Методическое пособие. Как провести интервью.
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Гольцер Татьяна Васильевна

Главным направлением исследовательской работы Гольцер Т.В.  и её учеников является история повседневности. Это значит - к близкой учащимся российской истории , той, что заключена в судьбах рядом живущих людей, семей, зданий, учреждений, предприятий, или деревень, посёлков и городов.   Любая такая судьба неразрывно связана с судьбой страны. Как и любая история, история повседневности основывается на исторических источниках. Важную роль среди них играет устный источник. Поэтому ребятам необходимо научиться проведению интервью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie._intervyu.docx34.51 КБ

Предварительный просмотр:

1.Название разработки. Методическое пособие. Как провести интервью.

2.История повседневности. Устный исторический источник. Проведение интервью.

3.Объяснительная записка. Программа кружка «Земля Хакасии – родина моя» состоит из трёх частей: теоретической, практической, исследовательской. Главным направлением исследовательской работы является история повседневности. Это значит – к близкой кружковцам российской истории, той, что заключена в судьбах рядом живущих людей, семей, зданий, учреждений, предприятий, или деревень, посёлков и городов. Любая такая судьба неразрывно связана с судьбой страны. Как и любая история, история повседневности основывается на исторических источниках. Важную роль среди них играет устный источник. Поэтому  ребятам необходимо научиться проведению интервью.

 Цель: систематизация, обобщение, объединение в единую систему информации полученной от собеседника.

Задачи: развитие познавательного интереса к устному историческому источнику;

 формирование культуры поведения во время проведения  интервью;

Развитие умений использования полученных знаний в жизненной практике.  Данное пособие рассчитано на детей 13-15лет.

Условиями для проведения интервью является наличие  собеседников, которые: 1) желают говорить откровенно и говорить для записи;

2) способны в какой – то мере осмыслять свой собственный жизненный опыт;

3)обладают наблюдательностью и способны запоминать детали;

4) желают вспоминать прошлое.

4. Оборудование. Диктофон, телефон, видеокамера, блокнот, ручка, запасные кассеты, микрофон, провода, батарейки, удлинители.

5. Методические советы на подготовительный период.  Поиск темы, сюжетов, собеседников. Ребята разбиваются по группам, в основе которых лежит интерес. Начинается сбор информации об участниках событий.

6. Сценарный план, ход проведения мероприятия.

Психологический настрой на работу.

 Намечается время проведения интервью.

 Определяется место встречи, удобное для беседы.

 Выбирается техника записи воспоминаний.

 Проговариваются правила поведения во время разговора.

7. Сценарий мероприятия.

Вступительное слово. Прежде чем начать расспрашивать человека о его жизни, или о каком – то периоде в его жизни, необходимо подготовиться к этому разговору. Скажем, если в его биографии вас интересуют военные годы, необходимо хорошо знать исторический фон. Таким образом, вы покажете вашему собеседнику, что относитесь к интервью серьёзно. Пожилые люди часто оговариваются, путают города и годы, вы же должны быть в состоянии направить разговор в нужное русло.

Договор о времени, удобном для вашего собеседника. Постарайтесь условиться так, чтобы у вас обоих было не менее двух свободных часов. Если не будет хватать времени, ответы могут быть скомканными, и интервью получится сжатым и неудачным. (Это, конечно,  не означает, что интервью должно длиться только два часа).Если вашему собеседнику есть о чём рассказать, а вам – о чём спросить, вы можете прийти к нему несколько раз и сделать многочасовую беседу.

Место. Постарайтесь, чтобы во время интервью вы с вашим собеседником остались наедине, и чтобы вокруг было как можно меньше шума, отвлекающих моментов. Из внешних помех самые существенные – телефонные звонки, маленькие дети, неожиданные приходы посторонних. Надо помнить, что на результаты интервью, как смысловые, так и эмоциональные, чрезвычайно влияет место проведения, время года и дня. Например. Для работоспособного сельского жителя летние месяцы – не самое удачное время для интервью, он неохотно пойдёт на беседу до захода солнца, то есть до тех пор, пока не будет закончена работа в поле, в огороде. Сельский житель предпочтёт во время встречи остаться у себя дома, и это может быть очень удобно. Домашняя обстановка, быт, вещи, фотографии, окружающие человека, могут дать о нём очень важные дополнительные сведения. Это всегда улучшает процесс вспоминания и даёт вам возможность оценить услышанный рассказ с точки зрения его исторической достоверности. Иногда человек предпочитает вести разговор вне дома. В самом крайнем случае, если у вас нет другого выхода,  и ваш предполагаемый собеседник не соглашается ни на какой другой вариант, можно провести разговор и по телефону. Это очень сложный вид интервью, и беседа может получиться у вас лишь в том случае, если вашему собеседнику захочется « исповедаться» вам, не видя вас.

Было бы очень хорошо, если бы вы могли записать вашу беседу на диктофон или на видеокамеру. Однако если у вас возникнут проблемы с техникой, это может помешать интервью. Поэтому, прежде чем идти на интервью, убедитесь, что вы умеете с ней обращаться: включать, останавливать, менять плёнку или кассету. Будет очень неприятно, если в процессе беседы вы обнаружите, что забыли что – то нужное. Составьте заранее список того, что вам необходимо захватить с собой: запасные кассеты, микрофоны, провода, батарейки, удлинители и т.д. Не забудьте захватить блокнот – в нём удобно записывать вопросы, которые могут у вас возникнуть в ходе беседы. Прежде чем начать разговор, обязательно сделайте контрольную запись, чтобы убедиться, что всё в порядке. Кроме того, это помогает людям перестать бояться техники. Им  может быть, интересно услышать звук своего голоса. Что же делать, если у вас нет диктофона, а тем более видеокамеры? Отказаться от интервью? Вовсе нет, хотя ваша задача будет более трудной, и результат может оказаться несколько иным. Если вы не будете успевать записывать за рассказчиком дословно и, наоборот, надеетесь на свою память, лучше записывайте в основном имена, даты и отдельные ключевые слова. В этом случае, постарайтесь слушать вашего собеседника как можно внимательнее и, вернувшись домой, сразу же, не откладывая, запишите всё, что сохранилось у вас в памяти. Обычно в таком случае полезно бывает прийти к собеседнику не один раз, чтобы проверить правильность сделанной по памяти записи.

Во время вашей встречи с собеседником надо показать, что вы относитесь к нему с уважением: придите точно к назначенному времени и снова объясните, чем вы занимаетесь и почему для вас так важно это интервью. Ответьте на вопросы вашего собеседника и ещё раз, если речь идёт о тематическом интервью, обозначьте темы, которые вас интересуют.        Некоторые собеседники захотят вначале просто поговорить о здоровье, о погоде. Не торопите их, не перебивайте, это создаст доверительную атмосферу.

 Психологически для проведения беседы лучше начать разговор самому и несколько слов рассказать о себе – это тоже улучшит контакт с вашим собеседником.

 Если же ваш собеседник захочет приступить к интервью немедленно, с первой же минуты вашего прихода, воспользуйтесь этим и не теряйте времени.

Не пытайтесь спрятать от собеседника записывающую технику, если пришли с ней, то поставьте её так, чтобы она как можно меньше привлекала внимание. Очень скоро ваш собеседник просто перестанет обращать на неё внимание. Но если вы будете прерывать интервью и возиться с записью, ваш собеседник  начнёт отвлекаться и может утратить нить рассказа. Если вы принесли с собой какие – нибудь фотографии и документы, относящиеся к теме, покажите их собеседнику. Обязательно попросите его показать вам то, что есть у него. Это прекрасно стимулирует память и устанавливает доверительные отношения. Собеседнику будет приятно видеть вашу заинтересованность. Это вовсе не значит, что вы всегда должны с ним соглашаться, но для вас прежде всего важно не доказать свою правоту, а получить ту информацию, которую он вам сообщит.

Помните: соглашаясь на интервью, люди доверяют вам часть своей жизни. И их можно просить об этом только в том случае, если вы с уважением отнесётесь к их рассказу, если вы не злоупотребите полученными сведениями.

Помните, что существует множество тем, которые люди не хотели бы обсуждать. Поэтому надо вести себя так, чтобы собеседник мог обойти разговор на неприятные темы.

Вы должны заботиться о конфиденциальности беседы. В начале каждого интервью обязательно говорите: «Как только вы захотите сказать что – нибудь не для записи, мы выключим диктофон». Это очень успокаивает людей.

Человек, которого вы расспрашиваете, может вам понравиться или не понравиться, вы можете соглашаться или не соглашаться с его точкой зрения. Однако вы пришли к нему, чтобы узнать о его жизни, а не для того, чтобы судить его или перевоспитывать. То, что он думает и чувствует, это тоже часть истории, нравится вам это или нет.

Историческое интервью строится на вашем умении разговорить собеседника. Поощряйте его, но не торопите, не прерывайте, даже если рассказ выходит за границы ваших интересов. Не ломайте стиль рассказа, свойственный собеседнику. Ведь ваша задача, чтобы он рассказал свою историю, собственными словами, а не слушал вас.

Старайтесь как можно глубже исследовать одну тему, прежде чем переходить к другой. Не нервничайте, если во время интервью возникают паузы. Иногда люди делают паузу, чтобы затем сказать о чем – либо важном. Внимательно слушайте собеседника, и вы сможете задать по ходу интервью хороший вопрос. А несколько неуместных вопросов могут «закрыть» для вас всё дальнейшее повествование. Избегайте вопросов в «лоб», на которые можно получить только односложные ответы. Спрашивайте: «Какова была работа?», а не «Трудно или легко было работать?». Стремитесь к тому, чтобы интервью ограничивалось собственным личным опытом собеседника. Постарайтесь, чтобы он не начал говорить  «вообще», добивайтесь конкретной информации, примеров. Спрашивайте, как человек узнал о том, о чём он вам рассказывает. Впоследствии это может определить, насколько достоверен его рассказ. Помните: вы не проводите перекрёстный допрос в суде. Ваш собеседник не обязан доказывать, что он говорит правду или был не прав, поступив таким образом. Не говорите, что его восприятие фактов ошибочно. Записывайте в блокнот ваши наблюдения – позу рассказчика, манеру говорить, язык жестов. Запомните самое главное условие удачного интервью: ваш собеседник, его жизнь должны быть для вас интересны.

8. Мероприятие можно проводить в классе или на месте встречи с собеседником, где интервью проводит руководитель кружка.

9. Итогом учёбы взятия интервью является самостоятельная работа учащихся с собеседниками. Результатом является полученная информация.

10. Список литературы.

  1. И.Л.Щербакова, В.Ф.Козлов, Я.В.Леонтьев. Как писать работу по краеведению? Москва,2004г.
  2. Е.Зубкова. Послевоенное советское общество: политика и повседневность 1945 – 1953. М., «РОССПЭН»,2000г.
  3. М.Митясова. Эффективные методики проведения интервью.ГИППО,2009г.
  4. Ребекка Боуз, Дайза Байну. Методы проведения интервью. ГИППО,2009г.

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Газетные жанры. Интервью."

Методическая разработка учебного занятия творческого объединения юных журналистов по теме "Газетные жанры. Интервью." Показана работа в группах над интервью, ролевая игра, составление синквейнов и кла...

Скришоты положительных отзывов на методическое пособие "АМО"; исследование "Мониторинг здоровья"; методическое пособие "Здоровьесберегающие аспекты обучения и воспитания".

Положительные отзывы на методическое пособие "АМО"; исследование "Мониторинг здоровья"; методическое пособие "Здоровьесберегающие аспекты обучения и воспитания"....

Методическое пособие «Трафарет «Ручные швы» (демонстрационное пособие)

На уроках технологии изучаются ручные швы. Детям сложно за короткий промежуток времени овладеть   правилами пользования инструментами, правилами безопасной работы, запомнить и выполнить изуч...

Методическая разработка "Как провести урок информатики на "отлично""

Пояснительная записка«Урок – это солнце, вокруг которого, как планеты,  вращаются все другие формы учебных занятий»   Н. М. ВерзилинРождение любого урока начинается с осознания и правильного...

Методические рекомендации "Как провести Неделю Словесности в школе"

С таким масштабным и крайне ответственным мероприятием, как Неделя Словесности (Неделя русского языка, Неделя литературы), сталкивается практически каждый учитель. Организовать предметную неделю не "д...

Методические рекомендации "Как провести родительское собрание"

Эффективность воспитания ребенка напрямую зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Родительское собрание - это самая распространенная форма групповой работы с родителями. Данная...

Методическая разработка «Как провести открытое занятие по теме «Наше здоровье в наших руках»

План-конспект занятияЦель: сформировать представление о том, что такое здоровый образ жизни.Задачи:Заставить обучающихся задуматься о необходимости быть здоровым, приобщаться к здоровому образу жизни....