"Мордовские забавы" Игровое занятие.
методическая разработка на тему

Шукшина Светлана Тимофеевна

Игровое занятие для воспитанников младших классов коррекционной школы. Дети знакомятся с  играми мордовского народа, отгадывают загадки, разучивают стихи. В игровой форме идёт развитие и коррекция  речи, развитие цветовосприятия, двигательной активности детей. Воспитанники приобщаются к культуре родного края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цели и задачи:

Приобщение воспитанников к изучению традиций и обычаев мордовского народа;

Формирование у воспитанников чувства любви  к малой Родине – Мордовии;

Воспитание любви, уважения и интереса к культуре русского и мордовского народов.

Развитие и коррекция речи. Обогащение  словарного запаса;

Развитие цветовосприятия;

Развитие двигательной активности;

Воспитание дружеских отношений.

Ход занятия:

Звучит мордовская песня «Луганяса».

Воспитатель: Ребята, сейчас вы прослушали красивую песню, а на каком языке она исполнена? Правильно, на мордовском. Мы живём в Мордовии. Это очень древняя земля. Жители нашего края славились не только тем, что были очень трудолюбивы, но и тем. Что умели хорошо отдыхать. А как это? А это значит, что мордовский народ умел красиво петь, танцевать, а ещё и играть в разные игры. Маленькие дети, конечно, тоже умели и знали много игр. Дети собирались вместе и дружной компанией играли летом и зимой, на улице и дома  в свободное от работы время.

  Сегодня и мы с вами поиграем в некоторые мордовские народные  игры.

 

Игра «Раю-раю»

Для того, чтобы начать игру надо выбрать «ворота» (двоих детей) и «мать». А для этого у нас есть мордовская считалочка. Для начала посчитаю я, а вы запоминайте:

- Белка, белочка - бела,

Будь дружочком для меня –

Хвост пушистый распуши,

Хоровод наш рассмеши.

И так, водящие у нас есть. Объясню правила игры. ( Дети - «ворота» поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

Раю-раю, пропускаю,

А последних оставляю.

Сама мать пройдёт

И детей проведёт.

В это время играющие дети, став паровозиком за матерью, проходят в ворота. Дети – ворота, опустив руки, отделяют последнего ребёнка и шёпотом спрашивают у него два слова  пароль . Например, один ребёнок – «зима», другой – «лето».отвечающий выбирает одно из этих слов и встаёт в команду к тому ребёнку, чей пароль он назвал. Когда мать остаётся одна, ворота громко спрашивают  у неё: зима или лето. Мать отвечает и встаёт в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки, остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей. Дети не должны подслушивать пароль)

Воспитатель: Что бы поиграть в следующую игру вы должны отгадать мои загадки:

Эта птица всем знакома –

Важно ходит возле дома.

Кар-Кар-Кар вдруг закричит, и спокойно улетит.

Очень хитрая персона,

А зовут её …(ворона)

Появились у соседки –

Доброй курицы-наседки,

Яркие, пушистые солнышки лучистые.

Славные ребятки

Жёлтые … (цыплятки)

Молодцы! И мы с вами будем играть в игру «Ворона и цыплята». Нам нужно с помощью считалки выбрать «Ворону» и «Клушку». А кто скажет, кто это «клушка»? (объяснение)

Правила игры.  «Клушка» гуляет со своими «цыплятами», навстречу им выходит «Ворона».

Ворона: Клушка, а клушка, дай мне цыплёнка!

Клушка: Не дам, ворона, не дам!

Ворона: А я твоих деток украду!

И начинает по одному вылавливать цыплят, клушка защищает их. Когда все цыплята будут выловлены, игра заканчивается.

Воспитатель. Следующая  наша игра  называется по-мордовски «Руцяняса», что означает «Платочки».

Но прежде, чем мы начнём играть, помогите мне разобраться, какого цвета платки на этой картине. (Нарисованы 8 разноцветных платков.  Дети должны назвать цвета)

Для игры нам надо выбрать  «бабушку» и «дедушку», а остальные будут «платочками». Но сегодня «бабушкой» буду я, а вот «дедушку» мы выберем считалочкой.

Правила игры. Дедушка выходит из зала, а бабушка «красит» платочки, то есть каждому ребёнку даёт в руки жетон определенного цвета. Ребёнок должен назвать его и запомнить. «Платочки» садятся на пол. Входит «дедушка» и происходит диалог:

Дедушка: будь здорова, бабушка!

Бабушка: Садись, батюшка!

Дедушка: Слыхал, платочки у тебя есть?

Бабушка: есть, да не купить их тебе.

Дедушка:  У меня два сундука денег.

Бабушка: Купи!

Дедушка покупает платочки, то есть отгадывает какого цвета платочки. Как только он называет цвет платочка правильно, платочек тут же убегает от него. Дедушка должен догнать его и забрать себе. Игра продолжается до тех пор, пока все платочки не будут куплены.

 

Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Вы сегодня хорошо играли и были дружными. А теперь дружно, вместе  доскажите стихотворение:

 Мы сегодня не устали,

 Потому что ………….. (поиграли).

 Много нас собралось вместе,

 Было очень ………………… (интересно).

 Игр нам разных показали.

 Новых  много мы………….. (узнали).

 Мордовские народные

 Игры хороводные

 Не пристало забывать,

 Будем чаще в них………….(играть).

А вам понравились игры мордовских ребят? Надеюсь, что вы будете играть в них и дома со своими друзьями.

Использованная литература:

  1. Мордовские народные игры/ В. С. Брыжинский. – Саранск: Мордов.кн. изд-во, 2009.- 272с.
  2. Интернет ресурсы

                  http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/12/07/podvizhnye-igry-v-sisteme-   zdorovesberegayushchikh-tekhnologiy

                  http://www.maam.ru/detskijsad/mordovskie-narodnye-podvizhnye-igry.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мордовская народная сказка на внеклассных занятиях

Психолого-педагогические возможности мордовской народной сказки...

Занятие по теме:"Мордовский орнамент"

Занятие для детей младшего школьного возраста по  выполнению мордовского орнамента из круп....

Конспект занятия по рисованию "Роспись рукавицы мордовским узором"

Занятие с этнокультурным компонентом, формирует эстетическое отношение  к народному творчеству, развивает художественный вкус и творческую инициативу....

Конспект занятия по рисованию в первой младшей группе «Украсим платье мордовским узором»

Конспект занятия по рисованию в первой младшей группе«Украсим платье мордовским узором»Цель занятия: познакомить детей с мордовским декоративно-прикладным искусством.Задачи:-Развивать эсте...

Конспект творческого занятия "Мордовский народный костюм"

Задачи: 1.Ознакомление детей с элементами мордовской (эрзянской) одежды; способствовать восприятию красоты эрзянского языка, песни и костюма;2.Воспитание чувства прекрасного у детей; привитие  лю...

Занятие на тему "Мордовский орнамент"

Внеурочное занятие для детей 8-10 лет....

«Конспект занятия. Аппликация. Тема «Украшение салфетки мордовским орнаментом»

Цель: учить создавать мордовский орнамент из геометрических фигур разной величины и формы, воспитывать интерес к аппликации, развивать творческие способности детей....