проект «Великая Отечественная война в истории моей семьи: боевой путь Грязина Ивана Павловича»
проект (11 класс) на тему

Рябчикова Надежда Петровна

Тема Великой Отечественной войны  – необычная тема… Необычная, потому что написано о войне так много, что не хватит целой книги, если вспоминать одни только названия произведений. Необычная, потому что никогда не перестанет волновать людей, бередя старые раны. Необычная, потому что память и история в ней слились воедино. Современные молодые люди не знают и не хотят знать войны. Но ведь ее не хотели и те, кто погибал, не думая о смерти, о том, что не увидят больше ни солнца, ни травы, ни листьев, ни своих детей. Чем дольше от нас война, тем больше осознаем мы величие народного подвига. И тем больше – цену победы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pushkina_e.boevoy_put_gryazina_i.p.docx34.68 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 п. Советский»

исследовательский проект

Великая Отечественная война

в  истории моей семьи:

боевой путь Грязина Ивана

 Павловича

Выполнила:  Пушкина Евгения,

обучающаяся 11-В класса

Руководитель: Рябчиков Н.П.,

учитель истории высшей

 квалификационной категории.

п.Советский

2015г.

Содержание:                                                                                                       стр.

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Обзор литературы………………………………………………………….5
  2. Методика исследования……………………………………………………7
  3. Результаты исследования
  1. Анкетные данные……………………………………………………8
  2. Начало войны. Военный призыв…………………………………...8
  3. Боевой путь: от Москвы до Берлина……………………………….9
  4. День Победы. Демобилизация…………………………………….11

Выводы…………………………………………………………………….….12

Заключение…………………………………………………………………...13

Список литературы и источников Интернета ……………………………...14

Приложение

Тема Великой Отечественной войны  – необычная тема… Необычная, потому что написано о войне так много, что не хватит целой книги, если вспоминать одни только названия произведений. Необычная, потому что никогда не перестанет волновать людей, бередя старые раны. Необычная, потому что память и история в ней слились воедино. Современные молодые люди не знают и не хотят знать войны. Но ведь ее не хотели и те, кто погибал, не думая о смерти, о том, что не увидят больше ни солнца, ни травы, ни листьев, ни своих детей. Чем дольше от нас война, тем больше осознаем мы величие народного подвига. И тем больше – цену победы.

В современном мире, где общество направлено на тотальную глобализацию, а средства массовой информации влияют на сознание человека, все труднее и труднее становится обрести себя. Но еще чудовищнее то, что мы забываем о наших корнях, о своих предках. Благодаря идее космополитизма, происходит смена приоритетов, и ложные  понятия заменяют истинные. К сожалению, сейчас в мире забывают, кто был подлинным  победителем в Великой Отечественной войне. Но если каждый будет помнить о тех, кто в его семье воевал, то наша память не угаснет.

В истории каждой российской семьи  золотыми буквами прописаны страницы Великой Отечественной войны. Особое место занимает  война и в истории моей семьи. Участниками тех событий были мой прадедушка Грязин Иван Павлович и его брат Яков Павлович.

Цель моей работы – исследовать боевой путь моего прадедушки Грязина Ивана Павловича.

Исходя из этого и были поставлены  задачи данного проекта.

Задачи:

  • собрать воспоминания о Великой Отечественной Войне
  • получить документальный материал
  • начать работу по выполнению семейного архива

Объект исследования:

  • боевой путь Грязина Ивана Павловича

Предмет исследования:

  • материалы семейного архива, воспоминания родных и близких;
  • материалы министерства обороны РФ

Продукт исследования:

  • проектная папка;
  • презентация

1. Обзор литературы:

Первые сведения о событиях ВОВ население получало из газет и радиопередач. По мере накопления этой информации возникла необходимость в систематизации и её изучению по этому вопросу было принято несколько решений ЦК ВКП(б), и в декабре 1941г. при АН СССР была учреждена «Комиссия по истории ВОВ». Затем аналогичные комиссии были созданы во всех республиках, краях, областях, наркоматах, при аппарате ЦК ВКП(б) и в штабах Советской Армии и ВМФ.

Первыми документами, обобщающими опыт войны, были доклады руководства страны. К числу последних документов следует отнести и вышедший в 1944г. первый том трудов «Внешняя политика СССР в период Великой Отечественной Войны». После окончания войны во многих журналах и книгах публиковались статьи об отдельных операциях и других вопросах ВМВ. Первый отечественный капитальный труд под названием «Сборник материалов по истории военного искусства в Великой Отечественной Войне» появился в 1955 году, но был малодоступен, поскольку имел гриф «Только для адмиралов, генералов и офицеров Советской армии и Военно-морского флота».

Такой же гриф с началом холодной войны получили военные журналы.

В конце 1955г. в свободную печать поступили «Очерки истории Великой Отечественной Войны», изданные АН СССР. С конца 50-х годов и до распада СССР издавалась серия «Военных мемуаров» (до 200ед.), с 1959г. было возобновлено издание «Военно-исторического журнала» (ВИЖ). В 1960-1963г.г. вышло шеститомное издание «История Отечественной Войны»

В 1976-1980г.г. вышла восьмитомная «Советская военная энциклопедия», в которой большая часть посвящена ВОВ. Последними обобщающими изданиями о ВОВ были однотомная энциклопедия и словарь-справочник. Всего за период 1945-1985г.г. в СССР было около 20 тыс. наименований книг и брошюр о ВОВ.

Во второй половине 80-х гг. вновь была предпринята попытка переписать историю войны. Военные историки начали работать над созданием 10-томной «Истории Великой Отечественной войны», которую хотели завершить к 50-летию Победы. Однако в историю вмешалась политика, и завершить начатую работу изданием хотя бы одного тома не удалось. События 1989г. в Прибалтике и Восточной Европе заставили историков по-иному взглянуть на события, предшествующие началу войны, и её военно-политические итоги. Этому же способствовала публикация в нашей стране работ по истории Второй Мировой Войны, написанных на Западе и дошедших наконец до российского читателя.

Современную историографию Великой Отечественной Войны можно разделить на три направления. Два из них рассматривают историю войны как полигон для сведения политических счетов и выбирают из нее лишь те факты, которые позволяют обосновать их радикальные взгляды. Небольшая группа исследователей уже проделала большую работу для освещения тех «белых пятен», которые существовали в предшествующей историографии. К ним можно отнести историков А.М. Самсонов, Д.А. Волкогонова, публицистов и писателей В.В. Карпова, В.Д. Успенского и др., усилиями которых прояснены многие аспекты военно-политической истории Великой Отечественной Войны. Слабой стороной современной отечественной историографии является отсутствие интереса к изучению внутри- и внешнеполитических проблем истории войны, состояния советской экономики, роли тыла в войне. Определенную помощь в освещении этих проблем оказывают западные исследователи истории войны.

2. Методика исследования:

  • изучить материал о Великой Отечественной войне в книгах, в ресурсах Интернета
  • исследование материалов с сайта министерства обороны РФ
  • составить вопросы интервью
  • посещение респондента, запись ответов на вопросы
  • опрос близких и родных о моем дедушке
  • исследование фотографий и документов из семейного архива
  • обработка материала

Исследование производилось 25, 27, 29 марта 2010 года на квартире Грязина Ивана Павловича по адресу п. Советский, ул. Пушкина, д.16-а, кв. 55 в форме интервью по вопросам, представленным в приложении. Зафиксированы анкетные данные. Ответы на плановые вопросы, ознакомлены с документами респондента. После обработки и редактирования материалов, текст был заверен подписью респондента.

3. Результаты исследования.

3.1. Анкетные данные.

  1. Грязин Иван Павлович.
  2. Родился 22 декабря 1922 года в д. Верка Верх-Ушнурского сельского совета Ронгинского района Марийской АССР.
  3. Происхождение - из крестьян.
  4. Образование – партийная школа г.Йошкар-Ола.
  5. Бригадир колхоза «Дружба» (д. Верка), председатель исполкома Верх-Ушнурского сельсовета, председатель колхоза им. Ленина с.Верх-Ушнур, зав. Отделом автомобильного транспорта при исполкоме райсовета, председатель колхоза «Искра» (п. Алексеевский), начальник кирпичного завода Советского ССК, начальник коммунального хозяйства, заместитель главного врача по административно-хозяйственной части Советской ЦРБ.
  6. Призвался в армию 13 августа 1941г. из д. Верка Верх-Ушнурского сельского совета Ронгинского района.
  7. Прошел боевой путь от Москвы до Берлина
  8. Награжден орденами «Красная звезда», «Отечественной войны 1-ой степени», медалями «За отвагу», За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», за победу над Германией».

3.2. Начало войны. Военный призыв.

Согласно результатам исследования выявлено, что нападение на СССР со стороны фашистской Германии для большинства мирного населения было неожиданным. В это время Грязин И.П. вместе с другими ребятами работал на колхозном поле. О начале войны им сообщили младшие товарищи, не поверив им, все бросили работу и побежали в деревню, чтобы послушать радио. Выступление Молотова подтвердило известие о начале войны.

В армии он оказался по призыву, не успев окончить 10-й класс Ронгинской средней школы. В армию призвали 13 августа 1941года. Провожали Грязина И.П. родные, близкие, друзья, соседи.

3.3. Боевой путь: от Москвы до Берлина.

Боевой путь Грязина И.П. начался службой в 25-м запасном стрелковом полку в г.Казань. Затем он прошел обучение в Куйбышевском военном училище связи. С мая 1942 года по август 1943 года служил старшим радиотелеграфистом в 12 истребительной артиллерийской бригаде, с августа 1943 года до ноября 1946 года в 41 истребительной противотанковой артиллерийской бригаде Резерва Главного Командования (РГК).

Боевой путь Грязина И.П. начался под Москвой и закончился в Берлине: Москва–ст.Алабина–Козельск–Белев–Дубно–Болхов– Орел–Кромы–Дмитриев–Рыльск–Глухов–Чернигов–Гомель–Довск–Быхов–Рогачев–Колинкович–Мозырь–Новоград–Волынск–Ровно–Луцк–Ковель–Люблин–Холм–Демблицк–Желехув–Прага–Варшава–Радом–Лодзь–Коло–Познань–Ландсберг–Кюнстрин–Бувайл–Цеден–Баудор–Хавьеберг–Берлин.

Исследование показало, что советские солдаты, патриоты своей страны, ненавидели врага и сражались, преодолевая свой страх. Солдаты служили честно, без корысти. Солдаты погибали. Прекрасно понимая, что они отдают свою жизнь во имя счастья, во имя свободы, во имя чистого неба и ясного солнца над головой. Во имя будущих счастливых поколений. Сознание своего долга перед Родиной затушило и чувство страха, и боль, и мысли о смерти. Воины понимали, что они проливают кровь во имя торжества справедливости и ради жизни на Земле.

В редкие минуты передышки Грязин И.П. отвлекало увлечение поэзией. Вот строки одного его стихотворения:

О, жизнь!

Ты миг, но миг прекрасный,

Невозвратный, тяжелый, дорогой.

Кому счастливый, кому несчастный,

Но расставаться никто не хочет с тобой.

Но чтобы жизнью наслаждаться,

Чтоб ею с честью дорожить,

Перед судьбою преклоняться,

Жить, верить и любить!

(Приложение 23)

За мужество и отвагу в борьбе с немецкими захватчиками Иван Грязин был награжден орденом «Красная звезда» и орденом «Отечественной войны 1-ой степени», медалями «За отвагу», За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», за победу над Германией».

«Медаль за отвагу» он получил в бою, когда противник бросился в ожесточённую контратаку  в районе села Сенская. Связист Грязин Иван Павлович был ответственным за запасную линию, связывающего полк с бригадой прадеда.  За короткий промежуток времени, разрывами снарядов противника, кабель был порван. Десять раз прадед, сознавая свою   ответственность за цельность линии связи, под огнем противника восстанавливая разрывы,  сам обеспечил непрерывную связь и управление боем  (Приложение 24,25,26)

Медаль «За боевые заслуги» он получил когда в боях с немецко- фашистскими захватчиками с 23-29 июня 1944 года. За прорыв обороны в районе села Большая Кокотлица -  Озерск и дальнейшем разгроме противника при продвижении, прадедушка в течении всего периода боя обеспечивал бесперебойную связь по радио КП бригады с НП командира бригады ИКП командиров полков, а также контроль работы радио сети бригады. Находясь в пути следования, радиосвязь работала бесперебойно (Приложение 27,28,29)

Орденом «Красной звезды» Иван Павлович был награжден 11 мая 1945 года. В период боевых действий на плацдарме реки Одер и по проследовании перехода до реки Эльбы, Иван Павлович все время находился на рации и поддерживал бесперебойную связь между частями бригады. Под огнем противника, сутками без сна и отдыха, дежурил один на рации, работая на «отлично». Связь ни на минуту не прерывалась (Приложение 30,31,32)

Не раз младший сержант Грязин получал благодарности от командования (Приложение 16,17)

3.4. День Победы. Демобилизация.

День Победы Грязин И.П. встретил в Берлине. Все радовались, обнимались, целовались и плакали. Но это были слезы радости. Не было счастья большего для них, чем окончание войны. Это была общая победа: и тех, кто воевал с оружием в руках, и тех, кто трудился в тылу.

Отгремели салюты Победы, но ещё больше года Иван Павлович служил в составе советских войск в Германии. Боевой путь он завершил 16 ноября 1946 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР младший сержант Иван Грязин был демобилизован из рядов советской армии.

После войны, вернувшись домой. Учился в партшколе в г.Йошкар-Ола, а затем находился на различных руководящих должностях. Награжден почетными грамотами, медалями, благодарностями.

Выводы

Не бывает легких времен. Каждое время сложно для того, кто в нем живет. Это неоспоримая истина. Но бывают особенные времена, словно бы предназначенные для испытания людей на прочность, на мужество, на способность сохранить в себе достоинство и лучшие человеческие качества. Это – роковые времена. И, может быть, только на долю России, как ни одной другой страны мира, выпало такое невероятное количество катастроф и потрясений, одним из которых стала Великая Отечественная война.

Война оставила глубокий след в истории нашего государства. Она в который раз показала всю свою жестокость и бесчеловечность. Долгих тысяча четыреста восемнадцать дней шел народ дорогами тяжелейшей из войн, чтобы спасти свою Родину и все человечество от фашизма. Сплотившись, он поднялся на защиту страны, своей свободы. Своих жизненных идеалов.

Я горжусь тем, что свой вклад в победу над фашистской Германией внесли представители марийского края, в том числе и моей семьи.

Мой дедушка, Грязин Иван Павлович и сегодня является для меня примером стойкости и жизнелюбия.

Заключение

Исследовательская работа имеет важное воспитательное значение, способствует формированию чувства патриотизма. Без истории малой родины история России была бы не полной. При изучении истории своего края и своей семьи, меняется само отношение к своему селу, району, возникает необходимость бережного обращения с ними, как с уникальным местом, без которого Россия была бы, несомненно, беднее.

Разработанная методика исследования способствует формированию навыков работы с историческими источниками.

Рекомендуется продолжить работу по изучению и оформлению семейного архива

Данную работу можно использовать при изучении тем «Наши земляки- участники Великой Отечественной войны», «Вклад марийского народа в победу в Великой Отечественной войне», при проведении классных часов и при оформлении стендов, посвященных Великой Победе.

Рекомендуется использовать материал при организации школьных музеев.

Список используемой литературы и ресурсов Интернета

  1. «История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945гг.» в 6-ти томах, -Москва, 1995г.
  2. «История России 20 века. Школьная энциклопедия», - Москва, Олма-Пресс, 2003г.
  3. «Летописцы Победы», - Москва, «Издательство Политической Литературы», 1990г.

http://podvignaroda.mil.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: "Великая Отечественная война в истории моей семьи"

В связи с новыми требованиями к образовательному процессу изменился и мой подход к преподаванию истории в школе. В течение 2011-2015 учебного года я работаю над методической темой, связанной с углубле...

Проект "Великая Отечественная война в истории моей семьи"

Обобщение готовой работы учащихся по проекту происходит  на итоговом уроке по теме «Значение победы в Великой Отечественной войне». Ребята выступают перед сверстниками и рассказывают о своих родн...

Великая Отечественная война в истории моей семьи. Мои прапрадедушки – участники Великой Отечественной войны.

        Презентацию «Мои прапрадедушки – участники Великой Отечественной войны» подготовила ученица 1 класса «Д» ГБОУ Школа № 1251, г. Москва, Виктория Шкред. С такими презе...

Проект Великая Отечественная война в истории моей семьи

Война закончилась 75 лет назад, а память о ней живет до сих пор. И будет жить всегда. Пока мы будем о ней говорить, и чтить память о погибших на этой войне. Великая Отечественная война пришла в каждый...

Исследовательский проект "Великая Отечественная война в истории моей семьи"

История нашей семьи во время Великой Отечественной войны...

Проект "Великая Отечественная война в истории моей семьи"

Проект "Великая Отечественная война в истории моей семьи"...

Социальный проект: «Великая Отечественная война в истории моей семьи»

Проект посвящён Великой Отечественной войне и направлен на формирование чувства патриотизма у современных школьников, расширение их социального опыта на примере героического подвига членов их с...