Традиции природопользования уймонских старообрядцев
статья на тему

Огнева Татьяна Анатольевна

Традиции природопользования уймонских старообрядцев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_po_ekologicheskoy_rabote.docx26.23 КБ

Предварительный просмотр:

 

                     «Традиции природопользования уймонских старообрядцев»

Огнева Татьяна Анатольевна – учитель биологии ВКК

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Верх-Уймонская средняя общеобразовательная школа»

с.Верх-Уймон, Усть –Коксинского района

В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности.

В разных регионах страны экологическое воспитание обретает свою специфику под влиянием национальных традиций, особенностей народов, проживающих на данной территории, отношения к природе родного края, реально сложившейся ситуации.

Этнопедагогические знания стали основой экологических знаний, навыков и передаются из поколения в поколение посредством механизма преемственности традиций, обрядов, обычаев и праздников. Народная экология содержит в себе большой потенциал для развития познавательных процессов детей, их духовного и эстетического воспитания.  

 Весь традиционный образ жизни определяется родной природой. Её разрушение равносильно разрушению этносферы, следовательно, и самого этноса. Природа оказывает огромное влияние на формирование личности человека.  Народ и природа, народность и естественность неразделимы. В их единстве – высшая гармония жизни на земле. Поэтому учащихся, несомненно, нужно знакомить с народными экологическими традициями. Однако, что нужно сделать, чтобы они не воспринимали их как нечто устаревшее, а как личностно-значимое, как ориентиры в повседневном отношении к природе?

Необходим поиск такой системы методических подходов, приёмов, средств и форм работы, которая способствовала бы формированию экологической культуры молодых людей, включающей бесценный опыт народных традиций. К таким методическим подходам следовало бы отнести:

. изучение богатства содержания экологических традиций разных народов;

. систематическое, целенаправленное обращение к содержанию народных традиций;

. раскрытие содержания нравственных понятий через народные экологические традиции;

. интериоризацию учащимися экологических ценностей своего народа;

. индивидуальную и коллективную природоохранную деятельность и др.

Работа по повышению экологической культуры учащихся  в МБОУ «Верх-Уймонская СОШ» организована  по разным направлениям.

Основные направления деятельности

1

Организация работы экологического кружка «Навигатор»

2

Организация работы экологического кружка «Уймонские первоцветы»

3

Участие в НОУ, олимпиадах, научно- практических конференциях

4

Проведение экологических акций по очистке и озеленению территории  школы, села

5

Организация научно – исследовательской, проектной деятельности

6

Сотрудничество с Биосферным Катунским заповедником

7

Проведение ежегодной школьной  конференции «Есть идея»

8

Организация и проведение внеклассных экологических мероприятий: КВН, деловая игра, тематические праздники, турниры, диспуты, конкурсы и т.д.

9

Участие в районных, региональных экологических акциях, форумах, конференциях

10

Деятельность детской организации «Альфа» - Министерство «Экология»

Работа по повышению экологической культуры школьников, основанной на принципах природосообразности, стала одним из важнейших аспектов деятельности школы. Только чувствуя себя компонентом природы, дети начинают понимать важность этнопедагогических знаний, значение собственных возможностей в облагораживании природы, а это уже шаг к экологической культуре. При этом учащиеся приобретают навыки бережного отношения к природе и выполняют работы по оптимизации окружающей среды своего села, района.

   Ученик получает и усваивает этнопедагогические знания на уроках, элективных и факультативных занятиях, внеклассных мероприятиях. Основной задачей обучения является создание условий для приобретения учащимся позитивного социального опыта. Главным здесь является воспитание уважения к истории и культуре своего народа, национальным святыням, любовь к родной земле.

    Учителя целенаправленно работают по формированию нравственной системы ценностей, опирающейся на традиционную старообрядческую культуру.  Пока  наши предки  живы, необходимо перенимать  народную мудрость, которая передавалась из поколения в поколение с давних времен,   формировать моральную этику в вопросах практического использования природных ресурсов. Ведь не зря старики говорят: «Страшно  становится, когда-нибудь проснёшься, и не будет леса и воды, и будут петь буйные ветра, да кишмя - кишить разные твари. Нет, не должно такого случиться, надо сейчас непременно призадуматься о спасение нашей неповторимой природы»

       Когда наши предки пришли в Уймонскую Долину, старожилы утверждают, что было это было 300 лет тому назад, всего было вдоволь в благодатной долине. Старожилы устойчиво существовали в гармонии с природой, ограничив себя строжайшими правилами природопользования и внешне скромным бытом.  Они имели хорошее эмпирическое знание природной среды обитания охотниками, рыболовами, собирателями, накопление обширного хозяйственного опыта у земледельцев и скотоводов. Практическое отношение к природе определялось не только хозяйственными знаниями и навыками, но и нормами поведения, охраняющими источник средств существования. Человек в своей жизни и хозяйственной деятельности приспосабливался к окружающей природной среде.

При этом правила использования земли, водных источников и других природных ресурсов имели рациональную практическую основу. Например, временный запрет охоты и рыбной ловли в такие сезоны года, когда рыба шла на нерест, у зверей и птиц появились детеныши, и требовалось определенное время на их рост и взросление. Действовало сезонное запрещение массового сбора несозревших плодов, орехов и ягод, а главное существовала моральная регуляция практического использования природных ресурсов. Местное население было кроме того глубоко верующим.

Мои воспитанники через непосредственное общение с жителями  сел Верх-Уймон, Тихонькая, Октябрьское, Гагарка собирают материал по вопросам бережного отношения к природе.   Столько добра, чистоты, мудрости в советах наших бабушек и дедушек.  

Старообрядцы говорили:

  • Если захотели воды испить из родника, подойдите,  попейте, а после благословите этот родник, чтобы он из века в век тёк, чтобы  все поколения кормил и поил.
  • Вот убьёте комара, а за него ведь три поклона надо положить. «Прости Господи» -  скажи комару, он ведь живой, у него душа есть. Вы умрёте, придете к Богородице, поведёт она вас  к Богу, а там будут души комаров летать, простят ли они вас? У них ведь языка нет,  что они вам скажут?  
  • Давно старики оберегали  лес, воду, землю, а воздух называли святостью. Не разрешали старики ломать веточки с кустов  и деревьев, говорили, что каждая сломанная веточка - это пальчик Богородицы, что больно дереву, больно и Богородице.
  • В вербное воскресенье  вербы ломают, домой несут большими охапками, а это почти грех, надо  брать одну веточку, на которой  три маленьких  веточки, одна  веточка - отец, вторая - сын, третья – святый дух.
  • Когда шли старики в лес, кланялись, просили о том, чтобы природа - матушка на их просьбу и молитвы отвела грибное или ягодное место. Ягоду аккуратно собирали, брали только спелую. Клубнике было  определённый день-это после Петрова дня - 12 июля, малину после Ильина дня - 2 августа, черёмуха в Первый спас -14 августа, бруснику после Ивана Постного - 11 сентября. И не дай Бог, что кто-то пойдёт раньше, нарушит время сбора ягод. Тогда  приезжал нарочный и разбирался с этим человеком, и было особое наказание.
  • Листвяг валили на дома, амбары в определённое время, когда замёрзнет земля, чтобы не нарушить покров  травы и мхов. Если валить деревья раньше, то гибнет всё живое. В конце октября было дано четыре дня, чтобы свалить лес на постройки  и в конце марта - два дня на дрова. Мужчины с утра раннего и до ночи работали, чтоб успеть свалить лес и вывезти его. А зиму-зимушку ни ногой в тайгу. Весной ранней - в апреле, когда весь снег стает, строили дома, вся родня и соседи помогали.
  • Во время весеннего наводнения собирались люди всем селом и шли на Катунь – матушку, обуздывали её. Где река сильно била, из деревни в это место возили на бричках, запряжённых лошадьми нанос, косили и запружали это место  тальником, ивой, чтоб тальник рос и своими корнями укреплял  промывины. Итак, старики говорили, что на Катунь «набросили узду».
  • Реку Окол чистили до большой воды (до весеннего половодья), убирали ветки,  если  куст   посредине речки рос, то его выкапывали и садили там, где  речка вытекала на поле. Окол был чистейший из чистейших, много было разной рыбы.
  • Говорили старики, пока утром готовят завтрак, ребята уже наловят рыбы - огромных хариусов, а сейчас даже маленьких мульков нет, одна тина да грязь.
  • Постоянно запрещалась рубка плодово- ягодных деревьев, уничтожение ягодников.
  • Старики говорили: «Радуйтесь, что сорняки растут, а не будет сорняков, изойдёт земля, не будет сорняков - не будет и птиц».
  • У давних стариков святое из святых было  дерево береза. Старики говорили, что не нравится тебе наставник, не желаешь ему в ноги кланяться, да сдать ему свои грехи, то иди к матушке святой берёзоньке, да расскажи ей всё, что  накопилось у тебя на душе и сердце.
  • Вырастите семена сами, и придет к вам человек и пусть положит три поклона за каждое семечко и скажет: « Спаси вас Бог, дай вам бог здоровья, душевного спокойствия».

  Организованная воспитывающая среда школы позволяет создавать у учащихся мотивацию к выработке активной жизненной позиции, формирует высокий уровень и прочную устойчивость культуры, нравственности, творческой активности и социальной зрелости, проявляемой учащимися в жизни и деятельности, в повседневном поведении как в школе, так и вне школы.  

На протяжении многих лет сотрудничаем с  Катунским Биосферным заповедником.  Учащиеся школы являются активными участниками акций: «Марш парков», «День земли»,  «День воды», «Посади дерево», «Наше чистое село», «Ветеран живет рядом», «Час Земли», «Земля снежного барса», «Посади дерево», «Наше чистое село».

 

Заключение

Трудовая и исследовательская деятельность ученика в природно-социальной среде входит в его духовную жизнь, становится фактором воспитания, формирует основы экологического мировоззрения, культуры и нравственности, вследствие чего школьник своим деятельностно-практическим отношением облагораживает окружающую среду.

Одним словом, если мы хотим, чтобы образование было своеобразным «цветущим и плодоносящим деревом», то его надо посадить в хорошую почву. Только тогда его корни – национальная культура – будут питать его крону – образование, придадут ей жизненную силу. А мировая культура, ценности человека, не имеющие национальных границ, но национальные особенности – это то солнце, благотворные лучи которого и могут вызвать основу жизни. Важно, чтобы учителя и родители стремились в общении с детьми как можно чаще использовать материалы этнопедагогики, поясняя их смысл и значение с точки зрения современных задач. Будучи творением коллективной народной мысли, народная педагогика и сегодня питает умы и сердца людей.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Антропофункциональное зонирование Прохоровского района как основа для рационального управления природопользованием

Антропофункциональное зонирование Прохоровского района выполнено с использованием данных дистанционного зондирования. ...

Презентация "Старообрядцы Забайкалья"

Презентация о  жизни  и быте семейских Забайкалья, сохранении их культуры....

Музыка старообрядцев Сибири в образцах, исполняемых клиросным хором кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы в Новосибирске. Видеозаписи.

После раскола православной церкви вследствие реформ патриарха Никона старообрядцы не приняли ни новый многоголосный стиль пения, ни новую систему нотной записи. Сохраняемое старообрядцами одноголосное...

Статья о лыжных гонках в Уймонской долине

«Открытие  лыжного сезона», посвященное70-летию Победы  в Великой Отечественной войне....

Традиции поминального обеда старообрядцев

История своего села, уходящие традиции....

Статья "«Духовно-нравственное воспитание через культуру и традиции старообрядцев.»

На всем протяжении существования человечества у каждого народа материнский язык, традиции, обычаи, духовно- нравственные ценности формировали лучшие человеческие качества. Различными народами в процес...

Доклад «Внеурочная деятельность на основе истории и культуры старообрядцев (из опыта работы)»

Доклад «Внеурочная деятельность на основе истории и культуры старообрядцев (из опыта работы)»...