Сценарий мероприятия "День Земли"
план-конспект занятия (5, 6, 7 класс) на тему

Наврузбекова Наталия Борисовна

Цель: расширение и углубление экологических знаний, развитие умений находить выход из различных экологических ситуаций, умений увидеть взаимосвязь и взаимозависимость всех компонентов живой природы, воспитание у учащихся гуманного отношения к природе, чувства ответственности за всё живое на Земле.

Задачи:

-  Формирование у школьников глубокого интереса к изучению биологических наук, привлечение внимания учащихся к проблемам  экологии.

-  Развитие творческого мышления учащихся и применения биологических знаний на практике

 - Формирование целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_meropriyatiya_den_zemli.docx37.69 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий мероприятия «День Земли»

Цель: расширение и углубление экологических знаний, развитие умений находить выход из различных экологических ситуаций, умений увидеть взаимосвязь и взаимозависимость всех компонентов живой природы, воспитание у учащихся гуманного отношения к природе, чувства ответственности за всё живое на Земле.

Задачи:

-  Формирование у школьников глубокого интереса к изучению биологических наук, привлечение внимания учащихся к проблемам  экологии.

-  Развитие творческого мышления учащихся и применения биологических знаний на практике

 - Формирование целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нем.

Форма проведения: праздник-конкурс

Подготовительный этап: формирование команд участниц, определение состава жюри

Оформление: выставка книг о природе, выставка детских рисунков,

стенгазета, посвященная экологическим проблемам

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор

Учитель:

Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии, посвященном Международному Дню Земли.

Речь сегодня пойдёт о нашей планете, о её природе, о нас с вам, о нашем отношении к Природе.

 22 апреля – Международный День Земли – это день ответственности перед нашей планетой, ответственности перед людьми, которые ее населяют, перед самой природой, частью которой мы являемся.

Ведущий 1

Слайд 1. «Пусть будут лишь мирные и радостные Дни Земли для нашего прекрасного космического корабля — планеты Земля, летящей и вращающейся посреди холодного космоса со своим столь уязвимым грузом жизни…» - это слова  Генерального секретарь ООН У.Тана  21 марта 1971 года.

Слайд 2.  ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ.

16 сентября    Международный день охраны озонового слоя Земли.

20 сентября    День леса.

27 сентября    День моря.

4 октября    День защиты животных.

29 декабря    День 6иологического разноо6разия.

22 марта    Всемирный день воды.

1 апреля    День птиц.

18-22 апреля    Дни заповедников и национальных парков.        

22 апреля    День Земли.

5 июня    День охраны окружающей среды.

17 июня    День борьбы с опустыниванием и засухой.

Ведущий 2

Слайд 3. 22 апреля –  День Земли

А  знаете ли вы историю этого необычного праздника?

Возник этот праздник в XIX веке в США по  инициативе министра земледелия штата Небраска, Дж. Мортона. В штате и  так редко растущие деревья вырубались на строительство и дрова. Мортон предложил заняться озеленением, устроить День дерева, и учредить приз тому, кто в этот день посадит наибольшее количество деревьев. Только в первый День дерева, 10 апреля 1872 года, жители штата посадили около миллиона деревьев. Позднее  был учреждён официальный праздник - День дерева и отмечать его стали 22 апреля, в день рождения Мортона.

Ведущий 1  

Слайд 4.    Международное значение День Земли приобрел с 1970 года, когда свыше 20 миллионов человек в разных странах мира приняли участие в различных экологических акциях. А с 1990 года 22 апреля объявлено Международным днем Земли. В этот день в разных странах звучит Колокол Мира, призывающий людей беречь мир и жизнь на Планете, способствовать дружбе и взаимопониманию всех народов… Первый Колокол Мира был установлен в июне 1954 года в штаб-квартире ООН, в японском дворике. Он был отлит в Японии из монет, собранных детьми из 60 стран и передан в дар Японской ассоциацией содействия ООН. Надпись на Колоколе гласит: «Да здравствует всеобщий мир во всем мире». По традиции в этот день все желающие принимают участие в благоустройстве и озеленении своих дворов и улиц, различных экологических мероприятиях.

Начиная с 1998 года, акция «Колокол Мира в День Земли» проводится и в России.

Ведущий 2

Слайды 5-12. Фотографии,  которые вы сейчас увидите, очень красочно иллюстрируют проблемы природы на нашей планете…..

Кромсаем лёд, меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот…

Но мы ещё придём просить прощенья

У этих рек, барханов и болот.

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька…

Пока об этом думать неохота,

Сейчас нам не до этого. Пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц и земли без воды…

Всё меньше окружающей природы,

Всё больше окружающей среды.

                                                                /Роберт Рождественский/

Ведущий 1

Все больше людей стало задумываться о своей роли на этой планете, о судьбе нашей Земли. Давайте и мы посмотрим, что же происходит с нашей планетой. 

Видео: Майкл Джексон «Песнь земли»

Слайд 13  ЛЕС

Значение леса беспредельно. Известный русский писатель Л. М. Леонов назвал его Другом с большой буквы.  Позитивная экологическая роль леса отражена в девизе Международного конгресса лесоводов (Индия):

“Лес — это вода, вода — урожай, урожай — жизнь”.

Огромные площади лесов страдают от пожаров и вырубок.

Ведущий 2

Слайд 14 Леса нашей планеты

—влияют на водный режим  территорий и регулируют баланс воды; смягчают климат;

— снижают отрицательное воздействие засух и суховеев, сдерживают движение подвижных песков;

— поглощают и преобразовывают часть атмосферных химических загрязнений;

— защищают почвы от водной и ветровой эрозии, селей, оползней, разрушения берегов и других неблагоприятных геологических процессов;

—  благотворно влияют на психику человека, имеют огромное рекреационное значение.

— являются  домом для многих животных, например, для птиц…

Ведущий 1

Слайд 15  Не пугайте птиц, не разоряйте их гнезда, не уносите с собой птенцов. Птицы уничтожают вредных насекомых.  В период выращивания птенцов родители воробья приносят им за день 400-500 всевозможных насекомых. Одна синица с рассвета до темноты осматривает 2 тысячи веток, а за год уничтожает до 6 млн. личинок.

Не разоряйте птичьего гнезда -        

Так счастлива в своем жилище птица!

Она в гнезде спокойна и тогда,

Когда над рощей буря злится.

(К. Кулиев)

В период выращивания птенцов родители воробья приносят им за день 400-500 всевозможных насекомых. Одна синица с рассвета до темноты осматривает 2 тысячи веток, а за год уничтожает до 6 млн. личинок.

Ведущий 2

Невозможно переоценить роль воды в нашей жизни…

Слайд 16  Вода. Её так много на планете. Но лишь 2% от этого количества составляет вода пресная, пригодная для питья. Родники, реки, озера, моря, океаны -  ее хранилища. В результате деятельности человека происходит загрязнение вод, которое остаётся невидимым, поскольку загрязнители растворены в воде. Но есть и исключения: пенящиеся моющие средства, нефтяные загрязнения….

Океан седой гремит набатно,

Он таит обиду в глубине,

Черные раскачивая пятна

На крутой разгневанной волне.

Ведущий 1

Слайд 17 Вклад в повышение концентрации тяжёлых металлов в воде вносят и кислотные дожди, которые способны растворять в грунте минералы и вымывать их.

С атомных электростанций в круговорот воды в природе попадают радиоактивные отходы.

Сброс неочищенных сточных вод в водные источники приводит к микробиологическим загрязнениям воды. По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 80 % заболеваний в мире вызваны неподобающим качеством и антисанитарным состоянием воды……

Необходимость беречь воду очевидна. Из-за нехватки или загрязнения вод во всем мире ежегодно болеет 500 млн. человек. Более половины населения планеты испытывают недостаток в питьевой воде. Пусть вашим девизом станут слова «Никогда не лейте зря воды, потому что в эту же секунду из-за отсутствия ее погибает в пустыне человек». (М. Цветаева)

Ведущий 2

Слайд 18 ПОЧВА

Почва, как и леса, как и вода подвержена отрицательному воздействию человека. Так влияние земледелия на природу обусловлено рядом факторов:

•        Отрицательное распашка земель и устранение естественной растительности зоны;

•        рыхление почвы, в особенности это касается моментов использования определенных приспособлений, таких как отвальный плуг;

•        использование в процессе земледелия ядохимикатов и минеральных удобрений;

•        мелиорация земель.        

Ведущий 1

Слайд 19  В с/х  большой вред наносят также и пестициды. Пестициды – собирательное название ядохимикатов, используемых в сельском хозяйстве для борьбы с сорняками, вредителями и болезнями сельскохозяйственных растений.

В среднем на каждого человека Земли ежегодно расходуется 400-500 г пестицидов, А в России и США – до 2 кг.

Пестициды становятся опасными при достижении определенной концентрации. Они могут накапливаться в тканях тел рыб, птиц, в грудном молоке женщин благодаря биоаккумуляции в пищевой цепи:

Фитопланктон зоопланктон — мелкая рыба  рыбоядные птицы.

Организмы, находящиеся в начале пищевой цепи поглощают ДДТ и накапливают его в своих тканях, организмы следующего уровня получают более высокие дозы, накапливают их и т.д. В результате концентрация может увеличиваться в сотни раз.

Опасность вредного воздействия возрастает в связи с тем, что не больше 3% достигает цели при использовании, а чаще до 1 %. Все остальное выносится с полей в воду, воздух почву.

Эффективность применения пестицидов со временем резко снижается, так как у вредителей вырабатывается невосприимчивость к их действию. Новые виды пестицидов становятся более устойчивыми и опасными           Пестициды необыкновенно стойки к воздействию высокой температуры, влаги, солнечной радиации. ДДТ обнаруживают почве после 8-12 лет после внесения.

Ведущий 2

Слайд 20 Распределение засушливых земель

В результате негативного воздействия на почву Азия и Африка оказываются на первом месте по опустыниванию и появлению засушливых земель, на них  приходятся почти 2/3 общей площади таких земель. Затем следуют Северная Америка, Австралия, Южная Америка и Европа. Анализ показывает, что во всех крупных регионах мира наиболее подвержены опустыниванию пастбищные земли.

Ведущий 1

Слайд 21 Все эти процессы должны подтолкнуть человека к тому, чтобы задуматься над последствиями своих действий: скоро мы можем начать голодать, ведь…..

Почва образуется очень медленно, 1 мм – 200 лет.

А вот разрушить её можно очень быстро.

За последние 100 лет на Земле уничтожена примерно ¼ часть всех плодородных земель.

Ведущий 2

Слайд 22 «Исчезнувшие с лица Земли».

За последние 350 лет с лица Земли исчезло более 60 видов зверей.

До появления человека один вид животных вымирал за 1000 лет. В настоящее время на Земле исчезает один вид животных в год

Странствующий голубь обитал в Северной Америке. Эти птицы были очень многочисленны, но их трагедия завершило проведение вглубь континента железных дорог и телеграфа. К их несчастью, они имели вкусное мясо. Последний голубь был убит в 1899 г. (по другим данным, на 7 лет позже). Живший в неволе странствующий голубь по кличке Марта умер в сентябре 1914 г. в зоопарке Цинциннати. В штате Висконсин местное орнитологическое общество установило даже мемориальную доску с надписью: «В память последнего висконсинского странствующего голубя, убитого из-за алчности и легкомыслия человека».

Ведущий 1

Слайд 23 Дронт – крупная нелетающая птица, гнездилась на земле . Они тяжело переваливались с боку на бок, беспомощно размахивая жалкими «обрубками» крыльев. Дронт стал лёгкой добычей людей. Птиц убивали ради  мяса, а яйца дронтов поедали крысы и собаки, которых люди случайно привезли на остров Маврикий, где обитали огромные птицы. Дронт не смог справиться с таким массовым истреблением и к 1681 г. полностью исчез. В музеях сохранились лишь несколько сушёных лапок, пара голов  и множество костей этой птицы.

Ведущий 2

Слайд 24  Морская корова (Стеллерова корова) обитала на мелководье у Командорских островов. Держались эти животные семьями, были медлительны и совершенно не боялись людей. Открыл её участник экспедиции Беринга  - Георг Стеллер (в честь него она и была названа). Эти животные питались водорослями, мясо их оказалось не только съедобным, но и, к сожалению, очень вкусным. Их истребили за 27 лет. Последнюю корову в 1768 г. убила у берегов острова Беринга дружина землепроходца Федота Попова, того самого, в честь которого назван остров в Японском море.            

Ведущий 1

Слайд 25 Тур. Этот красивый и мощный зверь был истреблен к 1627 году. Он населял Европу, Малую Азию, Северную Африку

Ведущий 2

Слайд 26 Тарпан – европейская дикая лошадь. Первым исчез с лица Земли лесной тарпан. Обитали эти животные в лесах от Белоруссии до Германии. Последних лошадей из польского зверинца в 1808 г. отдали крестьянам.

Степной тарпан кочевал по всей степной полосе России от Прута на западе до реки Урал на востоке. Последний раз тарпана удалось поймать вблизи Херсона в 1866 г. Он доживал свой век в московском зоопарке, а в 1879 г., недалеко от заповедника Аскания-Нова, был убит последний тарпан.

Ведущий 1

Слайд 27 Стада зебры-квагги  некогда паслись на равнинах Южной Африки. Их истребили буры, голландские переселенцы. Кожа шла на изготовление бурдюков для зерна, мясо - в пищу.

Ведущий 2

Слайд 28

Жара изводит, и снега блестят.

Богаты мы!..  Но считанные птицы

Над считанными рощами летят,

Дрожит камыш на считанных озёрах

И считанные рыбы живут в реке.

И восковые считанные зёрна

Неслышно зреют в малом колоске.

Над запахом таёжной земляники

Полночный филин ухает из тьмы.        

Неужто внуки лишь по Красной книге

Узнают, как богаты были мы?!

        

                                                                      Р.Рождественский

Ведущий 1

Когда-то известный французский писатель Антуан де Сент- Экзюпери призвал людей поступать так: Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету. Каждый из нас должен понимать, что, если мы будем лишь много говорить и призывать охранять природу, больших результатов не достигнем. Прежде всего, нужно изменить отношение каждого человека к окружающему миру.

Ведущий 2

На планете Земля люди - гости,

Им немного отпущено жить.

Миллиарды лежат на погосте,

Не дано им бессмертными быть.

Но гостить надо тихо, спокойно,

И хозяюшку Землю любить,

А у нас постоянные войны,

Все стараются Землю делить.

Катастрофы на нашей Земле:

Ураганы, трясенья, цунами,

Говорят - не живите во зле!

Лишь Добро пусть царит между Вами!

Постарайтесь понять это люди,

И увидишь тогда, человек -

Жизнь счастливой и радостной будет,

И подольше продлится твой век!

КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА

Ведущий  1    Конкурс "По страницам Красной книги"

1 тур. "Встреча с Красной книгой"

1. Когда вышел первый том Красной книги Земли?  (1963-1965 г.)

2. Из скольких томов состоит Красная книга?                                                (Пять томов: "Млекопитающие", "Птицы", "Земноводные и пресмыкающиеся", "Рыбы", "Высшие растения").

3. Когда вышло первое издание Красной книги в СССР?  (1978 г.)

4. Что делается для того, чтобы сохранить редкие и исчезающие виды животных?  (Организуются заповедники, заказники; животных подкармливают, охраняют от хищников и болезней; при очень низкой численности животных разводят в неволе, а затем выпускают в подходящие для них условия.)

5. Какие растения и животные заносятся в Красную книгу?

(Виды растений и животных, которым угрожает исчезновение с лица Земли)

Ведущий 2

2 тур. "Они исчезли навсегда"

1. Эта птица не летала, а гнезда сооружала на земле. Ее называли "глупой" за то, что не могла убежать от человека. Селилась она на островах Индийского океана неподалеку от Мадагаскара. Последняя птица погибла в 1681 году. (Дронт)

2. Этот красивый и мощный зверь был истреблен к 1627 году. Он населял Европу, Малую Азию, Северную Африку. (Тур)

3. Их погубило вкусное мясо. Последняя птица погибла в зоопарке города Цинциннати в США в 1914 году.  (Странствующий голубь)

4. Огромные стада этих животных некогда паслись на равнинах Южной Африки. Их истребили буры, голландские переселенцы. Кожа шла на изготовление бурдюков для зерна, мясо - в пищу.(Зебра-квагга)

Ведущий 1

3 тур. "В мире птиц"

1. Сколько видов птиц занесено в Красную книгу СССР? (80 видов).

2. Какая самая крупная птица в Европе? (Лебедь).

3. Какие птицы могут преследовать автомобиль? (Страусы).

4. У какой птицы язык покрыт шипами?  (У пингвинов, чтобы удерживать во рту скользкую рыбу).

Ведущий 2  КОНКУРС ЭРУДИТОВ.

1.    Что в переводе означает экология:

А) наука о доме;    B) наука о природе.

2.    Какое растение называют сосной сибирской:

A) лиственницу;     B) кедр.

3.    Где зимуют ласточки:

A) в Австралии;     B) в Африке.

4.    Кит – это:

A) рыба;    B) млекопитающее.

5.    С какой стороны дерева растет мох:

A) с северной;    B) с южной

6.    Какой газ используют для дыхания все живые существа:

A) кислород;

B) углекислый газ

ОТВЕТЫ: 1 – А, 2 – В, 3 – В, 4 – В, 5 – А, 6 – А.

Ведущий 1  КОНКУРС «ЛЕСНАЯ АПТЕКА»

Задание 1. Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? Листья какого растения помогут тебе в этом Свежие листья этого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомых (подорожник)

Задание 2. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Сфагнум (торфяной мох) он впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол.)

Ведущий 2  КОНКУРС «БЮРО ПОГОДЫ»

По поведению животных и растений предскажите хорошую погоду!

1.    рыба не клюет – она сыта;

2.    пчелы сидят в улье и громко гудят;

3.    ласточки и стрижи летают высоко;

4.    птицы /ВОРОБЬИ/ купаются в пыли;

5.    благоухают цветы сирени, жасмина, акации;

6.    божья коровка, взятая на руку, быстро слетает;

7.    раскрыты цветы кувшинки;

8.    одуванчик складывает свой пушистый зонтик;

9.    поздно вечером сильно трещат кузнечики;

10.  крот нагребает высокие холмики;

11.  паук усиленно плетет паутину;

12.  голуби разворковались.

А: ХОРОШАЯ ПОГОДА;               В: ПЛОХАЯ ПОГОДА:

 A) 3, 6, 7, 9, 11, 12;                          B) 1, 2, 4, 5, 8, 10.

Ведущий 1     Эко-викторина «По страницам Красной книги»

1. Эти животные, способствуют образованию пастбищ и лугов, сохранению крупных проточных водоемов, увеличению численности рыб, повышению самоочистительной способности рек? (Бобры)

2.Какие животные, вытеснили при «вселении» ценную выхухоль? (Ондатры)

3. Каких животных, охраняют на острове Врангеля? (Белых медведей)

4. Парнокопытное животное, весит до 900 кг, длина 3,5 метра. Обитал в лесах Европы. В первой части 20 в. был истреблен, сохранился лишь в зоопарках (48 голов). (Зубры)

5. Млекопитающее семейства куньих. Ценный объект пушного промысла и звероводства.  (Соболь)

6. Непарнокопытное животное рода лошадей. Обитает в пустынях и полупустынях Передней, Средней и Центральной Азии. (Кулан)

7. Семейство птиц отряда веслоногих. Обитали на Командорских островах, вымерли в 19 веке. (Стеллеров баклан)

8. Род жвачных животных семейства полорогих. В диком виде сохранились в Тибете. Одомашнен. (Як)        

Ведущий 2

В правилах поведения в природе многие советы начинаются со слова « Не ». Как вы думаете, что это за советы?

Примерные ответы учащихся.

1. Не разоряй муравейники.

2. Не разводи костров в сухую, ветреную погоду.

3. Не руби в лесу деревьев.

4. Не пугай птиц, не разоряй гнезд.

5. Не бери в лесу животных.

6. Не убивай жаб и лягушек, они питаются вредными насекомыми.

7. Не рви лесные и полевые цветы.

8. Не убивай змей, они приносят огромную пользу, уничтожая грызунов.

9. Не делай надписей на камнях и деревьях, они вызывают лишь ощущение досады и сожаления у тех, кто придёт после тебя.

Жюри подводит итоги (во время заключения)

Заключение

Ведущий 1  Хочется верить, что все, кто сейчас здесь с нами после всего услышанного и увиденного  никогда не будет причинять вред всем живым существам на нашей планете, будет защищать и беречь родную природу!

  Берегите Землю!

  Берегите

  Жаворонка в голубом зените,

  Бабочку на стебле повилики,

  На тропинке солнечные блики,

  Берегите молодые всходы

  На зеленом празднике природы,

  Небо в звездах, океан и сушу

  И в бессмертье верящую душу,-

  Всех судеб связующие нити.

  Берегите Землю! Берегите!..

Фотоальбом «Красоты природы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русская земля-Отечество героев" (сценарий классного часа)

Классный час "Русская земля-отечество героев"...

Сценарий концертного мероприятия ДШИ "Дружат дети всей земли"

Творческий проект организован мною в ответ на поставленную на педагогическом совете задачу проведения работы среди учащихся по вопросам о толерантности. Концертное мероприятие стало общешкольным т.к. ...

Сценарий урока по экологии, посвященного Дню Земли. «Мы должны сохранить Землю для потомков»

Внеклассное мероприяти  к проведению "Дня Земли" 22 апреля. Для учащихся 5-9 классов...

Сценарий праздника "Земля - наш общий дом"

Познавательная программа о планете Земля для средних и старших классов...

Сценарий "День Земли"

Мини-сценка ко Дню Земли....

Сценарий "День Земли"

В России День Земли отмечается с 1992 года. По традиции в этот день все желающие принимают участие в благоустройстве и озеленении своих дворов и улиц, различных экологических мероприятиях....