зимы".

Праздник получил название в честь двух святых, память которых отмечается сегодня, - Кузьма и Демьян

Слайд 9

 

Святые Козьма и Демьян (греч. Κοσμάς και Δαμιανός) - римские врачи бессребреники, близнецы, святые христианские мученики, покровители Флоренции, врачей, аптекарей, фармацевтов, хирургов, зубных врачей, физиков, парикмахеров и медицинских отделений.

Жили в Кире на территории Сирии в III веке. Были талантливыми врачами, за что имели большую славу. Имели от Бога дар исцелений. Особое уважение было из-за того, что не брали платы за свою работу, за что и были прозваны бессребрениками. Лечили всех, особое внимание уделялось бедным.

Слайд 10,11

 Леча больных язычников, часто приобретали их для Христа. По приказу императора Диоклетиана Кузьма вместе с братом был подвергнут пыткам и замучен. Там они были и вместе похоронены.

 Кузьминки считались первым зимним деревенским праздником, другое его название - «зимний Кузьма-Демьян». В устном народном месяцеслове, переходящем от старых к малым, этому празднику отведено свое почетное место …  

Слайд 12,13

Так как Кузьму и Демьяна еще и летом чествуют, этот осенний день в народе зимними Кузьминками называют, утверждая, что «Кузьминки - об осени поминки». Ведь Кузьма с Демьяном «листогнойный ноябрь ледяным панцирем покрывают, торопя приход зимы-матушки». 

Слайд 14

И хоть не велика у них кузница, да «на всю святую Русь в ней ледяные цепи куются», а «что Кузьма с Демьяном закуют - до весны не расковать».

Впрочем, нисколько не умаляя достоинства кузнечных дел мастеров, стоит признать и правоту в скептическом замечании тех, кто считает: «Что Кузьма с Демьяном закуют - Михайло раскует». Ведь Михайловские оттепели не раз удивляли даже людей бывалых своим неожиданным в эту пору теплом …

А по приметам этого знаменательного дня можно было предсказать погоду на предстоящую неделю, месяц и даже год:

 

«Если день с мостом, то через неделю с полумостом»

«Коли развезет  - не жди морозов до декабря»

«Если лист с дерева упадет не чисто, то предстоит суровая зима и знойное лето»

А придут Кузьминки снежные - большой разлив весной ожидается

"Снежный день на Кузьминки - будущей весной большой разлив",

"Если на "Козьму и Демьяна" лист остается на дереве, то на другой год будет мороз",

"Кузьма закует, а Михайло (21 ноября) раскует (Михайловские оттепели)",

"Не велика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю Русь святую в ней ледяные цепи куются".

Но не только приметами погоды этот день в народе знаменит. Одних названий у Кузьминок несколько, и с каждым непременно какой-то обычай связан. Кузьма и Демьян (Косьма и Дамиан) христианские святые, покровители брака, ремесел и домашней птицы …

Слайд 15

Кузнецы, например, считали Кузьму и Демьяна своими покровителями и называли их рукомесленниками. Кузьма и Демьян - праздник кузнецов. В народе рассказывают, что святые эти были кузнецами и за работу денег не брали ни с кого, отчего и зовут их бессребрениками.

Слайд 16

Кyзьмодемьян, говорят старики, был первый человек у Бога, как мир был создан. Этот Кyзьмодемьян первый был кузнец и первый плуг сделал в свете. Тогда ещё не было плугов он первый его придумал. Кузня его была на 12 верст, у неё 12 дверей, 12 молотов.

В те времена в лесных дебрях и непролазных трущобах и болотах жил многоглавый и крылатый Змий. Междy людьми нашей земли и Змеем существовал тяжёлый договор: люди должны были ежегодно посылать к немy на пожеpенье по девице. Там, где Змей появлялся ,люди гинули, как трава под ногами скота, и как просо на солнце.

Однажды кузнец ковал первый плуг, когда к кузнице прилетел, гонясь за жертвой, змей-людоед. Кyзьмодемьян спрятал её у себя и запеp толстые железные двеpи кyзницы. Когда Змей оказался y самой кyзни, кyзнец пpедложил емy: «Пpолижи в двеpях дыpкy, тода я посажу тебе на язык». Змей лижет железную дверь кyзни, а кузнец в это вpемя pазогpевает клещи. Когда Змей пpосунул язык в пpолизаннyю им дыpy, кyзнец схватил Змея за язык pаскалёнными клещами. Чувствуя, что теряет силы, Змей предложил: «будем мириться: пусть будет вашего света половина, а половина — нашего… переделимся». На что Кyзьмодемьян ответил: «Лучше переорать (перепахать) свет, чтобы ты не перелезал на нашу сторону брать людей — бери только своих». Запpяг его в выкованный им плyг и начал орать на нём гигантскyю боpоздy. Проорал ровную боpоздy аж от Чеpниговской гyбернии так пpямо до Днепpа. И где они прошли, остался вал со pвом на южной стоpоне, который есть и поныне. Как проорал до Днепpа, змей дюже утомился и хотел пить. Доpвавшись, наконец, до воды, Змей пил, пил и лопнyл.

 

Косьму и Дамиана называли Божиими кузнецами: мастера кузнечные считали их своими патронами и потому считали грехом работать в своих мастерских в день памяти святых. Во многих местах в честь Космы и Дамиана велся обычай изготовлять какие-либо обетные работы и вырученные за них деньги  употреблять на покупку свеч к иконам или для раздачи нищим. По народному представлению, эти святые сами занимаются кузнечным делом: между прочим, они куют плуги и раздают их людям для возделывания земли. Народные загадки кованую железную цепь называют Кузьмою: «Узловат Кузьма, развязать нельзя».

 

Слайд17

 

Как Божьим кузнецам св. Косме и Дамиану народная фантазия приписывала в виде атрибута одно из важнейших кузнечных орудий - молот и поставляла в зависимость от них заключение брачных союзов. 

Слайд 18

День Кузьмы и Демьяна известен в народе также под названием «курятников» и «кашников», потому что, когда празднуется память этих святых, в деревнях носили в церковь «под свято» кур и варили кашу, отведать которую приглашали и святых угодников. «Кузьма-Демьян, - говорили крестьяне, усаживаясь за трапезу, - приходите к нам кашу хлебать». Трудно сказать, каким образом Косьма и Дамиан превратились в глазах народа в «курятников» и «кашников», но в некоторых местах народная фантазия придумала этому даже легендарное объяснение. Так, рассказывали, что святые Кузьма и Демьян были простыми работниками, которые охотнее всего нанимались молотить, но при этом никогда не требовали платы, а ставили лишь условием, чтобы хозяева вволю кормили их кашей. Это предание породило даже своеобразный обычай, при котором на домолотках крестьяне считали за правило варить кашу, а работники требовали ее у хозяев как нечто должное, освященное преданием. Домолачивая последний овин, они обыкновенно говорили: «Хозяину ворошок, а нам каши горшок».

Слайд19,20,21,22

Наряду с кашей, крестьяне в этот день считали необходимым забивать трех кур и есть их утром, в обед и вечером, «чтобы птица водилась». Трапеза сопровождалась специальной молитвой: «Кузьма-Демьян-сребреница! Зароди, Господи, чтобы писк-лятки водились», наблюдали также, чтобы не ломались кости, а то цыплята будут уродливые …

Потому-то обрядовая еда на Кузьминки - куриная лапша, курятина (сердце кочета с кузьминского обеда достается в семье самому слабому). Так Кузьма-Демьян стали почитаться не только как податели плодородия, устроители браков и учителя женских работ, но и как покровители кур. Отсюда куры - непременные спутники свадебных церемоний. Курник - обрядовый пирог, который подается молодым.

Кузьма и Демьян известны и как покровители семейного очага и супружеского счастья. День, посвященный их памяти, особенно чтился девушками. "Узловат Кузьма, развязать нельзя".

По поверью куют святые и обручальные кольца.

  • "Кузьма-Демьян приходит на свадьбу к нам со святым молотом".

Брачные цепи (узы), что соединяют двоих именно 14 ноября, разорвать невозможно, так как у святых братьев легкая рука.

В некоторых местах существовал обычай, когда девушка-невеста считалась в этот день хозяйкой дома.  Родители устраивали для дочери-невесты проверку на зрелость. 14 ноября мать выдавала ей ключи от всех кладовых и позволяла брать, что захочет из съестных запасов. Дочь сама готовила для семьи кушанья и накрывала праздничный стол. По этому угодению отец и мать судили, готова ли девушка замуж идти, рачительна ли, умеет ли гостей приветить. Она готовила для семьи кушанья и угощала всех, причем в качестве почетного угощения подавалась куриная лапша. 

Слайд 23

Кузьминки повсюду слыли девичьим праздником …

Вечер кузьминок деревенская молодежь проводила в веселье. Девушки собирались в какой-нибудь большой избе и делали так называемые «ссыпки», то есть каждая приносила что-нибудь съестное в сыром виде: картофель, масло, яйца, крупу, муку и т. д. Из этих продуктов готовилась еда и, в ознаменование начала зимних работ, устраивалось пиршество, на которое в качестве гостей приглашались парни. 

Такие пирушки назывались «кузьминками» и продолжались до рассвета, причем парни успевали проголодаться вторично и отправлялись воровать соседских кур, гусей, уток, которых девушки после им жарили в «жировой» избе. При этом, конечно, сохранялось в тайне, сколько и у кого было украдено кур, хотя к кражам такого рода крестьяне относились довольно снисходительно и, если бранились, то только для порядка. Кем и почему заведен был такой воровской обычай - неизвестно, но только как не оберегай хозяин или хозяйка свое добро, а ухитрится молодежь добыть себе на кузьминки и курятинки, и гусятинки!

О доме, в котором отмечался праздник, говорила пословица: "Кто пустит матушку Кузьму-Демьяна справлять, у того в доме будет благодать".

Слайд 24

В некоторых местах кузьминки сопровождались обычаем, известным под названием «похорон Кузьмы-Демьяна». В «жировой» избе девушки изготавливали чучело: набивали соломой мужскую рубашку и шаровары, опоясывали кушаком, приделывали голову, клали на носилки и несли за село, в лес, где чучело раздевали, и на соломе шла веселая пляска.

Слайд 25 

 

Святых Кузьму и Демьяна называли также «рукомесленниками» и считали покровителями ремесел, особенно женского рукоделия. Объяснялось это тем, что со дня Кузьмы и Демьяна женщины вплотную принимались за зимнюю пряжу. «Батюшка Кузьма-Демьян, - говорили они, садясь за пряжу, - сравняй меня позднюю с ранними!», то есть помоги не отстать от других, которые начали работу раньше. В старину многие боярыни продавали на кузьминки сработанное их руками рукоделие, а деньги, вырученные от продажи, раздавали нищим, как бы следуя святому подвигу бессребреников

Ребята, в течение этой недели вы и поучитесь плясать, петь песни, варить кашу, мастерить своими руками, поиграете. Сегодня мы с вами разучим песню и поводим хоровод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое мероприятие "Синичкин праздник" (день встречи зимующих птиц)

Это внеклассное мероприятие посвященно встречи зимующих птиц. На празднике ребята не только вспоминают традиции прошлого, узнают полезную информацию, но и  играют , посещают синичкино кафе, поют ...

Сценарий мероприятия для детей младшего школьного возраста "Встреча зимы"

Мероприятие расчитано для детей младшего школьного возраста. Здесь подобрано много познавательных  и интересных игр....

Сценарий игровой программы народного праздника Кузьмы и Демьяна "Кузьминки"

14 ноября - день памяти святых Кузьмы и Демьяна. Они почитаются  русским народом как  помощники всех мастеровых людей, а также покровители брака.Игровой фольклорный праздник - Кузьминские по...

Устный журнал «День встречи зимующих птиц»

laquo;Покормите птиц! - завещал нам замечательный русский писатель Евгений Носов.  Не стесняйтесь  быть лучше, добрее, человечнее!»...

Устный журнал «День встречи зимующих птиц»

laquo;Покормите птиц! - завещал нам замечательный русский писатель Евгений Носов.  Не стесняйтесь  быть лучше, добрее, человечнее!»...