Мы - друзья природы
методическая разработка на тему

Каретникова Римма Сергеевна
Каждый человек, который живет на Земле, должен заботливо и бережно относится к своему дому, сохраняя и оберегая его ценности и богатства. Этому нужно приучаться с детства. Именно в школьном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon сценарий70.5 КБ
Office presentation icon презентация2.92 МБ

Предварительный просмотр:

ТОГБОУ «Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции «Гармония»

Мы  -  друзья  природы

Внеклассное общешкольное  мероприятие

Воспитатель

Каретникова Р.С.

Цель: Формирование экологической культуры учащихся.

Задачи

Образовательные:

- знакомство с понятием «экология»;

- расширение знаний учащихся о растениях и животных.

Развивающие:

- формирование у детей элементарного умения предвидеть последствия своего поведения в окружающей среде и сравнивать свои действия с установленными нормами поведения;

- развитие внимания, памяти, активизация мыслительных операций (логического мышления, умения анализировать, обобщать, делать выводы)

Воспитательные:

- воспитание у детей любви к природе и бережного отношения к ней;

- привлечение внимания к экологическим проблемам;

- воспитание экологической ответственности;

- привлечение учащихся к участию в школьном конкурсе проектов по защите окружающей среды;

- воспитание умения видеть прекрасное в окружающей природе.

Оборудование

Проектор, экран, магнитофон. Диск с песнями.

 

Ход  мероприятия

Ведущий. Сегодня мы проводим экологическую игру-путешествие «Мы – друзья природы». Земля - единственная избранница Солнечной системы, на которой существует жизнь.

Но люди зачастую безжалостно используют природу: уничтожают леса, загрязняют воздух почву, отравляют воды рек и морей.

Богатства Земли исчерпываются быстрее, чем восстанавливаются. Природные богатства, которые имелись у нас не так давно в изобилии, истощаются. Природа не может безгранично залечивать свои раны.  

И всё-таки люди поняли; если не прекратить так безответственно относиться к природе, всё живое на Земле, в том числе и человек может погибнуть.

Наша игра – это лишь попытка заглянуть в разнообразный мир природы. Попытка  увидеть и понять, что удивительное всегда рядом, надо лишь уметь видеть и слышать.

Сегодня мы обобщим знания, полученные вами на уроках окружающего мира,  на минутках экологии.

1 ученик:

Мы речь ведем о том, 
Что вся Земля – наш дом – 
Наш добрый дом, просторный дом – 
Мы все с рожденья в  нём живём.

     2 ученик:
Еще о том ведем мы речь, 
Что мы наш дом должны беречь. 
Давай докажем, что не зря, 
На нас надеется Земля.  

Ведущий. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по экологическим станциям,  во время которого  ещё  раз побываем  в удивительном мире  природы, в гостях у растений, птиц, животных, заглянем в царство грибов.  

На станциях вас ждут интересные вопросы, викторины, игры.  Прошу вас ознакомиться с маршрутом нашего путешествия:

1 станция  «На опушке леса».

2 станция  «Грибная поляна».

3 станция  «Экологическая» .

В игре-путешествии принимают участие 2 команды по 6 человек. Давайте их поприветствуем!!!  (выходят 2 команды)  

Ведущий:  Представление жюри.   Жюри, как видите, у нас достойно уважения.  Им приходилось, и не раз, оценивать сражения!

Представление команд (название, девиз, эмблема).

1 команда – «Бабочки»   (Ответ детей хором).

                                        Наш девиз: «Берегите, ребята, природу,  

                                         И цветы, и деревья, и луг,

                                         И животных, и почву, и воду  

                                         Ведь природа надёжный наш друг».

2 команда – «Стрекозы» (Ответ детей хором).

                                        Наш девиз: «Берегите землю, люди

                                         Засорять её не будем

                                          Будем землю мы любить

                                         Всем на ней нам вместе жить ».        

Ведущий. Путешествовать мы с вами будем с вами на экологическом поезде. Отправляемся в путь. Я вас прошу посмотреть в окно: мимо нас проносятся леса, поля, озера… (слайды о природе). Ребята, обратите внимание, как удивительна, прекрасна и неповторима природа  нашего Тамбовского края.

1 станция  «На опушке леса»

Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу.

Викторина «Узнай растение»

Ведущий: Каждая команда внимательно слушает свой вопрос.

                                           Вопросы команде «Бабочки»:

  1. Это самый первый цветок, появляющийся из-под снега.    (Подснежник)  
  2. Название  какого растения говорит, где оно растёт? ( Подорожник)

3. У каких деревьев осенью листья красные? (Клён, рябина)

 

                                          Вопросы команде «Стрекозы»

1. Какие ягоды мы собираем в лесу? (Землянику, чернику, бруснику)

2. Ах, не трогайте меня,  обожгу  и без огня. ( Крапива)

3. Какое дерево считается символом Росси? (Берёза).

                                      Игра  «Кто быстрее»  

   Каштаны и орехи перемешаны, отделите их друг от друга.

Викторина  «Кто я»?

 

Вопросы команде «Бабочки»:  

1. Какую птицу называют « сплетницей»? (Сорока)

2. Какой лесной житель сушит себе грибы на дереве? (Белка).  

3. Самое пугливое и кроткое животное леса? (Заяц).  

                                       

          Вопросы    команде «Стрекозы»:

1. Животное-символ хитрости и ловкости? (Лиса).

2. Какую птицу называют «лесным доктором»? (Дятел) .

3. Санитар леса – кто он? (Волк).

Ведущий: Молодцы, ребята!

Игра «Пернатые друзья»

Разберите картинки. Птиц, которые улетают на юг, положите около солнышка, а птиц,  которые остаются зимовать - около снежинки. (Выходят по одному члену от  команды)

Игра со зрителями «Лесные загадки»

 

1. Растение  видное,

    А имя обидное.

                   (Лопух).

2. Её всегда в лесу найдёшь –

    Пойдём гулять и встретим.

    Стоит колючая, как         ёж,  

    Зимою в платье летнем.

                             (Ель, сосна).

 3.Вот бочонок с шапочкой,

    С дерева упал.

    Год прошел – и деревцем

    Маленьким он стал.

                                 (Желудь).

4. В густом лесу под ёлкой

   Осыпанный листвой,

   Лежит клубок с иголками,

    Комочек, а живой.              

                                       (Ёж).

5. Может быть  вы не поверите мне.

    Но я увидала грибы на сосне.

    Разве грибы на деревьях растут?

    Что-то совсем непонятное тут.

    Надеты на ветки маслята, опята.

    Кто же их на зиму сушит ребята?

                                                 (Белка)

6. Я красна, кисла.

    На болоте я росла.

    Дозревала под снежком,

    Ну-ка, кто со мной знаком?

                                       (Клюква).

2 станция   «Грибная поляна»

Ведущий. Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт станция.

По дорожке, по тропинке

В лес за ними мы идём.

Если место попадётся,

То лукошко наберём. (Грибы).

Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.

«Грибная  угадай-ка»

Загадки

1.Вот в траве приметные

   Шляпки разноцветные.

   Вспомни ты их имя,

   Но не ешь сырыми!

                            (Сыроежки).

2. Очень дружные ребята

    У пенька живут...

                                    (Опята).

3.Где хвоинок многовато,

   Поджидают нас...

                                     (Маслята).

4.Под осиной гриб тот, дети,

   В ярком красненьком берете.

                                (Подосиновик).

5.У берёзок, посмотри:

   Здесь один, тут целых три!

                              (Подберёзовик).

6.Царь грибов живёт в дубраве.

   Для жаркого нужен маме.

                            (Боровик, белый).  

 

А сейчас мы отправляемся за грибами. Вы любите собирать грибы?

Игра «Собери грибочки»

На полянке  разбросаны картинки грибов. Выходят по одному человеку от команды.  Кто больше соберёт съедобных  грибов. (Повторить несколько раз).

Игра «Разгадай кроссворд»

       Прочитай  какие грибы собраны в этой корзине?

3 станция «Экологическая»  

Ведущий.   Природа дарит людям радость, душевное спокойствие, здоровье. А как люди относятся к природе?

                   На одной планете дружно жили дети

                   Не разоряли гнезда птиц ради нескольких яиц

                   Не ловили по дубравам рыжих белок для забавы

                   Травку не топтали, рек не загрязняли!

                   Все старательно с умом берегли наш общий дом

                   Под названием земля, где живем и ты, и я.

Было бы чудесно, если бы все дети, все взрослые поступали так, но к сожалению, есть люди, которые бросают мусор, рвут цветы, ловят бабочек, ломают деревья. И мы все чаще слышим слово  ЭКОЛОГИЯ.

Праздник «День земли»  отмечают  22 апреля.

2013 год – год  экологической культуры и охраны природы.

Мы видим, что наша планета серьёзно больна. Её природа в опасности. Охрана окружающей среды – задача всего человечества.

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей!

В увеселительных походах

Не растопчи её полей!

Не жги её напропалую

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую:

Нас много, а она одна!

 «Экологические ситуации»

I ситуация

 Оля была в лесу с родителями, и ей очень понравились весенние ландыши. Их было видимо-невидимо, целая полянка. Оля собрала большой красивый букет ландышей. Скажите, можно ли рвать большие букеты?

 •  (нельзя, так как мы уничтожаем природу, в цветках есть нектар для бабочек и пчел, нельзя рвать ландыши, они занесены в красную книгу, как лекарственное растение).

II ситуация

Я кузнечика словил,

В банку с травкой посадил.

Пусть покажет, как трещит,

Как усами шевелит.

 •  (Нельзя ловить насекомых, они являются пищей для насекомых).

Экологическая игра « Жалобы от животных»

Животные, птицы и насекомые, посылая свои вопросы, пытаются напомнить нам о себе, просят нас об участии и помощи.

К нам поступили жалобы от животных.

 Давайте ознакомимся с ними и решим,  верно  ли поступает человек.

Жалоба№1.  «Не любят меня люди, потому что днём я сплю, а ночью летаю, прохожих пугаю».

Ведущий.    Кто это? (сова). А какая польза от совы?

(Одна сова за лето уничтожает 1000 мышей. Сова находится под охраной государства.)

Жалоба № 2. « А меня все боятся. Не нравится им, что я темноту люблю и отдыхаю вниз головой, но я друг человеку , а не враг. Кто я?».

Ведущий.   Кто это ? (летучая мышь). А какая польза от комаров?

(Комары необходимы в природе. Личинки комаров живут в воде, ими питаются многие рыбы. А взрослыми комарами - птицы. Стрекозы охотятся на взрослых комаров, а личинки стрекоз – на личинок  комаров).

Ведущий.   Нужно любить и беречь всех животных и зря не обижать их.

         

Правила

Сейчас  ребята  познакомят  нас  с  правилами  друзей  природы. (Называют правила  по  очереди).

  1. Нельзя  рвать  цветы  в  лесу.
  2. Нельзя топтать в лесу грибы.
  3. Нельзя  разорять  муравейники.
  4. Нельзя  разорять  птичьи гнёзда.
  5. Нельзя  детям  разводить  костры.
  6. Нельзя  оставлять мусор в лесу.

 А какую конкретную помощь мы можем оказать природе?

Давайте вспомним, как  зимой мы с вами  помогали  природе?

Игра  со зрителями  «Если я приду в лесок»

Ведущий:  Если я приду в лесок

                   И сорву ромашку?

Дети:          Нет!

Ведущий:  Если съем я пирожок,

                   И выброшу бумажку?

Дети:          Нет!

Ведущий:  Если хлебушка кусок

                   На пеньке оставлю?

Дети:          Да!

Ведущий:  Если ветку подвяжу

                   Колышек поставлю?

Дети:          Да!

Ведущий:  Если разведу костёр,

                   А тушить не буду?

Дети:          Нет!

Ведущий:   Если сильно насорю,

                    А убрать забуду?

Дети:           Нет!

Ведущий:   Если мусор уберу,

                    Банку закопаю?

Дети:           Да!

Ведущий:   Я люблю свою природу,

                    Я ей помогаю!

Дети:          Да!

Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.

Песня «Наедине со всеми».

Слово для подведения итогов я предоставляю нашему жюри. (Награждение команд).

Вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительный мир ПРИРОДЫ. Давайте будем беречь нашу прекрасную Землю, наш общий дом. Беречь и любить все живое! Запомните, дети, вы – частица природы! Заболеет лес или река, и нам будет плохо. Не обижайте ни дерево, ни кошку, ни муравья! Не обижайте друг друга! Человек должен быть добрым!

 Давайте будем беречь планету –

 Во всей Вселенной похожей нету,

 Во все Вселенной только одна,

 Для жизни и дружбы она нам дана!  

        СПАСИБО за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТОГБОУ «Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции «Гармония» Презентацию подготовила воспитатель Каретникова Римма Сергеевна Мы - друзья природы

Слайд 2

Станции: На опушке леса Грибная поляна Экологическая

Слайд 3

«Бабочки» Берегите, ребята, природу, И цветы, и деревья, и луг, И животных, и почву, и воду - Ведь природа надёжный наш друг.

Слайд 4

«Стрекозы» Берегите землю, люди! Засорять её не будем. Будем землю мы любить, Всем на ней нам вместе жить .

Слайд 5

1 станция «На опушке леса»

Слайд 6

Это самый первый цветок, появляющийся из-под снега. Подснежник Викторина «Узнай растение»

Слайд 7

Викторина «Кто я»? Какую птицу называют «сплетницей»? Сорока Какой лесной житель сушит себе грибы на дереве? Белка Самое пугливое и кроткое животное леса? Заяц

Слайд 8

Викторина «Кто я»? Животное-символ хитрости и ловкости ? Лиса Какую птицу называют «лесным доктором»? Дятел Санитар леса – кто он? Волк