Реализация патриотического воспитания в МКОУ СОШ № 3 г. Нижние Серги - 3 в рамках ФГОС.
статья на тему

Дунаева Елена Юрьевна

План воспитательной работы на 2015-2016 учебный год.

Формы и методы реализации патриотического воспитания в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                  Утверждаю директор МКОУ СОШ №3

       --------------------------------- А..М.  Саулич                

  -                                                      

План воспитательной работы на 2015 – 2016 учебный год.


Формы и содержание деятельности

Сроки

Ответственный

1

Общешкольная линейка, посвященная Дню знаний. «Здравствуй,  школьная страна»

(1-11кл.)

1.09.2015

сентябрь

Педагог - организатор , Классные руководители 1кл., 9кл., 11кл.

2

День здоровья спорта и безопасности «Золотая осень»

13.09.2015

сентябрь

Педагог - организатор, Учитель физкультуры,

Классные руководители

3

«Кузьминки» народный праздник проводы осени для 1 -4 кл.

8 .10.2015

сентябрь

Педагог организатор

Классные руководители

4

 «Осеннее очарование» конкурсная – игровая программа для «Осеннего бала»5-11 кл.

27 .09.2015

сентябрь

Педагог - организатор

 Классные руководители

Учителя ИЗО

5

Изготовление открыток ко Дню пожилого человека, выпуск общешкольной газеты «1 октября – День добра и уважения». Праздничный концерт. (1-11 кл.)

1.10.2015

октябрь

 Педагог- организатор

 Классные руководители

Учителя ИЗО

6

- Проведение Дня Учителя и Дня самоуправления

Праздничный концерт, посвященный Дню учителя «Сердце отданное детям»

2.10.2015

октябрь

Педагог- организатор

Учителя музыки

7

Конкурс рисунков « О маме,  о семье!»

20. 11. 2015

ноябрь

Учитель ИЗО

8

Вечер посвященный Дню матери «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя мать!»

(1-4) кл.

(5-7)  кл.

28.11.2015

ноябрь

Педагог - организатор

 Классные руководители

9

Круглый стол посвященный  Дню конституции РФ. Всемирный день по правам человека.

12.12.2015

декабрь

Педагог- организатор

Классные руководители

10

Конкурс  проектов «Новый год в нашей семье».

Конкурс новогодних плакатов. Мастерская Деда Мороза (изготовление игрушек на школьную ёлку). Новогодний утренник 1-4 классы, Бал маскарад 5 -11 классы.

15.12.2015

20.1202015-28.12.2015

декабрь

Педагог - организатор

Классные руководители

Учитель ИЗО

11

«Раз в крещенский вечерок» вечер фольклорных традиций. 7 -11 кл.

16.01.2016

январь

Педагог- организатор

12

«Культурная гостиная»  в рамках года культуры 5-11кл.

«Праздник вежливых ребят»

(1-4 кл.)

25.01.2016 января

Педагог- организатор

Учителя русского языка и литературы

13

«День влюблённых сердец»

Мастер класс «Изготовление валентинок»

Алексеева О.В.

13.02.2016

февраль

Педагог- организатор

14

Уроки мужества «23 февраля –День Защитника Отечества».

Зарница «Славим подвиги и мужество»

15.02.2016

февраль

Классные руководители

15

Смотр строя и песни.(1 -4 кл.) «Красив в строю, силён в бою!»

19.02.2016

февраль

Педагог - организатор

Классные руководители

Учитель ОБЖ

16

Театральная постановка: « А зори здесь тихие.»

февраль

Педагог - организатор

Классные руководители

17

Классные часы, посвященные Международному женскому дню 8 Марта.

март

Педагог - организатор

Классные руководители

18

Общешкольный концерт, посвященный Международному женскому дню 8 Марта.

март

Педагог - организатор

Классные руководители

19

Широкая масленица

11.03.2016

Педагог - организатор

Классные руководители

21

«Ура –Каникулы!» развлекательно игровая программа

27.03.2016

март

Педагог- организатор

22

«Неделя здорового образа жизни и борьбы с вредными привычками»

 7- 11.03. 2016

 апреля

Педагог - организатор

Классные руководители

Учителя ОБЖ и физкультуры

 

23

Устный журнал, посвященной Дню космонавтики.

( 1-4 кл.)

12.04.2016

апрель

Педагог- организатор

Классные руководители

24

Акция «Георгиевская ленточка». Беседы, классные часы, выпуск стенгазет, вручение лент  ветерана, труженикам тыла и детям войны.

27- 30.04.2016

апрель

Педагог- организатор

Классные руководители

25

Общешкольный концерт, посвященный Дню Победы «Песня в военной шинели» Изготовление открыток для поздравления ветеранов.

6.05.2016

май

Педагог- организатор

Классные руководители

26

Общешкольная линейка «Последний звонок».

23.05.2016

Педагог - организатор

Классные руководители

30

Выпускной вечер

23.05.2016

Педагог- организатор

Классные руководители

Педагог- организатор  Е. Ю. Дунаева

 1.1. Цель конкурса:  активизация и выявление  творческого потенциала детей, подростков и юношества  в различных жанрах искусства.

            1.2.Задачи конкурса:

- создание условий для развития массового детского творчества;

- создание условий для индивидуальной творческой самореализации воспитанников;

- создание условий для формирования  нравственно-эстетического взаимодействия детей и родителей;

- формирование и воспитание художественного  вкуса у подрастающего поколения;

- мотивация педагогов учреждения к культурно-воспитательной работе с учащимися.

            1.3. Организатором конкурса является Отделение дополнительного образования гимназии №642 «Земля и Вселенная», которое формирует Оргкомитет для его проведения.

 

2. Условия и порядок проведения конкурса.

 

             2.1. В рамках конкурса могут быть представлены следующие жанры:

- танец  (бальный, современный, классика, модерн, пр.);

- вокал (классика, эстрада, народное пение);

- инструментальное исполнительство (игра на любом музыкальном инструменте);

- сценическое искусство (художественное слово, малая форма, театральная миниатюра);

- художественно - прикладное творчество (рисунок, живопись, фотография (цветная, чёрно-белая), лепка, оригами, макраме, вышивка, вязание, бисероплетение, пр.);

- литературное сочинительство (проза, поэзия, журналистика).

             2.2. Конкурс  проводится  по следующим номинациям:

2.2.1. Возрастные:

-  возрастная категория от 4  до 7 лет;

-  возрастная категория от 7 до 11 лет;

-  возрастная категория от 11 до 14 лет;

-  возрастная категория от 14 до 17 лет;

-  разновозрастная (для коллективного участия)

 

2.2.2  Видовые:

- музыкальная (вокал, инструментальное исполнительство, муз.театр, танец);

- художественно-прикладная (все виды художественно-прикладного творчества);

- литературно-драматическая (художественное чтение, театральная миниатюра, литературное сочинительство).

 

2.2.3. Специальные:



Предварительный просмотр:

   Занимаясь темой патриотического воспитания в школе мне пришлось обратится к помощи своих коллег так как у большинства педагогов есть свой личный архив с методическими разработками уроков , классных часов, интересные газетные и журнальные публикации, фотографии, репродукции и многое другое хранится в многочисленных папках педагога-практика.

   Воспользовавшись личным архивом педагога раскрываю одну из папок с рабочим названием «Патриотическое воспитание». Материал разобран по годам. Вот подборка 70-80-ых годов: публикации о героях Великов Отечественной войны, о космонавтах, о героике трудовых будней; вот статьи о трудовых  подвигах. Здесь же –  собственные разработки внеклассных мероприятий гражданско-патриотической направленности: «Уроки мужества», музыкально-литературные композиции, викторины, исторические вечера. Вот она, наша история, которая свидетельствует о том, что в разные эпохи наша страна одерживала победы благодаря всенародному патриотическому подъёму и постоянной работе педагогов по патриотическому воспитанию.

А вот за 90-ые годы материалов значительно меньше. Изменилась страна, изменилось её название, но самое главное и самое страшное в том, что стало меняться отношение общества к своей собственной стране, к своей Родине, к её истории. И тот самый истинный патриотизм, с его богатейшей  историей в этих условиях оказался,  по меньшей мере, неуместным. Как отмечают многие теоретики школа в девяностые годы далека была от воспитания патриотизма у подрастающего поколения. Как результат мы видим поколение, для которого чуждо понятие «Родина», «Патриотизм», «Отечество».

Но «время лечит» и всё расставляет на свои места. Сегодня вновь заговорили о патриотизме. Заговорили на самых разных уровнях, подчёркивая мысль о том, что для современной России нет  более важной идеи, чем патриотизм, ибо только его мощный потенциал может быть направлен на духовно-нравственное, политическое и экономическое возрождение страны. Практический интерес к теме на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания в условиях современной школы, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация.

 С этой целью была разработана Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.», а затем и программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг. В программе прописано всё: цели, задачи, механизм реализации, ресурсное обеспечение, оценка эффективности и т.д. Понятно, что адресована она в первую очередь тем, кто работает с детьми: учителям, воспитателям, классным руководителям, так как по долгу своей профессии мы призваны «сеять разумное, доброе, вечное». Правовыми основами патриотического воспитания учащейся молодёжи являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Концепция модернизации Российского образования, Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года, а также Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации и Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы». В Федеральном государственном стандарте  образовательной программе  начального общего образования патриотизм, как личностный результат, является одной из характеристик «портрета выпускника» и каждой ступени обучения. Так в «портрете выпускника начальной школы» это отражается в следующих характеристиках - «любящий свой народ, свой край и свою Родину»; на ступени основного общего образования-«любящий свой край и своё Отечество, знающий  русский и родной язык»; среднего (общего) полного образования- «любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества» ( ФГОС).    

 Но, выражаясь образно, патриотизм нельзя, как горох, «посеять» весной, а осенью уже «собрать» богатый урожай. Разрушать всегда легче и быстрее, чем восстанавливать или создавать заново. Очень хочется верить в то, что мы еще не опоздали! Хотя условия, в которых находится сегодня российское общество, в целом пока неблагоприятны для формирования у подрастающего поколения патриотического самосознания. 

Как сказал Путин В.В. на форуме в Пензе, который состоялся 15.10.2014г.: «Миссия школы задавать ориентиры, которые определяют поступки, решения, выбор целей. И учитель должен учить отличать правду от лжи, помогать вырабатывать жизненную позицию». Одним из способов такой деятельности является патриотическое воспитание, которое раскрывает в ребенке положительное, эмоциональное ценностное отношение человека к своей РОДИНЕ, способствует перепрограммировать на другие виды жизнедеятельности.

     Большую роль в воспитании у подрастающего поколения  патриотизма принадлежит школе. Формирование этих качеств происходит как на уроке, так и на правильно организованной внеклассной деятельности. В нашей школе накоплен определенный положительный опыт по патриотическому воспитанию обучающихся.

МКОУ СОШ №3 г. Нижние Серги-3 в школе  116 обучающихся с 1-го по 11 класс.. МКОУ СОШ №3 г. Это не большая, но своеобразная территория, на которой находится завод ФГУУП «1015 ЗРВТИ» по ремонту военно-технического имущества, и войсковая часть  которая предназначена для хранения и вооружении военной техники, стоящей на вооружении частей ВВС и ПВО. Дети городка всегда находятся в окружении военных, солдат, специалистов по военной технике. Наши дети знают не понаслышке об учебной  военной тревоге, о контрольно пропускном режиме и видят солдат, которые приезжают к нам служить из многих точек нашей большой страны, которые с достоинством отдают свой долг Родине.

Специфика данного городка существенно влияет на составление   планов по патриотическому воспитанию в МКОУ СОШ №3. 

    Используя различные методы и формы патриотического воспитания,  педагогический коллектив  пытается привить любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям; воспитать уважение к старшим, приобщить детей к традициям своего народа, стремление чтить и уважать погибших за свое Отечество; сформировать   чувство гордости за Российскую Армию, желание выполнить свой воинский долг, чтить и передавать из поколения в поколение святую память о наших отцах и дедах.  

   Для реализации патриотического воспитания учителями используются различные формы патриотического воспитания;

Одной из интересных форм работы, в рамках празднования 3 декабря «Дня неизвестного солдата», можно считать мероприятие под названием «Поиск». Ребята с помощью поисковых сайтов «Мемориал» и «Подвиг народа» вели поиск своих родственников участников великой отечественной войны.

   Одной из важных задач государства является военно-патриотическое воспитание подростков, в основе которого, лежит подготовка молодых людей страны к службе в Вооружённых Силах РФ, воспитание любви к армии, формирование высокого чувства гордости за принадлежность к России, постоянной готовности к защите Родины. Проблема патриотического воспитания молодёжи и подростков актуальна как никогда, поэтому на  при рассмотрении темы  «Служба в Армии свобода выбора, ответственность». Ежегодно организуется экскурсия в  войсковую часть, где учащиеся знакомятся со спецификой военного и солдатского труда. Такие мероприятия по можно оценить как положительные для школьников. Они формируют чувство патриотизма у учащихся – чувство долга перед Отечеством, необходимость службы в армии.

  Доказательством этого является то, что выпускники нашей школы совершенно не боятся идти служить в армию. Для них армия -  это долг,  который нужно отдать с честью и достоинством. Они каждый день видят офицеров, солдат, которые находятся на службе Родине. Солдаты это такие  же бывшие выпускники школ, техникумов, вузов. Они весёлые и здоровые, сегодня они помогают в погрузке военной техники, а завтра с нашими учениками будут готовить концерт, к празднованию дня части.(  На наш взгляд, проведение такой работы с учащимися на уроках  и внеурочная работа, формируют особое отношение учащихся к службе в армии, желание служить, отдать долг государству, чувство патриотизма. Все это свидетельствует  о положительных моментах  формирования патриотизма у учащихся.

    Реализуя  программу патриотического воспитания, школьники участвовали в проведении конкурсов, акций и мероприятий: «Наша общая Победа». Учитель истории приглашала в школу участника Великой Отечественной войны, Городилова А. М.Т  Ветеран  рассказал ребятам о  войне, о своей  нелёгкой фронтовой судьбе. Коллектив школы принимал активное участие в концерте  для ветеранов войны, тружеников тыла, детей войны и жителей городка который проходил в школе и был посвящён Великому дню Победы. После концерта  гости  были приглашены на праздничное чаепитие, организованное педагогическим коллективом.  Ветераны  войны, труженики тыла, дети войны получили от учащихся  памятные подарки, сделанные своими руками и георгиевские ленты.

 Мероприятия с приглашением участников великой отечественной войны и  тружеников тыла,  имеют огромное влияние на учащихся. Непосредственные участники тех лет и событий, помогают учащимся, посмотреть на те суровые года, глазами воинов,  учувствовавших в кровопролитных сражениях, и глазами тружеников тыла сутками стоявших у станков и в полях нашей страны. Ребята понимают ценность общения с ветеранами войны, ведь их с каждым годом становится все меньше, а знания и опыт, получаемые ребятами в процессе таких встреч от этих поистине исторических личностей, им необходимо будет передать будущим поколениям.

  В рамках мероприятий посвященных 70- летию Великой Победы, прошёл в школе   конкурс инсценировки военной песни «Песня в военной шинели».  В объявленном  конкурсе, с удовольствием приняли участие, все классы. Тематика представленных песен для инсценировки, взятых учащимися, была  интересна и разнообразна. Учащиеся с удовольствием готовились к участию в конкурсе, кроме песен, ребята приготовили. костюмы, военные атрибуты.    проводились различные мероприятия посвященные  великой Отечественной войне.

     Естественно работа по патриотическому воспитанию активизировалось в празднование 70- летие  Великой Победы. Первого  марта стартовал акция «Марш Победы»  в рамках которых были запланированы много интересных мероприятий посвященных этой великой дате.

  Традиционным стало проведение ежегодно в феврале месячника военно-патриотического воспитания, посвященного Дню защитников Отечества, который призван формировать эмоционально-волевые качества гражданина - патриота России, повышать уровень физической подготовки подростков, воспитывать стремление к сохранению и преумножению военного, исторического и культурного наследия.

  Месячник проводится насыщенно, разнообразно. Он включает в себя тематические общешкольные линейки, посвященные дням воинской славы «Блокада Ленинграда», «Сталинградская битва», «Афганистан - наша боль».

В рамках месячника проводятся мероприятия спортивно-патриотического направления, способствующие развитию силы, ловкости, выносливости, воспитанию воли к достижению победы, самоутверждения, состязательности, необходимости ведения здорового образа жизни, готовности к защите Родины. В нашей школе ежегодно проводится военно- патриотическая игра «Зарница», конкурс строя и  песни «Красив в строю силён в бою». На конкурс, строя и песни ежегодно приглашаются офицеры  из войсковой части,  которые берут на себя обязанность главнокомандующего.

   Учащиеся данной школы активно участвуют в концертах, которые организует Дом культуры. К дню пожилого человека учащимися  были приготовлены художественные номера, с которыми они выступили перед пожилыми людьми городка в доме культуры. Ежегодно принимают участие в  муниципальном конкурсе патриотической песни Дружининского городского поселения «Песни фронтовых дорог».  Все это так же формируют патриотические чувства у учащихся.

  Кроме общешкольных мероприятий, классными руководителями проводится работа по данному направлению в соответствии с возрастом учащихся. Для этого используются самые разнообразные формы проведения мероприятий с каждым классом: конкурсная программа, утренник, познавательная игра, литературная игра-беседа, устный журнал,  что способствует развитию личностных качеств каждого ученика индивидуально.

  Работа по военно-патриотическому воспитанию затрагивает каждого ученика нашей школы, напоминает детям о смысле слов «РОДИНА», «ОТЕЧЕСТВО», «ЗАЩИТНИК». Ведь задача школы - не только дать детям знания, но и воспитать в них глубокое убеждение, что они, являясь гражданами своей страны, должны любить Родину, стать подлинными ее патриотами. Поэтому  в течении всего учебного года классными руководителями проводились: уроки мужества, классные часы, тематические беседы посвященные  патриотическому воспитанию. Для учащихся  классным руководителем  были проведены классные часы на тему: «Россия - наша Родина», «Воинская слава моей семьи» «Олимпийский Сочи», «Символика Нижнесергинского района», «Города герои».

 

  Во всех проводимых мероприятиях активное участие принимали все обучающиеся школы с 1-11 классы, классные руководители, учителя-предметники, родители. Практически все запланированные мероприятия были проведены и отличались хорошей подготовкой и высоким уровнем проведения.

    К сожалению, при реализации патриотического воспитания в школе, как и у всякой деятельности, есть свои ошибки и недостатки. Если проанализировать школьную  работу по воспитанию патриотизма и патриота то, наверное, главная ошибка в том, что все виды деятельности носят периодический характер и реализуются в период объявления той  или иной акции, или мероприятия. А хотелось бы, что бы добрые дела делались не только в «Неделю добра», а всегда, вспоминали о  тружениках тыла и ветеранах Великой Отечественной войны не только 9 мая и месячник военно-патриотического воспитания, но и другие праздники, и каждый день. Ведь что бы уделить внимание не всегда нужно организовывать большой праздник, иногда нужно просто уделить внимание.

      Патриотическое воспитание в школе реализуется при помощи урочных и внеурочных занятий. В связи с этим, каждая школа сама вырабатывает свою программу воспитательной работы, по патриотическому воспитанию, определяет цели и задачи. Поэтому, в   школе  была разработана  программу воспитательной работы, по патриотическому воспитанию «Мы будущее твоё Россия».

  Будем надеяться, что светлые и славные  школьные мероприятия, еще долгие годы будут способствовать укреплению патриотических качеств учащихся и являться предметом гордости и уважения, как учителей, так и учеников. Главное, чтобы в сердце каждого поселилось чувство ответственности, гордости за свое Отечество, единственную, уникальную для каждого человека Родину, данную ему судьбой, завещанную ему предками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация патриотического воспитания как фактора формирования гражданской позиции личности школьников на уроках ОБЖ в условиях реализации ФГОС.

1,Реализация патриотического воспитания как фактора формирования гражданской позиции личности школьников на уроках ОБЖ в условиях реализации ФГОСМедвежова Вера Зиновьевнапедагог-организатор ОБЖУ...

НОВЫЕ ПОДХОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СУВОРОВЦЕВ В СВЕТЕ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

В данной методической разработке ключевым звеном является модель выпускника училища. Предполагается, что результатом воспитательной системы на компетентностной основе будет не просто функционально - г...

"Военно-патриотическое воспитание в МКОУ Кочетовская ООШ"

В этой презентации можно увидеть, как проводиться военно-патриотическое воспитание в МКОУ "Кочетовская ООШ"...

Военно-патриотическое воспитание в МКОУ "Красносельцевская СОШ"

Организация военно-патриотической работы в школе....

Патриотическое воспитание в МКОУ "Мало-Каменская средняя общеобразовательная школа"

   Существующая в школе система патриотического воспитания, основанная на духовной связи поколений, легла в основу школьной программы «Патриотическое воспитание обучающихся МОУ «Мало-...

Конспект итогового занятия по патриотическому воспитанию на тему «Экскурсия по Нижнему Новгороду» в подготовительной группе

Продолжать знакомить детей со значением слова Родина, формировать любовь к родному городу - Нижнему Новгороду, интерес к его прошлому и настоящему, закрепить полученные знания....