Международный день толерантности (конспект занятия).
план-конспект урока (10 класс) на тему

Морозова Евгения Витальевна

Занятие для старших классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhdunarodnyy_den_tolerantnosti.docx16.35 КБ

Предварительный просмотр:

Международный день толерантности.

Классы: 8-12

Цели занятия:

- актуализация понятия «чужой»;

- знакомство с понятием «ксенофобия» и его проявлениями;

- раскрытие причин ксенофобии;

- понимание психологических механизмов ксенофобии.

Разминка.

Армянская игра «Земля, вода, огонь, воздух».

Материалы: небольшой мяч.

Ход занятия. Участники сидят в кругу, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из игроков, произнося при этом одно из четырех слов: «земля», «вода», «огонь» или «воздух». Если водящий сказал: «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо сухопутное животное; на слово «вода» играющий отвечает названием какой-либо рыбы или морского животного; на слово «воздух» - названием птицы или летающего насекомого. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро хлопнуть в ладоши, а играющий бросает мяч ведущему.

Основное содержание занятия.

Упражнение «Свои и чужие».

Материалы: чистые карточки по количеству участников, лист ватмана, фломастер.

Ход занятия. Участникам предлагается в течении минуты подумать о том, какие ассоциации вызывают у них слова «чужие» и «свои». Участники получают по две карточки. На одной сверху они пишут «свои», на другой – «чужие». В течении 5 минут участники пишут на карточках возникшие у них ассоциации (по 3-5 слов). Это могут быть, например, представители каких-то групп или различные характеристики, качества, предметы, ассоциации.

Затем ведущий собирает карточки, перемешивает их и вновь раздает участникам в случайном порядке. Каждый из участников зачитывает записи, сделанные на карточке, которая ему досталась, а ведущий фиксирует их на ватмане или на доске в соответствующих колонках «свои» и «чужие». Если какие-то ассоциации встречаются более одного раза, ведущий отмечает их «вес» (количество упоминаний). В результате формируется общее представление группы о «чужих» и «своих». Затем проводится обсуждение.

Вопросы для обсуждения:

- на основании каких признаков мы наиболее часто причисляем кого-то к чужим, а кого-то к своим?

- отнесение к данным категориям основывается чаще на личностных характеристиках или групповых особенностях?

- всегда ли слово «чужой» имеет негативный оттенок?

- какие группы людей мы считаем чужими?

- что определяет деление общества на «чужих» и «своих»?

Упражнение «Ксенофилы и ксенофобы».

Материалы: карточки с описанием ксенофилов и ксенофобов.

Ход занятия. В начале занятия ведущий говорит примерно следующее: «Известно, что путь становления человеческой цивилизации был тернист. История возникновения вида «Человек разумный», не была строго линейной. Как показывают археологические находки, существовало несколько боковых, или тупиковых, ветвей эволюции. По каким-то причинам они не выдержали конкуренции, не получили дальнейшего развития и в результате пали жертвами естественного отбора.

Давайте пофантазируем и представим себе, что некогда существовало два направления эволюции человеческого рода: Homo xenophobicus (человек, боящийся незнакомцев и чужаков) и homo xenophilicus (человек, любящий незнакомцев и чужаков). Предположим, что те из вас, кто сидит слева от меня, это племя Homo xenophobicus, а сидящие справа – племя homo xenophilicus.  По своему анатомическому строению и физиологии эти виды были схожи между собой и близки к человеку разумному. Однако, между ними имелись существенные различия в поведении и отношении к миру.

Homo xenophobicus испытывали страх перед всеми другими племенами. Они жили изолированно и всячески избегали любых контактов с чужаками. Они берегли и досконально соблюдали свои обычаи, которые оставались неизменными на протяжении многих лет. Если контакт становился неизбежным, то Homo xenophobicus вели себя крайне агрессивно по отношению к пришельцам. Внутри популяции жестоко пресекалось любое отклонение от нормы: если одни из её представителей в чем-то отличался от большинства, например, имел более высокий рост, более светлую кожу, или странные с точки зрения большинства, привычки, то его с позором изгоняли из общины.

Homo xenophilicus, напротив, были крайне любопытны и открыты всему новому. Они с радушием встречали всех иноплеменников, предоставляли и пищу и кров, а также предлагали остаться в их общине навсегда. Часто пришельцы принимали приглашение и могли занять высокий статус в общине. Каждый homo xenophilicus мог в любое время зайти в хижину к любому из соплеменников. Все homo xenophilicus  были очень откровенны и бесцеремонно влезали в дела друг друга. У них не было таких понятий, как «нескромный вопрос», «мое личное дело». Нomo xenophilicus не дорожили своим культурными традициями, поэтому они часто заимствовали обычаи у других племен, вплетали их в свою культуру, и она постоянно менялась».

Ведущий раздает обеим подгруппам карточки с описанием их особенностей и предлагает подготовить небольшие сценки, иллюстрирующие следующую ситуацию:

«Однажды, когда жители племени занимались своими делами, появился чужестранец, который сказал, что он – разведчик большого кочевого племени и ищет места, пригодные для жизни его сородичей. Он обратился к старейшинам племени с просьбой разрешить привести сюда свой народ, чтобы он поселился неподалеку, так как эта долина ему очень понравилась. Как вы и ваши соплеменники отреагирует на эту просьбу?»

Для подготовки задания подгруппы расходятся в разные части комнаты. На работу дается 5-10 минут. На следующем этапе работы подгруппы по очереди разыгрывают сценки. После этого происходит их обсуждение.

Затем ведущий предлагает предположить, какая дальнейшая судьба ожидает каждый из этих гипотетических видов. Чаще всего, участники самостоятельно приходят к выводу, что ксенофобы не имеют эволюционного потенциала. Их ожидает в лучшем случае полная изоляция и инкапуслирование, в худшем – регресс и вырождение или гибель в ожесточенных войнах. Ксенофилы же, вероятнее всего как самостоятельный вид исчезли бы, растворились среди других племен.

Вопросы для обсуждения:

- если бы такие племена существовали на самом деле, что ожидало бы их в будущем?

- с какими сложностями пришлось бы столкнуться подобным обществам?

- будет ли успешным поведение человека, если он безмерно открыт, или, наоборот, полностью закрыт по отношению к окружающему миру?

- каковы возможные причины негативного отношения Homo xenophobicus к людям, отличающимся от них?

- как вы считаете, какое значение имела ксенофобия на разных этапах развития человечества?

Рефлексия занятия.

- что нового вы узнали о ксенофобии и её проявлениях?

- сталкивались ли вы когда-нибудь с проявлением ксенофобии?

- испытывали ли вы или кто-либо из ваших знакомых на себе её проявление?

- возможно ли, чтобы человечество полностью избавилось от ксенофобии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Международный День толерантности

Лекция-презентация для проведение недели, посвященной Международному Дню толерантности. Родительское собрание на тему:"Как воспитать толерантную личность"...

16 ноября - международный День Толерантности.

Презентация, предназаначенная для проведения классного часа по теме "День Толерантности"....

Классный час "Международный день толерантности"

Цель: рассказать ученикам о толерантности, провести тест: "Толерантная и интолерантная личность"...

Информация в уголок психолога: "16 ноября - Международный день толерантности"

Информация в уголок психолога: "16 ноября - Международный день толерантности"...

Классный час "Международный день толерантности"

Методические материалы в помощь классному руководителю....

Международный день толерантности

Презентация для проведения классного часа, посвященного Дню толерантности. Дети узнают, что такое толерантность, какими чертами обладает толерантный человек, выведут правила толерантности и докажут, ч...

Международный День толерантности

Международный  День толерантности...