Путешествие в страну этикета
план-конспект на тему

Занятие для 5 класса в рамках внеурочной деятельности по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenarnyy_plan_etiket.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Самчук Юлия Михайловна,

учитель технологии

МОБУ Гимназии №9 г. Сочи

Занятие по внеурочной деятельности

Кружок «Основы этикета»

Тема: «Путешествие в страну этикета»

5 класс

Форма проведения

Аудиторная

Форма организации занятия - Группы учащихся – команды

Вид деятельности

Игра (развивающая, интеллектуальная)

Цель

Воспитательная - Воспитывать уважительное отношение к собеседнику; воспитание культурной личности

Образовательная - Познакомить с типичными речевыми ситуациями речевого этикета; познакомить с правилами поведения в данных речевых ситуациях

Развивающая - Развивать умения выбирать оптимальный вариант речевого выражения для данной ситуации; формирование правил поведения в гостях

Цель для учащихся и от учащихся

(Вывод по видам станций)

Поговорим о том, что такое этикет, правилах приветствия, разговора по телефо-

ну, поведения в гостях, как ходить в гости и принимать друзей у себя дома

Итог достижения цели (урока) - Составляются «Правила речевого этикета» - устный ответ учащихся

Рефлексия (Анкетирование)

1.На занятии я работал
2.Своей работой на занятии я
3. Занятие для меня показалось
4.На занятии я
5.Мое настроение
6.Материал занятии мне был

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен

Оценивание

Самооценка 

Мне было трудно…

Теперь я могу..

Я научилась (лся)..

Меня удивило..

Мне захотелось…

И оценка экспертов – награждение победителей: команд и отдельных учеников

УУД 

формируется

способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике

Личностные -  развитие этических норм;

- устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

Регулятивные

- самостоятельно формулировать цель занятия после предварительного обсуждения;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение

Познавательные

- Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные

- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

- Уметь сотрудничать выполняя различные роли в группе, в совместном решении задачи

- Задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Занятие в соответст

вии с ФГОС

Требует активной деятельности учащихся, у каждого своя роль, индивидуальный подход к каждому с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся

формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию

Ход занятия

2 мин

Оргмомент: деление частников на 2 команды – Команда Этикеши, Команда Риторики

1 мин

Знакомство с темой занятия, перечень станций

2 мин

Постановка цели занятия учащимися – записывается на доске

2 мин

4 мин

Прохождение станции 1. Приветствие. Сообщения учащихся  - как было принято приветствовать друг друга в разных странах и в разные века.

Конкурс разминка-пантомима – 2 ситуации

1 мин

4 мин

Прохождение станции 2. «Давайте говорить друг другу комплименты...». Сценка «Разговор Этикеши и Риторика»

Участники говорят комплимент по предложенной ситуации

3 мин

Прохождение станции 3. «У меня зазвонил телефон».

Сценка. Анализ ситуации

2 мин

5 мин

5 мин

Прохождение станции 4. Приходите в гости!

Выступление чтецов с ситуациями

Анализ, выработка правил поведения в гостях, правил поведения хозяина, принимающего гостей

6 мин

Итог урока «Проверь себя» - Составляются «Правила речевого этикета»

Самооценка учащихся (на экране)

Мне было трудно…

Теперь я могу..

Я научилась (лся)..

Меня удивило..

Мне захотелось…

И оценка экспертов – награждение победителей: команд и отдельных учеников

Рефлексия – Анкетирование (вопросы на экране)

1.На занятии я работал
2.Своей работой на занятии я
3. Занятие для меня показалось
4.На занятии я
5.Мое настроение
6.Материал занятия мне был

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен

3 мин

Заключительные слова ведущего, награждение учащихся

Оформление

  • Заголовок «Путешествие в страну этикета»
  • Название станций: «Приветствие», «Давайте говорить друг другу комплименты...», «У меня зазвонил телефон», «Приходите в гости!»
  • Два телефона

Подготовка

  • Сценка «Разговор по телефону»
  • Сценка «Разговор Этикеши и Риторики»
  • Подготовить выступление чтецов
  • Участникам подготовиться отвечать на вопросы:

1)      Как приветствовали друг друга в разные века и в разных странах?

2)      Повторить правила приветствия

3)      Повторить правила разговора по телефону

4)      Повторить правила поведения в гостях и правила приёма гостей

Ход занятия

Оргмомент: деление частников на 2 команды – Команда Этикеши, Команда Риторики Учитель. Здравствуйте, дорогие друзья! «Путешествие в страну этикета» – так мы назвали наше сегодняшнее мероприятие. Умение знать правила этикета и применять их в общении – большое искусство и одновременно один из секретов человеческого счастья. Как писал Антуан де Сент-Экзюпери, «самая большая роскошь на Земле – это роскошь человеческого общения».
Давайте посмотрим на станции, которые нам предстоит сегодня пройти, и попробуем сформулировать цель нашего сегодняшнего занятия.

Ответы учащихся. Запись цели на доске.

Как правильно приветствовать друг друга, делать комплименты, разговаривать по  телефону, вести себя в гостях и принимать друзей у себя дома? Этим и другим вопросам посвящена наша игра!

За каждый правильный ответ вам и команде будет выдаваться жетон, а победителем игры станет та команда и тот, у кого окажется наибольшее количество жетонов. Итак, мы начинаем!

Станция 1. Приветствие.

Учитель.   В течение тысячелетий люди искали такие способы и формы общения, при которых всем было бы удобно и хорошо, чтобы никто не чувствовал себя неловко. Интересно проследить, как развивалась человеческая мысль, как люди учились вести себя. Начнём с приветствий.

Как принято было приветствовать друг друга в разных странах и в разные века?

* Участники отвечают.

ПК (подсказка). 1) У некоторых индейских племён принято при виде незнакомого человека до тех пор сидеть на корточках, пока он не приблизится и не заметит этой миролюбивой позы. Иногда для приветствия они снимают обувь.

2) В 17-18 веках важные графы и графини, герцоги и герцогини, дамы и кавалеры долго раскланивались при встрече, используя при этом самые разнообразные движения.

3) Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку закладывают они за ухо, ещё высовывают язык.

4) У японцев для приветствия применяются три вида поклонов - самый низкий, средний поклон - с углом 30 градусов и лёгкий - с углом в 15 градусов.

5) Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Этот жест понятен сейчас всем. Хотя, например, китайцы в старые времена, здороваясь, пожимали руки самим себе. В наши дни этим жестом оратор приветствует слушателей.

6) А вот эскимосы, приветствуя друг друга, легонько стучат друг друга кулаком по голове и плечам. Лапландцы трутся носами.

Учитель. Сейчас конкурс разминка-пантомима. Кто быстрее и лучше, используя мимику и жесты, покажет ситуацию?

* Выходят 2 пары: по 1 паре от каждой команды, вытягивают вариант ситуации.

Ситуация 1.

«На улице». Прохожий спрашивает вас, как пройти к кинотеатру. А кинотеатр совсем рядом, напротив. Какой жест вы используете, отвечая прохожему? (ПК для жюри: нельзя показывать пальцем, только всей рукой)

Ситуация 2.

«На уроке». Учитель молча указывает ученику, записывающему на доске, на ошибку. Ученик сразу вспоминает, досадуя на себя. Какие жесты используются учителем, а какие учеником?

Учитель. Сейчас я предложу вам несколько ситуаций встреч и прощания. Задание: я описываю ситуацию, а вы отвечаете на вопрос и аргументируете, объясняете свой ответ.

1-я ситуация.

Встречаются два знакомых мальчика. Как они приветствуют друг друга?

2-я ситуация.

Мальчик встречается со знакомой девочкой. Кто первым протягивает руку?

3-я ситуация.

Мальчик встречает знакомого взрослого. Кто первым протягивает руку?

Станция 2. «Давайте говорить друг другу комплименты...»

Этикеша.

Слушай, Риторика, ты случайно не знаешь, что такое комплимент?

Риторика.

Думаю, Этикеша, что это приятные слова, лестное замечание, похвала.

Этикеша.

И какие же комплименты говорят люди друг другу?

Риторика.

Всякие. Например, тебе говорят, как прекрасно ты выглядишь, как ты правильно поступила, как хорошо сказала, подумала...

Этикеша.

Я поняла: комплимент говорят, чтобы человеку было приятно, чтобы показать своё отношение.

Риторика.

Да. А иногда, чтобы поднять настроение, поддержать в трудную минуту или просто так: ведь каждому приятно услышать о себе похвальные слова.

Учитель. Предлагаем выйти 2 частникам: по 1 от каждой команды. Вам надо сказать комплимент, учитывая предложенную ситуацию.

Ситуация 1.

После каникул вы случайно встретили своего друга и обратили внимание, что он хорошо выглядит: загорел, вырос, повзрослел

Ситуация 2.

Ваша мама чем-то расстроена. Вы делаете ей комплимент, который бы поднял ей настроение.

Станция 3. «У меня зазвонил телефон».

Учитель. Послушайте разговор по телефону и ответьте на вопрос: получился ли у ребят разговор по телефону? Почему вы так считаете?

Сценка

У телефонов сидят два ученика. Первый набирает номер, у второго звонит телефон.

Первый.

Кто? С кем я говорю?

Второй.

Здрасьти. А кто вам нужен?

Первый.

Что? Куда я попал?

Второй.

Здравствуйте, товарищ! А вы куда хотели попасть?

Первый бросает трубку. Звучат гудки.

ПК. Сначала надо поприветствовать собеседника и попросить к телефону того, кто вам нужен. Например: «Здравствуйте. Попросите, пожалуйста, к телефону Петю»

Если вам сказали, что вы не туда попали, вы можете переспросить: «Извините, это номер 221-58-17?» Если скажут, что нет, то надо попросить извинения и попрощаться.

Тот же, кому звонили, не должен спрашивать, кто ему нужен, а должен спросить, по какому телефону тот звонит.

Станция 4. Приходите в гости!

Учитель. Умеешь ли ты принимать гостей? А быть хорошим гостем? Ведь только кажется, что это дело нехитрое.

   Попробуйте поставить себя на место героев маленькой истории и подумайте, как бы вы себя повели.

Чтец от команды Этикеши.

   Здорово, когда приходят гости. Но один раз гость меня не обрадовал. С самого порога в грязных ботинках он протопал в комнату, стал всё осматривать и хватать в руки.

-          Это ваза? Ну-ну!

-          Это лампа? Ну-ну!

-          А это сушки? - спросил он, загребая в карман горсть сушек.

-          Ну ладно, - сказал он, - я пошёл...

И ушёл.

«Для чего он, интересно, приходил? – подумал(а) я. - Ведь кроме грязных следов на полу, он ничего не оставил».

-          Как же вы бы себя повели на месте хозяина квартиры?

Чтец от команды Риторики.

   Однажды я был(а) у друга в гостях. Там были ещё ребята. На меня нашло такое веселье! Я ко всем приставал(а), кричал(а) во всё горло разные смешные глупости, жевал(а)  конфеты со страшным чавканьем. В общем, всех смешил(а). А всем это не нравилось. И хозяину тоже. Он надулся и обиделся, будто шуток не понимает. Мне кажется, гостеприимный хозяин не должен дуться на гостей. Всё им должен прощать.

-          Согласны ли вы с мнением рассказчика?

-          В чём он себя неправильно вёл?

-          Почему обиделся хозяин?

Задание группам:

-          Напишите правила поведения в гостях

-          Напишите правила поведения хозяина, принимающего гостей

* Даётся 5 минут, потом группы представляют свои ответы

ПК. Если ты гость.

  • Ходить в гости надо или только по приглашению, или предупредив о своём визите
  • Звонить в дверь надо не больше двух раз
  • Находясь в гостях, некрасиво оценивать квартиру, особенно делать критические замечания
  • Нельзя брать в руки вещи, чтобы их рассмотреть
  • Не выпытывай, что сколько стоило и где было куплено

ПК. Если ты хозяин.

Принимать гостей следует любезно и сердечно. Если гость зашёл больше, чем на несколько минут, надо предложить ему раздеться. Причём ты должен помочь повесить пальто на вешалку и дать тапочки. Постарайся, чтобы гость скорее освоился и почувствовал себя как дома. Предложи ему сесть на самое удобное место. Займи гостя беседой. Пусть гость сам выбирает тему для разговора. Не оставляй гостя надолго одного. Если гость засиделся и не собирается уходить, а у тебя неотложные дела, ты должен найти удобную, очень тактичную форму, как дать ему это понять

Итог урока «Проверь себя».

Учитель. Какие правила этикета, ребята, вы запомнили? Назовите их.

Давайте их озвучим по ситуациям, которые мы сегодня разобрали: - приветствие

- комплименты

- разговор по телефону

- как ходить в гости и принимать друзей у себя дома. 

Дети отвечают. По ответам учеников составляются «Правила речевого этикета»

Рефлексия. Для того, чтобы подвести итог достижения цели, ответьте на следующие вопросы

1.На занятии я работал
2.Своей работой на занятии я
3. Занятие для меня показалось
4. На занятии я
5.Мое настроение
6.Материал занятия мне был

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен

Самооценка - И оцените свою деятельность  (на экране)

Мне было трудно…

Теперь я могу..

Я научилась (лся)..

Меня удивило..

Мне захотелось…

Учитель. Вот и подошла к концу наша игра. Мы с вами вспомнили об основных правилах приветствия, разговора по телефону, поведения в гостях – поговорили о том, как ходить в гости и принимать друзей у себя дома, о том, как занять гостей, чтобы посещение вашего дома им надолго запомнилось. Надеемся, что этот небольшая игра по этикету была интересна, и, может быть, вы узнали что-то новое и полезное для себя. А пока – до свидания и до новой встречи!              

Команды награждаются грамотами, самые активные ребята награждаются медалями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки воспитательных мероприятий по этикету Игра "Путешествие в страну Патафию"

Пояснительная записка.В предлагаемой подборке авторских методических разработок  воспитательных мероприятий направленных на воспитание и привитие норм разумного поведения представлены матер...

Разновозрастное внеклассное мероприятие "Путешествие в страну Этикета" (8 и 4 классы).

Разновозрастное внеклассное мероприятие. Учащиеся 8 "Г" класса подготовили игру-викторину для учащихся 4 "Д"....

Рабочая программа по внеурочной деятельности (общекультурное направление) "Путешествие по стране Этикет" 3 класс.

Рабочая программа по внеурочной деятельности (общекультурное направление) "Путешествие по стране Этикет" 3 класс....

Конспект занятия "Путешествие в удивительную страну "Этикет"

Цель: Формировать знания об основных правилах этикета...

"Путешествие в страну музыкального этикета" (Мастер-класс для музыкальных руководителей)

Данное мероприятие призвано обогатить профессиональный опыт музыкального руководителя по формированию основ музыкальной культуры дошкольников...