Традиционная народная обрядовая кукла " Коза"
план-конспект занятия (5, 6 класс) на тему
Представленный материал является разработкой внеурочного занятия. Занятие рассчитано на средний школьный возраст и проводилось с детьми шестого года обучения, занимающимися в кружке « Мягкая игрушка». Представленный материал может быть использован педагогами начальных классов для занятий на уроках обслуживающего труда, внеклассных мероприятий по истории народных традиций, по духовно-нравственному воспитанию, в группе продленного дня, в школьных лагерях, а также педагогами дополнительного образования, ведущими кружки прикладного направления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Елена Валерьевна Сязи,
Государственная казенная общеобразовательная
школа-интернат Калужской области
« Лицей-интернат « Областной центр образования»,
педагог дополнительного образования
г. Калуга
Аннотация
Представленный материал является разработкой занятия. Занятие рассчитано на средний школьный возраст и проводилось с детьми шестого года обучения, занимающимися в кружке « Мягкая игрушка». Представленный материал может быть использован педагогами начальных классов для занятий на уроках обслуживающего труда, внеклассных мероприятий по истории народных традиций, по духовно-нравственному воспитанию, в группе продленного дня, в школьных лагерях, а также педагогами дополнительного образования, ведущими кружки прикладного направления.
Традиционная обрядовая кукла « КОЗА»
Интегрированное занятие для детей младшего и среднего школьного возраста (рукоделие, история, народное художественное творчество)
с использованием ИКТ.
Тема: Традиционные календарные обряды на Руси и обрядовые куклы, связанные с ними (на примере святочной обрядовой куклы « Коза»).
Цель: дать понятие о народных обрядах; дать представление о назначении обрядовых кукол. Изготовить обрядовую куклу « Коза»
Задачи:
- Расширение кругозора обучающихся и их знаний о народных традициях
- Развитие памяти, развитие мелкой моторики рук
- Отработка навыков ручного труда - изготовление традиционной народной обрядовой куклы «Коза»
- Воспитание эстетического вкуса
- Создание ситуации успеха и положительного эмоционального настроя каждого ребенка.
Оформление кабинета: стенд с описанием различных традиционных народных кукол, образцы традиционных народных тряпичных кукол
Необходимый реквизит, оборудование: столы с расходными материалами для изготовления кукол (ткань, нитки, тесьма, ленточки, бусины, бисер и т.д.), компьютер, мультимедиапроектор, экран, магнитофон, фонограмма с народной музыкой.
Ход занятия:
Дети и педагог рассаживаются за рабочим столом.
Приветствие
Педагог: Ребята, помните, в прошлом году мы с вами говорили про историю и традиции создания кукол? Мы с вами научились изготавливать некоторых из них. Давайте вспомним, каких кукол мы с вами уже делали сами? Вспоминайте: куклы –мартинички, куклу-закрутку, куклу-колокольчик, зайчика – на пальчик. А еще мы с вами разговаривали о том, где и когда встречались самодельные куклы, из каких материалов изготавливали кукол раньше, о способах изготовления кукол. Давайте вспомним. ( Ответы детей)
Скажите, а знаете ли вы, какие бывают традиционные народные куклы? Они бывают обрядовые, игровые, обережные. А что такое обряд вы знаете? ( Ответ детей) Обряд – это определенная церемония, которая символизирует основное содержание события, праздника.
Обряды бывают
- семейно-бытовые – например,- свадьба, крестины.
- Общественно-политические - например – проводы в армию.
- Трудовые, профессиональные – например - день учителя, день шахтера и т.п.
- Детские, юношеские - первый звонок,…. последний звонок, вручение аттестатов (Ответы детей).
А еще бывают календарные обряды- с чем они связаны, как вы думаете? ( Ответы детей) – и какие вы знаете календарные обряды?
Педагог: Если вам трудно ответить на этот вопрос, то я подскажу вам: У каждого народа есть свои календарные праздники, связанные со сменой времен года и традиционными занятиями в любое время. Например, весной - пробуждение природы, сев; летом - активная работа в поле, жатва; осенью – сбор урожая; зимой – отдых от трудов, веселые гулянья на святках и т.д. В соответствии с календарем сохранились и народные обряды. Какие вы можете назвать обряды, которые существуют до сих пор? Начнем с зимы - Колядование на святки. Весной? Масленница, Сороки. Летом? Троица, Ивана Купала. Осенью? Осенины - праздник урожая.
На Руси существовало большое количество народных праздников, многие из которых совпадают с земледельческими природными циклами. На протяжении веков праздники изменялись, исчезали и снова возрождались ( Рождество), но традиции собираться вместе в радостные дни и производить определенные действия сохранились. Например, какие? Поскольку сейчас зима – то давайте поговорим о зимних праздниках и обрядах. Какие вы знаете зимние обряды? ( Ответы детей)
Давайте и мы сегодня попробуем приобщиться к истории нашего народа и сами сделаем одну из обрядовых кукол. А перед этим мы с вами посмотрим презентацию , которую я приготовила для вас.
Дети и педагог смотрят презентацию
Педагог: А теперь, чтобы закрепить полученные знания о традиционных куклах, я предлагаю вам поиграть в игру «Бывает – не бывает». Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать: бывает это, или не бывает?
Проводится игра на закрепление материала «Бывает – не бывает».
Итак: У традиционных кукол есть лицо? – не бывает!
- бывают игрушки - зверюшки? – бывают!
- при изготовлении традиционных тряпичных кукол используют колющие и режущие предметы? – не бывает!
- при изготовлении кукол-оберегов используют деньги и драгоценности? – бывает!
- при изготовлении кукол используют лекарственные травы?- бывает!
- куклам дают женские и мужские имена – бывает!
- кукол используют в качестве жертвоприношений - бывает
Педагог: Я вижу, что вы хорошо поняли, что такое обрядовые куклы и для чего их используют.
А почему бы нам с вами не сделать свою собственную обрядовую куклу? Эта кукла- оберег хорошего настроения. Она связана с зимним обрядом колядования. А как ее зовут, вы скажете мне, когда я вам ее покажу.
(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ).
Кукла называется «Коза». Почему? Потому, что коза считалась на Руси символом веселья, радости, богатства, здоровья и жизнеспособности. А потому кукла сбережет для вас хорошее настроение. Ее украшали ленточками и бантиками. Каждая ленточка - загаданное желание, козу старались задобрить, чтобы жизнь в новом году была веселой и беззаботной.
Педагог приглашает обучающихся к рабочему столу.
Педагог: эта кукла изготавливалась из лыка, но поскольку лыко в наше время не самый распространенный материал, мы изготовим нашу Козу из ниток. Педагог включает весёлую фоновую музыку
Последовательность изготовления:
- Наматываем на картон (размером 10х5 см) нитки, делая 20 оборотов, снимаем моток с картона.
- Небольшой отрезок ниток (см. 10) перевязываем, немного отступив от каждого края, и заплетаем косичку- это будут рога
- Подсовываем рога в моток и перевязываем его снизу, отступив 1 см.
- Небольшой отрезок ниток перевязываем посередине - это будут ушки – вставляем их ниже рогов.
- Наматываем на картон нитки, делая 5-7 оборотов. Снимаем моток, разрезаем с двух сторон и перевязываем, отступив по 1см от краев - это будут руки.
- Разрезаем большой моток снизу, вставляем руки и перевязываем крест-накрест.
- Берем несколько ниток и изготавливаем небольшую кисточку, привязываем ее на шею Козе - это борода.
- Украшаем куклу - завязываем бантики на рога и ленточки на руки. Привязываем фартук из тесьмы. Делаем бусы из бисера или бусин.
Далее педагог с детьми рассматривают получившихся обрядовых кукол.
Изготовленных кукол помещают в центр стола и фотографируют.
Педагог: Вот, ребята, мы с вами изготовили обрядовую куклу «КОЗА». Каждая вложила в свою куклу частичку души и хорошего настроения . давайте каждая даст имя своей кукле. Я предлагаю поиграть в игру «Сноп, ёлка, пенёк», это будет вашей переменкой.
Проводится игра – разминка на снятие напряжения и для смены вида деятельности «Сноп, ёлка, пенёк».
Педагог Мы изготовили куклу Коза. А теперь вспомните то, о чем мы сегодня с вами говорили, а еще назовите мне сказки или мультфильмы про козу (Ответы детей).
В следующий раз мы с вами продолжим тему обрядовых кукол и познакомимся с новой куклой - Птица-радость - это весенняя кукла. А на сегодня прощаемся Спасибо за внимание и хорошую работу на уроке. Теперь у вас есть оберег вашего хорошего настроения – кукла Коза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/08/15/picture-1014.jpg)
Презентация "Руссая народная кукла. Домашние обрядовые куклы"
Презентация является иллюстрированным материалом для занятий в "Школе изящных искусств". Для практической работы предлагаются мастер-классы по изготовлению кукол-закруток. Возможно использование матер...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/20/picture-648057-1710910368.jpg)
Презентация к уроку. Народная обрядовая кукла "Крупеничка"
Кукла издревле сопровождала человека на протяжении всей его жизни: встречала новорожденного в колыбели, помогала в тяжелые времена, принимала на себя болезни, оберегала от злых сил. Что-то привлекател...
«Мастер-класс занятия по ознакомлению с русской народной обрядовой куклой».
Представляю вашему вниманию мастер-класс занятия по ознакомлению с русской народной обрядовой куклой. Это целый цикл занятий. Занятия разрабатываются с учетом возрастных особенностей детей и принци...
Обрядовая кукла "Коза"
Обрядовые игрушки и куклы были символами, олицетворяли определенный жизненный цикл или время года. При знакомстве с обрядовыми куклами полезно не только узнать для чего они служили, какие свойства им ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/15/picture-1219329-1581763466.jpg)
Методическая разработка занятия "Традиционная народная сувенирная кукла "Столбик"
Методическая разработка занятияпедагога дополнительного образования МКОУ ДОД «Центр детского творчества Первомайского района Республики Крым»Терещенко Елены Агвановны, руководителя кружка ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/07/picture-1247383-1588846933.jpg)
Программа учебного предмета «Народная обрядовая кукла»
Программа творческого объединения по учебному предмету «Обрядовая кукла» разработана для направления деятельности «Народное декоративно-прикладное искусство»....