Программа внеурочной деятельности "Правильное питание"
методическая разработка (5 класс) на тему

Лучер Виктория Юрьевна

Программа внеурочной деятельности по ФГОС 5 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravilnoe_pitanie_lucher_v.yu_._5a_klass.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №38 г. Орска

имени Героя Советского Союза  Павла Ивановича Беляева»

                                                                               Принято                                                                                   УТВЕРЖДАЮ

                                                                              на Педагогическом совет                                                        Директор

                                                                              Протокол № 1 от 29.08.2016г.                        ____________Холодова Г.А.                                                                                                                                        

                                                                                            Приказ № 63/7 от 29.08.2016г

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Формула правильного питания»

для обучающихся 5 класса «А»

Лучер Виктории Юрьевны

2016-2017

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Формула правильного питания» построена на основе примерной программы  внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образования.  

 Авторы программы М.М. Безруких, Т.А. Филлипова, А.Г. Макеева, М., издательство «Нестле. Правильное питание»», 2013 год.  

 Обучение ведется:

- по рабочей тетради «Формула правильного питания»: Рабочая тетрадь/ М. М. Безруких, Т. А. Филиппова.-М.: Олма Медиа Групп, 2014.;

-по блокноту для школьников «Формула правильного питания»: Блокнот// М. М. Безруких, Т. А. Филиппова.-М.: Олма Медиа Групп, 2014.

Программа относится к социальному направлению внеурочной деятельности и реализуется через кружок «Правильное питание». Программа направлена на  формирование культуры здоровья, осознание важности образования и воспитания правильного питания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов сохранения собственного здоровья, здоровья близких, как важнейшее национальное достояние России.

Отличительные особенности данной программы: Программа предусматривает организацию деятельности учащихся в форме школы правильного питания. Такая форма позволяет, с одной стороны, обеспечить максимально широкий охват обучающихся образованием в области жизненно важных вопросов собственного здоровья. Это способствует повышению учебной мотивации обучающихся, освоению их субъективной роли «обучаю других» как шага к следующему этапу «обучаю себя».

Актуальность программы внеурочной деятельности: 

Актуальность и  новизна программы в том, что она  дополняет и раскрывает содержание отдельных тем предметных областей   «Биология»,  в ходе её изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке,  о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, на формирование готовности соблюдать их,  учатся осмысливать причинно-следственные связи формирования навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни.

Цель программы внеурочной деятельности -  формирование у детей и подростков основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.

Задачи программы внеурочной деятельности:

1.Формировать и развивать представления детей и подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формировать готовность заботиться и укреплять собственное здоровье;
2.Формировать у   школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
3. Научить освоение детьми и подростками практических навыков рационального питания;
4.Формировать представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека:
- информировать детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем;

- расширять знания  об истории и традициях своего народа;

- формировать  чувства уважения к культуре своего народа и культуре традициям других народов.
5.Развивать творческие способности и кругозор у детей и подростков, их интересы и познавательную деятельность;
6. Развивать коммуникативные  навыки у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
7.  Просвещать  родителей в вопросах  организации рационального питания детей и подростков.

Возврат детей, участвующих в реализации данной программы: 11-12 лет

Срок реализации программы: Программа реализуется  через  курс «Формула правильного питания». Проводится в 5 классе  в объеме 35 часов в год (1 час в неделю).

Формы занятий

  • ролевая игра,
  • ситуационная игра,
  • образно-ролевые игры,
  • проектная деятельность,
  • дискуссия,
  • конкурсы,
  • обсуждение.

 Режим занятий – вторник 15.00

Основные принципы реализации программы

  • Важнейший из принципов здоровье сберегающих технологий «Не навреди!» - одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов.
  • Принцип сознательности - нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. Повышению сознательности способствует применение педагогом специальных методических приемов, решающих проблемы здоровье сберегающих технологий педагогики оздоровления.
  • Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Регулярность, планомерность, непрерывность в учебно-воспитательном процессе на протяжении всего периода обучения в школе обеспечивают принцип систематичности. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровье сберегающими мероприятиями приучают учащихся постоянно соблюдать оздоровительный режим.
  • Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. С учетом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечаются пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам познавательной деятельности. Используя природные данные ребенка, педагог направляет и стабилизирует его всестороннее развитие.
  • Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах деятельности учащихся повышает их эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу.
  • Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровье сберегающих технологий.
  • Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности предназначен для связи чувственного восприятия с мышлением. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе. У младших школьников зрительные анализаторы быстрее и эффективнее воспринимают информацию, чем слуховые.
  • Принцип активности - предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества. Соблюдение принципа активности в педагогической практике позволяет организовать занятия таким образом, чтобы не вредить здоровью детей.
  • Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника в процессе обучения.
  • Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.
  • Принцип связи теории с практикой - призывает настойчиво приучать учащихся применять свои знания на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.

Результаты освоения курса:

Личностные результаты освоения программы внеурочной деятельности:

  • проявление познавательных интересов и активности в области здорового питания;
  • овладение установками, нормами и правилами правильного питания;
  • готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания, в том числе ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные ценностно-смысловые установки обучающихся, формируемые средствами различных предметов в рамках программы «Разговор о правильном питании», в том числе развитие представления об адекватности питания, его соответствия росту, весу, возрасту, образу жизни человека.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией;
  • учиться работать по предложенному учителем плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебном пособии, других источниках информации;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы, сравнивать и группировать полученную информацию;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: на основе графических инструкций составлять словесные инструкции с последующим применением их в практической деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до остальных участников практической  деятельности: оформлять свою мысль в устной речи;
  • слушать и понимать речь других;
  • читать и пересказывать текст;
  • совместно договариваться о правилах общения и следовать им;
  • учится выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса являются формирование умений:

  •  описывать признаки предметов и узнавать по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • определять последовательность действий.

Формы проведения итогов реализации программы внеурочной деятельности: практические работы, проекты, выставки, проведение тестирования.

Содержание работы структурировано в виде 6 разделов-модулей:

Разделы программы

1

"Здоровье - это здорово»

5

2

"Продукты разные нужны, продукты разные важны"

6

3.

  "Режим питания»

3

4

  "Энергия пищи"

5

5

"Где и как мы едим"

8

6

"Ты - покупатель

8

Всего часов

35

Календарно-тематический планирование курса «Час общения» для 5 класса

Тема занятия

Форма занятия

Дата (по плану)

Дата (фактическая)

Тема 1. Здоровье - это здорово – 5 ч

1/1

Здоровье-это здорово

обсуждение

6.09

2/2

Правила ЗОЖ

обсуждение

13.09

3/3

Я и мое здоровье

образно-ролевые игры

20.09

4/4

Мой образ жизни

дискуссия

27.09

5/5

Конкурс плакатов «Мы за ЗОЖ»

конкурсы

04.10

Тема 2. "Продукты разные нужны, продукты разные важны – 6 ч

6/1

Белки

обсуждение

11.10

7/2

Жиры

обсуждение

18.10

8/3

Углеводы

обсуждение

25.10

9/4

Витамины

обсуждение

08.11

10/5

Минеральные вещества

дискуссия

15.11

11/6

Рацион питания

Проектная деятельность

22.11

Тема3. "Режим питания» - 3 ч

12/1

Понятие режима питания

обсуждение

29.11

13/2

Мой режим питания

обсуждение

06.12

14/3

Игра «Составляем режим питания»

ситуационная игра

13.12

Тема 4.  "Энергия пищи"- 5 ч

15/1

Энергия пищи

обсуждение

20.12

16/2

Калорийность пищи

обсуждение

27.12

17/3

Исследовательская работа «Вкусная математика»

Проектная деятельность

17.01

18/4

Влияние калорийности пищи на телосложение

ролевая игра

24.01

19/5

Влияние калорийности пищи на телосложение

дискуссия

31.01

Тема5. "Где и как мы едим" – 8 ч

20/1

Где и как мы едим

обсуждение

07.02

21/2

Мини- проект «Мы не дружим с сухомяткой»

Проектная деятельность

14.02

22/3

Путешествие и поход

обсуждение

21.02

23/4

Собираем рюкзак

обсуждение

28.02

24/5

Что такое перекусы, их влияние на здоровье

обсуждение

07.03

25/6

Поговорим о фаст-фудах

обсуждение

14.03

26/7

Правила поведения в кафе.

обсуждение

21.03

27/8

Ролевая игра «Кафе»

Ролевая игра

04.04

Тема6. «Ты- покупатель» - 8 ч

11.04

28/1

Где можно сделать покупку

обсуждение

18.04

29/2

Права и обязанности покупателя

обсуждение

25.04

30/3

Читаем информацию на упаковке продукта.

обсуждение

02.05

31/4

Ты покупатель.

обсуждение

09.05

32/5

Сложные ситуации при покупке товара

обсуждение

15.05

33/6

Срок хранения продуктов. Упаковка продуктов.

обсуждение

16.05

34/7

Мини-проект «Правильное питания и здоровье человека»

Проектная деятельность

23.05

35/8

Составление формулы правильного питания.

дискуссия

30.05

    Методическая литература:

  1. Аленов М. Энциклопедия живописи. М., 2004.
  2. Безруких М. М.,ФилипповаТ.А.,Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие.-М.: Олма-Пресс,2011.
  3. Безруких, Т. А. Филиппова .Формула правильного питания: Рабочая тетрадь/ - М.: Олма Медиа Групп, 2014.;
  4. Безруких, Т. А. Филиппова .Формула правильного питания: Блокнот /- М.: Олма Медиа Групп, 2014;
  5.  Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология./ М., 2002. 414 с.
  6. Климович Ю.П.  Учимся правильно питаться. Для учителей, работающих по программе «Разговор  о правильном питании»/- Волгоград: Учитель, 2007.
  7. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. 30 уроков здоровья: Методическое пособие/ - М.: ТЦ «Сфера», 2001.
  8. Похлебкин В. В. История важнейших пищевых продуктов./- М., 2000. 350 с.
  9. Похлебкин В. В. Из истории русской кулинарной культуры./-М., 2004.
  10.  Похлебкин В. В. Тайны хорошей кухни./- М., 2001. 330 с.
  11.  Похлебкин В. В. Кулинарный словарь./- М., 2000. 500 с.
  12. Симоненко А. Основы потребительской культуры. Пособие для учителей./- М., 2005.