Внеклассное мероприятие в 6 б классе МАОУ «СОШ № 27 с углубленным изучением отдельных предметов» города Балаково Саратовской области «Чай, чай, выручай…»
методическая разработка (6 класс) на тему

Макухина Татьяна Викторовна

     Проведение внеклассного мероприятия  «Чай, чай, выручай…»  направлено на сплочение классного коллектива, участие родителей в жизни класса и получение новых знаний, расширяющих кругозор детей. Вместе с тем в ходе мероприятия учащиеся знакомятся не только с историей чая, основами чайного этикета, правилами правильного заваривания чая, русскими традициями чаепития, но и с жанрами русского фольклора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatie_v_6_b_klasse_chay-chay_vyruchay.rar810.32 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие в 6 б классе МОУ «СОШ № 27 с углубленным изучением отдельных предметов» города Балаково Саратовской области

«Чай, чай, выручай…»

 Классный руководитель Т.В.Макухина

Цель: пробуждение у учащихся  интереса к русским традициям чаепития, помогающим сплочению классного коллектива.

Задачи мероприятия:

- познакомить детей с историей и традициями чаепития;

- помочь узнать и применять основы чайного этикета, правила правильного заваривания чая;

- показать значение употребления чая для сбережения здоровья человека;

- развивать у учащихся интерес к русскому фольклору (загадкам, частушкам,

  пословицам, играм-потешкам);

Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, презентация «История чая», выставка рисунков детей, пословицы о чае и чаепитии, чайная посуда, самовары

Место проведения: кабинет № 210

Форма проведения: внеклассное мероприятие

Продолжительность: 45 минут

Организаторы: классный руководитель, родители, учащиеся

Участники: учащиеся 6 Б класса, члены родительского комитета

Ход мероприятия

1.Звучит музыкальный фрагмент русской народной песни «Чай, чай, русский чай…». Входят девочка и мальчик в русских костюмах. Он на вышитом полотенце  держит хлеб-соль, она на подносе чашку с ароматным чаем.

 - Здравствуйте, люди добрые. Милости просим. Если величать – так на пороге встречать.

 - Просим вас садиться за столы.

 - Мы гостей встречаем, первым делом чаем угощаем. Приглашаем к самовару.

 - И внакладку, и вприкуску пейте чай, друзья, по-русски.

 - Гостей и близких привечаем \ Мы ароматным сладким чаем

 - От всех невзгод, от всех болезней \ Российский чай всегда полезней.

2.Кл.руководитель. Вот так по-русски с хлебом-солью и чашкой ароматного чая встречали гостей на Руси. Сегодня мы, ребята, вместе с вами проводим внеклассное мероприятие «Чай, чай, выручай…». Мы узнаем много интересного из истории чая, традиций чаепития, познакомимся с чайным этикетом и попьем чайку. А как говориться в русской пословице: «Попить чайку – разогнать тоску».

   Чай – это богатейшая аптека, чайный лист содержит стимулирующее вещество, полезные для желудка кислоты, эфирные масла, которые создают неповторимый аромат. В свежих листьях чая витамина С в 4 раза больше, чем в лимоне, а в зеленом чае в 10 раз больше, чем в черном. Благодаря стольким витаминам, чай оказывает на организм благотворное влияние. Повышает умственную активность, устраняет усталость, улучшает пищеварение. Среди лечебных растений чай занимает одно из самых почетных мест. Ребята, а что мы заем о чае.

3. Выступление учащихся и презентация «История чая». (Приложение № 1)

Однажды, 5 тысяч лет назад, китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.

Чай – китайское слово. Оно появилось там, где русские люди торговали с китайцами северных провинций; они чай называют ча-е, отсюда и наше слово чай.

Сначала Китай был единственным производителем чая, и секрет его тщательно оберегался. Тем не менее одному англичанину удалось не только похитить семена чая, но и  узнать тайну его сложной обработки. Благодаря этой, почти детективной истории европейцы смогли разводить чай в своих колониях.

В России первое чаепитие состоялось в 1638 г. А самовары появились в 1679 г.

С тех древнейших времен чай признается не только вкусным, но и целебным напитком. В японском средневековом лечебнике о замечательных свойствах чая говорится так: «Чаепитие очищает кровь, регулирует работу печени и селезенки, снимает сонливость и вялость, оживляет мышцы тела». Именно эти качества прославили чай как идеальный напиток  для путешественников, моряков, охотников.

Не случайно чай был принят на «вооружение» как обязательный продукт сначала в английской, а потом и в русской армиях. Скот, который ел листья чая, лучше себя чувствовал и предпочитал его другим растениям.

Собирают чай только женщины. Считалось, что аромат женских рук не портит запах чая. Для китайского императора чай собирали только девушки в возраст до 16 лет.

Изучая целебные свойства чая, ученые узнали много интересного и полезного. Чай – прекрасное противоядие при отравлении организма стронцием. Чай использует в борьбе с такой страшной болезнью, как рак кожи и легких.

Если регулярно пить чай, становишься благодушным и миролюбивым. Недаром дипломаты предпочитают вести переговоры за чашкой чая.

В Китае практически не встречается такое заболевание, как камни в желчном пузыре, потому что там знают, что чай является «чистильщиком» организма, выводя из него вредные вещества.

В чае присутствуют чуть ли не все витамины. В Бразилии, где любят кофе, футболисты перед матчем все-таки пьют чай – он полезнее.

Пить надо только свежезаваренный чай. Восточная мудрость гласит: «Свежий чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь, подобен змее».

4.Кл.руководитель. А сейчас мы проверим, как вы запомнили эти интересные сведения о чае. Мы проведем чайную викторину.

«Чайная»  викторина

  1. Где и когда зародился обычай чаепития?
  2. Почему в Европе чай называют ТИ, а у нас – ЧАЙ?
  3. Когда чай впервые появился в России?
  4. Почему чай собирали только женщины?
  5. В борьбе с какими болезнями помогает чай?

 5.Кл рук. В зависимости от способов заготовки, количества и качества операций, которым подвергается чайный лист, получают разные сорта и типы чая. Самыми распространенными из них являются черный и зеленый чай. Их собирают с одних и тех же кустов, но для черного чая чайные кусты подвергают специальной обработке и сушке в печах, а чай зелены  лишь подсушивают в естественных условиях, поэтому он сохраняет свой естественный цвет и вкус и в сухом виде, и в настое. При этом в нем содержится значительно больше витаминов. Дорогим, но чрезвычайно полезным является чай желтый, императорский, для которого собирают и сушат лишь верхушечные ,еще одетые серебристым пушком почки чайного куста. А в России , как. Впрочем, и во многих других странах, чаем считаются еще и горячие напитки, приготовленные из листьев и стеблей некоторых растений, так называемые травяные чаи.

Очень полезны такие травяные чаи: чай из лепестков белой акации, чай из листьев и листков боярышника, чай из вереска, чай из зверобоя, чай из цветов калины, чай из листьев мяты, чай из листьев и цветов шиповника и др.

6.А сейчас мы поиграем в русскую игру-потешку «Чайничек».

Слова этой песни игры разучиваются с участниками заранее и поются, сопровождаемые движениями рук.

Чайничек -  ладони параллельно друг другу.

Крышечка – ладошка правой руки  - крышечкой.

Шишечка – кулачок.

Дырочка – пальцы кольцом (знак ОК).

Пар идет – указательным пальцем делаются круги по возрастающей.

Чайничек с крышечкой.

Крышечка с шишечкой.

Шишечка с дырочкой…

В дырочке - пар идет.

Пар идет в дырочку,

Дырочка в шишечке…

Шишечка в крышечке,

Крышечка с чайничком.

7.Размялись, отдохнули, а теперь попробуем отгадать загадки о чае и чаепитии.

  • Был листок зеленым –

Черным стал, томленым,

Был листочек зубчатым –

Стал листочек трубчатым.

Был он на лозине –

Стал он в магазине. (Чай)

  • Бел как снег,

В чести у всех,

В рот попал –

Там и пропал (сахар)

  • Под одной крышей

Четыре брата стоят (стол)

  • Четыре ноги, два уха,

Один нос да брюхо (Самовар)

  • Как начнет говорить – разговаривать,

Надо чай поскорее заваривать (Чайник)

  • Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье…

Ну и объеденье (Бублик)

  • Стоит толстячок, подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем чай пить велит (Самовар)

  • Белый камешек растает –

Чай мой сладким сразу станет (Сахар)

8.Кл. рук. Чайной столицей в России является Москва. В конце 19 века в ней находилось много чайных магазинов. В столице было принято пить чай из самовара. Существовала даже пословица: «Самовар кипит – уходить не велит». Традиция чайных вернулась. Сейчас в больших городах можно встретить чайные под названием «Чайная ложка», «Чайный дом». Люди приходят сюда встретиться, посидеть, поговорить за чашкой чая.

Традиции чаепития и чайные церемонии каждый народ хранит и поддерживает уже не одно столетие. В Англии, например, послеобеденное чаепитие, проходящее ровно в 5 часов вечера, считается традиционной формой родственных, дружеских встреч. К чайному столу подаются маленькие бутерброды, кексы, печенье, сахар. В отличие от европейских, восточные традиции чаепития гораздо строже и сложнее. Заваривают и пьют чай в каждой восточной стране по-особому, но практически нигде не подают к столу сахара, варенья, меда, только иногда сушеные фрукты и пресную выпечку.

А как правильно заваривать чай, нам  расскажут Жесткова Настя и ее мама Ольга Вячеславовна. (Приложение № 2. Буклет с памяткой.)

   9.    Я вам расскажу сейчас, как правильно заваривать чай.

  • Заваривать чай следует свежей кипяченой водой, однако кипяток не должен бурно кипеть – такая вода будет способна убить аромат самого лучшего чая. Воду следует снимать с огня в тот момент, когда со дна начнут подниматься пузырьки, и она белеет, т.е. закипит белым ключом.
  • Водопроводную хлорированную воду желательно отстаивать несколько часов. Если заваривать чай вторично кипяченой водой, он будет невкусен.
  • Чайник для заварки, желательно фарфоровый, споласкивают кипятком, всыпав чай, заливают на 2/3 и плотно закрывают.
  • Черный чай настаивают 3 – 5 минут, зеленый – 5 – 8, зачем чайник доливают кипятком.
  • Если при заварке выделяется пена, значит, чай заварен правильно.
  • Снимать пену не следует – такой чай самый ароматный.
  • Самый лучший чай после первого настоя.

10. Кл.рук. Много в народе сказано о чае и чаепитии. А вот эти стихи  подскажут нам , как правильно вести себя при чаепитии.

11. Стихи о чаепитии (учащиеся рассказывают)

  • Мы расскажем о важном событии,

Вы, наверно, не знали о нем:

Есть такой ритуал чаепития!

Что хватаем стаканы и пьем?

  • Нет, стаканы хватать не положено,

Чайный есть для друзей этикет,

Научится не так уж сложно,

Вот придумали званый банкет!

  • И у многих народов в традиции

Чаем щедро гостей угощать.

За морями, лесами, границами,

Будем щедро друзей навещать.

  • Мировая культура прославила

          Древний способ общаться – пить чай,

И везде ритуалы и правила,

Вместе с нами, дружок, изучай.

12.А теперь познакомимся с основами чайного этикета. Как правильно расставить посуду, что подать на стол к чаю – ведь это очень важно, чтобы быть культурным и воспитанным человеком. Об этом нам расскажут  Ксюша Паршукова и ее мама Наталья Германовна.

                                           Чайный этикет.

  • На столе по центру располагают конфеты в вазе или в коробке, в вазе или на тарелке с салфеткой – печенье, фрукты – в вазе на высокой ножке;
  • В вазочке на пирожковой тарелке с ложкой для раскладки подают варенье, при этом рядом с вазочкой должны быть стопки с розеткой;
  • Украшением чайного стола является самовар. Он находится слева от хозяйки стола
  • Фарфоровый чайник с заваренным чаем и чашки ставят около самовара;
  • Десертные блюда в креманке подают на пирожковой тарелке, но которую положена десертная ложка – ручкой вправо. Чай подает хозяйка. Чашку ставят на блюдце ручкой влево, а чайную ложку кладут справа. Чашку с блюдцем размещают на столе справа от десертной тарелке, на которую гость может положить пирожное, конфеты. Раскладывают их на тарелке десертной ложкой.

13. Кл.рук. А завершением нашего разговора о чае будут веселые частушки, которые споют нам девочки.

14.Частушки

Посидеть за самоваром

Рады все наверняка,

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока.

Самовар поет, гудит,

Только с виду он сердит.

К потолку спускает пар

Наш красавец самовар.

Самовар пыхтит, искрится,

Щедрый, круглый, золотой,

Озаряет наши лица

Он своею добротой.

Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого

Самоварного чайку

15.Заключительоное слово классного руководителя. Мы вам о чае многое, но не все рассказали. Запомните только: на Руси за самоваром собирались семьи, общались, обсуждали новости, решали дела семейные. А теперь    

 Самовар кипит, баранки

На скатерти-самобранке

И конфеты, и печенье

И душистое варенье. (Приглашение к столу)

Мероприятие заканчивается чаепитием всех участников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Чье это дело – война?» (Урок-размышление на основе на основе обзора литературных произведений о войне разных периодов истории русской литературы. В рамках районного семинара по обмену опытом работы в классах углубленным изучением отдельных предметов).

Доверительный и строгий, спокойный и взволнованный – разный по своей эмоциональной напряженности этот разговор с подростком о войне, за которую были когда-то в ответе такие же, как и он,  д...

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В МОУ «СОШ № 91 с углубленным изучением отдельных предметов»

Данный материал предтавляет собой краткое описание внекласной работы по предмету "английский язык" в школе, в частности проведение недель и декад английского языка, приуроченных к традиционным английс...

Публичное представление собственного инновационного опыта педагогической деятельности учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов города Ивантеевки Московской области Малюковой Веры Фёдоровны

Тема представленного инновационного опыта педагогической деятельности: "Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения"...

Разработка спортивного мероприятия муниципального образовательного учреждения« Лицей №1» города Балаково Саратовской области в рамках проекта «Здоровье» по теме: «Хочу быть здоровым!»

Спортивное мероприятие направлено на формирование  здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта, воспитание интереса к занятиям физической культурой и спортом. Автор: Кравчук Та...

Рабочая программа Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения г. Москвы «Школы с углубленным изучением отдельных предметов № 879» на 2015-2016 учебный год по курсу «Русский язык» для 6 класса

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего обра...

Программа курса внеурочной деятельности учащихся 7 класса научно-познавательного направления «Занимательная математика» Составила учитель математики высшей категории МАОУ СШ №72 с углубленным изучением отдельных предметов Левая И.Ю

Программа курса внеурочной деятельности учащихся 7 класса научно-познавательного направления  «Занимательная математика» Составила  учитель математики высшей категории  МАОУ СШ №72 с уг...

Социальный проект озеленения пришкольной территории МБОУ сш № 23 с углубленным изучением отдельных предметов г. Дзержинска Нижегородской области.

Социальный проект озеленения пришкольной территории МБОУ сш № 23 с углубленным изучением отдельных предметов г. Дзержинска Нижегородской области....