Статья "Роль толерантности в процессе воспитания школьников".
статья ( класс) на тему

Добрынина Вероника Сергеевна

В данной статье рассмотрены научные аспекты понятия толерантность. Отношение психологии и социологии к данному термину. Роль толерантности при формировании здорового детского коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_tolerantnosti.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Роль толерантности в процессе воспитания школьников.

Прогресс, экономика, новейшие технологии XXI века – все это служит человеку и облегчает его существование,  казалось бы, жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее. Однако, в современном обществе наблюдается не то что спад, а напротив активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. Почему? Наверное следует вернуться в историю развития человеческого общества, т.е. государств, которые разделены границами и режимами между собой. И часто они противостоят друг другу. У каждого государства – своя культура. Прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привел к полнейшему взаимопониманию между людьми. По прежнему сильно стремление к абсолютному господству, уничтожению независимости. Это видно не только на уровне внешней и внутренней политики государств, но и повседневном межличностном общении. Массовое уничтожение, убийства, потоки беженцев стало реально.

Особенно сильное воздействие на человеческое сознание оказывают различные формы конфронтации на этнической почве. Толерантность, а точнее ее наличие, является ключевой проблемой для всего мира, она стала существенной составляющая свободного общества и стабильного государственного устройства.

Нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которая в силу возрастных способностей свойственен максимализм, стремление к быстрым решениям социальных проблем.

Среди подростков виден рост подростковой преступности; растет количество молодежных антиобщественных организаций, в частности, носящих экстремистский характер, куда вовлекается неискушенная молодежь.

Воспитание толерантности стало неотъемлемой частью современного образования. Разрабатываются программы, проводятся фестивали, тренинги, тестирования и многое другое, однако, на мой взгляд, упускается из виду то, что происходит параллельно всей этой благотворной работе и направлено на ее несостоятельность. Я имею ввиду деятельность различных, крайне националистических и экстремистских организаций, о существовании и деятельности, которых современные дети, к сожалению, прекрасно осведомлены, и не редко намного лучше взрослых. Мы – учителя, воспитатели, родители, вступая в борьбу за толерантность наших детей, зачастую не знаем «своих врагов в лицо», а их достаточно много, они сильные и всегда молодые.

Начнем с определения сути патриотизма в Толковом словаре В. Даля, запечатлевшем в себе, помимо обиходных бытовых слов, главные слова русского народа. Слово «патриотизм» — одно из таких. По В. Далю, патриотизм — любовь к Отчизне, Отечеству. Слово «отечество» толкуется как «родная земля, где кто-либо родился, вырос; корень, земля народа, к коему кто-либо по рождению, языку и вере принадлежит; государство, в отношении к подданным». Из этого толкования вытекает то, что влияет на нашу любовь к Родине: наше отношение к земле, своему народу и существующему государству. Понятно, что названное отношение не может быть неизменным, одинаковым во все времена — что в Древней Руси, что сейчас. Оно меняется с изменением, прежде всего, отношения государства к своим подданным. Так было и так есть с момента разделения общества на классы, то есть с момента появления классового государства.

Национализм много моложе патриотизма. Последний возник в глубокой древности, зародился в процессе образования наций в буржуазную эпоху — эпоху окончательной победы капитализма над феодализмом. Именно тогда буржуазия играла ведущую роль в национальном движении, цель которого — образование национального государства.

Итак, национализм— идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из них противоречат друг другу. В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации. Её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей. Он опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму.

Патриотизм исходит из любви к Родине. Родина при этом понимается прежде всего как территория и государство. Национализм же исходит прежде всего из любви к нации.

Отсюда вытекает и сходство, и различие.

Патриот, как правило, искренне болеет за свое отечество и желает ему добра. В СССР было немало искренних патриотов, которые ненавидели немцев и американцев – потому что те чужие, и любили азиатов и кавказцев - потому что считали их своими.

Патриотизм укрепляет государство. Если при этом государство проводит национальную политику и развивает свой народ или равно заботится обо всех народах страны – то патриотизм становится силой созидательной. Но, повторяю, патриотизм созидателен только в том случае, когда он стоит на страже национального государства и национальных интересов.

Национализм не отрицает государства. Наоборот, он стремится к созданию такого государства, в котором наш народ и все другие коренные народы страны могли бы естественно развиваться и расти. Однако, национализм не собирается поддерживать и обожествлять государство вообще. он старается объединить национальные силы и установить на своей земле особый политический и общественный правопорядок.

Для нации важна не только территория – но в первую очередь единство образа жизни и ценностей, единство веры и взаимопомощь, то есть то, что делает народ сильным, способным выживать и побеждать. А территория важна не любая, а только та, которую нация может эффективно контролировать.

Сильная нация всегда найдет себе территорию для развития. Это закон жизни. Наша нация должна трезво оценивать свои силы и возможности. И тогда между национализмом и патриотизмом не будет противоречий.

На мой взгляд толерантность является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии, в стране, семье, школе, классе. Следовательно, это предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость.

Главный документ в работе школы по данному вопросу является Программа “Формирование установок толерантности сознания и профилактики экстремизма в российском обществе” на 2001–2005 г. В Программе – это терпение друг к другу, к другому, который не похож на тебя. Это чувство принятия другого человека, других мнений, имеющих такое же право на существование. Разнообразие людей украшает и обогащает жизнь.

Конфликт – это нормальный процесс, который надо уметь решать конструктивно. Для демократии очень важна социальная ответственность каждого человека осмысленно следовать моральным нормам при принятии решений.

По сферам проявления толерантность различают по следующим направлениям.

Политическая толерантность – терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным политическим позициям, признание права на свои политические направления.

Научная толерантность – терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ.

Педагогическая толерантность – терпимость к собственным детям, учащихся, умение понять и простить их несовершенства.

Административная толерантность – умение руководить без нажима и агрессии.

Так как же трактуют вопрос о толерантности в современной отечественной педагогике, психологии, социологии? В психологии считают, что толерантность – это свойство биологической или социальной системы, принятия другой системы или ее элементов. В социологии, что толерантность – “культурная” направленность, где в основе лежит понимание уникальности своей группы и предпочтение собственных этнокультурных ценностей.

Согласно Декларации принципов толерантности, утвержденных ЮНЕСКО –толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижения мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Это утверждение и признание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Отсюда можно сделать вывод, что наиболее эффективным способом формирования толерантности является воспитание, которое (если назвать его толерантным воспитанием) способствует формированию у детей навыков критического осмысления и выработки суждений, независимого мышления. Учащиеся учатся проявлять терпиость – значит признают то, что люди различаются по интересам, положению, по внешнему виду и обладают правом жить в мире, сохраняя свою индивидуальность.

Итак, толерантный путь – это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям. А инвариантный путь – это путь человека, который думает о своей исключительности, с низким уровнем воспитанности, чувством дискомфорта существования в социальной среде, желанием власти, неприятия иных культур, взглядов и традиций.

Роль учителя при этом очень высока. Учитель может и должен:

  • воспитывать в духе мира;
  • признавать способности каждого и уважать чувство и позицию каждого;
  • быть примером для детей;
  • уметь слушать;
  • поддерживать эмоциональные привязанности;
  • развивать у учащихся чувство взаимного расположения;
  • давать возможность учащимся самостоятельно решать проблемы;
  • избегать жестких иерархических отношений;
  • не допускать проявлений авторитаризма;
  • поощрять совместную деятельность.

Говоря о концепциях модернизации российского образования, следует сказать, что толерантность укореняется в школе, формирует отношения к ней как к важнейшей ценности общества, т.к. развивает у учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творчество как важная составляющая интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе воспитания школьников

В данной работе приводится пример значения творческой деятельности в воспитании учащихся 11-12 и 13-14 лет во взаимодействии урочных и внеурочных занятий на примере уроков литературы, русского языка, ...

Воспитание толерантности в процессе обучения

Данная статья рассказывает о возможностях воспитания толерантности через уроки литературы....

Статья "Семья и школа как два взаимосвязанных звена в процессе воспитания школьников"

В статье анализируются основные направления совместной работы семьи и школы как два взаимосвязанных звена в процессе воспитания школьников....

Статья "Семья и школа как два взаимосвязанных звена в процессе воспитания школьников"

В данной статье анализируются основные направления совместной работы семьи и школы как два взаимосвязанных звена в процессе воспитания школьников....

Роль социально - педагогической деятельности в процессе воспитания школьников

Конспект выступления на методическом объединении социальных педагогов на тему " Роль  социально-педагогической деятельности в процессе воспитания школьников". В презентации используется...

Мастер – класс: Использование педагогической технологии «Игры» (методика Н.Е Щурковой ) в процессе воспитания школьников.

В данном мастер - классе представлен опыт использования технологии "Игры" ( по методике Щурковой Н.Е.) на классных часах, во внеурочной деятельности....

Процесс воспитания школьников через обучение волейболу.

Одной из задач педагогических коллективов школ является воспитание всестороннего развитого нового поколения. Значимое место в процессе воспитания занимает физическая культура, одним из средств которой...