"В гостях у Масленицы"
классный час по теме

Возродить интерес  к обрядовым русским праздникам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gostyah_u_maslenitsy.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

«В гостях  у Масленицы»

Цели:

  • Возродить интерес к обрядовым русским  праздникам;
  • Способствовать пробуждению национального чувства;
  • Развивать воображение, творческие способности детей;
  • Формировать у детей положительное отношение к традициям своего народа;
  • Побуждать детей к участию в праздниках, к изучению обычаев и традиций предков.

Форма: путешествие по масленичной неделе.

Ход:

Звучит музыка ( П.И.Чайковский. «Масленица»). Приглашенные проходят в класс.

  1. Вступительное слово классного руководителя.

   Из далеких языческих времен пришла к нам русская Масленица. У древних славян  этот праздник  был посвящен проводам зимы. Народ любил этот праздник, называл Масленицу «честная», «сударыня», «веселая».

    Когда Русь приняла христианство, народ не отказался от любимого  праздника и сохранил его до наших дней. Но значение праздника изменилось. Теперь Масленица – это не только проводы зимы, но и подготовка к великому посту.

      Великий пост перед Пасхой – это время очень строгого воздержания в пище, зрелищах и развлечениях. Неделя перед великим постом называется «мясопустной» или «сырной» На этой неделе и проводится праздник Масленица. В течение этой недели нельзя было есть мяса, но разрешались молочные продукты. Но главным блюдом в эту неделю были блины. Есть даже такая поговорка: «Без блина – не Масленица».

        На Масленицу нужно было не только есть блины, но и ходить в гости, веселиться, потому что впереди был долгий пост длиной в 7 недель – время строгого поведения. Недаром родилась пословица: «Не все коту Масленица, будет и Великий пост».

  1. Путешествие «В гостях у Масленицы»

 

У ч и т е л ь. Каждый день Масленицы имел свое название. Посмотрите на классную доску. Там записаны все дни масленичной недели. А теперь мы отправляемся в праздничное путешествие, в гости к Масленице. А вот и первая остановка – понедельник.

Звуковая перебивка (звон колокольчика, бубенцов).

Понедельник «Встреча»

Ученик 1. Понедельник на масленичной неделе назывался «Встреча». В этот день дети старались от души наиграться с последним снежком. Они лепили снеговиков, строили снежные крепости и играли в снежки. Так они прощались с зимой, готовились встретить весну.

Ученик2. И все пели весёлые песни, приветствуя Масленицу. Мы будем петь песню, а вы подпевайте!

Уче н и к З. В этот день из соломы делали чучело Масленицы и с песней возил и на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на  снежной горе, и начиналось катание на санях.

Уч е н и к 4. Мы тоже сделали Масленицу. Вот она какая красивая  у нас получилась (показывает куклу, наряженную Масленицей).

Уч е н и к 1. Здравствуй, дорогая наша гостья Масленица,

                     Дуня белая, Дуня румяная.

Уч е н и к 2. Лента алая двухрублевая,

                      Платок беленький, новомодненький.

У ч е н и к З. Бровки черные, наведенные,

                      Шубка синяя, губки красные.

Уч е н и к 4. Лапти частые, головастые,

                       Блузка белая, набеленная.

Уч и т ел ь. Вот и закончился понедельник, первый день Масленицы. А наше праздничное путешествие продолжается. Вот и второй  день Масленицы - вторник.

Звуковая перебивка (звон колокольчика, бубенцов).

Вторник. «3аигрыш»

Учен и к 1. Второй день Масленицы называется «Заигрыш». В этот день все играли и забавлялись от души.

У ч е н и к 2. На площадях выступали скоморохи и Петрушка. По  улицам разъезжали на санях ряженые, причем мужчины наряжались в женское платье, а женщины - в мужское.

Уче н и к З. Звери, пугала, негры и пираты - кого только не встретишь на масленичном маскараде!

Уч е н и к 1. Катались на качелях, каруселях, съезжали с горки  на санях. А если санок не было, шли в ход рогожки; катались также на лошадях.

Уч е н и к 2. Кстати, во время масленичных гуляний парни невест себе выбирали. Смех, музыка, звон бубенцов, песни и хороводы - до глубокой ночи на улицах продолжалось веселье.

Уч е н и к З. К нам на Масленицу тоже заглянул Петрушка. Будет всех он веселить, и смеяться, и шутить!

На середину класса выходят Петрушка и Цыган.

П е т ру ш к а. А вот и ребятишки! Здорово, парнишки, приветствую вас, и девчушки, веселые подружки. Я ваш старинный знакомый Петрушка. Пришел вас позабавить и с праздником поздравить.

Ц ы га н. Здорово, брат, как поживаешь, часто ли хвораешь?

 Петру ш к а. А тебе какое дело, уж не доктор ли ты?

Ц ы г а н. Я не доктор. Я цыган Мора из цыганского  хора. Пою басом, запиваю  квасом, заедаю ананасом.

П ет ру ш ка. Ты мне зубы не заговаривай, говори, что нужно, да проваливай!

Цы г а н. Мой знакомый, француз Тома, который совсем без ума, говорит, что тебе лошадь нужна.

П ет р у ш ка. Это, брат, дело, мне лошадь давно завести приспело. А хороша ли кобыла?

Ц ы г а н. Не лошадь, а диво: бежит, дрожит, спотыкается, а упадет, не подымается.

П ет ру ш к а. Ого-го! Мне как раз такую и надо! А какой же масти?

Ц ы га н. Пегая с пятнами, золотая с гривою, кривая, горбатая, косая, лохматая. Французской моды, аглицкой породы.

П е т р у ш к а. Дорого ли стоит?

Ц ы г а н. По знакомству - два с полтиной.

П ет р у ш к а. Бери два с полтиной да получай сдачу дубиной!

Петрушка бьет Цыгана по спине палкой и оба они убегают

Уч и т ел ь. Отшумел, отзвенел веселый вторник-заигрыш. Пора и блинами полакомиться. Это мы сделаем в третий день масленицы.

Звуковая перебивка (звон колокольчика, бубенцов).

Среда. «Лакомка»

У ч е н и к 1. Среда на масленичной неделе получила название Лакомка. В каждом доме столы ломились от вкусной еды.

У ч е н и к 2. На улицах было тесно от шатров и палаток, где продавались пряники, блины, орехи.

Уч е н и к З. Везде кипели самовары, можно было согреться горячим чайкам.

У ч е н и к 4. Покупали еду и приговаривали: Масленица объедуха, деньгам приберуха».

Уч е н и к 1. Всюду царило настоящее обжорство. Говорили: «Блин не клин — брюха не распорет»

Уче н и к 2. Все ели так, будто старались наесться на весь год! Денег на еду не жалели.

Уч е н и к 3. Была даже такая пословица: «Хоть с себя заложить, а Масленицу проводить».

Уч е н и к 4. Было поверье, что, если хорошо отпразднуешь Масленицу, не будешь жить в нужде.

Уч е н и к 1. А сколько пословиц сложено про Масленицу!

Уче н и к 2. Не житье, а Масленица.

Уче н и к 3. Масленица семь дней гуляет.

Уч е н и к 4. Милости просим к нам на Масленицу со своим добром, с честным животом.

Уч е н и к 1. Боится Маслена горькой редьки да пареной репки.

Уч е н и к 2. Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить.

У ч е н и к 3. Была у двора Масленица, да в избу не зашла.

Учен и к 4. Без блинов не Масленица.

Уч е ни к 1. Первый блин комом, второй — знакомым, третий блин- дальней родне, а четвертый - мне!

Уч е н и к 2. В среду на Масленицу зятья приходили в гости к тещам. Тогда и родилась поговорка: «Ездить к теще на блины».

Уче н и к 3. В этот день не забудьте вместе с папой проведать свою бабушку, мамину маму. Ведь она для вашего папы теща.

Уч е н и к 4. Есть и в нашей палатке блины. Подходите, блины покупайте, чайком запивайте!

Уче н и к 1.Денег за блины не берем, но и даром не отдаем. Чтобы блин получить, надо словом заплатить.

Уч е н и к 2. Назовите слово любой части речи, которое относит к блинам.

Участники группы «Лакомка» обходят с подносом детей, угощая их блинами. Дети произносят слова, имеющие отношение к блинам (мука, масло, сахар, соль сметана, молоко, творог, сливки, пшеница,  кукуруза, гречиха, картошка, капуста, варенье, мёд, мясо,  яйцо, начинка, сковорода, вилка, ножик, печка, тарелка,  румяные, горячие, теплые, круглые, мягкие, вкусные, сладкие, поджаристые, белые,  пышные, подгорелые,  размешать, поджарить, испечь, завернуть и т.п.)

Уч и т е л ь. Блинов в среду наелись, сил набрались. Они нам пригодятся на четвертый день Масленицы.

Звуковая перебивка (звон колокольчика, бубенцов).

Четверг. «Разгул»

Учен и к 1. В четверг начиналась широкая Масленица. Этот день на праздничной неделе называют «Разгулом» и «Переломом».

Уче н и к 2. В старину это был день самого шумного и отчаянного веселья.

Ученик З.  В эти дни можно было есть – до икоты.

Ученик 4. Орать – до хрипоты.

Ученик 1. Петь – до надсаду…

Ученик 2. Плясать – до упаду.

Уч е н и к 3. Широкая Масленица - это самый разгар игр и развлечений. А для тех, кто хотел показать силу молодецкую, устраивались жаркие кулачные бои.

У ч е н и к 4. Но это были бои по правилам: не бить лежачего...

Учен и к 1. Не класть в кулак тяжелого...

Ученик 2. Ниже пояса не бить…

Учен и к 3. По затылку не колотить...

Учен и к 4. Вдвоем на одного не нападать…

Ученик 1. И до смерти никого не забивать.

Уч е и и к 2. Ну а кто всех побеждал кулаком,  весь год был самым главным силачом!

Учен и к 3. Внимание, внимание, вызываем и мы силачей на соревнование!

У ч е н и к 4. У кого руки сильнее, тому и пироги круглее!

Мальчики по очереди устраивают соревнование в армрестлинге  (положить руку соперника, согнув  в локте на стол). Соревнования заканчиваются, когда остаётся тот, кого никто не смог победить.

Учен и к 1. Вот и самый главный силач. Получай от нас блин да калач! (Вручает победителю блин да калач.)

Уч и т е л ь. Ну а наше путешествие продолжается. Вот и пятница тихо катится.

Звуковая перебивка (звон колокольчика, бубенцов).

Пятница. «Тёщины посиделки»

Уч е н и к 1. Если в среду зятья гостили у тещ, то в пятницу тещи приходили к зятьям на блины.

Уч е н и к 2. Напомните своему папе, что в пятницу он должен пригласить вашу бабушку, мамину маму, в гости на блины. Ведь она для него теща.

У че н и к 3. А пятница на масленичной неделе получила название «Тещины вечерки».

Уч е н и к 4. Званая теща должна была прислать с вечера все необходимое для выпечки блинов: сковороду,  половник,  тарелку, вилку,  рушник.

Уч е н и к 1. А тесть (отец жены) посылал мешок гречневой крупы и коровье масло.

У ч е н и к 2. И если зять не приглашал тещу и тестя, это считалось большой обидой.

Уч е н и к З. У каждой хозяйки был свой рецепт приготовления блинов. Рецепт этот передавался из поколения в поколение.

Уч е н и к 4. Пекли блины из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки.

Уч е н и к 1. Были блины с картошкой, с капустой, с медом и маслом, с кашей, тыквой, яблоками, вареньем, с рыбою и с икрой, с изюмом и с курагой.

Уч е н и к 2. С пылу, с жару прямо к горячему самовару!

Уч е н и к З. Не жалели мы трудов, чтоб напечь для вас блинов.

Участники группы угощают всех блинами.

Учите л ь. Ну вот и наелись блинов в пятницу, а в субботу — опять готовь тарелки: приходят «Золовкины посиделки».

Звуковая перебивка (звон колокольчика, бубенцов).

Суббота. «Золовкины посиделки».

Учен и к 1. Шестой день Масленицы суббота — называется «3ловкины посиделки». Золовка - это сестра мужа. Молодые невестки принимали у себя родных мужа. И вновь угощали блинами…

Учен и к 2. С медом, маслом, вареньем, грибами...

Уч е н и к З. Блины, блинчики, оладушки пеклись на Руси весь год, но все же стали главным угощением и символом именно праздника Масленицы.

Уч е н и к 4. Ведь круглый румяный блин так похож на жаркое солнце, которого ждали всю долгую зиму!

Учен и к 1. Нужно было помочь солнышку проснуться и забраться на небо, поэтому и задабривали его блинами, которые по форме напоминали солнечный круг.

Уч е н и к 2. Блин - символ солнца, красных дней, добрых урожаев и здоровых детей.

Уч е н и к З. Мы для солнца, для весны споем песню про блины!

У ч е н и к 4. А вы все не зевайте, припев погромче подпевайте!

Ой, блины, блины, блины, вы, блиночки мои!

Участники группы поют песню, остальные гости подхватывают припев.

Блины (русская народная песня)

Как на Масленой неделе

Мы блиночков захотели!

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои!

Наша старшая сестрица

Печь блины-то мастерица,

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои!

На поднос она кладет

И сама на стол несет.

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои!

«Гости, будьте же здоровы,

Вот блины мои готовы».

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои!

Учитель. Ну вот и подходит к концу наше путешествие. Последний день Масленицы – «Прощеное воскресенье».

Звуковая перебивка (звон колокольчика, бубенцов).

Воскресенье. «Прощеное воскресенье»

Уч е н и к 1. Этот день еще назывался «Проводы», «Целовник», «Прощальный  день». В этот день устраивали проводы Масленицы.

У ч е н и к 2. С утра вновь начиналось веселье: строили снежные городки, катались на санях,  пели песни под гармошку.

У ч е н и к З. Проводили разные соревнования: кулачные бои, бои петушиные, перетягивание каната, взбирались на высокий столб, чтоб достать приз...

Уч е н и к 4. Вот и мы проведем состязания,

                      Проверим ваше физическое состояние!

Уче н и к 5. Ну-ка, кто тут смелый и ловкий!

                     Выходи — прояви сноровку!

У ч е н и к 4. Первое состязание — перетягивание каната.

                      Тяните его в разные стороны, ребята.

Уч е н и к 5. Кто кого перетянет, тот и чемпионом станет.

2 мальчика выходят на середину класса, берутся за разные концы веревки, перетягивают веревку на себя. Соревнование продолжается до полной победы одного из ребят.

Ученик 4.  Вот и первый чемпион-

                  Сильный, как индийский слон.

Ученик 5.   Мускулы у него как сталь,

                   Получает в награду медаль!

 

Участник вешает на шею победителю самодельную медаль.

Уч е н и к 4. Второе соревнование – «Петушиный бой»,

                      В нем может участвовать любой.

Уч е н и к 5. Толкайте правым плечом друг друга,

                      Кто кого вытолкнет из круга!

На площадке рисуют круг, в который становятся 2 участника, левой рукой нужно держать свою левую ногу, а правым плечом без помощи рук, вытолкнуть соперника из круга.

У ч е н и к 4. Вот и второй чемпион — самый отважный,

                        За это даем ему орден бумажный!

Участник вешает на шею победителю самодельный орден.

Уч е н и к 1. Вот и пришла пора провожать Масленицу.

Уч е н и к 2. Сударыню-Масленицу ставили на сани, рядом сажали красивую девушку, а в сани впрягались трое молодых парней, которые везли Масленицу по зимним улицам.

Уче н и к З. Все съезжались за околицу. Там разводили большой костер. Давали Масленице блин и торжественно сжигали ее под громкое  пение.

Ученик 4. Ты прощай, прощай,

                  Наша Масленица,

                  Ты прощай, прощай,

                  Наша Масленица широкая.

Ученик 5. Блины масляные,

                  Медом мазаные.

                  Мы каталися с горы

                   От зари и до зари.

У ч е н и к 4. А сегодня, в воскресенье,

                       Наше кончилось веселье.

                       Прощай, прощай,

                       Наша Масленица!

На последних словах все дети машут  руками, как бы прощаясь с праздником.

Уч е н и к 1. А когда горела Масленица, следили за дымом: если он поднимается столбом вверх, то урожай будет хороший, а ежели  дым стелется по земле, то год будет неурожайным.

У ч е н и к 2. Но звонил колокол, и масленичное веселье заканчивалось.

У ч е н и к 3. Все отправляются на вечернюю службу. После вечерней службы все прощали друг другу обиды, просили прощения у родных, соседей.

У ч е н и к 4. Последний день Масленицы еще называют «Прощеное воскресенье». В этот день принято просить у всех прощения.

Учен и к 5. В этот день люди при встрече целуются и говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста».  В ответ нужно говорить: «Бог тебя простит».

Уч и т е л ь. И вы, ребята в это воскресенье постарайтесь попросить у всех прощения: у родных, соседей, друзей. Тогда и на сердце станет легче и веселей.

Звуковая перебивка (звон колокольчика, бубенцов).

У ч и те л ь. Вот и закончилось наше путешествие. Будем встречать весну ждать лета. А вместе с зимой снова к нам в гости придет веселая, широкая Масленица.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Дорогая гостья Масленица"

Из цикла "Устная поэзия крестьян-земледельцев"...

Методическая разработка воспитательного мероприятия "В гостях у Масленицы"

Методическая разработка массового мероприятия, цель которой - возродить интерес детей к обрядовым русским праздникам. Сценарий представляет собой путешествие по дням Масленицы и содержит игровые момен...

"Масленица в гости к нам пришла!"

Веселое и задорное мероприятие "Масленица в гости к нам пришла!" даст возможность отдохнуть повеселиться в большом дружном хороводе, отведать вкусные русские блины.Цель занятия: 1. Познакомить детей с...

сценарий праздника Масленицы "Дорогая гостья, наша Масленица!"

В нашей школе каждый год традиционно празднуется этот весёлый разгульный праздник с задорными песнями и плясками, с играми и прибаутками. Веселятся все- и артисты, и зрители....

Урок -праздник "В гостях у Масленицы"

Урок - праздник "В гостях у Масленицы" в 5 классе знакомит народным праздничным обрядом, раскроет символическое значение обрядового действия на примере одного из календарных праздников "...

Сценарий праздника "В гостях у Масленицы"

Цель – проведение народного праздника «Масленица»Задачи:1. Познакомить детей с традицией проведения старинного праздника «Масленица.2. Возродить интерес к к...

Конспект внеклассного занятия «В гостях у тётушки-Забавушки» для воспитанников МБДОУ в рамках Дня открытых дверей. Тема: Сувенир «Солнышко на палочке» (к празднику «Масленица»)

Внеклассного занятия «В гостях у тётушки-Забавушки»  для воспитанников МБДОУ в рамках Дня открытых дверей. Тема: Сувенир «Солнышко на палочке» (к празднику «Ма...