Общешкольное мероприятие "Человек и космос"
методическая разработка на тему

Фуникова Елена Шотаевна

Материал может пригодится педагогам-организаторам, воспитателям, классным руководителям, дефектологам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovek_i_kosmos.docx26.22 КБ

Предварительный просмотр:

«Человек и космос».

Цель:  познакомить учащихся с историей освоения космического пространства.

Задачи:  - воспитывать чувство гордости за свою страну;

               - создание целостного представления о космическом пространстве;

               - развивать логическое мышление, фантазию, воображение;

     - формировать устойчивый интерес к природе;

               - развитие творческих способностей учащихся;

               - совершенствование навыков правильной интонационной окраски речи;

               - соблюдение темпа и общей выразительности при чтении стихов;

               - соблюдение правильной артикуляции при произнесении звуков;

               - обогащение словарного запаса учащихся.

(1слайд)

С давних времён люди интересовались звёздами и любили смотреть на них…

Люди не знали, что земля круглая, поэтому представляла  её по разному.

Например, так: земля стоит на трёх китах, а киты плывут по морю.

Другой вариант:  земля стоит на слонах, слоны на черепахе, а черепаха плывёт по морю.

Галилео Галилей  402 года назад первый увидел Солнце, Луну, планеты и звезды в телескоп, созданный собственными руками…

В нашей солнечной системе 8 планет.  Мы живём на планете Земля. Это единственная планета, на  которой климат создан  для жизни человека.

Вот, таким образом, планеты вращаются вокруг солнца.

 (вращение планет).

Всех людей, живущих на Земле, больше всего интересует наша планета. Вот посмотрите, как вращается в космосе планета Земля и её спутник Луна.  

 (вращение Земли).

Сейчас мы приоткроем тайны вселенной. Вы готовы?

Что такое космос?

Космос – огромное количество звезд и звездных скоплений.

А весь существующий мир, безграничный в пространстве и времени, называется Вселенной.

Когда и как возникла Вселенная?

Вселенная возникла 14-20 млрд. лет назад после Большого взрыва. До взрыва вселенная представляла собой вещество, сжатое почти в точку. Взорвавшись, оно стало разлетаться с огромной силой и скоростью. Из этого разлетающегося вещества образовались и атомы, и звезды.

Из чего состоит космос?

Он состоит из туманностей, галактик, звезд, планет, астероидов и комет. Туманности – это космические облака из газа и пыли, в которых происходит зарождение звезд.

 Галактики – это скопление звезд, которые имеют форму эллипса, спирали или другую. Они состоят из миллионов и миллиардов звезд. Наша галактика называется Млечный Путь и содержит не менее 100 млрд. звезд. Типичной звездой является Солнце.

 (туманности, галактики).

Из чего состоит космос?

Астероиды – это небесные тела из горных пород и железа, размером от нескольких десятков до 900 км.

Кометы – это небесные тела, состоящие в основном изо льда. Ядро у кометы несколько километров.

Как различаются звезды?

По температуре и размерам. Наше Солнце не очень горячее, поэтому оно желтое. Более горячими являются белые звезды; еще горячее – голубовато-белые, самые горячие звезды – голубые. Есть звезды холоднее Солнца – оранжевые и красные.

Некоторые звезды-сверхгиганты в сотни раз больше Солнца, а звезды-карлики в 300 раз меньше Солнца. Наше Солнце небольшого размера, хотя его диаметр более миллиона километров. Таких звезд большинство.

Какие известны звезды и планеты?

Лучше всего изучена звезда Солнце. Другие звезды находятся так далеко, что кажутся маленькими. На небе люди объединяют их в различные фигуры и называют созвездиями.  

 (созвездия)

Как  выглядели  первые  спутники?

Самый первый спутник был в виде шара, весил всего 84 кг при диаметре 58 см. Спутник находился в космосе 92 дня.

Следующий спутник полетел с первым пассажиром на борту – это была собака Лайка. Спутник был запущен в Советском Союзе 3 ноября 1957 года.

Кто был первым космонавтом?

12 апреля 1961 года полет на советском корабле «Восток-1» совершил первый в мире космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.

Полет длился всего 108 минут. Гагарин сделал один виток вокруг Земли и благополучно вернулся. Его полет стал в России национальным праздником: ежегодно 12 апреля отмечается День космонавтики.

 (взлёт корабля).

Они были первыми в космосе…

Первым  космонавтом, сделавший многовитковой полет вокруг Земли, стал Герман Титов.

Первая женщина-космонавт Валентина Терешкова в июне 1963 г. совершила трехдневный полет в космос. Первым вышел в открытый космос Алексей Леонов в 1965 году .

 (Леонов – картинка).

Посмотрите уникальные съемки:

Первый совместный космический полет советских космонавтов и американских астронавтов состоялся 17 июля 1975 г., когда корабли «Союз» и «Аполлон» состыковались на орбите. Два дня продолжался полет. Члены экипажа переходили из одного корабля в другой.

Москва. Июль 1975 года. Экипажи первого международного космического советско-американского полета "Союз - Аполлон".

Орбитальная станция «Мир».

Космическая станция – это герметично закрытый объект, который двигается по орбите вокруг Земли с определённой скоростью. В ней проживают экспедиции космонавтов, которые занимаются научной работой. Полёты космонавтов длятся от 1,5 до двух лет. Полётами космонавтов управляют с центра управления полётами.

 Запуск орбитальной  станции «Мир» состоялся 19 февраля 1986 года.

23 марта 2001 года станция была затоплена в Тихом океане. За время её существования (15 лет)  28 долговременных экспедиций побывало на  станции.

Посмотрите, ребята, как это происходило.

Посмотрите на экран –это новая международная космическая станция (МКС).

Начало эксплуатации 20 ноября 1998 года. 23 страны участвовали в её создании. Она работает и сейчас: принимает космонавтов, которые занимаются научной работой.

Продолжаем приоткрывать тайны: Что такое Луна?

Это естественный спутник Земли в виде шара, но без атмосферы. На стороне, обогреваемой Солнцем, +122, без Солнца -169. Луна находится на расстоянии 385 000 км от Земли. Она меньше Земли, поэтому сила тяготения на ней в шесть раз слабее. Средний человек на Луне весит 12,5 кг.

Что находится на Луне?

На Луне имеются горы, кратеры от метеоритов и впадины. Впадины покрыты грунтом. Он похож на пемзу, но разрушен перепадами температур до состояния песка. Толщина грунта – 6 м. Однако, он плотный, и нога человека погружается не более чем на 2-3 см.

Когда человек достиг Луны?

В 1969 г. американский астронавт Нил Армстронг стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны. Туда он летал на корабле «Аполлон-11». В 1970 г. станция «Луна-17» доставила на Луну автоматический луноход, который ездил по поверхности больше недели и передал множество фотографий.

"Луноход-1" - автоматическая передвижная лаборатория для  изучения лунной поверхности.

Ребята, вы сегодня узнали много нового ,и мы надеемся, интересного. Вам было всё понятно? Сейчас мы это проверим.

кроссворд).

Готовясь даже к обыкновенному путешествию, например, в горы, умные люди тренируются, пишут план действий, что уж говорить о полёте в космос? А готовы ли вы прямо сейчас пройти испытание, которому подвергаются космонавты перед полётом? Конечно, оно немного облегчено.

Конкурс называется «Центрифуга». 

Оборудование: 2 скакалки, 2 магнитные доски, мел, печатные  цифры, магниты, 2 мяча, 2 указки.

Формируются две команды по 5 человек.

1-й участник поворачивается три раза на одной ножке; затем бежит по нарисованной прямой; прыгает 5 раз на скакалке; спешит к магнитной доске, ведя мяч,( на ней закреплены цифры),  взяв в руки указку, громко по порядку называет числа. Следующий игрок  делает то же самое, и так, пока вся команда не пройдёт эстафету. Побеждает та команда, которая быстрее закончит эстафету.

- Да, прыгать и бегать вы умеете, ничего не скажешь! Но это ещё не всё, проверим вас на внимательность.

Конкурс «Ракета».

 Оборудование: конверты с фрагментами  ракеты.

- Командам раздаются фрагменты ракеты. По команде ребята собирают рисунок.  Чья команда быстрее собрала, та и выиграла.

(Конкурс «Невесомость».

После выхода в космос в корабле наступает невесомость. Чтобы испытать, что это такое, попробуем подкрепиться по- космически. И так ,задание: съесть без рук баранку, подвешенную на нитке. Вызываются по 1 человеку от каждой команды.

Вот и подошло к концу наше знакомство с удивительным миром космоса. До новых встреч!

Используемая литература: 

  1. Час общения «Урок Гагарина». // Классный руководитель. – 2006. - №2. – С.110-118.
  2. Посвящается Дню Космонавтики : Праздник в начальных классах. // Воспитание школьников. – 2006. - №3. – С.69-72.
  3. День Космонавтики. //Начальная школа. – 2006. - №4.- С.91-93.
  4. Приглашает космодром: игровая программа к 12 апреля. // Педсовет. – 2007. -№1. – С.9.
  5. «Человек. Вселенная. Космос»: игровая программа для 5-6 кл. // Воспитание школьников. – 2007. – 33. – С.29-33.
  6. День Космонавтики: праздничное соревнование. //Воспитание школьников. – 2008.- №2. – С.71-74.
  7. Приглашает космодром: конкурс для учащихся 7-8 классов. // Педагогический вестник Кубани. – 2008. - №2. – С.40-41.
  8. Ахтямова В.А. К космическим далям- вперед!: Познавательно-игровая программа. // Педсовет. – 2010. - №2. – С.5-7.
  9. «Знаете, каким он парнем был?»: конкурсно- игровая программа. // Воспитание школьников. – 2010. - №3. – С.72-75.
  10. Козина С.В. Игра- путешествие «Летим в космос!». // Педсовет. – 2010. - №2. – С.18-19.
  11. Гарипова Л.Ф. Полет в космос: Игра, посвященная Дню космонавтики. //Педсовет. – 2011. - №2. – С.15.
  12. Крымская И.В. Викторина «Космическая азбука». // Педсовет. – 2011. - №2. – С.3-5.
  13. Кузнецова Л.А. Мы- дети Галактики (праздник, посвященный 50-летию первого полета человека в космос). // Воспитание школьников. – 2011. - №3. – С.78-80.
  14. Хлопонина Ю. Юра с нами: Суеверия и приметы космонавтов. // Приазовские степи. – 2011. – 8 апр. – С.5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему :" Человек и Космос. Научные исследования и эксперименты в космосе , перспективы освоения космического пространства."

В данной работе рассматриваются такие вопросы: Человек и Космос , исследования и эксперименты в космосе , перспективы освоения космического пространства и другие вопросы....

Космос.Оправданы ли потраченные на космос деньги?

В презентации рассматривается вопрос:" Насколько оправданы капитальные вложения в космическую отрасль"...

К 60-летию первого полета человека в космос "Человек, покоривший космос"

Сценарий классного часа, отражает путь Юрия Алексеевича Гагарина к своей мечте - полету в космос.В экспозиции сценария пояляется Маленький Принц А. де Сент-Экзюпери, который путешествовал, мечтал и хо...

Урок, посвященный 50-летию полета в космос первой в мире женщины-космонавта В. Терешковой, по теме «Космос – человечеству»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАУрок проводился в 8 классе в рамках  конкурса методических разработок конспектов уроков «Космос – человечеству». Подготовка урока осуществлялась с учетом во...

Сценарий общешкольного проекта "Космос - это Мы"

Сценарий общешкольного проекта "Космос - это Мы"...

Районный конкурс творческих работ по космонавтике «Звёздные дали», посвящённого 55-летию со дня первого выхода человека в космос Номинация конкурса: Исследовательская работа: «Дорога в космос»

Районный конкурс творческих работ по космонавтике «Звёздные дали», посвящённого 55-летию со дня первого выхода человека в космос Номинация конкурса: Исследовательская работа: «Дорога...

Акция "Космос, ты просто Космос!"

В целях сохранения исторической памяти, вовлечения школьников в творческую деятельность, популяризации достижений в космической сфере и формирования чувства гордости за свою страну в рамках областной ...