Путешествие в зимний лес
план-конспект на тему

Евдокимова Наталия Витальевна

Это занятие для детей 3 класса коррекционной школы-интернат. Обощенное занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_puteshestvie_v_zimniy_les.doc230.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие: «Путешествие в зимний лес».

Цель: Продолжать формировать представления о сезонных изменениях в природе,        жизни        диких        животных        и        птиц.
Задачи:
Образовательные: Сформировать представления о сезонных изменениях в природе, жизни диких животных и птиц, их повадках, внешнем виде, цепочках питания, образе жизни в зимний период.
Развивающие: Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.
Развивать связную речь, обогащать словарь детей: медведь-шатун, логово.
Воспитательные: Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе и        её        обитателям.
Демонстрационный материал:    ёлочка; нарисованные следы животных: зайца, лисы, волка, белки; звуковые эффекты (вой волков, сопение медведя); набор предметов для игры: шишки, грибы, морковь, зерно, орехи и  т. д.); набор картинок "Дикие животные леса",  белый заяц, белка, лиса.
Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы о природе, чтение сказок о животных, отгадывание загадок, рисование лесных обитателей, беседы о правилах поведения        на         природе.
Методические приёмы: беседа-диалог, рассказ, рассматривание, физминутка.

Ход занятия.

(Дети        сидят        полукругом        на        стульчиках)
Воспитатель:   Ребята, посмотрите, какой сегодня замечательный, прекрасный, морозный солнечный день! Давайте возьмёмся за руки и передадим тепло друг другу,  улыбнёмся и пожелаем мысленно здоровья, добра и счастья.  А сейчас устраивайтесь поудобнее и отгадайте загадку: Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет, когда это бывает?
Дети:        Зимой.
Воспитатель:        Назовите        приметы        зимы.
Дети: Выпал белый снег, иногда метёт метель, бывает вьюга, часто дует холодный ветер, мороз, водоемы покрываются льдом, некоторые животные меняют цвет шубки, вырастает теплая, зимняя шерстка, некоторые животные ложатся в спячку.

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? (Да).  Так давайте отправимся в зимний сказочный лес. Итак,

Вокруг себя обернитесь,

В зимнем лесу очутитесь!

(Дети поворачиваются и подходят к стульчикам.)

(Выставляю картину зимний лес)

Вот мы и оказались в зимнем лесу.

Саша К.: Здравствуй лес, чудесный лес

Полный сказок и чудес.

Кто в глуши твоей таится,

Что за зверь, какая птица?

Все открой не утаи,

Ты же видишь, мы пришли.

Чародейкою зимою
Околдован лес стоит…
И под снежной бахромою
Чудной жизнью он блестит.

Воспитатель: Почему лес называют сказочным, волшебным?

Дети: Все вокруг укрыто серебристым, пушистым белым снегом.

Деревья нарядились в белый наряд, словно укутались теплым одеялом. Кустов почти совсем не видно, их засыпал снег.

Воспитатель: Почему в лесу так тихо? Не слышно пения птиц.

Дети: Птицы улетели на юг. А те, что остались, их совсем мало. Они перебираются ближе к человеческому жилью, там теплее и сытнее.

Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять – продолжаем с птицами играть.

Упражнение «Угадай название птицы по буквам»

- Я загадаю вам названия птиц буквами, а вы постарайтесь отгадать птицу:

-И-И-А – синица

-О -У -  -  - голубь

- -е- и-- - снегирь

-о-о-е- - воробей

-я-е-- - дятел

-о-о-а - сорока

- Молодцы! А какие это птицы? Зимующие.

Воспитатель:  А почему зимующие птицы круглый год живут у нас?

Дети: Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Самое страшное для птиц не холод, потому что к зиме у птиц вырастает пушок под крыльями, самое ужасное – голод.

Воспитатель: Ну и чем же питаются птицы зимой?

Посмотрите, я приготовила корм для зимующих птиц. Давайте назовем, что здесь? (пшено, рябина, сало, семечки, хлебные крошки, шишки). Дидактическая        игра        «Кто        что        ест».
Снегири        –        ягоды        рябины.
Синицы        –        сало.
Голубь        –        хлебные        крошки.
 Воробей        –        зерна.
Дятел – семена шишек

Сорока - семечки

Воспитатель: Ребята, остальные птицы, тоже будут рады, если вы их покормите зимой.  Птицы приближаются к жилью человека, как бы прося помощи у людей. Во время снегопадов, метелей птицы часто голодают и погибают от холода и голода. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям. Иначе они могут погибнуть.

 Воспитатель: Что случилось с насекомыми, животными?

Насекомые спрятались под кору деревьев и под опавшими листьями деревьев от холода.

Звери укрылись от мороза и холодов в норах, белки – в дуплах или закрылись в глубокий снег.

Такие животные как заяц и белка, поменяли свои шубки.

А медведь и вовсе уснул.

Зимой животным очень холодно и голодно.

Вам, наверное, тоже холодно в лесу? Давайте немного погреемся.

Физминутка:

 На морозе.

Ручки вверх, ручки вниз

На носочках подтянись,

Ручки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

 А затем поприседаем,

Никогда не замерзаем.

- Зимой на снегу хорошо видны следы диких животных: у всех они разные. Мы их сейчас все внимательно рассмотрим,  узнаем, кто здесь бегал, прыгал, прятался.

 Выставляю следы.

http://kladraz.ru/upload/blogs/4971_4ad3bd9ecacdf69a16883e0d08768ca5.jpg


Дети: Лисы.
Воспитатель: Давайте, ребята, посмотрим, где живет лиса. (Из норы видно лису. Беседа о лисе). Лиса-это хищница, очень хитрая. У нее пушистая, рыжая шерстка и длинный пушистый хвост. Им она заметает свои следы на снегу. Лиса слышит писк мышей под снегом, раскапывает снег и ловит мышей. Ещё лиса гоняется за зайцами. Живет в норе.

Воспитатель: В каких сказках встречается нам лиса?
дети:"Лиса и волк","Заюшкина избушка","Лисичка со скалочкой","Кот, лиса и        петух"... (передвигаемся        дальше)
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите здесь опять чьи-то следы?!

http://kladraz.ru/upload/blogs/4971_30aef8e4b24566494c577cbba5c978d0.jpg


Дети:        Следы        зайца.        Заячьи        следы.
(ищем        по        следам        зайца).
Воспитатель: Смотрите, вон под кустом сидит заяц. Какой он? Почему? (беседа        о        зайцах).
Заяц белый. У него длинные уши, быстрые длинные ноги. Он меняет шубку 2 раза в год. Летом - серый, зимой - белый. Для того, чтобы на снегу быть незаметнее для хищников. Зимой питается корой деревьев. Зайчонок рождается меньше ладошки, но уже через 3 дня он ловко прыгает и бегает. А в        сказках        зайка        какой?
Дети: Трусливый, всего         боится.
Воспитатель:        Что        это,        дети? (вой        волков)
Дети:        Это        воют        волки.
Воспитатель: Вот поэтому зайка спрятался под кустом. Он лису, да волков напугался. Смотрите, дети, тихо, а то волки придут сюда. Видите вон следы волков. Они по лесу рыщут, свою добычу ищут.

http://piterhunt.ru/Library/sledopyt/im/1/sobivolk.gif

(Беседа о волках).
Волк к зиме не меняет цвета шубы, но она становится гуще и теплее. Живут волки в норах, которые называются-логово. По ночам они часто воют. Охотятся волки стаями на больных и слабых животных.

-В каких сказках мы встречаем волка?
Дети:"Красная шапочка","Волк и лиса","Три поросенка","Волк и семеро козлят"....
Воспитатель:        Во всех сказках волк одинаковый?
Дети: Нет. В одних - злой, в других глупый, доверчивый...
Воспитатель: Ну, что же, пойдем дальше пока волков не встретили.
(идем к дереву с дуплом белочки)
Воспитатель: Ребята, что это на снегу лежит?
Дети:        Шишки,        грибы.
Воспитатель: Откуда зимой в лесу грибы? Может быть их кто-то потерял?

http://kladraz.ru/upload/blogs/4971_0b5d9f21af0c41667491c6ee151d5308.jpg


Дети: Это белка.
Воспитатель: Подойдем поближе и посмотрим. Действительно здесь жилище белки. Как называется домик белки?
Дети: Дупло, (из дупла виднеется белка)
Воспитатель: Правильно (беседа о белках).  Белка-маленький, рыжий, безобидный зверек. Она ловко прыгает по веткам. Белки на зиму делают запасы: ягоды, грибы, орехи.
Белок можно приручить и тогда они могут брать еду прямо с рук человека.
 Ну что, не будем беспокоить белок и пойдем дальше.

Смотрите, какая большая куча снега. Кто нагреб её здесь? 
Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто здесь спит?
Дети: Медведь в берлоге спит.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Здесь берлога медведя. (Беседа о медведе). Медведь-это крупный лесной зверь. У него теплая, бурая шерсть. К зиме он запасает под шкурой много жира. Медведь спит всю зиму. Ничего не ест. Зимой у медведицы появляется маленький медвежонок. Всю зиму он питается маминым молоком, а весной вместе с мамой выходит из берлоги. Если нечаянно разбудить медведя во время спячки, то он будет бродить по лесу очень злой. В это время он очень опасен. Такого медведя называют - ШАТУН. А кто еще спит зимой?
Дети: Барсук, еж.
Воспитатель: Ну, чтобы не разбудить медведя отойдем от берлоги подальше. Молодцы! Всех лесных зверей правильно назвали и узнали.  Ребята, совсем скоро к нам придет праздник. Какой праздник мы ждем?  (Новый год)

- А на праздник приятно дарит подарки и наряжать ёлку. Давайте и мы подарим подарки для наших зверей и нарядим для них вот эту ёлку, чтобы они тоже весело встретили Новы год.

В мешочке у меня разные украшения. Вы достаёте его и говорите, для кого оно и вешаем на ёлку.

- Нам зверюшки благодарны и спасибо всем сказали.

 Воспитатель: Молодцы! Закроем глаза и скажем волшебные слова: «Раз, два, три, в группу нас верни!»  Мы с вами снова в нашей группе.

Вот и подошло занятие к концу.

- Ребята, понравилось занятие?

– Каких птиц вы повстречали в лесу? 
– Как можно назвать их одним словом? 

- С какими животными повстречались?

-  Молодцы! Оказывается, он совсем не сонный и тихий, там много разных животных, птиц.  Жизнь в лесу у них очень тяжёлая. Мы теперь хорошо уяснили, почему звери линяют, отращивают подшёрсток, меняют цвет шерсти, ложатся в зимнюю спячку.  Надо подкармливать птиц зимой. Это происходит от того, что наступают холода, меняется погода.  Всё в природе взаимосвязано и подчиняется законам природы.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие "Путешествие в зимний лес"

Занятие  с элементами логоритмики для детей старшего дошкольноо возраста. Целью занятия является использование оздоравливающего  образовательного пространства, полноценного для  речевог...

Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)

Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....

Открытый урок русского языка в 6 классе Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)

Урок - путешествие по зимнему лесу. Урок обобщающего повторения по теме "Имя прилагательное"....

урок по теме" Путешествие в зимний лес"

урок по теме" Путешествие в зимний лес" ( повторение изученного о прилагательном) в 6 классе...

Урок-путешествие "В зимний лес!"

Развитие речи. Описание природы: зима....

Праздник: Путешествие в зимнюю и летнюю сказку"

Материал данного праздника предназначен для детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи. цель: расширение и активизация словаря детей по темам: "Зима - Лето", дифференциация данных понятий, примет зимы и...

Внеклассное мероприятие в зимние каникулы "Путешествие по зимним тропкам"

дана разработка в форме спортивной игры с разными конкурсами и заданиями...