Декада родного языка в школе
статья на тему

Латыпова Гелфария Миннегалиевна

Языки составляют неповторимое выражение человеческого творчества во всем его разнообразии. Как инструмент коммуникации, восприятия и размышления, язык также описывает то, как мы видим мир, и отражает связь между прошлым, настоящим и будущим. Языки несут следы случайных встреч, различные источники, из которых они насыщались, каждый в соответствии со своей отдельной историей. Родные языки уникальны в том отношении, какой отпечаток они накладывают на каждого человека с момента рождения, наделяя его особым видением вещей, которые никогда на самом деле не исчезнут, несмотря на то, что впоследствии человек овладевает многими языками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dekada_rodnogo_yazyka_v_shkole.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Декада родного языка в школе

Международный день родного языка, провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года, отмечается с 2000 года ежегодно 21 февраля с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию. 
Языки являются самым сильным инструментом сохранения и развития нашего материального и духовного наследия. По оценкам ЮНЕСКО, половина из примерно 6 тысяч языков мира могут в ближайшее время потерять последних носителей. Все шаги по способствованию распространения родных языков служат не только содействию языковому разнообразию и многоязыковому образованию, развитию более полного знакомства с языковыми и культурными традициями по всему миру, но и крепят солидарность, основанную на взаимопонимании, терпимости и диалоге. 
21 февраля 2003 года по случаю Международного дня родного языка Генеральный директор ЮНЕСКО К.Мацуура отметил: «Почему столько внимания уделяется родному языку? Потому что языки составляют неповторимое выражение человеческого творчества во всем его разнообразии. Как инструмент коммуникации, восприятия и размышления, язык также описывает то, как мы видим мир, и отражает связь между прошлым, настоящим и будущим. Языки несут следы случайных встреч, различные источники, из которых они насыщались, каждый в соответствии со своей отдельной историей. Родные языки уникальны в том отношении, какой отпечаток они накладывают на каждого человека с момента рождения, наделяя его особым видением вещей, которые никогда на самом деле не исчезнут, несмотря на то, что впоследствии человек овладевает многими языками. Изучение иностранного языка — это способ познакомиться с другим видением мира, с другими подходами».

В рамках мероприятий, посвящённых Международного дня родного языка, который  отмечается 21 февраля в школах проходят различные мероприятия, посвященные определенной теме и нацеленные на содействие уважению, а также на поощрение и защиту всех языков. Так, в разные годы проведение Дня было посвящено темам: взаимосвязи между родным языком и многоязычием; повышению осведомленности общественности в вопросах языковых и культурных традиций, основывающихся на взаимопонимании, терпимости и диалоге; охране нематериального наследия человечества и сохранению культурного разнообразия и другим.

В нашей Красногуляевской средней школе с 18 по 29 февраля проводились мероприятия различного уровня. В день вежливости была проведена акция «Мин татарча сөйләшәм», и говорили об этикете чувашского народа. Ребята показали уровень своей воспитанности, внимательности друг другу, употребляя вежливые слова.

Учащиеся 1, 5 классов посещая музейную комнату школы, ознакомились с особенностями национальных костюмов, с вышивкой и орнаментами. Некоторые ребята попробовали сесть за ткацкий станок и ткать, создавая рисунок ковра.

В рамках декады родного языка, 24 февраля в Доме Культуры посёлка проводился праздник «День татарского языка и культуры». Перед началом мероприятия в фойе Дома культуры была познавательная лекция, а также чтения стихов на татарском и русском языках  Мусы Джалиля, посвященного 110-летию со дня рождения великого татарского поэта, была организована выставка книг на татарском языке, выставка предметов быта. Присутствовали гости: Глава администрации МО «Сенгилеевский район» Олег Геннадьевич Манаковский; председатель Исполкома общественной организации «Ульяновская областная татарская национально-культурная автономия» Рамис Фарукович Сафин; председатель Совета татарской национально-культурной автономии МО «Сенгилевский район»,заместитель главы администрации Рамис Султанович Саржанов; Депутат Законодательного Собрания Ульяновской области Фарит Шакирович Аюпов; директор Центра татарской культуры Рамиля Хайдаровна Сафина; председатель Совета Засвияжского района татарской национально-культурной автономии, заместитель председателя областного объединения татарских писателей Шафик  Хасиатуллович  Иматдинов; председатель Новоульяновского Совета татарской национально-культурной автономии, руководитель Областного женского общества «Ак калфак» Каримя Хамзиевна Алиуллина; начальник Отдела по делам Культуры и организации досуга населения Администрации МО «Сенгилеевский район» Нина Вячеславовна Зудова.

Проводилось мероприятие, посвященное 110-летию со дня рождения великого сына своего народа Мусы Джалиля. Были приглашены гости, пограничники: Н.А. Яргунов и В.А. Шайхутдинов. Ребята выразительно рассказывали стихи поэта, которые были написаны до войны и во время войны, в суровых условиях. Украсила праздник выступление учителя рисования Н.Г. Буравовой в военной форме. Она прочитала стихотворение «Утешение». Ведь в самых трагических стихах поэта есть выход к надежде, к свету и тут же пишутся юмористические строки. «Мы должны быть сильнее смерти», - не раз повторял Джалиль своим друзьям. Чувство дружбы помогало джалиловцам стойко перенести пытки и истязания. Джалиль сам дошел до последней своей песни по следу яркой, героической, достойной жизни. И стихи его  прозвучали как эхо, которое мы долго будем слышать.

Песни, в душе я взрастил ваши всходы

Ныне в Отчизне цветите в тепле.

Сколько дано вам огня и свободы,

Столько дано вам прожить на земле!

Вам я поверил своё вдохновенье.

Жаркие чувства и слёз чистоту.

Если умрёте - умру я в забвенье,

Будете жить - с вами жизнь обрету.

Вот такими стихотворными строчками закончилось мероприятие.

Учащиеся школы также участвовали в областном конкурсе творческих работ «Мой герой – Муса Джалиль», и здесь они стали дипломантами 1 и 2 степеней. В номинации «Иллюстрация к произведениям М. Джалиля» дипломом 1 степени были награждены: Фахртдинова Элина (5 класс) и Идиятуллина Зиля (8 класс). В этой же номинации дипломом 2 степени и в номинации «Сочинение-эссе» награждена Сабитова Эльмира (9 класс). Награждение состоялось в библиотеке №17 «Содружество» г. Ульяновке 19 февраля.  

 25 февраля прошло мероприятие, посвященное национальной культуре п. Красный Гуляй. За круглым столом ребята разных национальностей рассказывали об обычаях и традициях. Указали национальные отличия в языке и костюмах. Сделали выводы, что многие обычаи и традиции похожи или перекликаются между собой. Подчеркнули значение межнациональной дружбы. Мероприятие прошло в дружеской обстановке за чашечкой чая у самовара.

А в завершении декады, посвященной Дню родного языка и культуры, прослушивались музыкальные композиции разных народов. Ребята, знающие язык, с удовольствием подпевали.

                                                                                        Г.М. Латыпова,

                                                                                        заместитель директора по ВР,

                                                                                        учитель татарского языка
                                                                                                Красногуляевской средней школы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К декаде русского языка в школе. "Наши имена"

Предлагаемая разработка внеклассного меропиятия прошла успешную апробацию в нашей школе. Материал, содержащийся здесь, интересен  и для учащихся старшего звена, и для основной школы: показано зна...

Презентация "Декада коми языка в школе"

Обобщающий материал по проведенной декаде в школе...

Разработка внеклассного мероприятия в рамках декады иностранных языков в школе для 4-6 классов. Часть 1.

Викторина ""Умники и умницы" посвящена англоговорящим странам и состоит из 5 частей:1. История2. География, политическое устройство3. Икусство4.Литература, кино, театр5.Традиции и националь...

Разработка внеклассного мероприятия в рамках декады иностранных языков в школе для 4-6 классов. Часть 4.

Викторина ""Умники и умницы" посвящена англоговорящим странам и состоит из 5 частей:1. История2. География, политическое устройство3. Икусство4.Литература, кино, театр5.Традиции и национальная ку...

Разработка внеклассного мероприятия в рамках декады иностранных языков в школе для 4-6 классов. Часть 5.

Викторина ""Умники и умницы" посвящена англоговорящим странам и состоит из 5 частей:1. История2. География, политическое устройство3. Икусство4.Литература, кино, театр5.Традиции и национальная ку...

Разработка внеклассного мероприятия в рамках декады иностранных языков в школе для 4-6 классов. Часть 2.

Викторина ""Умники и умницы" посвящена англоговорящим странам и состоит из 5 частей:1. История2. География, политическое устройство3. Икусство4.Литература, кино, театр5.Традиции и национальная ку...

Игра "Где логика" к декаде родного языка

В игре предлагается угадать ребусы на казахском языке по картинкам....