дискуссия "Гражданственность или патриотизм?"
классный час (9 класс) на тему

Ухинова Софья Базаровна

Дискуссия для учащихся 9 класса по выявлению гражданского самосознания и отношения к патриотизму

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diskussiya_-_otkrytoe_meropriyatie.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Дискуссия по теме «Гражданственность или патриотизм?».

Участники учащиеся 9 класса. Для большей эффективности детей  рассаживать по желанию  по творческим  группам №1, №2, №3, №4    

Ход мероприятия:

  1. Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемое жюри!

Оглянитесь поскорей  

Посмотрите на друзей  

Друг другу улыбнитесь  

И потихоньку садитесь..

  1. Включается музыка, песня о России.

Мы только что прослушали фрагмент из песни Игоря Талькова «Россия». Автор возмущён тем, что наша величайшая Россия, претерпевшая столько испытаний, в современное время теряет своё величие. Эту песню, кстати, Игорь Тальков написал в 1989 году буквально за пару минут и на одном дыханье, не исправив не одной строки, он постоянно интересовался историей России, много читал и любил свою Родину.

Ребята! Как часто вы слышите от взрослых людей в свой адрес, что, дескать, не та молодежь, не так работаете, не так любите, не так относитесь к своему родному краю, Родине? Значит вы плохие граждане или патриоты? А как надо относиться к своей родине? Кто такие патриоты и граждане? Есть разница в этих понятиях? Давайте проведем дискуссию по данному вопросу, определим свои позиции и наметим пути их решения

Тема «Гражданственность или патриотизм?».Во время дискуссии нужно соблюдать следующие правила:

Слайд 1 Правила работы для участников дискуссии: 

  • «Свобода слова». Каждый участник должен иметь возможность высказать своё мнение, даже если оно отлично от мнения группы.
  • «Обсуждаются идеи, а не личности. В ходе обсуждения недопустимо «переходить на личности», навешивать ярлыки, допускать уничижительные высказывания и т.д.
  • Правило поддержки. Важно быть внимательным к высказываниям другого, стараться понять смысл его мнения, поддерживать тех, кому сложно говорить публично.
  • Правило цели. Говори кратко, ясно и чётко. Говори по теме, старайся отражать суть разбираемой проблемы.
  • Критикуя – предлагай.

Итак, Что первично «Гражданственность или патриотизм». Как вы думаете, с чего начнем исследование проблемы? С понятий.

  1. Введение в дискуссию. Задание№1. Перед  вами высказывания, относящиеся к понятиям «гражданин» и «патриот». (приложение №1. Листочки с высказываниями) Задача групп – классифицировать в соответствии с их значением, объяснить понятия. Обсуждаем. Время 5 мин

.

Обсуждение. Ответы по группам. Подведем итог.

На слайде № 2 Готовый ответ показать. Итак,

Гражданин – это тот, кто обладает:

- чувством собственного достоинства;

- внутренней свободой, превращенной в самостоятельную дисциплину

- уважительным и доверчивым отношением к другим гражданам;

- способностью превращать свободу в добровольную лояльность (корректное, благонадежное отношение)

- способность воспринимать свои права как обязанности и свои обязанности как права;

- критика существующих недостатков;

- желание изменить отечество в лучшую сторону.

Патриот – это тот, кто обладает:

- чувством любви к Родине;    -- дисциплиной;

- честностью;       - стремление принести пользу;

-преданностью Отечеству.

4. Как вы думаете, кем надо быть – патриотом или гражданином? Обсуждение.

5. Попробуем оценить себя по этим критериям: я больше гражданин или патриот? На листах самооценки поставьте себе оценку по 5 балльной системе.

Моя гражданственность и патриотизм

Лист самооценки ____________________________________

                                   Фамилия, имя

оценка

1

чувством собственного достоинства

2

3

внутренней свободой, превращенной в самостоятельную дисциплину

4

уважительным и доверчивым отношением к другим гражданам

5

способностью превращать свободу в добровольную лояльность (корректное,

благонадежное отношение

6

способность воспринимать свои права как обязанности и свои обязанности как права

7

критика существующих недостатков

8

желание изменить отечество в лучшую сторону

9

- чувством любви к Родине

10

- дисциплиной;

11

- честностью;

12

- стремление принести пользу;

13

-преданностью Отечеству.

Оценили себя? Спросить из каждой группы по 1 ученику.

6. Задание № 2. Попробуйте кратко, одним предложением сформулировать данные понятия. Обсуждение. Что объединяет? (чувства, отношение, характер) Что различает?. Время 2 мин. Обсуждение 3мин. (  Ответы на слайде №4)

  • Гражданин – это права и обязанности, ответственность, критичность мышления 
  • Патриот – это преданность, слепая любовь .

7. Задание № 3.  Какими должны быть ценностные ориентиры, определяющих гражданское самосознание и патриотическое воспитание. Время 2мин. Обсуждение 3 мин. Устно.

В работе пользуйтесь карточкой №2.(приложение №2)

8. Подведем итог дискуссии. Слайд 5

 Гражданское самосознание:

Гуманность (человечность), уважение прав и свобод человека, уважение человеческого достоинства, уважение к законам своей страны, уважение норм и правил, справедливость, равенство людей, толерантность, патриотизм

Патриотическое воспитание:

Почтение к родителям, любовь к Родине, готовность служению Отечеству

     9.    Ролевая игра. Осталось нам наметить пути патриотического воспитания молодежи и формирования у них гражданского самосознания. Каждая группа выбирает 1 роль. Группа 1 – администрация школы , группа 2 – родители, группа 3 – администрация района, 4 – население. 5 мин. Мини – проекты в группах. На листе А4 ответы.

10. Рефлексия: Расставьте приоритеты: что первично - гражданственность или патриотизм?

Каждая группа высказывается о мероприятии, о своем участии в нем.

11.  Закончить словами «Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, — спроси, что ты можешь сделать для своей Родины. «Джон Кеннеди.

Приложение №1

Листочки с высказываниями

чувством собственного достоинства

внутренней свободой, превращенной в самостоятельную дисциплину

уважительным и доверчивым отношением к другим гражданам

способностью превращать свободу в добровольную лояльность (корректное,

благонадежное отношение

способность воспринимать свои права как обязанности и свои обязанности как права

критика существующих недостатков

желание изменить отечество в лучшую сторону

- чувством любви к Родине

- дисциплиной;

- честностью;

- стремление принести пользу;

-преданностью Отечеству.

Приложение №2

Карточка №2.

Це́нность — важность, значимость, польза, полезность. 

почитание родителей, здоровье, жизнь, семья, любовь, вера в Бога , дружба , свобода, справедливость, доброта, уважение образование жизненный успех самореализация ответственность патриотизм искренность, личность человека, бескорыстие, вера, независимость, карьера, благополучие, работа, милосердие, порядок, материальный достаток, власть, комфорт, целомудрие, чувство долга, требовательность к себе, щедрость, инициативность…