Пьеса – сказка «Незнайка в стране геометрических фигур» 7 класс
методическая разработка (7 класс) на тему

Морева Оксана Владимировна

«Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Всё вокруг – ГЕОМЕТРИЯ». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_kl.pesa_-_skazka.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ - общеобразовательная средняя школа №24 с углублённым изучением отдельных предметов гуманитарного профиля им. И.С.Тургенева города Орла

«Незнайка в стране геометрических фигур»

Пьеса – сказка

7 класс

Учитель : Морева Оксана Владимировна

Орёл, 2015 год

Пьеса – сказка

 «Незнайка в стране геометрических фигур»

Действующие лица :

  1. Незнайка
  2. Шар
  3. Пирамида
  4. Точка
  5. Прямая
  6. Перпендикуляр
  7. Окружность
  8. Архимед
  9. Римский воин
  10. Параллели (две девочки)
  11. Угол
  12. Треугольник
  13. Квадрат
  14. Ведущий (учитель)

ВЕДУЩИЙ: «Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Всё вокруг – ГЕОМЕТРИЯ». Эти слова, сказанные великим французским архитектором Ле Корбозье в начале 20-го века, очень точно характеризуют и наше время. Мир, в котором мы живём, наполнен геометрией домов и улиц, творениями природы и человека. Лучше ориентироваться в нём, открывать новое, понимать красоту и мудрость окружающего мира помогут вам знания , приобретённые на уроках геометрии.

     Геометрия зародилась в глубокой древности. Строя жилища и храмы и украшая их орнаментами, размечая землю, измеряя расстояния и площади, человек применял свои знания, полученные из наблюдений и опытов. Почти все великие учёные древности и средних веков были выдающимися геометрами. Древнегреческий философ Платон, основавший свою школу недалеко от Афин, на дверях своей школы повесил табличку: «Не знающие геометрии не допускаются!» Было это примерно 2400 лет назад. Но и в те далёкие времена люди уже понимали, какую важную роль в их жизни играет геометрия. Оглянитесь вокруг! Из чего состоит окружающий вас мир? Из домов и улиц? Парков и скверов? А, может быть, из точек и прямых, треугольников и квадратов? ВЫ считаете это фантазией? Так давайте пофантазируем и представим себе, что где-то есть страна, в которой живут застенчивая точка, гордая прямая, добродушный шар и величественная пирамида.

                Горят разноцветные краски.

                Пусть кругом идёт голова.

                Давайте верить в сказку,

                Сказка всегда права !!!

     Появляется Незнайка с книгой в руках.

НЕЗНАЙКА: Равнобедренным треугольником называется… треугольником называется… да какая разница, что там называется!!!  Какие-то точки и прямые. Кто-то выдумал, а я учи! Да , нету их вовсе, где они? В какой-то там книжке. Вон шар как раздулся, сейчас лопнет. Ха! Ха! Ха!

     Звучит торжественная музыка. Рядом с НЕЗНАЙКОЙ появляются ШАР и ПИРАМИДА.

НЕЗНАЙКА: Ой! Ой! Ой! Что это такое?

                        (Шару): Ты кто? Наверно, колобок?

             ШАР: Обидел, ты меня, дружок!

                         Я гордо шаром называюсь,

                         Геометрической фигурой я являюсь!

ПИРАМИДА: Не обижайся, друг мой, ШАР! Это же НЕЗНАЙКА. Давай-ка лучше возьмём его в нашу страну Чисел и Геометрических фигур.

НЕЗНАЙКА: (испуганно) Это же живые ШАР и ПИРАМИДА. Что же сейчас со мной будет?

ПИРАМИДА: Ну, что , НЕЗНАЙКА, пойдёшь с нами?

НЕЗНАЙКА : Не боюсь я вас! Вот возьму и пойду!

     ПИРАМИДА и  ШАР берут НЕЗНАЙКУ за руку и уходят. На фоне ритмичной музыки появляются ТОЧКА, ПРЯМАЯ, ОКРУЖНОСТЬ и ПЕРПЕНДИКУЛЯР. Садятся на лавочку. Появляются ШАР, НЕЗНАЙКА и ПИРАМИДА. НЕЗНАЙКА подходит к ТОЧКЕ.

НЕЗНАЙКА: Кто тут? Я ничего не вижу!

ПИРАМИДА: А ты, дружочек, подойди поближе!

Вперёд выходит ТОЧКА.

ТОЧКА: Я - невидимка. В этом суть моя.

                Коль веришь ты, что существую я.

                Одна лишь бытию пылинки мера:

                В её существованьи вера.

                Меня всегда изображают

            Прикосновением пера иль мела.

                И буквою одной обозначают.

                Но я пред всеми заявляю смело,

                Что без меня и линий нет,

                Они - движенья точки след.

                Хотя меня нельзя измерить,

                Настолько я ничтожна и мала,

                Но я тебя, дружок, могу уверить,

                Что в геометрии я пользу принесла:

                Двух линий я пересеченье,

                Служу всегда вершиною угла.

                Хоть я действительно мала,

                Но и полезна, в этом нет сомненья!!!

Вперёд выходит ПРЯМАЯ.

ПРЯМАЯ : А вот и я! Сейчас я вертикальна.

                    Могу, однако же любой принять наклон:

                    Могу и лечь горизонтально,

                    Служу фигурам в качестве сторон.

                    Но главное моё предназначенье –

                    Я между точек двух короче линий всех,

                    Притом одно имею измеренье,

                    Что я худа, нельзя считать за грех!

ШАР: А рядом кто с тобой?

ПЕРПЕНДИКУЛЯР: Меня ты не узнал, почтенный ШАР?

                         Ведь это я – ПЕРПЕНДИКУЛЯР!

                         Смотри внимательно за мной,

                         Когда из точки вне прямой

                         Меня опустят на прямую

                         И проведут наклонную любую

                         Из той же точки… Вот тогда,

                         Докажет всякий школьник без труда,

                         Что я всегда короче, чем наклонная любая.

                         Горжусь изрядно я,

                         Что  в том особенность моя!!!

«Подкатывается» ОКРУЖНОСТЬ.

ОКРУЖНОСТЬ: А я - ОКРУЖНОСТЬ. Вам я, ШАР, родная

                       Не может в этом быть сомненья.

                      Произошли вы от меня

                      При помощи вращенья.

                      Тебе известно, милый друг?

                      Часть плоскости я заключаю в круг,

                       Но, что всего важней – диаметр мой

                       Почти в три раза и с одной седьмой

                       Меня короче. Это отношенье

                       Окружности к диаметру за двести лет

                       До нашей эры вывел Архимед.

                       Что справедливо это заключенье

                        Ни в ком не вызывает уж сомненья!!!

НЕЗНАЙКА: Да, хорошая страна. Фигуры сами про себя всё рассказывают. Вот только кто же такой Архимед? Первый раз про такого слышу.        

ПИРАМИДА: Архимед – это самый знаменитый из все математиков древней Греции. Да вот же он сам идёт.

АРХИМЕД:  Преданье старинное знает весь свет,

                   Как, тешась горячею ванной,

                 Открыл свой великий закон Архимед,

                Связав его с выходкой странной…

                Сияющий выскочил вон Архимед

                Из ванны горячей, где мылся

                И прямо из бани, как был неодет,

                Куда – то бежать он пустился…

                Картина достойная кисти богов:

                По улице, солнцем нагретой,

                Пунктир оставляя из мокрых следов,

                Бежит Архимед неодетый.

                Толпа сиракузцев несётся во след

                В восторге от бешенной гонки,

                И громко ликует когда Архимед

                Выкрикивал : «Эврика!» громко.

                Нашёл, он нашёл тот желанный ответ,

                Который искал так упорно!

                «Нашёл!» - в упоенье кричал Архимед,

                «Нашёл!» - повторял он задорно!!!

ШАР: Так великий Архимед открыл закон о телах, погружённых в жидкость.

ПИРАМИДА: Архимед первым научился вычислять объём и поверхность шара, и применил математику к решению физических задач.

ШАР: Труды Архимеда значительно подкрепили убеждение людей в том, что Вселенная держится на математических принципах. Но судьба Архимеда была трагична – он был убит римским воином.

ВЕДУЩИЙ: Он был задумчив и спокоен,

                      Загадкой круга увлечён…

                      Над ним невежественный воин

                      Взмахнул разбойничьим мечом.

                      И думал Архимед: «Поникну ль

                      Я головой на смех врагу ?»

                      Рукою твёрдой взял он циркуль,

                      Провёл последнюю дугу.

                      Прошли столетий вереницы.

                      Научный подвиг не забыт:

                      Ни кто не знает -  кто убийца,

                      Но знают все – кто был убит!!!

ШАР: Ну, что НЕЗНАЙКА, пойдём дальше?

Появляются ПАРАЛЛЕЛИ , за ними идёт УГОЛ.

ПИРАМИДА: Какая встреча! Это ж ПАРАЛЛЕЛИ!

                 Скажите нам, к какой идёте цели?

ПАРАЛЛЕЛИ: Откуда мы идём, придём куда,

                   Не знаем сами никогда!!!

                   Друг к другу мы стремимся вечность.

                   Как две сестры, бок о бок мы идём.

                   И, только удалившись в бесконечность.

                   Мы точку встречи там найдём!

                   Нас под прямым углом прямая рассекает,

                   Её отрезок слиться нам мешает.

                   Ему везде одна и та же мера,

                   И сократить её, нам силы не дано.

                     Но всё же нас поддерживает вера,

                   Что слиться сможем мы в одно!!!

НЕЗНАЙКА: А кто там прячется за вами?

                Без головы, с двумя ногами.

УГОЛ:  Что за невежа рядом с вами, ШАР?

              От слов его меня бросает в жар!

              Мне служит головой вершина.

  А то, что вы считаете ногами,

  Все называют сторонами.

  Позвольте, я представлюсь сам:

  Я – УГОЛ, коль угодно вам!!!

ПИРАМИДА: Скажи , УГОЛ, кто вон в том домике живёт?

УГОЛ: Здесь живут два брата – Треугольник с Квадратом.

ВЕДУЩИЙ:  Жили два брата

Треугольник с Квадратом.

Старший – квадратный.

Добродушный, приятный.

Младший – треугольный

Вечно недовольный.

Стал расспрашивать Квадрат:

«Отчего ты злишься, брат?»

Тот кричит ему :«Смотри,

Ты полней меня и шире,

У меня углов лишь три,

У тебя же их четыре!!!»

Но Квадрат ответил:«Брат

Я же старше – я Квадрат!»

И сказал ещё нежней:

«Неизвестно : кто нужней!»

Но настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на столы,

Младший лезет воровато,

Срезать старшему углы.

Уходя сказал: «Приятных

Я тебе желаю снов!

Спать ложился – был квадратным,

А проснёшься без углов!»

Но на утро младший брат

Страшной мести был не рад.

Поглядел он – нет Квадрата,

Онемел… Стоял без слов…

Вот так месть! Теперь у брата

Восемь новеньких углов!!!

ШАР  (треугольнику) : Не расстраивайся , дружок!

                             Имеешь ты особую примету.

                             Твоих заслуг никто не перечтёт,

                             О том всему известно свету.

                             От древних египтян тебе почёт,

                             Через тебя и Пифагор стал славен.

НЕЗНАЙКА: Ну , вот ещё какой-то Пифагор! Он тоже выпрыгнул из ванны?

ПИРАМИДА: Нет, Пифагор не выпрыгивал из ванны. Но слава его открытий не уступает славе Архимеда. Вот слушай. Имя Пифагора ещё при его жизни обросло многочисленными тайнами и легендами. Его почитали не только как выдающёгося философа и математика, но и как мага и чародея. Пифагору приписывают создание учения о числах, в основе которого лежит божественное число как основа всего существующего в мире.

ШАР: Но это уже совсем другая история.

Все действующие лица выходят вперёд . (Читают по две строчки).

        

                Мечтатели, сибиллы и пророки,

                Дорогами, запретными для мысли,

                Проникли вне сознания – далёко,

                Туда, где правят царственные числа.

                Вам поклоняюсь, вас желаю, числа!

                Свободные , бесплодные как тени

                Вы радугой связующей повисли

                К раздумиям с верщины вдохновенья!

                Чтобы спорилось нужное дело,

                       Чтобы в жизни не знать неудач,

                       Мы в поход отправляемся смело,

                       В мир загадок и сложных задач!

                Не беда, что идти далеко,

                Не боимся, что путь будет труден,

                Достижения крупные людям

                Никогда не давались легко!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

путешествие в страну геометрических фигур

конспект по предмету ФЭМП "Путешетвие в страну Геометрических фигур в 6 классе "ОР"...

Презентация к занятию "Путешествие в страну геометрических фигур"

Презентация к занятию "Путешествие в страну геометрических фигур"...

"Путешествие в страну геометрических фигур" презентация к уроку развития психомоторики и сенсорных процессов

Данная презентация станет хорошим помощником учителю при прохождении темы "Геометрические фигуры" https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-k-uroku-razvitiia-psikhomotoriki-1.html...

Презентация к занятию по информатике в подготовительной группе "Число 6 в Стране геометрических фигур"

Презентация к  занятию по информатике в подготовительной группе "Число 6 в Стране геометрических фигур" (с использованием конструктора ЛЕГО)...

Конспект занятия в подготовительной группе по информатике «Число 6 в Стране геометрических фигур"

Конспект занятия в подготовительной группе по информатике «Число 6 в Стране геометрических фигур"...